Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология +2
7 кл—9 кл
01.03.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования
Программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» разработана для учащихся основной школы (7 - 9 классы). В содержании Программы указаны темы и формы работы с учащимися: природоохранные акции, экскурсии в природу, посещение музеев, знакомство с выставками районного Центра изобразительного искусства и прикладного творчества, участие в творческих конкурсах и т. д. Основой Программы является деятельностный подход в работе с учащимися и реализация регионального компонента.
Программа Моя экологическая грамотность.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Чёрныш               «Утверждаю»       Директор школы  ______________/_Л.А.Попова_/         «15» января  2014 г. Рабочая программа внеурочной деятельности  по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования Составитель:  Федюнева Елена Леонидовна, учитель химии и биологии. Чёрныш 2014 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Цели   и   результаты   внеурочной   деятельности   формулируются   на личностном,   метапредметном   и   предметном   уровне   в   соответствии   с целями школьного образования в области экологии и здоровья. На   этапе   основной   школы   решается   задача   формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей   ответственность   за   личный   вклад   в   экологическую безопасность   страны,   со   сформированной   гражданской   и   нравственной позицией,   готовностью   к   социальному   партнёрству,   законопослушанию; исследовательским,   коммуникативным   и   практическим   действиям   по сохранении   и   улучшению   качества   окружающей   среды,   здоровья   людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества. Цель   программы   внеурочной   деятельности   по   формированию экологической   грамотности  познавательной   модели   как   средства   развития   познавательных, ­   формирование   основ   экосистемной коммуникативных,   регулятивных   и   личностных   умений,   находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.  Личностные результаты предусматривают умения:  ­   оценивать   значимость   эколого­   культурного   опыта   коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;  ­   позиционировать   себя   в   роли   популяризатора   экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;  ­   выражать   отношение   к   случаям   экологического   вандализма,   вредным расточительному   потребительскому   ресурсопользованию, привычкам;                                                                                                           1 ­   демонстрировать   личную   готовность   к   непрагматическому отношению   к   природе;   к   самоограничению   в   потреблении   материальных благ   в   целях   сохранения   экологического   качества   окружающей   среды, здоровья человека, безопасности жизни; ­ высказывать личную точку зрения. Метапредметными результатами являются умения:  ­   объяснять   смысл   экологического   мышления   как   общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;  ­   рефлексировать   личные   затруднения   при   работе   с   информацией; формулировать   индивидуальные   учебные   задачи   по   преодолению   этих затруднений;  ­   находить   необходимую   информацию   в   библиотеке,   Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;  ­   представлять   информацию   в   кратком   виде,   без   искажения   её смысла;  ­ пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;  ­ различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;  ­ выполнять проект;  ­ называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;  ­ позиционировать себя в роли  эксперта, консультанта; ­ схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать его. Предметными результатами являются представления:  о научной области экологии, предмете её изучения; ­   о   способах   экологически   безопасного   образа   жизни   в   местных условиях;                          2 ­   об   историческом   опыте   экологически   грамотного   поведения коренных народов своей местности;  ­   о   моделях   поведения   в   условиях   экологической   опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;  ­   о   способах   ресурсосбережения   (энергосбережения,   бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);  ­   о   роли   природы   в   сохранении   и   укреплении   здоровья   человека, удовлетворении   материальных   запросов   и   духовных   потребностей человека; а также умения:  ­ называть  способы организации экологически безопасной видео­ и аудиосреды; ­   приводить   мнения   разных   специалистов   о   негативном   влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека; ­   знать   способы   отказа   от   предложения   курения,   алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений; ­ применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;  ­ устанавливать связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;  ­   называть   источники   информации,   из   которых   можно   узнать   об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней; ­   приводить   примеры   экологически   сообразного   образа   жизни   и нерасточительного природопользования в местных условиях. Программа внеурочной деятельности составлена из расчёта 105 часов (1  час  в  неделю   в  7­9  классах),  включая  20  %  времени,  отводимого   на вариативную часть учебного плана. Экологическое образование в урочное время осуществляется при реализации регионального компонента учебных предметов химия и биология.                                                                             3 2. Содержание курса  внеурочной деятельности. Учебное   содержание   курса   биологии   имеет   следующую конструкцию:  1. 