Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» (1-4 классы)
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» (1-4 классы)

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.05.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» (1-4 классы)
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны. Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России. Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моё Оренбуржье», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.
Моё Оренбуржье Подольская СОШ.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное  учреждение

« Подольская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Моё Оренбуржье»

(1-4 классы)



 

 

 

 

 

Составитель:

Азнабаева Р.З.

учитель начальных классов

МОАУ «Подольская СОШ»

высшая квалификационная категория

Стаж работы 35 лет

 

 

 

 

 

2017 год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых  документов, определяющих содержание общего образования:

Ø  Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, 29.12.

Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Ø Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р)

Ø Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  (Утверждена распоряжением Правительства РФ  от 29 мая 2015 г. N 996-р)

Ø Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)

Ø Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51/433/16;

Ø Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

Ø СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Ø Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Ø Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

Ø Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Ø Основная образовательная программа начального общего образования МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа », утверждённая приказом директора01/08- 132/1 №   от 31.08.2015 года;

Ø Положение о составлении рабочих программ МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа», утвержденное приказом директора

 

 

 

Учебно-методическое сопровождение:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011

 

1.                  Актуальность программы: Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

   Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моё Оренбуржье», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.

2.                  Цель программы: духовно-нравственное воспитание будущего гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

В процессе изучения  курса  решаются следующие задачи:

-содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории; 

-расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;

-привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности, способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

-развитие  наблюдательности и  способности описывать факты из истории родного края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его;

-воспитание любви к малой Родине;

-экологическое воспитание (показать влияние деятельности человека на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитание чувства ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека);

-развитие логического мышления, речи, памяти;

-развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;

-выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию;

-воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и края.

          Основное   направление  курса «Моё Оренбуржье» - познавательная, исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников

              Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родное село, область, их достопримечательности, а также знакомятся с историей своей школы. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате  формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

             Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.  Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

 

3. Формы организации внеурочной деятельности: групповая, парная, индивидуальная деятельность.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, презентаций, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, игры с использованием компьютерной техники, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, поделок для ветеранов, родителей, выставки, создание творческих проектов, подготовка мини проектов, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов; консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, выступлению), участие в акциях.

Выбор методов  и средств  определяется содержанием, формой внеурочной деятельности. Для привлечения учащегося к той или иной форме  внеурочной деятельности  применяются следующие репродуктивные методы:

1. Метод стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

2. Метод соревнования. Соревнование - это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно детям.

3. Метод поощрения. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются.

В условиях необходимости формирования универсальных учебных действий  чаще предполагается использование методов, организующих  самостоятельную  работу учащихся - активных методов, по сравнению с пассивными, при которых учащиеся  только слушают и смотрят. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП.

Наряду с традиционными методами (словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный и др.), в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, краеведческо-туристские технологии, проектные технологии.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании се­бя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде оби­тания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произве­дений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, на­рода, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее сво­его языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

 

5. Сроки реализации программы и режим занятий.

Данная программа курса  «Моё Оренбуржье» рассчитана  на 4 года, на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа  для обучающихся  2 – 4 классов. Продолжительность занятий     35 минут  (1-е полугодие 1 класс)   и 40 мин  (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы),  в рамках вне учебного компонента. Занятия  по курсу «Моё Оренбуржье» осуществляются  во второй половине дня. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.

 

6. Система оценки достижений учащихся

На занятиях курса «Моё Оренбуржье»  отметки не ставятся. Учащиеся могут отвечать на поставленный вопрос, так как его понимают, чувствуют и видят. Задача учителя – с уважением принять ответ.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности и радости, помогать в приобретении знаний, которые будут способствовать воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за свою малую родину.

За время работы по данному курсу необходимо установить его положительное влияние на рост духовной культуры обучающихся, сформировать довольно высокий и устойчивый интерес к истории и культуре своей малой родины, стремлению осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему.

Изучение каждого раздела включает очные и заочные экскурсии, творческие работы, мини-проекты, презентации проектов учащихся,  с помощью которого учитель определяет эффективность обучения по данному курсу.

