«РАССМОТРЕНО» МО учителей Руководитель МО________ Румянцева Н.А. ________________ Протокол №___ от «___________» 2017 г |
«СОГЛАСОВАНО» зам. по УВР ________________ О.А. Забелина «___»___________2017 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»: директор школы _______________ Л.Г. Кибитцева «___»_________2017 г.
|
Рабочая программа дополнительного образования
(общеинтеллектуальное направление)
1ступень
(ступень образования) один год
(срок реализации программы)
Количество часов в неделю – 1 час.
Программа разработана на основе программы А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» М.:
Просвещение, 2009
Составитель: Мухина Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
Сладково
2017
Рабочая программа «Мир вокруг нас» составлена на основе Закона «Об образовании» РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011).
Данная программа позволяет реализовать общекольный проект «Агропоколение» и предусматривает создание условий для ознакомления обучающихся начальной школы с жизнью и работой аграриев на селе. Занятия кружка помогут детям получить знания о сельскохозяйственных профессиях и определится с выбором будущего пути.
Программа реализует актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей сельского хозяйства, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников. Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности. Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
• Пропагандировать сельскохозяйственные и иные профессии среди учеников младшего школьного возраста;
• Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
• Научить воспитанников применять на практике полученные знания;
• Формировать представления о природе страны, родного края.
РАЗВИВАЮЩИЕ
• Повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
• Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
• Развивать творческие способности младших школьников.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
• Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
• Воспитывать потребность в общении с природой;
• Воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Программа предназначена для обучающихся 4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Срок реализации образовательной программы – 1 год.
Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю 34 часа в год.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
• контрольно – познавательные игры; • табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме; • отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К концу обучения учащиеся должны знать:
• сельскохозяйственные профессии;
• представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;
• полезные ископаемые родного края; • обычаи и традиции жителей края;
• формы охраны природы.
Обучающиеся должны уметь:
• оформлять календарь природы;
• самостоятельно работать с дополнительной литературой;
• соблюдать правила поведения в природе;
• называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;
• защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;
• анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе; • владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации (сравнивать, анализировать, обобщать).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретическая часть. Как зарождалось сельское хозяйство, орудия труда, специфика работы на земле.
Практическая работа. Групповой проект «Я б в аграрии пошёл, или сельское хозяйство через 100 лет»
Теоретическая часть. Сельские профессии, их роль в жизни человека.
Практическая работа. Защита проектов «Панорама сельскохозяйственных профессий» Родной край – часть большой страны. (8ч.)
Теоретическая часть. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой, границы, история образования.
Практическая работа. Выставка рисунков «Мой край»
Теоретическая часть. История поселка, села, деревни. Достопримечательности.
Практическая работа. Создание путеводителя.
Теоретическая часть. Люди, прославившие Сладковский район своим трудом Практическая работа. Посещение районного краеведческого музея «Передовики сельского хозяйства». Проект «Мои предки – работники села». Создание сборника проектов. Природа родного края.(13ч.)
Теоретическая часть. Многообразие растений родного края. Значение растений для человека. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Практическая работа. Создание презентации «Растения нашего края»
Теоретическая часть. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным. Практическая работа. Создание презентации «Животные нашего края»
Теоретическая часть Реки, озера родного края. Обитатели водоемов.
Практическая работа. Составление сборника «Обитатели наших водоёмов». Создание презентации «Гляжу в озёра синие…»
Теоретическая часть. Знакомство с «Красной книги Тюменской области». Мы и наше здоровье. (8ч.)
Теоретическая часть. Показатели здоровья. Режим дня. Здоровый образ жизни. Человеческий организм.(3ч.)
Теоретическая часть. Особенности человеческого организма. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Как циркулирует кровь? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо? Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?
Практическая работа. Создание «Книги рекордов Гиннеса» нашей школы.
Теоретическая часть. Наша пища и витамины. Вредные и полезные продукты.
Практическая работа. Составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания.
Теоретическая часть. Алкоголь, никотин, наркотики. Как уберечься от вредных привычек.
Практическая работа. Выпуск газеты «Береги здоровье смолоду!» Праздник «Я выбираю здоровье».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название раздела |
кол-во часов |
1 |
Я живу в селе |
4 |
2 |
Родной край – часть большой страны |
8 |
3 |
Природа родного края. |
13 |
4 |
Мы и наше здоровье. |
8 |
6 |
Подведение итогов. |
1 |
Итого: |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЕ «МИР ВОКРУГ НАС» 4 КЛАСС
№
|
Название раздела и тем |
Количество часов |
Дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
план |
факт |
||
Я живу в селе. |
4 |
2,5 |
1,5 |
|
|
|
1 |
Как зарождалось сельское хозяйство. |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Орудия сельского хозяйства, специфика работы на земле. |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Практическая работа. Групповой проект «Я б в аграрии пошёл, или сельское хозяйство через 100 лет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
4 |
Защита проектов |
1 |
|
1 |
|
|
Родной край – часть большой страны |
8 |
1 |
7 |
|
|
|
5 |
Мой край на карте Родины. |
1 |
1 |
|
|
|
6 |
Путешествие по моему селу. История села Сладково (экскурсия в районный краеведческий музей) |
1 |
|
1 |
|
|
7 |
Путешествие по моему селу (экскурсия по селу) |
1 |
|
1 |
|
|
8 |
Путешествие по моему селу (создание виртуального альбома) |
1 |
|
1 |
|
|
9 |
Люди, которыми мы гордимся. Механизаторы и агрономы района (экскурсия в районный краеведческий музей) |
1 |
|
1 |
|
|
10 |
Люди, которыми мы гордимся. Животноводы района, их вклад в развитие животноводства (экскурсия в |
1 |
|
1 |
|
|
|
районный краеведческий музей) |
|
|
|
|
|
11 |
Люди, которыми мы гордимся. Передовые хозяйства советского времени (экскурсия в районный краеведческий музей) |
1 |
|
1 |
|
|
12 |
Проект «Мои предки – работники села». Создание сборника проектов. |
1 |
|
1 |
|
|
|
Природа родного края. |
13 |
4 |
9 |
|
|
13 |
Такие удивительные растения! |
1 |
1 |
2 |
|
|
14 |
Такие удивительные растения! |
1 |
|
|
|
|
15 |
Такие удивительные растения! |
1 |
|
|
|
|
16 |
Животные. |
1 |
1 |
2 |
|
|
17 |
Животные. |
1 |
|
|
|
|
18 |
Животные. |
1 |
|
|
|
|
19 |
Водоёмы |
1 |
1 |
2 |
|
|
20 |
Водоёмы |
1 |
|
|
|
|
21 |
Водоёмы |
1 |
|
|
|
|
22 |
Кладовая земли родного края. |
1 |
1 |
2 |
|
|
23 |
Кладовая земли родного края. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Кладовая земли родного края. |
1 |
|
|
|
|
25 |
«Красная книга Сладковского района» |
1 |
|
1 |
|
|
|
Мы и наше здоровье. |
8 |
3 |
5 |
|
|
26 |
Что значит, быть здоровым человеком? |
1 |
1 |
|
|
|
27 |
Человеческий организм. |
3 |
1 |
2 |
|
|
28 |
Человеческий организм. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Человеческий организм. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Питание – основа жизни. |
1 |
1 |
1 |
|
|
31 |
Питание – основа жизни. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Вредные привычки |
1 |
|
1 |
|
|
33 |
Праздник «Я выбираю здоровье». |
1 |
|
1 |
|
|
34 |
Подведение итогов. |
1 |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
11,5 |
22,5 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.