2. Моя экологическая грамотность (7 ­ 8 классы); Экология общения (9 класс). 7 ­ 8 классы Тема   1.  Как   обнаружить   экологическую   опасность:   учусь экологическому мышлению Развиваем   экологическую   зоркость.   Экологическое   мышление   как метод   научного   познания   мира,   выявления   и   решения   экологических проблем,   необходимый   каждому   человеку.   Потребность   человека   в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое   мышление   –   условие   развития   экологической   зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни   (характера   питания,   наличия   вредных   привычек   и   др.).   Модели экологического   поведения: приспособление к ней или её устранение.   избегание   экологической   опасности, Способы   предупреждения   населения   об   экологической   опасности. Роль   средств   массовой   информации,   телевидения,   Интернета,   радио, рекламы. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. 4 Тема 2.  Экологическая грамотность: уроки прошлого Полезная   информация   из   прошлого.   Источники   информации   об экологической   культуре   разных   народов:   музеи,   библиотеки,   Интернет, кинофильмы,   диалог   поколений.   Способы   фиксации   информации, выделение главного, пересказ своими словами. Народная   мудрость   об   экологической   грамотности.   Экологические традиции   и   обычаи   народов   России,   отражённые   в   предметах   быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных   народов   своего   региона.   Особенности   питания,   жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, использования традиций прошлого в современном мире.   расточительному   природопользованию.   Возможность Тема   3:   Экологическая   безопасность   в   школе   и   дома:   учусь предосторожности Важность достоверности экологической информации («предупреждён – значит вооружён»). Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха,   мебели,   используемых   бытовых   приборов,   питания, стройматериалов и др. Надёжные  и  проверенные  способы  снижения  экологического  риска при   экологически   опасном   качестве   питьевой   воды,   воздуха,   питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Тема 4: Экономное потребление Ценность   экономности,   нерасточительности,   рачительности, скромности,   бережного   отношения   к   природным   ресурсам   в   фольклоре, художественных   произведениях,   верованиях   разных   народов.   Причины формирования сходных ценностей у разных народов.  Ограниченность  природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление 5 экологической   ответственности,   экологической   грамотности   человека, условие его здоровья и долголетия. Ресурсосбережение,   его   виды.   Энергосбережение,   экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др.   Готовность   к   самоограничению   в   целях   сохранения   качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Тема 5: Экологическая безопасность в природной среде Безопасность   общения   с   природой   для   человека.   Экологическая безопасность   человека   в   условиях   местной   природы   (клещи,   состояние источников питьевой воды, заросли борщевика и др.) Природа в жизни человека. Роль в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов   человека;   его   духовных   потребностей   в   красоте,   чувственно­ эмоциональном   общении   с   живым,  его   познания.   Ценность   эстетической привлекательности   природной   среды.   Отсутствие   следов   пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры. Тема 6: Мой вклад в экологическое просвещение Просвещение   как   средство   повышения   экологической   грамотности человека.   Формы   просвещения   (личный   пример,   плакат,   листовка, выступления и др.) Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде. Виды внеурочной деятельности:  Исследовательская,   проектная,   ролевая игра, досуговое общение, социально­творческая   и   общественно   полезная   практика, информации.   анализ Формы организации  внеурочной деятельности:  Экскурсии в природу. Выездные   мероприятия   экологической   и   краеведческой 6 направленности. Проведение исследовательских работ.  Дистанционное обучение при ГАОУДО РК «РЦДО» г. Сыктывкар. Участие в конкурсах экологического направления.  Участие в экологических акциях.  Тематические классные часы. Встречи с интересными людьми села и посёлка. Участие   в   заочных   олимпиадах   и   конкурсах   экологической направленности. Поиск информации из разных источников. Посещение ЦИИиПТ, районного краеведческого музея. Теоретическое занятие. 9 класс Тема 1: Экология человека Экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы.     Экологические   проблемы   изменения   информационной   среды жизни современного человека, форм и способов его общения.     Тема 2:  Информация как экологический фактор Природная информация как среда жизни человека. Задача сохранения генетической   информации   малых   народов.   Алкоголизм,   курение   как факторы,   снижающие   генетическое   здоровье   человека.   Общение   с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, 7  звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического   здоровья   человека.  Ценность   природной   среды   в  культуре народов России. Социальная   информация   как   среда   жизни   человека.   Культура   как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества   устойчивого   развития.   Общение   человека   с   людьми   как необходимое   условие   его   полноценного   развития.   Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения.  Тема 3:  Экологическая безопасность в информационной среде Экологическая   безопасность   технических   средств   связи.   