 

7. Ожидаемые результаты.

 

В результате реализации  программы «Моё Оренбуржье» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и  его   историю, осознание ответственности  за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного  на основе знакомства с  культурой  родного края;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;                                     

 - умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;

- умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

- принимать и выполнять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;                 

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику РФ, Оренбургской  области, Красногвардейского района;

- описывать достопримечательности родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной, сельской библиотек, ресурсов   Интернет;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Оренбургской области и атласом;

- работать с  картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности в группе, паре;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

- название страны, региона, где живет учащийся, района, своей деревни, улицы;

- символику страны, области, района, сельского поселения;

- традиции русского народа, населения края и семьи;

  - достопримечательности родного края, известных людей  своего района, села;

  - правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;

- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

- водоемы, их значение и меры охраны;

- полезные ископаемые, особенности почв региона;

- технологию изготовления поделок из природного материала.

- правила ТБ на занятия, правила поведения в музее.

Обучающиеся должны  научиться:

- работать с картой;

-собирать, анализировать, оформлять информацию, результаты простейшей исследовательской и поисковой деятельности;

- видеть и понимать красоту живой природы;

- вести простейшие наблюдения в природе;

- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- проводить самостоятельно наблюдения в природе;

- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

- самостоятельно находить в литературе и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

- составлять небольшие рассказы, мини проекты о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности    качеств личности:

- патриотизм и гуманизм;

- любовь к людям и природе;

- ответственное отношение к окружающей среде;

- доброжелательность к живым существам;

- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,                     

 -культура общения, интеллигентность как высшей меры воспитанности;

  -стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

- приобретение практических навыков поведения в природе;

- активная жизненная позиция детей;

- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

- разумное отношение к своему здоровью;

-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

-способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;

- направленность личности в профессиональном выборе;

- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

- выбор личных, жизненных приоритетов.

   Воспитательные результаты  обу­чающихся распределяются по трём уровням.

  Первый уровень результатов - приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для дос­тижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и дополнительном образовании) как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

    Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным че­ловеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представите­лями различных социальных субъектов за пределами образо­вательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су­щественно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;   на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци­ально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

 Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей. 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

-    ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

-   характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-  индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

 Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

  Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями  (рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения  и навыки при составлении кроссвордов.

8. Формы подведения итогов:

Формы подведения итогов реализации данной программы:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),

- участие в социальных акциях,

 - выставки рисунков;

- защита проектов;

- создание и пополнение папки «История моей семьи»;

- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;

- оформление страниц Портфолио ученика.

- конференции  (участие  обучающихся в классных, школьных  мероприятиях) и т.п.

 

Структура программы

     № темы

Название темы

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина. Наш район, наше село

         44ч

  2.

Наша область

58ч

  3.

Люди нашего края

24ч

  4.

Итоговое занятие

 

Итого

135 часов

 

Программа содержит три  основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш район, наше село», «Наша область», «Люди нашего края».  Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.  Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. 

Широко используются местные ресурсы: культурные учреждения и предприятия села, Подольский народный историко - краеведческий музей, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности

 Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности села, района). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Красногвардейского района и Оренбургской области, о богатстве растительного и животного мира.            

 

Учебно - тематический план       

1 класс.

  

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

 

12

 Тема1. Моя маленькая родина. Наш район, наше село.

 

1-2

2

Введение.

Где мы живем. Край твоих предков. История  села.

Что мы будем изучать.

Экскурсия по  селу на тему: «Мой  край».

 

3

1

Моя школа – мой дом.

 

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьной  библиотеки. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

4

1

Из истории школы. Традиции школы.

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения.

5

1

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой

6

1

Учреждения нашего села.

Экскурсия на почту, в сельскую библиотеку

7-8

2

Все работы хороши, выбирай на вкус.

Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях родителей

9

1

Символы нашего сельского поселения, нашего района.

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба Красногвардейского района.

10-11

2

Как жили наши предки?

