Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
экология
4 кл
03.04.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)
Данная разработка представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности экологической направленности для 4 класса. В программе представлено подробное календарно-тематическое планирование на 34 учебные недели из расчёта 2 часа в неделю. Темы занятий позволяют в доступной форме рассказать детям о том, что нас окружает.
Пояснительная записка Мы и природа 3.docx
Пояснительная записка Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из  важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В  настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно­ нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для  этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.  Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании  бережного отношения к природе. Кружок даёт возможность научить детей необходимым  знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать  необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся  другим жизненно – необходимым навыкам. Для облегчения подачи и появления элементов  увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме. На  занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа,  диспут, игра и т. д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко  воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы.  Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и  картинки. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во  время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят,  предполагает развитие наблюдательности, внимания и т. д. Подготовка к экологическим  праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их  интересы. 2. Участники программы: ­ учащиеся 4 класса. 3. Состав группы: ­ постоянный. 4. Особенности набора детей: ­свободный. 5. Форма занятий: ­групповая. 6. Время существования программы: ­программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения. 7. Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: ­программа рассчитана на 34 учебные недели, на 68 учебных часа. 8 Цель программы: ­ привитие любви к родному краю, познание окружающего мира 9. Задачи курса: Образовательная: ­ систематизировать знание детей об окружающем его мире; ­ учить овладевать методами практической работы экологической направленности; ­ обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной  информации. Развивающие: ­ развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью; ­ развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности,  творческие способности учащихся; ­ развивать коммуникативные способности детей. Воспитательные: ­ воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему  живому; ­ способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников; ­ формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации. 10. Основные направления содержания деятельности: Для решения поставленных в программе задач используются следующие образовательные  технологии:  ­ развивающее обучение; ­ проблемное обучение; ­ исследовательские, проектные методы обучения; ­ технология игрового обучения; ­ обучение в сотрудничестве (групповая работа); ­ здоровьесберегающие технологии. В практике работы используются следующие формы: ­ экскурсии; ­ практические занятия; ­ викторины; ­ игры; ­ спортивные игры; ­ беседы; ­ экологические сказки. 11. Материально – техническое обеспечение: Для проведения занятий по программе имеется материальная база: ­ наличие учебного класса со столами, стульями, доской, ­ техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов; ­ библиотека учебно­популярной и энциклопедической литературы; ­ наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет. 12. Методическая база: ­ наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и др. материалы); ­ инструменты и принадлежности для практических работ; ­ раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши,  фломастеры и др.); 13. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать: ­ какую пользу приносят представители животного мира; ­ некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; ­ Солнце ­ источник жизни на Земле; ­ неживое и живое в природе; ­основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к  условиям существования (примеры); ­ значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); ­ значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила  ухода; Учащиеся должны уметь: ­ узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ­ухаживать за домашними животными и птицами; ­  ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); ­  заботиться о здоровом образе жизни; ­  заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества  жизни; ­улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное  окружение); ­  осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; ­  оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,  выводов; 14. Формирование УУД:  Познавательные: ­ интерес к познанию мира природы; ­ формирование умения обобщать; ­ умение сравнивать Личностные:  ­ принятие обучающимися правил здорового образа жизни; ­ развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; ­ развитие памяти, внимания, воображения. Коммуникативные: ­ развитие умения учебного сотрудничества; ­формировать собственные высказывания; ­ умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: ­ умение взаимодействовать с окружающими; ­ различать допустимые и недопустимые формы поведения в школе; ­ формирование готовности к преодолению трудностей. коммуникативных навыков. Тематическое планирование. № раз­ № за­ Тема Теория Практика дела нятия 1. 2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Введение Что такое экология? Мой дом за окном Мой дом Дом, где мы живём Практическое занятие «Уборка  школьного двора» Откуда берётся и куда девается  мусор? Экскурсия­прогулка «Краски и  звуки зимы» Деревья твоего двора Экскурсия по территории школы Птицы нашего двора Практическое занятие  «Изготовление кормушек для  птиц» Дорога из дома в школу 3. Я и моё окружение 12 Моя квартира 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 4 1 1 1 1 4 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 4. Моя семья Соседи­жильцы Мой класс Практическое занятие «Создание  уюта в классной комнате» Дом моей мечты Комнатные растения в квартире,  классе Практическое занятие «Уход за  комнатными растениями» Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» Экскурсия в лес Животные в доме Гигиена моего дома Уход за квартирой Гигиена класса Практическое занятие «Гигиена  класса» 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 4 1 26 27 28 29 Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню Природа в квартире и в классе Наша одежда и обувь 30­31 Русская народная одежда 5. 