Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
7 кл
06.11.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс направлена на изучение природных объектов в их целостности и взаимосвязи с окружающей средой, выработке навыков работы с природным материалом и формирование умений проводить наблюдения и ставить эксперимент. Способствует накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира своего родного края; об условиях обитания отдельных видов растений и животных, что позволяет дополнят и углублять знания по биологии и экологии, полученные детьми на уроках.
курский квест 7 кл.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа внеурочной деятельности
кружок «Курский квест: экологическая тропа»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Макеева Екатерина Анатольевна, учитель биологии и химии
Стаж работы: 20 лет, первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных актов и учебнометодических
документов:
«Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 –ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
письмо департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе
основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03766;
Приказ № 581 от 20 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный
перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
Авторская программа по биологии В.В.Пасечник;
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60»;
Программа развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60».
Количество часов.
Программа рассчитана на 35 ч, по 1 учебному часу из расчета 35 учебных недель
Реализация программы обеспечивается учебнометодическим
комплектом :
1. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.
2. Винокуров Л.А. Редкие исчезающие виды животных. М., 1992.
3. Генкель П.А. Физиология растений. М., 1985.
4. Голубев И.Р., Новиков А.И. Окружающая среда и её охрана. М., 1985.
5. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М., 2001.
6. Небел Б. Наука об окружающей среде. 12 том. М., 1993.
7. Понаморева И.Н. Экология растений с основами биогеоценология. М., 1978.
8. Райков Б.С., РимскийКорсаков А.А. Зоологические экскурсии. М., 1990. 9. Реймерс Н.Ф. “Краткий словарь биологических терминов.” М., 1995.
10.Травникова В.В. Биологические экскурсии. СПб, 2002.
Список литературы рекомендуемой для детей и родителей
1. Адолюр Г.А. Заповедными тропами М., 1980.
2. Биология в вопросах и ответах. Под. ред. В.В. Малахов. М.: "Международные
отношения". 1995.
3. Брем А.Э. Жизнь животных. 13 том. М., 1992.
4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., 1994.
5. Голованова Э.М. Птицы возле дома. Л., 1990.
6. Корабельников В.А., Корабельникова Т.В., Корабельников А.В. Легенды и быль о
собаках. М.: Просвещение; 1993.
7. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М., 1986.
8. Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. Харьков. 1992.
9. Плешоков Л.А. Зеленые страницы. М., 1995.
10. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991.
11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М., 1985.
12. Федоров Ф.В. Грибы. М.,1990.
13. Шапиро И.А. Загадки растениясфинкса, Л., 1992.
Электронные ресурсы к программе
http://www.ecosystema.ru/08nature/photo/index_rus.htm Природа в фотографиях
http://bio.1september.ru/ Газета "Биология"
Современное общество, находящееся в поиске устойчивого развития, понимающего
проблему взаимоотношений человека и природы, всё глубже осознаёт ответственность
человечества перед грядущим поколением. В этих условиях весьма важной
педагогической задачей становится биологоэкологическое образование подрастающего
поколения. Целью такого образования является формирование экологической культуры
учащихся, изменение потребительского отношения ко всему окружающему миру на
созидательную деятельность по его улучшению.
Особо значимым для формирования экологической культуры является изучение
природных объектов в их целостности и взаимосвязи с окружающей средой, выработка
навыков работы с природным материалом и формирование умений проводить наблюдения
и ставить эксперимент. Это способствует накоплению конкретных знаний о разнообразии
растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и
животных. Кроме этого изучение природы помогает формировать такие качества, как
дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскрывает перед юннатами
деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению
природных богатств. Широкий спектр вопросов программы позволяет удовлетворить
разнообразные интересы большого круга учащихся и влиять на их профессиональный
выбор.
В системе экологобиологического образования школа – одно из самых основных
звеньев. Её задача – дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для
дальнейшей профессионально ориентированной деятельности учащихся. Каждый
выпускник должен ориентироваться в главных законах природы, определяющих
устойчивость жизни на Земле, и главных принципах взаимодействия общества и природы,
которые являются следствием этих законов.
Актуальность и педагогическая целесообразность:
Формирование экологической культуры учащихся, изменение потребительского отношения
ко всему окружающему миру на созидательную деятельность по его улучшению – является
первостепенной задачей биологического образования в современном обществе. Необходимость программы.
Изучение природных объектов в их целостности и взаимосвязи с окружающей средой,
выработка навыков работы с природным материалом и формирование умений проводить
наблюдения и ставить эксперимент способствует накоплению конкретных знаний о
разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов
растений и животных, что позволяет дополнят и углублять знания по биологии и
экологии, полученные детьми на уроках.