Способы безопасного пользования техническими средствами связи. Безопасность видеосреды и аудиосреды. Опасности звуковой среды. Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео­ и аудиосреды человека. Способы   противостояния   опасным   предложениям   при   общении. Досуговое   общение   подростков   о   проблемах   курения,   употребления   наркотических   веществ.   Формы   и   способы   отказа   от алкоголя,   предложения  курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений. Язык   –   основа   культурной   среды   человека.   Противостояние сквернословию.   Сквернословие   как   агрессия   против   психического   и духовного здоровья человека. Личная позиция. Тема 4: Работаем в команде  Социальное партнёрство как условие устойчивого развития общества. Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и 8  природы.   Ненасильственное   общение.   Диалог.   Компромисс   и   уступка. Конструктивная   критика.   Искусство   спора.   Аргументация.   Избегание конфликтов. Выход из конфликта. Виды внеурочной деятельности:  Исследовательская,   проектная,   ролевая игра, досуговое общение, социально­творческая и общественно полезная практика. Формы организации внеурочной деятельности:  Экскурсии в природу. Выездные   мероприятия   экологической   и   краеведческой направленности. Проведение исследовательских работ.  Дистанционное обучение при ГАОУДО РК «РЦДО» г. Сыктывкар. Участие в конкурсах экологического направления.  Участие в экологических акциях.  Тематические классные часы. Встречи с интересными людьми села и посёлка. Участие   в   заочных   олимпиадах   и   конкурсах   экологической направленности. Поиск информации из разных источников.  Посещение ЦИИиПТ, районного краеведческого музея. Теоретическое занятие. 3.Тематическое планирование Содержание Колич ество часов Формы работы 9 Раздел 1. Моя экологическая грамотность Как 7 - 8 классы (35 + 36 часов) -Теоретическое обнаружить занятие; экологическую -Экологическая акция; опасность: учусь экологическому - Участие в конкурсах. мышлению -Участие в конкурсах; грамотность: -Проведение прошлого исследований; -Дистанционное обучение. -Теоретическое Экологическая Экологическая уроки 10 14 11 № п/ п 1 2 3 безопасность в школе и дома: учусь предосторожности потребление Экономное Экологическая безопасность природной среде Мой вклад экологическое просвещение в в 12 12 12 Информация экологический фактор как 14 Экологическая безопасность информационной среде в 12 4 5 6 1 2 3 занятие; -Участие в конкурсах; - Поиск информации. - Экскурсия – 2 часа; - Участие в конкурсах; - Выездное мероприятие; - Поиск информации. - занятие; - Экскурсия – 3 часа; - Участие в конкурсах. - Теоретическое занятие; - Экскурсия – 2 часа; - Участие в конкурсах. Теоретическое - Участие в конкурсах; - Теоретическое занятие. Теоретическое - занятие; -Участие в конкурсах; - Экскурсия – 2 часа; -Дистанционное обучение. Теоретическое - занятие; - Участие в заочных олимпиадах и конкурсах; - Тематический классный час; -Участие в конкурсах. - Тематический классный час; - с Встреча интересными людьми; - Посещение ЦИИиПТ, музея.   Раздел 2. Экология общения 9 класс (34 часа) Экология человека 3 4 Работаем в команде 5 Список литературы  11 1. Бабенко В. Г. и др. Биология: Материалы к урокам­экскурсиям. – М.: Изд­во НЦ ЭНАС, 2002. – 288 с. – (Портфель учителя); 2. Биология.   6­7   классы:   нестандартные   уроки   и   внеклассные мероприятия   (КВН,   устный   журнал,   праздники,   викторины,   загадки, кроссворды, интеллектуально­игровые задания) / сост. Н. А. Касаткина. ­ 2­ е ИЗД., стереотип. ­ Волгоград: Учитель, 2008. ­ 154 с.;  3. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10­11 классах / авт.­сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. ­ 2­е ИЗД., стереотип. ­ Волгоград: Учитель, 2008. ­ 167 с.;  4. Буклет «Чёрныш», подготовленный в рамках проекта «Лесная деревня»  Коми   региональным   некоммерческим   фондом   «Серебряная тайга»; 5. Даутова  О.   Б.,   Крылова   О.   Н.   Современные   педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.­метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. ­ 176 с.; 6. Джордж Штайнман: Коми, растущая скульптура 1997­2006. АО Издательство Штэпфли, Берн, 2006; 7. Дзятковская Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5­6 классы. Экология общения. 7 класс /Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам); 8. 9. Народное искусство Коми, М.: Московская типография, 1992; Особо охраняемые природные территории Прилузского района Республики Коми. – Сыктывкар, 2011; 10. Прилузский   район   Республики   Коми:   взгляд   в   прошлое   и современное. – Киров, 2006; 12 Травникова   В.   В.   Биологические   экскурсии:   Учебно­ 11. методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 356 с.;  12. Химия   и   экология.   8­11   классы:   Материалы   для   проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева. Волгоград: Учитель, 2005. ­ 118 с.; 13. Штрихи к портрету исследовательской работы / авт.­сост. Т.А. Косолапова – Объячево, 2015. – 12с. Мультимедийные учебные пособия:  ­ «Биология. Природоведение», ООО «Дрофа», 2008; ­ «Биология. Растения», ООО «Дрофа», 2008; ­ «Биология. Животные», ООО «Дрофа», 2008; ­ «Биология. Человек», ООО «Дрофа», 2008; ­ «Биология. Общая биология», ООО «Дрофа», 2008; ­   «Биология.   Интерактивные   дидактические   материалы.   6   –   11 классы», издательство «Планета», 2014; ­   «Мастер­класс   учителя   химии.   8   –   11   классы»,   электронное интерактивное   приложение   для   внеурочной   работы,   издательство «Планета», 2014. 13

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по предметам химия и биология (экологическая  направленность) «Моя экологическая грамотность» ФГОС основного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017