Экскурсия в краеведческий музей

12

1

Конкурс рисунков «Наше село»

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса

 

15

Тема 2.Наша область.

 

13

 

1

 

Географическое положение Оренбургской области. Наша область на карте России

История области, его границы, символы области.

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках. Сформировать  представление об  истории возникновения и развития Оренбургской области. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области. Практическая работа: Оренбургская  область  на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

14

1

Четыре времени года в Оренбургской области. Осень.

Экскурсия. Наблюдение.

15

1

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья.

Заочная экскурсия. Практическая работа: рисование на тему «Оренбургский пуховый платок».

16

1

Традиции и праздники родного края.

Ролевая игра, подвижные игры.

17

1

Четыре времени года в Оренбургской области. Зима.

 Экскурсия. Наблюдение.

18

1

 Растительность нашего края. Разнообразие растений.

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  области. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

19

1

Красная книга Оренбуржья. Растения.

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

20-21

1

 Животный мир Оренбуржья. Разнообразие животного мира.

Беседа: животные, обитающие на территории  области.

Экскурсия в краеведческий музей

22-23

1

Красная книга Оренбуржья. Животные.

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Оренбургской  области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Подведение итога конкурса.

24

1

Проектная работа. Составление Красной книги своего края на основе рисунков детей.

Проектная работа.

25

1

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки.

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой, умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

26

1

Четыре времени года в Оренбургской области Весна.

Экскурсия. Наблюдение.

27

1

 Что растет на полях нашей области.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края. Устное описание растения (по выбору)

 

6

Тема3. Люди нашего края.

 

28

1

 Труд людей нашего  края. Знатные труженики села и района.

Фронтальная беседа: Дать  первичные  сведения  о крупных  предприятиях области, о людях, работающих  на них. Встреча с тружениками села. Беседа.

29-30

1

Красногвардейцы  - Герои  Советского Союза.

Экскурсия в Аллею Славы с. Плешаново

31

1

Выпускники нашей школы – гордость школы.

Заочное знакомство. Встреча.

32

1

Мой вклад в процветание моего поселка

Операция «Чистый школьный двор»

33

1

Итоговое занятие «Моё Оренбуржье»

 

Викторина

 

Учебно - тематический план

2 класс.

 

№ занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

 

10

Тема 1. Наше село, район

 

1

1

Красногвардейский  район на карте Оренбургской области. Символика.

Работа  с картой Оренбургской области.

 История и описание герба Красногвардейского района.

2

1

Заселение территории Красногвардейского района

Знакомство с историей заселения Красногвардейского района

3

1

Народы, заселяющие населенный пункт. Традиции народов,  живущих в селе

 

Праздник национальных культур

4

1

 Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Фронтальная беседа: продолжить знакомство   и  углубить  знания учащихся  об  истории строительства с. Подольск, Луговск.

5

1

Родословная моей семьи.

Практическая работа: Создание генеологического дерева семьи

6-7

2

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края

Исследовательская работа

8

1

Достопримечательности  Красногвардейского района. Главные исторические и культурные памятники.

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего района.  Рассматривание и обсуждение.

9 -10

2

Подольский дендросад

История создания

Экскурсия в дендросад

 

15

Тема 2. Наша область

 

11

1

Наши далекие предки. Население края в древности.

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений, презентаций).

12

1

Жилища наших предков.

Защита собственных исследовательских проектов. «Я бы построил дом…».

13

1

От Золотой Орды до Оренбургской губернии

Фронтальная беседа об основании Оренбурга, образовании Оренбургской губернии

14

1

Образование Оренбургской области.

Беседа

15

1

Символика Оренбургской области: области: флаг, гимн, герб. История их создания

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах  области. Сформировать  представление  о  территории  области, географических  объектах.

16

1

Занятия жителей  Оренбургской области

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование  орудий труда.

17

1

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

18

1

Водные ресурсы. Реки Оренбургской области. Откуда берут начало и где заканчиваются.

Фронтальная беседа. Практическая работа:  обучение работе с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Меры по охране водных объектов.

19

1

Растительность. Растительный мир нашего края.

Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира. Экскурсия.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области, зарисовки.

20

1

Растительность. Растительный мир нашего края. Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу».

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Оренбуржья.

21

1

Животный мир. Животный мир Оренбургской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

 Знакомство  учащихся  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Оренбургской области.

22

1

Изготовление кормушек для птиц.

Практическая работа: изготовление кормушек для птиц. Индивидуальная и групповая работа. Привлечение родителей.

23

1

Животный мир. Насекомые нашей области.

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

    24-25

2

Экскурсия в Подольский народный историко-краеведческий музей.

Знакомство с животным и растительным миром Оренбургской области. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов экскурсии.

 

9

 Тема 3.Люди нашего края

 

26

1

Наши земляки - участники Великой Отечественной войны

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность.

27-28

2

Герои Советского Союза Красногвардейского района

Экскурсия в Аллею героев с. Плешаново

29

1

 Поэты, писатели нашего края.

Познакомить   с творчеством  поэтов, писателей края. Практическая работа:  конкурс стихов поэтов Красногвардейского района.

30

1

Труд людей нашего района

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о жителях, которые прославили своим трудом наш край.

31

1

Мой вклад в процветание моего села

Операция «Чистый двор»

 

3

Итоговые занятия

 

32

1

Игра – викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

33-34

2

Экологический десант.

Экскурсия в березовую рощу

Учебно - тематический план

 3 класс

№  занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

 

10

 Тема 1. Наше село, район, районный центр

 

1

1

Появление сел Подольск, Луговск, Красиково. Название сёл

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении сёл.

2

1

История названий улиц  нашего села. Улица, на которой живу я.

Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок». Творческая работа: мои предложения  названия улиц нашего села

3-5

3

Экскурсия. Красиковский Яр (природный памятник) + ГЭС(исторический памятник)

Экскурсия Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

6

1

Экологические проблемы рек и родников своей местности.

 Беседа

7

1

 Наше  село, район,  в годы ВОВ.

Практическая работа: Вклад жителей города и района в победу над врагом. 

8

1

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего села, если бы был главой сельской администрации»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах.

9-10

 

Экскурсия в Подольский народный историко –краеведческий музей

Практическая работа: описать (по результатам экскурсии)  достопримечательности музея. Зарисовки.

 

13

 Тема 2. Наша область

 

11

1

Наш край в древности

Беседа о первых жителях, поселения родовых общин каменного и бронзового веков. Охотники за мамонтами. Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины. Савроматы и сарматы

12

1

По следам А.С. Пушкина в Оренбуржье

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) 

13

1

Люди, прославившие  Оренбуржье

 Беседа по содержанию. Практическая работа:  собрать информацию о людях, прославивших Оренбуржье

14

1

Достопримечательности Оренбуржья

Заочная экскурсия по интересным местам Оренбургской области

15

1

Чем богата земля Оренбургская

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

16

1

Главные предприятия Оренбуржья

 

17

1

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион», рисунки  цветов, растений.

18

1

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны

Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах..

19

1

«Узнаю я их по голосам…» Птицы Оренбуржья

Слушание голосов птиц. Рисование              (раскрашивание) птиц.

20-21

2

Экскурсия в Подольский народный историко – краеведческий музей

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Птицы и животные нашей местности»

22

1

Природные памятники Оренбуржья

 Работа в сети Интернет

23

1

Бузулукский бор: история образования, исследования и современное состояние крупнейшего лесного массива Оренбургской области.

Беседа

 

7

Тема 4. Люди нашего края

 

24

1

Оренбуржье  в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

25

1

Великая Отечественная война в истории моего края, моего села, моей семьи (участие  в классной конференции).

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

     26

1

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

27-29

3

Вечная память героям!

Экскурсия в Парк Славы с. Плешаново

30

1

Почетные граждане нашего сельского совета

Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края»

 

4

Повторение, обобщение:

 

31

1

Составление и разгадывание кроссвордов.

Практическая работа: составление и разгадывание кроссвордов. Кроссворд «Наш край».