Соответствие программы качеству образования.
Реализация программы отвечает требованиям нормативно правовых актов в сфере
образования (Закону об образовании, Национальной доктрины образования в Российской
Федерации, Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства
РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования) и
направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность».
Цель программы
Создание оптимальных условий для личностного развития и самореализации школьников;
формирование общей культуры и позитивных жизненных ценностей в процессе эколого
биологической деятельности и развитию мотивации личности к познанию.
Задачи программы
Обучающие:
углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам биологической науки,
развитие интереса к биологии;
формирование научного мировоззрения учащихся и понимание материального единства
живой природы диалектического характера и материальной сущности биологических
явлений, познание путей и направлений развития живой природы и пр.,
Воспитательные:
создание условий для решения задач экологического воспитания учащихся,
проведение мероприятий по охране природы,
формирование бережного отношения к природе;
Развивающие:
развитие научнопрактической деятельности учащихся: их умения вести фенологические
наблюдения,
развитие умение практической деятельности при работе с различными объектами живой
природы и др.
Виды деятельности учащихся
Работа с научнопопулярной литературой;
Выращивание и уход за комнатными растениями;
Наблюдение и постановка опытов;
Помощь животным, попавшим в беду;
Обучающие игры (ролевые, ситуационные, деловые);
Викторины;
Олимпиады; Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Планируемые результаты
Знания о многообразии животного мира;
Общий план строения животных, связь строения и функций;
Роль и место животных в природе, занижение в жизни человека;
Знать особенности животных почвы, их значение в почвообразовании;
Знать многообразие водных животных, их приспособление к жизни в воде и к
сезонным явлениям;
Водоём как природное сообщество;
Многообразие паразитических животных, их приспособления к паразитическому
образу жизни;
Животные леса, роль в природном сообществе;
Животные степей и пустынь: многообразие и приспособления к жёстким условиям
засухи;
Животные тундры и лесотундры: характерные особенности строения и поведения;
Животные сельскохозяйственных угодий, динамика численности животных в
агроценозах;
Взаимоотношения человека и животных в городе;
Привлечение и охрана животных города;
Редкие и исчезающие животные.
Овладеть следующими умениями
Умение ухаживать за домашними животными;
Умение изготавливать коллекции;
Умение создавать презентации;
Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.
Содержание
Введение (2 ч.)
Многообразие животного мира. Общие планы строения позвоночных и беспозвоночных
животных, связь строения и функции организма. Влияние на животных факторов неживой и
живой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность
животных в природе. Значение животных в жизни человека, использование и охрана
животного мира.
I. Животные почвы (4 ч.)
Животные – обитатели почвы. Многообразие почвенных животных. Приспособления к
жизни в почве. Средообразующая роль почвенных животных. Значение почвенных
беспозвоночных для процессов почвообразования.
Демонстрация таблиц, влажных препаратов.
Лабораторная работа:
Изучение строения и передвижения дождевого червя.
Практические работы:
Определение содержания биогумуса методом биоиндикации.
Влияние автотранспорта на состав почвенной фауны.
Экскурсия:
Изучение почвенной фауны.
II. Животные водоемов (6 ч.). Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и
передвижение. Приспособления к жизни в воде и к сезонным изменениям водоема.
Местообитание, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении
численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных
беспозвоночных. Водоем как природное сообщество. Биологическая отчистка воды. Рыбы в
природе и хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум –
модель экосистемы. Демонстрация микропрепаратов, влажных препаратов, таблиц.
Лабораторные работы:
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
Изучение многообразия животных пресного водоема.
Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных
аквариума.
Рыбы местных водоемов. Правила рыболовства.
Экскурсии:
Жизнь животных водоема.
Экскурсия на рыбопитомник.
III. Животные паразиты (2 ч.).
Многообразие паразитических животных. Приспособления к паразитическому образу
жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев.
Использование явления паразитизма в жизни растений. Демонстрация влажных препаратов.
Лабораторная работа:
Изучение строения паразитов.
IV. Животные леса (5 ч.).
Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса;
пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как
общественные насекомые и их роль в жизни леса. Насекомые группы мертвоедов и
навозников, их роль в утилизации животного опада. Животные древесного яруса, и их
взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Насекомые
вредители леса. Роль животных в регуляции численности насекомых, распространение
плодов и семян. Хищные и растительные формы. Сезонные явления в жизни лесных
животных. Демонстрация коллекций насекомых, таблиц, рисунков, видеофильмов.
