Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир +1
Взрослым
14.01.2017
Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок». Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в 2 недели. Общий объём составляет 18 часов в год. Продолжительность занятий 45 минут.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (3).doc
2            Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета                  загадок»  для  2 ­ го  Б   класса составлена  на основе     следующих    нормативно­                   правовых и инструктивно­ методических документов:  Федеральный Закон № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ   Министерства   образования   РФ   от   06.10.2009   г   .   №   373   «Об   утверждении   и введении   в   действие     федерального   государственного   стандарта   начального   общего образования»);  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373»   (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года   №2357  «О  внесении   изменений   в  федеральный   государственный  образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).  Письмо   Минобрнауки   России   от   12.05.2011   №   03­296   «Об   организации   внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года   №1060  «О  внесении   изменений   в  федеральный   государственный  образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).  Приказ  Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации       № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 ­10 «санитарно –          эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в           общеобразовательных учреждениях»;  Концепция духовно­нравственного воспитания и развития личности гражданина России, 2009 г. ­ М.: Просвещение, 2011 г.  Фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования   /   под   ред.   В.В.Козлова, А.М.Кондакова. ­ М.: Просвещение, 2011 г..  Учебный план МБОУ СОШ №  на 2015­2016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)  ООП НОО МБОУ СОШ №   ­ I ступень обучения ;  Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ №  (Приказ № 121 от 3 30.05.2015 г.) I. Пояснительная записка.           Программа  внеурочной деятельности  по социальному направлению  «Планета загадок» имеет экологическую направленность и  разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1­4 класса.                  Проблема экологического воспитания и образования ­ одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький  ребенок познает мир  с открытой  душой  и сердцем.  Разнообразный  мир  природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка   беречь   красоту   природы,   чтобы   он   в   этот   возрастной   период   понял,   сколь   ценно здоровье,   и   стремился   к   здоровому   образу   жизни.   В   настоящее   время   главной   ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.   На   начальном   этапе   школьного   обучения   закладывается   фундамент   личности,   его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного   возраста   представляет   собой   наиболее   благоприятную   почву   для   становления   и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Программа курса, охватывает   различные области знания. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная   направленность   проводимых   занятий,   связанная   с   развитием   у   детей   основ экологической ответственности.  Цели программы:  Образовательные          Формирование устойчивого познавательного интереса.          Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять полученные   сведения в процессе учения. Развивающие          Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление  подготовки к самостоятельному изучению научно­популярной литературы. Воспитательные          Воспитание коммуникативно­активной коммуникативно­грамотной личности.          Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека,  уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично  принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать. Основные задачи программы:         формирование образа Земли как уникального природного дома человечества,  нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему  природному окружению и к планете в целом;         расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;           обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса,  практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды;          расширение кругозора учащихся,           развитие их воображения и эмоциональной сферы;          укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно­ научного цикла; последовательное приобщение учащихся к детской научно­художественной, справочной,  энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. II.Общая  характеристика  курса  внеурочной   деятельности Актуальность программы 4 Актуальность   программы заключается   в   обогащении   экологических   представлений учащихся, их конкретизации, иллюстрирование новыми запоминающимися примерами. Данный курс вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Программа факультатива, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и создаёт прочный фундамент для изучения  значительной части предметов  основной школы  и для дальнейшего развития личности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человека, нуждающегося   в   предельно   бережном   отношении   каждого   жителя   к   своему   ближайшему природному окружению и к планете в целом,­ важнейшая задача факультатива. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» и познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно ,чтобы работа с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания ,во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы работа, с детьми начатая в школе поддерживалась родителями и их познавательные инициативы в повседневном общении.  Педагогическая  целесообразность           Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Предлагаемый учебный   материал   позволяет   обеспечить   новый,   более   высокий   уровень   экологической образованности и воспитанности обучающихся. Преподавание курса «Планета загадок» позволит создать   более   благоприятные   условия   для   продолжения   естественнонаучного   образования   в последующих классах.            В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях»,   так   и   в   ближайшем   природном   окружении.   Привлечение   доступных палеонтологических   и   исторических   сведений   позволяет   совершать   также   и   своего   рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.                   Формирование   образа   Земли   как   уникального   природного   дома   человечества, нуждающегося   в   предельно   бережном   отношении   каждого   жителя   к   своему   ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый   учебный   материал   позволяет   обеспечить   новый,   более   высокий   уровень экологической образованности и воспитанности учащихся Место курса  внеурочной деятельности в учебном плане:   Программа внеурочной деятельности по социальному   направлению  «Планета загадок» составлена   в   соответствии   с   возрастными   особенностями   обучающихся   и   рассчитана   на проведение  1 часа в 2 недели. Общий   объём составляет 18 часов в год.                         Продолжительность занятий   45 минут. Особенности организации внеурочных занятий Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально­поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.  Педагог   создает   на   занятиях   эмоционально­положительную   творческую   атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.                  В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки 5 и   прогнозирования   последствий   поведения   человека,   ситуации   свободного   выбора   поступка   по отношению к природе.                   Практическая,   деятельностная   направленность   курса   осуществляется   через исследовательские   задания,   игровые   занятия,  практикумы.   Формы   организации   деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.           Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов,   изготовление   поделок   из   природных   материалов,   экскурсии   и   прогулки   в   природу, моделирование,   разработка   и   создание   экознаков,   экологические   акции,   знакомство   с определителями,   гербаризация,   составление   памяток.   