Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
24.10.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы
Метод проектов является базовой образовательной технологии, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа «Мои первые проекты».
РП- ВД Мои первые проекты.doc
Рабочая  программа  внеурочной  деятельности «Мои первые проекты»                                               Разработчик : учитель начальных  классов                                                              ГБОУ Инженерно­Технологической  школы № 777                                                  г. Санкт­Петербурга                                                 Евсевлеева  Елена Викторовна 2019г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.  Сегодня   конкурентоспособность   человека   на   рынке   труда   во   многом   зависит   от   его способности   овладевать   новыми   технологиями,   адаптироваться   к   изменяющимся   условиям   труда. Одним из  ответов системы  образования на этот запрос времени  является идея  компетентностно­ ориентированного образования.  Метод   проектов   является   базовой   образовательной   технологий,   поддерживающей компетентностно­ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более   приспособленным   к   жизни,   умеющим   адаптироваться   к   изменяющимся   условиям, ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных   коллективах,   потому   что «проектная   деятельность   является   культурной   формой   деятельности,   в   которой   возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». С целью обучения учеников начальных классов  такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа «Мои первые проекты». Цель   программы:  обучить   детей   работе   над   проектами;   формировать   ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем. Задачи: o формировать навыки сотрудничества; o формировать навыки   презентации; o обучить способам сбора и первичной обработки информации; o формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом; o формировать умение планировать свою работу над проектом; o формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом. Планируемые результаты:  Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?   o o o o o o o o    Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; запрашивать   необходимую   информацию   у   эксперта   (учителя,   консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно­следственные связи;  Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования;  o o умение взаимодействовать с любым партнером;  o o o навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;  навыки делового партнерского общения;  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;  Коммуникативные умения: инициировать   учебное   взаимодействие   со   взрослыми   ­   вступать   в   диалог, задавать вопросы и т.д.  вести дискуссию;  отстаивать свою точку зрения;  находить компромисс;  интервьюирования, устного опроса и т.д.  Презентационные умения и навыки: монологической речи;  уверенно держать себя во время выступления;  артистические умения;  использовать различные средства наглядности при выступлении;  отвечать на незапланированные вопросы, o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o Этапы работы над проектом: 1. Поисковый определение тематического поля и темы проекта; поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта. 2. Аналитический анализ имеющейся информации; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;  анализ ресурсов. выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). 3. Практический 4. Презентационный 5. Контрольный Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. Перечень возможных форм продуктов: видеофильм выставка газета, журнал игра постановка праздник o o o коллекция мультимедийный продукт справочник Перечень возможных форм презентаций: демонстрация готового продукта выставка реклама спектакль o o o o СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год Тренинговые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи. Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными   доступными   нам   методами   создания   проектов   (наблюдение,   составление   плана, выполнение   по   этапам,   выбор   информации   и   др.).   Чем   проект   отличается   от   исследования. Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание   суждений.   Знакомство   с   классификацией.   Знакомство   с   умозаключениями.   Как правильно  делать умозаключения. Работа с книгой.  Какие книги  считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о  своем проекте. План своего выступления.  Представление результатов деятельности. Мини­конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.  Учебно-тематический план 1 год № п/п Темы занятий 1­2 3­4 5 6 7­8 9­11 Мир   вокруг   нас.   (Наблюдение   за   природой,   Умозаключения,   выводы событиями   и   т.п.).   увиденного. Проект.   Что   это?   Где   использует   человек проекты, с  какой целью?  Как увидеть  проблему? Что   такое   суждение.   Чем   проект   отличается   от исследования. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему    Главное   и   второстепенное.   Практические задания типа «что сначала, что потом…».  Рисунок,   схема,   график.   Практические задания по созданию схем, графиков Классификация.   Практические   задания   на классифицирование   предметов   по   разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Количество часов 2 Дата проведения 2 1 1 2 3 12 ­13 14­21 22­24 Как работать с книгой. Научные книги. Творческие   учебные   проекты   (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников   информации,   создание проекта, подготовка к презентации)   описание, Мини­конференция.   (Обработка   полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта) Итого:  2 8 3 33 2 год Содержание программы Тренинговые     задания     включены   в   каждое   занятие,   имеют   разные   акценты:   проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.  Проект.  Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Наблюдение   младших   школьников   за   окружающим   миром.       Знакомство     с   приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.) Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов. Практическая работа  на выдвижение гипотез, постановка цели проекта Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем   проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану. Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся  на выполнение творческих проектов. Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.  Индивидуальная консультативная  работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа. Представление результатов деятельности . Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Учебно­тематический план 2 год № п/п 1­2 3­4 5­11 12 13 14      15 16 17 18 Темы занятий Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. Кол. час. 2 Распределение   учащихся   по   проектным   группам.   Персональные   и групповые проекты.  Выбор темы творческого проекта  Индивидуальные  проекты  Подбор методов исследования Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Гипотезы и идеи. Искусство делать сообщения. Обработка полученных результатов. Итог работы. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. 2 7 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 ­23 24­25 26­27 28­29 30 31­34 Проектирование – познание в действии.. Практическая работа. Гипотезы и идеи. Искусство делать сообщения. Обработка полученных результатов. Итог работы. Подготовка отчёта. Подготовка презентации. Подготовка выступления. Презентация. Заслушивание   всех   проектов.   Вопросы   авторам,   высказывание собственных суждений. Итого: 1 1 1 2 2 2 2 1 4 34 Тренинговые   задания   включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование Содержание программы основных вопросов, обозначение границ проектов. Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных 3 год проектов.  Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».  Направление будущей проектной работы Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы. Разработка   гипотез     проектирования,   в   том   числе   и   нереальных   –   провокационных   идей. Совершенствование   владения   основными   методами   проекта.   Сбор   и   обработка   информации (зафиксировать   получение   знаний).   Анализ   самых   интересных   находок     в   группе.   Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.   Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала. Подготовка   отчёта.   Дать   определения   основным   понятиям,   подготовить   сообщение   по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы. Представление  результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.    Работа   над   определениями   основных   понятий.   Умение   отвечать   на   незапланированные вопросы.  Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки. №п/п Темы занятий Учебно­тематический план 3 год Количество часов 1 2 3 4­7 8 ­17 18­23 24­27 Проектная   деятельность,   формы   продуктов   проектной   деятельности. Виды презентаций проектов. Распределение   учащихся   по   проектным   группам.   Персональные   и групповые проекты.  Выбор темы творческого проекта   Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Проектирование   –   познание   в   действии.   Практическая   работа.   Подбор методов проектирования Правильное   мышление   и   логика.   Практические   задания   «как   делать обобщения». Гипотезы и идеи. Искусство делать сообщения. Структурирование текста 1 1 1 4 10 6 4 28­29 30 31 32 33­34 Обработка полученных результатов. Итог работы. Подготовка отчёта. Подготовка презентации. Подготовка выступления. Заслушивание   всех   проектов. собственных суждений.   Вопросы   авторам, Итого:    высказывание 2 1 1 1 2 34 4 год Тренинговые     задания     включены   в  каждое   занятие,   имеют   разные   акценты:     актуализация Содержание программы проблемы (выявить проблему и определить направление будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам: Фантастические ­ ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах); Эмпирические ­ связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы; Теоретические   темы   ­   ориентированные   на   работу   по   изучению   и   обобщению   фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Ассоциации   и   аналогии.   Практические   задания   на   ассоциативное   мышление,   на   создание аналогий. Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и  нереальные ­ провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбрать методы проекта) Сбор   и   обработка   информации   (зафиксировать   получение   знаний).   Анализ   и   обобщение полученных результатов (структурировать материал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление  определённого алгоритма  систематизации определённых данных. Представление   результатов   деятельности.   Подготовка   отчёта   (дать   определения   основным понятиям,   подготовить   сообщение   по   результатам   проекта,   использовать   рисунки,   таблицы, подготовить выступления). Убеждение  других, доказывая свою точку зрения.  презентацию     Учебно­тематический план 4 год № п/п 1­2 3­4 Темы занятий Кол.часов Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы.  Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, 2 2 5 ­ 6 7­8 9­10 11 ­16 17 ­ 26 27 ­ 31 32­34 на создание аналогий.  Определение социально­значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта. Направление проекта. Актуализация проблемы. Разработка гипотезы и методов проекта. Сбор информации, обработка информации. Наблюдения и  проектирование. Создание проектов. Структурирование   материала, Подготовка презентации. Подготовка выступлений. Презентация проектов.   обобщение   полученных   результатов. Итого: Список литературы:  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых  2 2 2 6 10 5 3 34 компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской  области. 2003. 2.  Голуб   Г.Б.,   Чуракова   О.В.   Технология   портфолио   в   системе   педагогической   диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004. 3 . Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about 4.   Новикова   Е.Б.   Проектная   деятельность   как   способ   организации   учебно­воспитательной   работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3. 5.   Рохлов   В.С.   Организация   проектной   деятельности   в   школе.  