Лабораторные работы:
Изучение насекомых – вредителей леса.
Изучение голосов птиц.
Экскурсии:
Изучение животных леса по следам деятельности.
Экскурсия по изучению навозников.
Изучение насекомых мертвоедов.
Жизнь птиц (сезонная).
Муравьи – санитары леса.
V. Животные обитатели луга. (3ч.).
Особенности луговой фауны, преобладание насекомых. Покровитель – строение окраска.
Насекомые – опылители растений луга. Влияние хозяйственной деятельности человека на
фауну луга.
Экскурсия:
Животные луга.
VI. Животные степей и пустынь (3 ч.).
Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с
передвижением. Сезонные и суточные изменения в жизни животных. Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей. Демонстрация влажных
препаратов, видеофильмов.
Экскурсия:
Многообразие животных степей и пустынь (виртуальная).
VII. Животные тундры и лесотундры (2 ч.).
Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными
условиями среды. Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности
использования и охраны фауны севера. Демонстрация видеофильмов.
VIII. Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов(8ч.)
Животные сельскохозяйственных угодий. Насекомые – опылители и вредители
сельскохозяйственных культур. Хищные птицы и их роль в ограничении численности
мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодиях
(применение удобрений и ядохимикатов сельскохозяйственной техники мелиорации и др.)
и ее влияния на животный мир. Динамика численности животных в агроценнозах.
Биологические методы защиты растений. Особенности поведения и питания животных
города. Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное
значение городской фауны. Привлечение и охрана животных города. Методы ограничения
численности синантропных грызунов, насекомых. Домашние животные и их роль в жизни
человека. Методы создания многообразия пород, распространенные и редкие породы.
Охрана генофонда домашних животный. Одомашнивание животных и его перспективы.
Управление поведением животных. Демонстрация препаратов, видеофильмов.
Лабораторные работы:
Изучение насекомых вредителей сада.
Изучение насекомых вредителей огорода.
Практические работы:
Изготовление кормушек для птиц.
Изготовление скворечников.
Экскурсии:
Особенности жизни синантропных животных
Экскурсия на ферму крупного рогатого скота Экскурсия на голубятню.
Редкие и исчезающие виды животных
Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие
и исчезающие виды. Красные Книги Международного союза охраны природы (МСОП).
Охраняемые животные Курской области. Методы восстановления их численности. Охрана
местообитания. Значение охраны генофонда. Животный мир – исчерпаемый ресурс система
кадастров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
Демонстрация таблиц, Красных Книг.
№ уроков
Тематическое планирование
Название раздела, глав
Количество часов
1
2
3
4
5
Введение
Животные почвы
Животные водоемов
Животные паразиты
Животные леса
2
4
6
2
5 6
7
8
9
10
Животные обитатели луга
Животные степей и пустынь
Животные тундры и лесотундры
Синантропные и домашние животные, животные
культурных ландшафтов
итого
3
3
2
8
35
Календарно тематическое планирование
№
урока
№
урока
(по разделу)
Дата
проведения
урока
Введение(2ч)
Тема урока
Примечание
2
1
Многообразие животного мира.
Общие планы строения, связь
строения и функции организма.
Влияние на животных факторов
неживой и живой природы. Роль ,
место ,значение животных в
природе.
Животные почвы(4ч)
1
2
1
3
4
5
6
2
3
4
Животные – обитатели почвы.
Многообразие почвенных
животных. Беспозвоночные
Многообразие почвенных
животных Позвоночные.
Средообразующая роль
почвенных животных. Значение
почвенных беспозвоночных для
процессов
почвообразования..Определение
содержания биогумуса методом
биоиндикации
Изучение почвенной фауны. Роль
почвенных организмов в
поддержании круговорота
веществ в природе. Животные водоемов(6ч)
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
1
2
Животные водоемов различных
типов.
Приспособления животных к
условиям пресноводного
водоёма.
Приспособления к жизни в воде
и к сезонным изменениям
водоема
Демонстрация фильма «Глубины
океанов». Приспособления у
животных, обитающих на
большой глубине.
Биологические фильтраторы –
двустворчатые моллюски.
Биологическая отчистка воды
Рыбы в природе и хозяйстве
человека. Эксплуатация и охрана
промысловых рыб
Животные паразиты(2ч)
Многообразие паразитических
животных.
Приспособления к
паразитическому образу жизни.