32-33

2

Мой вклад в процветание моего села

Операция «Чистый двор»

34

1

Повторение, обобщение.

Подведение итогов.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 4 класс

№  занятия

 

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

 

12

Тема 1.Наше село, район, районный центр.

 

1-2

2

Моё село   вчера, сегодня и завтра.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Проект:  «Борьба за мечту:  Каким я вижу будущее моего села».

3

1

Моя школа

Знакомство с традициями, историей своей школы

4

1

Что я знаю о символике  моего края.

Беседа по содержанию. Обобщение. Творческая работа.

5

1

Памятники природы района

Беседа по содержанию. Заочная экскурсия. Практическая работа: собрать и оформить информацию об одном из памятников природы

6-8

3

Моховой лес. Ямангульская урема.

Экскурсия.

9

1

Памятные места нашего района. Памятники и мемориалы  героям ВОВ.

Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных  местах нашего района, города (работа в группах). Творческая работа: «Мой эскиз памятника красногвардейцам- участникам  ВОВ».

10

1

Проектная деятельность: сочинение, рисунки, поделки, посвященные теме войны. «Открытка ветерану»

Практическая  творческая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме, изготовить поделки, рисунки

11- 12

2

Экскурсия в Подольский народный историко – краеведческий музей

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).

 

15

 Тема 2. Наша область

 

13

1

Колумбы истории Оренбургской (Кириллов И. К., Татищев В. Н., Неплюев И. И., Рычков П. И.)

Беседа о людях, прославивших Оренбург

 

14

1

 Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)

15

1

История основания Оренбурга. И.И. Неплюев – основатель г. Оренбурга и Оренбургской губернии. Заселение оренбургских степей

Беседа по содержанию.

16

1

Столица  нашей  области-Оренбург

Презентация. Заочное путешествие.

17

1

О Е. Пугачеве в Оренбуржье

Беседа о Е. Пугачеве

18

1

Революционные события в Оренбургской губернии и их отражение в истории будущего Красногвардейского района (Советское время)

 Революционные события в Ивановке.  События в Староюлдашево

Найти информацию о революционных событиях

19-21

1-2

Экскурсия в Кинзельский краеведческий музей.

Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.  Дискуссия.

22

1

Водные ресурсы.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.

23

1

Растительность.  Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов.

Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему «Как мы можем защитить леса».

24

1

Животный мир. Охрана и восстановление животного мира Оренбуржья

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.

25

1

Труженики тыла - фронту.

Фронтальная беседа. Практическая работа:  рисование плаката.

26

1

Города Оренбуржья

Познавательно-исследовательская – знакомство с городами Оренбургской области, что производят, чем знамениты, какие музеи есть…

27

1

Богатства родного края.

 

Сформировать у детей представления о полезных ископаемых Оренбургского края (газ, нефть, соль, медная руда). Способах их добычи и их роли в жизни человека.

 

 

6

 Тема 4.Люди нашего края.

 

28

1

«Ю.А. Гагарин – гордость Оренбурга».

Беседа по содержанию. Сбор информации. Создание презентации

29

1

Красногвардейцы - Герои Советского Союза.

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (электронная презентация) на тему: «Красногвардейцы - Герои Советского Союза».

30

1

.
Расскажи о своем герое

Беседа по содержанию. Творческая работа «Расскажи о своем герое”. Узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом

31-32

1

 Вечная память героям!

Экскурсия  в Аллею  Героев с Плешаново.   Беседа.

33

2

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором».

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах. Защита проектов.

34

1

Подведение итогов.

Подведение итогов курса: Что запомнилось, понравилось. Чему научились. Выставка лучших работ.

 

 

 

Список литературы для учителя:

 

1.      . Кирсанов Н.Ф., Сударчиков В.А. Монография. / Альбом исторической хроники. «Здесь дорого нам всё, ведь мы отсюда родом». //– Санкт-Петербург, 2015 – 272 с.: ил

2.      . Футорянский Л. И. Оренбуржье – великой Победе (к 50-летию Победы в великой Отечественной войне). – Оренбург: изд-во ОГПУ, 1994

3.      Смольников И. Путешествие Пушкина А.С. в Оренбургский край. М., Мысль.

