Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Оценка 4.6
Документация
docx
русский язык
2 кл—4 кл
01.09.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности" для 2- 4 классов. Проектная деятельность на материале русского языка. Рабочая программа разработана на основе авторской : Олейник О. В, Кабанюк Л. П. обеспечивается рабочими тетрадями для детей и методическими разработками для учителя.
Путь к грамотности Антонова А.В..docx
Пояснительная записка                     Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   по   русскому   языку   «Путь   к грамотности»   разработана   авторами:   Олейник   Ольга   Васильевна,   Кабанюк   Людмила Петровна   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта основного общего образования.                     Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2–4 классов, желающими   освоить   формы   и   методы   проектной   деятельности   путем   исследования понятий и явлений русского языка.             Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения   младших   школьников   в   соответствии   с   требованиями   Федеральных государственных   образовательных   стандартов,   является   проектная   деятельность. Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать   их,   делать   выводы   и   умозаключения.   Научить   процессу   «думать»,   как   нити выстраивать   последовательность   логичных   рассуждений,   наиболее   эффективно   в проектной деятельности.                        Данный   курс   представляет   собой   серию   проектных   задач   и   потому   имеет практический   характер.   В   нем   рассматриваются   конкретные   примеры   разработок   и решения проектных задач на разных этапах начального образования.            Программа «Путь к грамотности» является авторским оригинальным законченным курсом обучения проектной деятельности по русскому языку и предлагается в качестве альтернативы для реализации внеурочной деятельности.   метапредметных   (познавательных,                   2.   В   основу   реализации   программы   положены   ценностные   ориентиры   и                              Отличительные особенности курса            1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на   достижение   личностных,   регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.    воспитательные результаты.            3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.                     4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.            5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.                      6.   При   планировании   содержания   занятий   прописаны   виды   познавательной деятельности учащихся по каждой теме.                           В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать   их,   строить   предположения   в   поисках   результата,   проявляя   при   этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о   своих   возможностях,   сформирует   компетенцию:   информационную,   мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.                          Организация   внеурочной   проектной   деятельности   позволяет   выявить индивидуальные   особенности   каждого   ученика,   проводить   работу   с   максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность   так,   что   доступные   возрастным   особенностям   младших   школьников теоретические   и   практические   исследования   и   умозаключения   становятся   достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием. Данный материал можно   использовать   во   внеклассной   работе   и   как   дополнительный   материал   при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.                               Цели и основные задачи курса   Цели:  •   формировать   у   учащихся   умение   осуществлять   проектную   деятельность   как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;  • обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;  • развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.  Основные задачи:  •   развитие   логического   мышления   в   процессе   формирования   основных   приемов мыслительной   деятельности:   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения,   классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;  • развитие  психических познавательных  процессов:  различных  видов  памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;  •   развитие   языковой   культуры   и   формирование   речевых   умений:   умения   четко   и   ясно излагать   свои   мысли,   давать   определения   понятиям,   строить   умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;  •   формирование   навыков   творческого   мышления   и   развитие   умения   решать   проектные задачи;  •   развитие   познавательной   активности   и   самостоятельной   мыслительной   деятельности учащихся; •   формирование   и   развитие   коммуникативных   умений:   умения   общаться   и взаимодействовать   в   коллективе,   работать   в   парах,   группах,   уважать   мнение   других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.           Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких­то   конкретных   знаний   и   умений,   а   развитие   познавательных   способностей   и общеучебных умений и навыков.                                      Общая характеристика курса                   Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.                    Данный   курс   разработан   в   соответствии   с   Федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:  • во 2 классе – лексика, фонетика, графика;  • в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;  • в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.             В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений   учащихся.   Это   занимательные   упражнения,   дидактические   игры,   конкурсы, творческие задания и др.                    В   числе   прочих   предусмотрены   следующие   формы   работы:   доклад,   реферат, исследование (исследовательская работа), проект. →  цель  →  задачи  → →  гипотеза                  Доклад – устное или письменное сообщение  с целью познакомить слушателей (читателей)   с   определенной   темой   (проблемой).   В   докладе   могут   быть   представлены соображения   автора,   которые   в   данном   случае   не   требуют   научной   проверки   или доказательств. Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.                 Исследование (исследовательская работа) – изучение чего­либо с целью решения определенной задачи и получения какого­либо результата.                 Проект   –   это   «продукт»,   созданный   как   результат   проектной   деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.          Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:               1. Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.         2. Поставить задачи для достижения цели проекта.         3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)         4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.         5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).                Алгоритм   разработки   проекта   для   учащихся   адаптирован   к   их   возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:  →         Тема   информация           Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.            Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.            По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.            Цель – это одно предложение­ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?». Обобщенно   формулировка   цели   начинается   со   слов:   «узнать»   или   «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».                     Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения   цели.   Формулируются   задачи   с   использованием   таких   фраз,   как:   «собрать информацию»; «провести исследование»; «создать продукт».                    Каждое   занятие   посвящается   разработке   конкретного   проекта.   С   помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, – на практике   осознавая   их   особенности   и   назначение.   Создание   творческого   или информационного   продукта   тоже   происходит   на   занятиях   и   является   обобщением   их аналитического труда.                 Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.           Введение – вступительная часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.            Основная часть – описание поэтапного решения задач. Предлагается использовать фразы­клише:   «Я   начал   свою   работу   с   того,   что…»,   «Потом   я   приступил   к…»,   «Я завершил работу тем, что…», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…», «Я  презентация.      продукт  → отклонился   от   плана   (указать,   когда   был   нарушен   план)…»,   «План   моей   работы   был нарушен, потому что…», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что…».                   Заключение – заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив   то,   что   удалось   и   что   не   получилось,   сделать   выводы,   сформулировать рекомендации.           Таким образом, предложенное пособие обучает учащихся проектной деятельности без существенных домашних заданий.                   Содержание курса «Путь к грамотности» для 2 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.                      Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане  Программа рассчитана на 34 часа в год (всего 102 часа) с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 40–45 минут. Срок реализации 3 года (2­4 класс): 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня для младших школьников   в   части   учебного   плана,   формируемой   участниками   образовательного процесса.                 Личностные, метапредметные результаты освоения курса                  В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действий   будут   сформированы внутренняя   позиция   школьника,   адекватная   мотивация   учебной   деятельности,   включая учебные   и   познавательные   мотивы,   ориентация   на   моральные   нормы   и   их   выполнение, способность к моральной децентрации.           Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).           В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.                  В   сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий   учащиеся   научатся использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе   овладеют   действием моделирования,   а   также   широким   спектром   логических   действий   и   операций,   включая общие приемы решения задач.            В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения   учитывать   позицию   собеседника   (партнера),   организовывать   и   осуществлять сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно   передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Используемый учебно­методический комплекс 1. Новый   орфографический   словарь­справочник   русского   языка   /   Отв.   ред. В.В.Бурцева. М., 2000 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2­4 классы. М.: Вако, 2014 4. Русский орфографический словарь / Отв.ред. В.В.Лопатин. М., 1999 5. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007 6. Тихонов   А.Н.   Словообразовательный   словарь   русского   языка.   В   2   т.   М.:   АСТ: Астрель, 2008

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путь к грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017