Постоянные и временные
паразиты. Циклы развития и роль
в жизни хозяев. Выпуск
медицинского бюллетеня
«Осторожно! Паразиты!»
Животные леса ( 5ч.)
15
16
17
18
19
1
2
3
4
5
Лес – природное сообщество.
Животный мир леса.
Население животных травяного
яруса.Муравьи как
общественные насекомые и их
роль в жизни леса.
Насекомые группы мертвоедов и
навозников, их роль в утилизации
животного опада
Животные древесного яруса, и
их взаимоотношения с другими
животными, растениями,
неживой природой
Хищные и растительноядные
животные леса. Роль в
природном сообществе.
Редкие и охраняемы птицы Животные обитатели луга (3 ч.)
наших лесов.
20
21
22
1
2
3
Луг – природное сообщество.
Особенности луговой фауны.
Приспособления животных к
обитанию на лугу.
Насекомые – опылители
растений луга. Птицы луга.
Приспособления к обитанию
на открытых пространствах
Животные степей и пустынь ( 3ч.)
23
24
25
1
2
3
Степь как природное
сообщество. Многообразие и
характерные черты степных
животных, их строение в связи
с передвижением
Пустыня как природное
сообщество. Многообразие и
характерные черты пустынных
животных, их строение в связи
с образом жизни в условиях
недостатка воды.
Сезонные и суточные
изменения в жизни животных
пустынь и степей.
Животные тундры и лесотундры (2ч.)
26
27
1
2
Природная зона – тундра.
Природное сообщество
тундры. Характерные
особенности строения и
поведения животных в связи с
экстремальными условиями
среды.
Сезонные изменения условий,
колебания численности
животных.
Особенности использования и
охраны фауны севера.
Экологические проблемы,
связанные с освоением
районов вечной мерзлоты.
Синантропные и домашние животные, животные культурных ландшафтов(8ч.)
28
29
30
1
2
3
Агроценозы. Животные
сельскохозяйственных угодий.
Плодовоягодные сообщества.
Роль человека в определении
видового разнообразия.
Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях
(применение удобрений и
ядохимикатов
сельскохозяйственной техники
мелиорации и др.) и ее
влияния на животный мир.
Методы защиты культурных
растений от вредителей и
сорняков.
Биологические методы защиты
растений.
Город как экосистема.
Особенности поведения и
питания животных города.
Взаимоотношения животных и
человека в городе. Проблема
бездомных животных в
городах. Причины,
последствия, методы решения
Методы создания
многообразия пород,
распространенные и редкие
породы. Охрана генофонда
домашних животных.
Одомашнивание животных и
его перспективы. Управление
поведением животных
Охраняемые животные
Курской области. Методы
восстановления их
численности. Охрана
местообитания.
Защита проектов
31
32
33
34
35
4
5
6
7
8
Список литературы
1. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.
2. Винокуров Л.А. Редкие исчезающие виды животных. М., 1992.
3. Генкель П.А. Физиология растений. М., 1985.
4. Голубев И.Р., Новиков А.И. Окружающая среда и её охрана. М., 1985.
5. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М., 2001.
6. Небел Б. Наука об окружающей среде. 12 том. М., 1993.
7. Понаморева И.Н. Экология растений с основами биогеоценология. М., 1978.
8. Райков Б.С., РимскийКорсаков А.А. Зоологические экскурсии. М., 1990.
9. Реймерс Н.Ф. “Краткий словарь биологических терминов.” М., 1995.
10.Травникова В.В. Биологические экскурсии. СПб, 2002. Список литературы рекомендуемой для детей и родителей
1. Адолюр Г.А. Заповедными тропами М., 1980.
2. Биология в вопросах и ответах. Под. ред. В.В. Малахов. М.: "Международные
отношения". 1995.
3. Брем А.Э. Жизнь животных. 13 том. М., 1992.
4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., 1994.
5. Голованова Э.М. Птицы возле дома. Л., 1990.
6. Корабельников В.А., Корабельникова Т.В., Корабельников А.В. Легенды и быль о
собаках. М.: Просвещение; 1993.
7. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М., 1986.
8. Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. Харьков. 1992.
9. Плешоков Л.А. Зеленые страницы. М., 1995.
10. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991.
11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М., 1985.
12. Федоров Ф.В. Грибы. М.,1990.
13. Шапиро И.А. Загадки растениясфинкса, Л., 1992.
Электронные ресурсы к программе
http://www.ecosystema.ru/08nature/photo/index_rus.htm Природа в фотографиях
http://bio.1september.ru/ Газета "Биология"
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Курский квест" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.