4.      Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1974.

5.      Ведмицкий А.Т. Шевченко в Оренбургской ссылке. Оренбург, 19 60.

6.       Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Л., 1973.

7.      Зобов Ю.С. Историки Южного Урала. Вторая половина XIX – начало XX вв. Оренбург, 1991.

8.  История Оренбуржья.Под ред. Л.И.Футорянского. Оренбург, кн.изд-во, 1996г. В книге излагается исторический путь Оренбуржья с древнейших времен до наших дней. Своеобразие  книги в том, что события излагаются в связи с деятельностью многих известных в истории края личностей.

9.  История родного края. Сост. П.И.Сучков; науч.ред.Л.И.Футорянский. Челябинск, Юж.-Урал.кн. изд-во, 1988г.

10. Оренбургский край: история, традиции, культура: сборник / отв. ред. Г.И. Биушкин. – Оренбург, 2009. – 343 с.

11. Губернаторы Оренбургского края.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999.-400 с

Интернет-ресурсы:

https://uraloved.ru/mesta/orenburgskaya-obl

http://kraeved.opck.org/geraldika/

http://www.chodb.ru/chest/

http://book.uraic.ru/kraevedenie

http://uraloved.ru/literatura/stihi-pro-ural

http://www.rusf.ru/vk/

1. Оренбургские писатели – краеведы /сайт История Оренбуржья http://kraeved.opck.org/biblioteka

2. Ермолаев, Д.Е. Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных общеобразовательных учреждениях // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2011 г. – № 5

URL: http://www.orenobl.ru/poem.php

3. www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал».

4. doshkolnik.ru «Дошкольник – сайт для всей семьи»

5. http://allforchildren.ru/friendsongs/friend.php «Всё для детей» — музыка, сказки, родная речь, поделки.

6. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов, определяющих содержание общего образования: Ø

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов, определяющих содержание общего образования: Ø

Учебно-методическое сопровождение:

Учебно-методическое сопровождение:

Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родное село, область, их достопримечательности, а также знакомятся с историей своей школы

Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родное село, область, их достопримечательности, а также знакомятся с историей своей школы

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления…

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человече­ства, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления…

Регулятивные универсальные учебные действия, т

Регулятивные универсальные учебные действия, т

Прогнозируемые результаты: Обучающиеся должны знать : - название страны, региона, где живет учащийся, района, своей деревни, улицы; - символику страны, области, района, сельского поселения; -…

Прогнозируемые результаты: Обучающиеся должны знать : - название страны, региона, где живет учащийся, района, своей деревни, улицы; - символику страны, области, района, сельского поселения; -…

Воспитательные результаты обу­чающихся распределяются по трём уровням

Воспитательные результаты обу­чающихся распределяются по трём уровням

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т

Учебно - тематический план 1 класс

Учебно - тематический план 1 класс

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба

Оренбургской области. Зима. Экскурсия

Оренбургской области. Зима. Экскурсия

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края

Тема 1. Наше село, район 1 1

Тема 1. Наше село, район 1 1

Подольский дендросадИстория создания

Подольский дендросадИстория создания

Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работе с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работе с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

Великой Отечественной войны Беседа по содержанию

Великой Отечественной войны Беседа по содержанию

Экскурсия. Красиковский Яр (природный памятник) +

Экскурсия. Красиковский Яр (природный памятник) +

Главные предприятия Оренбуржья 171Растительность

Главные предприятия Оренбуржья 171Растительность

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение) 27-293Вечная память героям!Экскурсия в

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение) 27-293Вечная память героям!Экскурсия в

Что я знаю о символике моего края

Что я знаю о символике моего края

Тема 2. Наша область 131

Тема 2. Наша область 131

Индивидуальная консультационная работа

Индивидуальная консультационная работа

Красногвардейцы - Герои Советского

Красногвардейцы - Герои Советского

Смольников И. Путешествие Пушкина

Смольников И. Путешествие Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018