http://bio.1september.ru/articlef.php? ID=200501404  Приложение 1 Критерии для оценки сформированности  коммуникативной компетентности Уровень I (начальная школа) 1 балл 2 балла Письменная  коммуникация Устная  презентация Продуктивная  коммуникация (работа в  группе) Ученик изложил вопрос с соблюдением норм  оформления текста, заданных образцом. Ученик выстроил свою речь в соответствии с  нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или  самостоятельно. Ученик повторил нужный фрагмент своего  выступления в ответ на уточняющий вопрос. Ученики высказывались, следуя теме и  процедуре обсуждения, если учитель  выступал в роли координатора дискуссии. Ученики высказывали идеи, возникшие  непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы,  если к этому стимулировал учитель.  Ученик изложил вопрос с соблюдением  норм оформления текста и вспомога­ тельной графики, заданных образцом. Ученик выстроил свою речь в  соответствии с нормами русского языка,  обращаясь к плану, составленному с  помощью учителя или самостоятельно. Ученик привёл дополнительную инфор­ мацию в ответ на уточняющий вопрос. Ученики в основном самостоятельно  следовали процедуре обсуждения,  установленной учителем. Ученик высказывал идеи, подготовленные  заранее. Критерии для оценки сформированности  информационной компетентности Уровень I (начальная школа) Поиск  информации 1 балл 2 балла Ученик задал вопросы, указывающие на  отсутствие информации, во время  выполнения того действия, для которого  необходима эта информация. Ученик продемонстрировал владение  информацией из указанного источника. Ученик задал вопросы, указывающие на  отсутствие конкретной информации, во время  обсуждения с руководителем общего плана  деятельности в рамках проекта. Ученик зафиксировал исчерпывающую инфор­ мацию из указанного учителем источника. Обработка  информации Ученик изложил полученную  информацию. Ученик воспроизвёл аргументацию и  вывод, содержащийся в изученном  источнике информации. Ученик изложил те фрагменты полученной  информации, которые оказались новыми для  него, или задал вопросы на понимание. Ученик привёл пример, подтверждающий  вывод, заимствованный из источника  информации. Критерии для оценки сформированности  компетентности решения проблем Постановка  проблемы Целеполагание и  планирование Оценка  результата Уровень I (начальная школа) 1 балл подтвердил   Ученик понимание проблемы, сформулированной учителем.   Ученик   подтвердил   понимание   цели   и задач   проекта,   сформулированных учителем. После   завершения   проекта   ученик рассказал,   что   было   сделано   в   ходе работы над проектом. После   завершения   проекта   ученик описал полученный продукт. Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. Ученик   высказал   своё   впечатление   от работы над проектом. 2 балла Ученик объяснил причины, по которым он приступил   к   решению   проблемы, сформулированной учителем. Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.   и После   завершения   проекта   ученик   описал последовательность взаимосвязь   предпринятых действий. На   этапе   планирования   ученик   описал продукт, который предполагал получить. Ученик  привёл аргумент, подтверждающий справедливость   высказанного   оценочного отношения. Ученик   назвал   трудности,   с   которыми   он столкнулся при работе над проектом. риложение 2 Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы) 1. Название проекта: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Почему я начал работу над проектом?  __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 3. Для чего я работал над проектом?  __________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 4. Какой продукт я хотел получить?  __________________________________________________________________ 5. Как я работал над проектом: Дата Что делал Затрачено времени  Вопрос, затруднение Консультант Помощь 6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом? _______________________________________________________________________________________ _____________________________________________ 7. Что нового я узнал, чему научился? _______________________________________________________________________________________ _____________________________________________ 8. Мои впечатления от работы над проектом: _______________________________________________________________________________________ _____________________________________________ Приложение 3 Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом Ученик:______________________________________________ Руководитель:_________________________________________ Название проекта_______________________________________ Решение проблем Содержание Дат а Помощь, оказанная ученику: Работа с информацией Содержание Дата Дата Коммуникация Содержание Приложение 4 Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей Решение проблем                                   Количество  баллов: ______________ а 1 Понимает проблему м е л ­ б о р П е 1 Понимает цель 2 Объясняет выбор проблемы 2 Ставит задачи   и н а в о р и н а л п и   е и н а г а л о п е л е Ц 1 Рассказал о работе над проектом 2 Описал взаимосвязь своих действий 1 Описал готовый продукт 2 Описал ожидаемый продукт 1 Отнёсся к полученному продукту 2 Аргументировал отношение к продукту Высказал впечатление от работы 2 Назвал трудности в работе а 1 т а т ь л у з е р   а к н е ц О Работа с информацией                        Количество  баллов: ______________ и 1 Задаёт вопросы по ходу работы 1 Получил информацию из  источника и 1 Изложил информацию 1 Воспроизвел аргументы и вывод 2 2 2 2 Задаёт вопросы при планировании Зафиксировал полный объём информации (1  источник) Изложил новую информацию или задал  вопросы на понимание Привёл пример, подтверждающий вывод Коммуникация                                     Количество  баллов: ______________ я 1 Соблюдает нормы, заданные  образцом (тема включает 1 вопрос) 2 Использует вспомогательную графику (тема  включает 1 вопрос) я 1 Речь соответствует норме,  обращается к тексту 2 Речь соответствует норме, обращается к плану и ц а м р о ф н и к с и о П   и ц а м р о ф н и   а к т о б а р б О ­ м о к   . м ь с и П и ц а к и н у м м о к   я а н т с У и ц а к и н у м м о к 2 2 2 Привёл дополнительную информацию Самостоятельно следуют теме обсуждения и  процедуре Высказывают мысли, подготовленные по  заданию заранее Уточняющий вопрос 1 Повторил фрагмент выступления я 1 Следуют теме и процедуре 1 Высказываются, относятся к  высказываниям   я а н в и т к у д о р П Всего  баллов: ______________

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои  первые  проекты" для начальной  школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019