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Практическая работа «Уход за  одеждой» Экскурсия в школьный музей Вода – источник жизни Вода в моём доме и в природе Стихи, рассказы о воде и природе Экскурсия к водоёму Весна в нашем селе Экскурсия в лес Вода в жизни растений Вода в жизни животного мира Вода и здоровье человека 1 1 1 2 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 3 1 1 42 43 Личная гигиена Практическое занятие «Как  правильно чистить зубы» 44 ­ 45 Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» 6. Солнце и свет в нашей жизни 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Солнце, Луна, звёзды – источники  света Светолюбивые и теплолюбивые  комнатные растения Практическое занятие по  размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света Отношение к свету и теплу  различных животных Практическое занятие  «Наблюдение света Солнца и  Луны, фонаря, лампы, свечи» Электрический свет и тепло в  моём доме Откуда приходит свет и тепло в  мой дом Телевизор в моём доме Сколько стоят свет и тепло 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 2 2 1 55 Итоговое занятие 7. 8. 56 57 Воздух и здоровье Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в  классе» Мой край 58 ­59 Растительный мир области 60 – 61 Животный мир области 62 63 Исчезающие растения и животные  родного края Экскурсия в краеведческий музей 9. Весенние работы 64 – 65 Практическое занятие по  подготовке почвы к посеву 66 – 67 Практическое занятие по посадке  растений и уход за ними 68 Итоговое занятие Содержание программы 1 1 1 2 2 5 2 3 1 Введение (1 ч) Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения  при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука,  изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего  общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи  между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса  (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. 1. Мой дом за окном (10ч) Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в  городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.  Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника  безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о  выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор.  Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы  бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы  в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать  деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с  многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда  обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека.  Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что  вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай,  троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте.  Маршрутные листы. 2. Я и моё окружение (12 ч) Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха,  покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире,  внутреннее убранство, его значение. Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в  землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего  хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего  и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто  наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции  русского народа. Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо  сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение  обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение  стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и  гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с  учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными  растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту  полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон  и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья  человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил  безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения  их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки. 3. Гигиена моего дома. (10 ч.) Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена  жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность  воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и  газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется.  Правила безопасности при их эксплуатации. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за  комнатными растениями. Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и  гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды.  Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала.  Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История  русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды. 4. Вода – источник жизни (11 ч) Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды  расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная,  загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить  воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как  животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в  организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры,  закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 5. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч) Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения.  Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как  животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего  места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС,  газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в  русской избе. 6. Воздух и здоровье (3 ч) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред  табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание. 7. Мой край (7 ч) Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области.  Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и  животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым  человеком. Красная книга области. 8. Весенние работы (4 ч) Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений.  Уход и наблюдение за всходами. Список литературы: 1. Примерные программы внеурочной деятельности (Начальное и основное образование)  Под редакцией В. А. Горского – Москва «Просвещение» 2011. 2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных океана. ­ Ярославль: Академия  развития, 1997. 3. Ефремов Ю. К. Природа моей страны ­ М.: Мысль, 1985. 4. Рик Моррис "Тайны живой природы ­ М.: Росмэн, 1996. 5. Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: природоведение. ­ Ярославль: Академия развития,  1997. 6. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. ­ Ярославль: Академия развития, 1997 Экология России. Хрестоматия ­ М.,  1995. 7. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В.  Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и природа" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017