Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Оценка 4.8
Научные работы +1
doc
английский язык
6 кл
13.08.2018
Данная программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) для реализации учебного плана внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: риторика.
Программа «Исследовательской деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ Гимназия на исследовательскую деятельность в 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа.
Я -исследователь.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия
Утверждена
приказом директора
№400 от « 27 » августа 2014 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Я исследователь»
для учащихся 6 класса
на 20172018 учебный год
Учитель: Пономарёва С.Л. Содержание.
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика курса
3.Описание места курса
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
6.Содержание курса
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся
8.Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса. 1. Пояснительная записка.
Программа “Я исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является
продолжением урочной деятельности,
опирается на методику и программу
исследовательского обучения школьников среднего звена автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к
научному исследованию.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные развивающие программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; 2. Общая характеристика учебного предмета
В основе учебного предмета лежат:
системнодеятельностный подход, который создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и
способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их
возрасту и индивидуальным особенностям;∙
реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения
учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;∙
воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям
информационного общества;∙
признание решающей роли содержания образования и способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного, социального и познавательного развития обучающихся;∙
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и воспитания и путей их достижения.
Предполагается использовать следующие технологии обучения:
Информационные, компьютерные;
Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом
возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности);
Проблемнопоисковые технологии (ведущий метод – метод проектов).
Здоровьесберегающие технологии.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые,
исследовательские, эвристические методы.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы);
урокитренинги;
групповые исследования;
игрыисследования;
творческие проекты.
Формы и методы контроля: защита исследовательских работ, выступление, выставка,
презентация, миниконференция, научноисследовательская конференция, участие в
конкурсах исследовательских работ.
3. Описание места учебного курса в учебном плане 3. Место курса
Данная программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) для реализации
учебного плана внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению:
риторика.
Программа «Исследовательской деятельности» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ Гимназия на исследовательскую деятельность в 4 классах
отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Курс «Яисследователь» вносит значимый вклад в формирование информационного
компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из
приоритетов начального общего образования.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к
исследовательской и проектной деятельности осуществлялось комплексное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
В результате изучения предмета начинается формирование навыков, необходимых для
жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:—
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Регулятивные:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового
характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
•предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинноследственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с
применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
•организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться
подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
— Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио
объектов;
— Создавать рисунки в графическом редакторе;
— Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
— Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации
6.Содержание учебного курса
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)
Раздел 3. Оформление работы (6 часов)
Раздел 4. Подготовка к защите учебноисследовательской работы (10 часов).
7.Тематическое планирование 6 класс (34 часа)
№
1
Тема занятия
Деятельность учащихся
Знания,
умения и
навыки, необходимые
в исследовательской
работе.
Знакомство с исследованием, его видами и роли в жизни
человека; обучающиеся высказывается по заданной теме,
спорит с одноклассниками о сути новых понятий.
23 Культура мышления.
Знакомство с методами исследования; обучающиеся смогут
классифицировать предметы по разным признакам; смогут
объединиться в группы по интересам и выбрать темы
исследовательских работ 45 Умение
выявлять
проблемы. Ассоциации
и аналогии.
67 Обсуждение и выбор
исследования,
тем
актуализация
проблемы.
Знакомство с понятием «проблема»; обучающиеся смогут
отличать проблемные задания и сложные для выполнения
задачи, в игровой форме выявлять причину и следствие.
Обучающиеся смогут высказывать свое мнение, анализировать,
видеть главное, делать обобщение; смогут определить область
знаний, вид темы своей работы.
89 Целеполагание,
Познакомить с качествами исследователя; обучающиеся смогут
актуализация
проблемы, выдвижение
гипотез.
Предмет и объект
исследования.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор
литературы по теме
исследования.
Ознакомление с
литературой по данной
проблематике, анализ
материала.
Наблюдение и
экспериментирование.
Техника
экспериментирования
Наблюдение
наблюдательность.
Совершенствование
техники
экспериментирования.
Правильное мышление
и логика.
Что такое парадоксы
выявлять проблему, строить гипотезы.
Обучающиеся смогут осуществлять эксперименты с реальными
объектами, называть основные принципы выбора темы;
определять, какими из них он лично руководствуется; смогут
называть основные правила работы в группе.
Обучающиеся смогут назвать основные этапы работы с текстом
при сборе информации; смогут назвать основные элементы
структуры исследовательской работы; смогут
проанализировать свою работу и назвать правила успешного
выступления докладчика.
Обучающиеся смогут осуществлять эксперименты с реальными
объектами, называть основные принципы выбора темы;
определять, какими из них он лично руководствуется; смогут
называть основные правила работы в группе.
Обучающиеся смогут объяснить сущность понятий
«мышление», «метафора»; смогут объяснить значения
матофорических выражений.
Обучающиеся смогут устанавливать закономерности,
классифицировать объекты по разным признакам, выявлять
лишнее; смогут увидеть парадоксальность некоторых
утверждений, попробуют высказать собственные
парадоксальные утверждения.
Обработка и анализ
всех
полученных Обучающиеся смогут назвать основные этапы работы с текстом
при сборе информации; смогут назвать основные элементы
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27 структуры исследовательской работы; смогут
проанализировать свою работу и назвать правила успешного
выступления докладчика
Опираясь на схему структуры работы, обучающиеся смогут
кратко и точно передать содержание исследовательской
работы; правильно задавать вопросы по содержанию и отвечать
на них, давать простой анализ прослушанных работ.
Обучающиеся смогут перечислить виды тем исследовательских
работ, назвать основные этапы проведения эмпирических
исследований. Опираясь на схему структуры работы,
обучающиеся смогут кратко и точно передать содержание
исследовательской работы, правильно задавать вопросы по
содержанию и отвечать на них; смогут дать простой анализ
прослушанных работ.
данных.
28
30
31
32
33
34
в
Работа
компьютерном классе.
Оформление
презентации.
Подготовка
публичного
выступления. Как
подготовиться к
защите.
Защита исследования
перед
одноклассниками.
Выступление на
школьной НПК.
Итоговое занятие.
Анализ
исследовательской
деятельности.
Итого – 34 часа
8. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я исследователь»
необходимы следующие принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в
области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с
педагогическим образованием.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство
дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое
пособие для учителей начальных классов. М. БАЛЛАС,2008
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших
школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по
освоению проектной технологии в начальной школе. М. БАЛЛАС,2008
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Я- исследователь» для учащихся 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.