Предполагаются   различные   формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности Методы обучения          В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: Методы получения знаний: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); 2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски); 3) практические (упражнение, практическая работа); 4) метод дидактической игры. Методы усвоения учебного материала: 1) объяснительно­иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемный; 4) частично­поисковый или эвристический; 5) исследовательский. Формы проведения итогов реализации программы  «Планета загадок»:         защита проектов;         итоговая выставка творческих работ детей. Способы  определения  результативности:         наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями. Показателями эффективности занятий будут являться критерии:         самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны  педагога;         активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;         результаты выполнения итоговых форм контроля. III.Описание  ценностных ориентиров  содержания  курса  внеурочной деятельности Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются: развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; формирование представлений о природе как универсальной ценности; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие  умений, связанных с изучением окружающей среды; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; развитие представлений о различных методах познания природы(искусство как метод познания,  научные методы); формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного  окружения Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются  понятия: Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. 6 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии  ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию  закономерностей окружающего мира природы и социума. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви  к России, малой родине. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,  духовно­ и социально­нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям. IV. Личностные и метапредметные  результаты  освоения курса внеурочной деятельности        Личностные:         самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;          экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;                   гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;           эстетические потребности, ценности и чувства;          Метапредметные: Регулятивные УУД:          предвосхищать результат;          адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;                   концентрация   воли   для   преодоления   интеллектуальных   затруднений   и   физических препятствий;          стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные УУД:          ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;          предлагать помощь и сотрудничество;           определять цели, функции участников, способы взаимодействия;          договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности          формулировать собственное мнение и позицию;          координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные УУД:          ставить и формулировать проблемы;            осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;                  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;                  запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью   ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;         установление причинно­следственных связей.          Предметные:          К концу второго года обучения школьники должны знать: 1.Секреты живой и неживой природы. 2.Условия, необходимые для жизни растений и животных.  3.Нравственные правила обращения с объектами природы. К концу второго года обучения школьники должны уметь: 1.Проводить   индивидуальные   наблюдения   и   опытные   исследования   на   выявление   признаков предметов. 2.Оказывать помощь птицам в зимнее время. 3.Эстетически, эмоционально ­ нравственно относиться к природе. 7 V.Содержание курса внеурочной деятельности. «Я и мир вокруг меня» 1ч.  Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение. Почему надо охранять природу? 2ч Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России,   ее   значение,   отдельные   представители   растений   и   животных,   занесенных   в  Красную книгу. «В мире растений» 2ч Ознакомление с многообразием растений Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Растения   ­   живые   организмы.   Свет,   вода,   почва   ­   условия   жизни   растений.   Уход   за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства. «Некультурные» 2ч.  Знакомство с дикорастущими растениями. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена Деревья,    их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных   признаков (с использованием сравнения Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям «Нет повести печальнее на свете» 2ч. Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники». Природа­ это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.   «Что в корзине?». Игра­ознакомление с царством грибов «Что вырастет из семечка?» 1ч. Проектная деятельность. Соцветие. Виды семян и плодов. Посадка растения. «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» 3ч.  Рисунки и рассказы о домашних питомцах. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Просмотр фильма из серии ВВС. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. (Простейшие правила ухода за кошкой, собакой Викторина «Знатоки природы». Способы познания окружающего мира: наблюдение Деятельность человека 2ч. 8 Сказка «Очень страшная история». Экологический светофор. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты. Природа­ источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от «Что вокруг школы?»  Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на   природу.   Охрана природы. природных богатств: воды, воздуха. Откуда берется бытовой мусор. Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека  на природу. Правила поведения в природе. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес» 2ч Правила поведения на природе. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария. Подведение итогов.1ч Игра­путешествие Разнообразие растений и животных. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты. VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечение курса внеурочной деятельности Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций  (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото­ и видеокамера). Использование  современных технических средств повышает мотивацию изучения данного курса, вызывает  интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность  наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс. Перечень учебно­методического обеспечения: Основная литература Для учителя: 1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2010. 2. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков,  А. А. Румянцев –  М.: Просвещение, 2011. 3. Дмитриев Ю. Соседи по планете .М.: Детская литература, 2010. 4. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль,  2012. 5. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о земле и вселенной.­ Ярославль: «Академия развития»,  2013. 6. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 2013. 7.Плешаков   А.   А.   Зеленые   страницы.   Книга   для   учащихся   начальных   классов.­   М.: Просвещение.2011. 8. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас­определитель. М.: Просвещение, 2012. 9. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2013. Интернет ресурсы: 1.   Единая   коллекция   Цифровых   Образовательных   Ресурсов.   –   Режим   доступа:  http  collection.edu.ru 2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru  ://   school  ­ 9    .  techno    .ru.  schools   3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193 4.Я   иду   на   урок   начальной   школы   (материалы   к   уроку).   –   Режим   доступа: http://nsc.1september.ru/urok 5.  Школы   в   Интернете.   Большой   список   ссылок   на   школьные   сайты,   тематические   сайты, информация   о   различных   образовательных   проектах.   Возможность   обмена   методическими материалами. http:// 6.Российский   образовательный   портал  –  http   .  school   доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.  7.Портал «Российское образование»  –  http   .  edu   .  ru   содержит информацию о Интернет­ ресурсах,   ссылки   на   законы,   стандарты   и   документы,   регламентирующие   образовательную деятельность.  8.Единая коллекция ЦОР – http   .  ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь   имеется   возможность   найти   любой   материал   по   интересующей   Вас   теме   в   различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.    9.Информационно­коммуникационные   технологии   в   образовании.   Портал   нацелен   на обеспечение   комплексной   информационной   поддержки   образования   в   области   современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования. http://www.ict.edu.ru  .  ru  –   обеспечивает   открытый  ://   school  ­  collection    ://   www   .  edu   ://   www     .  edu

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета   загадок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017