Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета
загадок».
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в 2 недели. Общий объём составляет 18 часов в год.
Продолжительность занятий 45 минут.
2
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета
загадок» для 2 го Б класса составлена на основе следующих нормативно
правовых и инструктивно методических документов:
Федеральный Закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 г . № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта начального общего
образования»);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года
№1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный
№19707).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011
года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года
регистрационный №22540).
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012
года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года
регистрационный №26993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года
регистрационный №30067).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
№ 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 10 «санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Концепция духовнонравственного воспитания и развития личности гражданина России,
2009 г. М.: Просвещение, 2011 г.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова,
А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011 г..
Учебный план МБОУ СОШ № на 20152016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)
ООП НОО МБОУ СОШ № I ступень обучения ;
Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ № (Приказ № 121 от3
30.05.2015 г.)
I. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»
имеет экологическую направленность и разработана с целью расширения курса «Окружающий
мир» и «Мир вокруг нас» для 14 класса.
Проблема экологического воспитания и образования одна из самых актуальных на
сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших
качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы
пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к
этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим
себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в
его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том,
что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить
ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно
здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. В настоящее время главной ценностью
экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической
культуре. На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его
многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего
школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и
развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки:
познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а
так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Программа
курса, охватывает различные области знания. При этом полностью сохраняет свое значение
воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ
экологической ответственности.
Цели программы:
Образовательные
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные
сведения в процессе учения.
Развивающие
Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление
подготовки к самостоятельному изучению научнопопулярной литературы.
Воспитательные
Воспитание коммуникативноактивной коммуникативнограмотной личности.
Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека,
уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично
принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Основные задачи программы:
формирование образа Земли как уникального природного дома человечества,
нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему
природному окружению и к планете в целом;
расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном
курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса,
практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды;
расширение кругозора учащихся,
развитие их воображения и эмоциональной сферы;
укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно
научного цикла;последовательное приобщение учащихся к детской научнохудожественной, справочной,
энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
II.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Актуальность программы
4
Актуальность программы заключается в обогащении экологических представлений
учащихся, их конкретизации, иллюстрирование новыми запоминающимися примерами. Данный
курс вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир
поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Программа факультатива, соединяет
в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего
развития личности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человека,
нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему
природному окружению и к планете в целом, важнейшая задача факультатива. Образно говоря,
это то, что «всегда с тобой» и познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться
рамками урока. Вот почему важно ,чтобы работа с детьми начатая на уроках продолжалась и
после их окончания ,во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы работа, с детьми начатая в
школе поддерживалась родителями и их познавательные инициативы в повседневном общении.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована,
обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Предлагаемый
учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической
образованности и воспитанности обучающихся. Преподавание курса «Планета загадок» позволит
создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в
последующих
классах.
В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии,
биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких
«путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных
палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода
путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает
возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными
открытиями, судьбами ученых.
Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества,
нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему
природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым
предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень
экологической образованности и воспитанности учащихся
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане:
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в 2 недели. Общий объём составляет 18 часов в год.
Продолжительность занятий 45 минут.
Особенности организации внеурочных занятий
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания
программы, учитывающий действенную, эмоциональноповеденческую природу младшего школьника,
личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и
поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу,
организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки5
и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы. Формы организации деятельности
детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических
проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,
моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с
определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы
привлечения семьи к совместной экологической деятельности
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы получения знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);
3) практические (упражнение, практическая работа);
4) метод дидактической игры.
Методы усвоения учебного материала:
1) объяснительноиллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частичнопоисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Формы проведения итогов реализации программы «Планета загадок»:
защита проектов;
итоговая выставка творческих работ детей.
Способы определения результативности:
наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
Показателями эффективности занятий будут являться критерии:
самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны
педагога;
активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
результаты выполнения итоговых форм контроля.
III.Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие
умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы(искусство как метод познания,
научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного
окружения
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются
понятия:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.6
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии
ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви
к России, малой родине.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социальнонравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе
и окружающим людям.
IV. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ
жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
предвосхищать результат;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные УУД:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные УУД:
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
установление причинноследственных связей.
Предметные:
К концу второго года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы.
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных.
3.Нравственные правила обращения с объектами природы.К концу второго года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков
предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.
3.Эстетически, эмоционально нравственно относиться к природе.
7
V.Содержание курса внеурочной деятельности.
«Я и мир вокруг меня» 1ч.
Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение.
Почему надо охранять природу? 2ч
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и
отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную
книгу.
«В мире растений» 2ч
Ознакомление с многообразием растений
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Растения живые организмы. Свет, вода, почва условия жизни растений. Уход за
дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства.
«Некультурные» 2ч.
Знакомство с дикорастущими растениями.
Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена
Деревья, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков
(с использованием сравнения
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
«Нет повести печальнее на свете» 2ч.
Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники».
Природа это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать
без его участия.
«Что в корзине?». Играознакомление с царством грибов
«Что вырастет из семечка?» 1ч.
Проектная деятельность. Соцветие. Виды семян и плодов. Посадка растения.
«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» 3ч.
Рисунки и рассказы о домашних питомцах.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища)
Просмотр фильма из серии ВВС.
Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. (Простейшие
правила ухода за кошкой, собакой
Викторина «Знатоки природы».
Способы познания окружающего мира: наблюдение
Деятельность человека 2ч.8
Сказка «Очень страшная история».
Экологический светофор.
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты.
Природа источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от
«Что вокруг школы?»
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана
природы.
природных богатств: воды, воздуха.
Откуда берется бытовой мусор.
Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека
на природу. Правила поведения в природе.
«Берегите добрый лес – он источник всех чудес» 2ч
Правила поведения на природе.
Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах,
порезах.
«Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария.
Подведение итогов.1ч
Играпутешествие
Разнообразие растений и животных.
Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты.
VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечение курса
внеурочной деятельности
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото и видеокамера). Использование
современных технических средств повышает мотивацию изучения данного курса, вызывает
интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность
наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс.
Перечень учебнометодического обеспечения:
Основная литература
Для учителя:
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2010.
2. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев
– М.: Просвещение, 2011.
3. Дмитриев Ю. Соседи по планете .М.: Детская литература, 2010.
4. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль,
2012.
5. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о земле и вселенной. Ярославль: «Академия развития»,
2013.
6. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 2013.
7.Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.:
Просвещение.2011.
8. Плешаков А. А. От земли до неба. Атласопределитель. М.: Просвещение, 2012.
9. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2013.
Интернет ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http
collection.edu.ru
2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
:// school
9
. techno
.ru.
schools
3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/urok
5. Школы в Интернете. Большой список ссылок на школьные сайты, тематические сайты,
информация о различных образовательных проектах. Возможность обмена методическими
материалами. http://
6.Российский образовательный портал – http
. school
доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.
7.Портал «Российское образование» – http
. edu
. ru содержит информацию о Интернет
ресурсах, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную
деятельность.
8.Единая коллекция ЦОР – http
. ru – базовая составляющая проекта ИСО.
Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном
формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.
9.Информационнокоммуникационные технологии в образовании. Портал нацелен на
обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных
информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению
ИКТ в сфере образования. http://www.ict.edu.ru
. ru – обеспечивает открытый
:// school
collection
:// www
. edu
:// www
. edu