Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок». Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Планета загадок» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в 2 недели. Общий объём составляет 18 часов в год. Продолжительность занятий 45 минут.
Иконка файла материала Рабочая программа по внеурочной деятельности (3).doc
2            Рабочая программа  внеурочной деятельности по социальному направлению  «Планета                  загадок»  для  2 ­ го  Б   класса составлена  на основе     следующих    нормативно­                   правовых и инструктивно­ методических документов:  Федеральный Закон № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ   Министерства   образования   РФ   от   06.10.2009   г   .   №   373   «Об   утверждении   и введении   в   действие     федерального   государственного   стандарта   начального   общего образования»);  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373»   (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года   №2357  «О  внесении   изменений   в  федеральный   государственный  образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).  Письмо   Минобрнауки   России   от   12.05.2011   №   03­296   «Об   организации   внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года   №1060  «О  внесении   изменений   в  федеральный   государственный  образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).  Приказ  Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации       № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 ­10 «санитарно –          эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в           общеобразовательных учреждениях»;  Концепция духовно­нравственного воспитания и развития личности гражданина России, 2009 г. ­ М.: Просвещение, 2011 г.  Фундаментальное   ядро   содержания   общего   образования   /   под   ред.   В.В.Козлова, А.М.Кондакова. ­ М.: Просвещение, 2011 г..  Учебный план МБОУ СОШ №  на 2015­2016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)  ООП НОО МБОУ СОШ №   ­ I ступень обучения ;  Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ №  (Приказ № 121 от3 30.05.2015 г.) I. Пояснительная записка.           Программа  внеурочной деятельности  по социальному направлению  «Планета загадок» имеет экологическую направленность и  разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас» для 1­4 класса.                  Проблема экологического воспитания и образования ­ одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький  ребенок познает мир  с открытой  душой  и сердцем.  Разнообразный  мир  природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка   беречь   красоту   природы,   чтобы   он   в   этот   возрастной   период   понял,   сколь   ценно здоровье,   и   стремился   к   здоровому   образу   жизни.   В   настоящее   время   главной   ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.   На   начальном   этапе   школьного   обучения   закладывается   фундамент   личности,   его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного   возраста   представляет   собой   наиболее   благоприятную   почву   для   становления   и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Программа курса, охватывает   различные области знания. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная   направленность   проводимых   занятий,   связанная   с   развитием   у   детей   основ экологической ответственности.  Цели программы:  Образовательные          Формирование устойчивого познавательного интереса.          Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять полученные   сведения в процессе учения. Развивающие          Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление  подготовки к самостоятельному изучению научно­популярной литературы. Воспитательные          Воспитание коммуникативно­активной коммуникативно­грамотной личности.          Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека,  уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично  принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать. Основные задачи программы:         формирование образа Земли как уникального природного дома человечества,  нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему  природному окружению и к планете в целом;         расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;           обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса,  практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды;          расширение кругозора учащихся,           развитие их воображения и эмоциональной сферы;          укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно­ научного цикла;последовательное приобщение учащихся к детской научно­художественной, справочной,  энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. II.Общая  характеристика  курса  внеурочной   деятельности Актуальность программы 4 Актуальность   программы заключается   в   обогащении   экологических   представлений учащихся, их конкретизации, иллюстрирование новыми запоминающимися примерами. Данный курс вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Программа факультатива, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и создаёт прочный фундамент для изучения  значительной части предметов  основной школы  и для дальнейшего развития личности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человека, нуждающегося   в   предельно   бережном   отношении   каждого   жителя   к   своему   ближайшему природному окружению и к планете в целом,­ важнейшая задача факультатива. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» и познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно ,чтобы работа с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания ,во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы работа, с детьми начатая в школе поддерживалась родителями и их познавательные инициативы в повседневном общении.  Педагогическая  целесообразность           Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Предлагаемый учебный   материал   позволяет   обеспечить   новый,   более   высокий   уровень   экологической образованности и воспитанности обучающихся. Преподавание курса «Планета загадок» позволит создать   более   благоприятные   условия   для   продолжения   естественнонаучного   образования   в последующих классах.            В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях»,   так   и   в   ближайшем   природном   окружении.   Привлечение   доступных палеонтологических   и   исторических   сведений   позволяет   совершать   также   и   своего   рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.                   Формирование   образа   Земли   как   уникального   природного   дома   человечества, нуждающегося   в   предельно   бережном   отношении   каждого   жителя   к   своему   ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый   учебный   материал   позволяет   обеспечить   новый,   более   высокий   уровень экологической образованности и воспитанности учащихся Место курса  внеурочной деятельности в учебном плане:   Программа внеурочной деятельности по социальному   направлению  «Планета загадок» составлена   в   соответствии   с   возрастными   особенностями   обучающихся   и   рассчитана   на проведение  1 часа в 2 недели. Общий   объём составляет 18 часов в год.                         Продолжительность занятий   45 минут. Особенности организации внеурочных занятий Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально­поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.  Педагог   создает   на   занятиях   эмоционально­положительную   творческую   атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.                  В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки5 и   прогнозирования   последствий   поведения   человека,   ситуации   свободного   выбора   поступка   по отношению к природе.                   Практическая,   деятельностная   направленность   курса   осуществляется   через исследовательские   задания,   игровые   занятия,  практикумы.   Формы   организации   деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.           Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов,   изготовление   поделок   из   природных   материалов,   экскурсии   и   прогулки   в   природу, моделирование,   разработка   и   создание   экознаков,   экологические   акции,   знакомство   с определителями,   гербаризация,   составление   памяток.   Предполагаются   различные   формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности Методы обучения          В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: Методы получения знаний: 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); 2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски); 3) практические (упражнение, практическая работа); 4) метод дидактической игры. Методы усвоения учебного материала: 1) объяснительно­иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемный; 4) частично­поисковый или эвристический; 5) исследовательский. Формы проведения итогов реализации программы  «Планета загадок»:         защита проектов;         итоговая выставка творческих работ детей. Способы  определения  результативности:         наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями. Показателями эффективности занятий будут являться критерии:         самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны  педагога;         активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;         результаты выполнения итоговых форм контроля. III.Описание  ценностных ориентиров  содержания  курса  внеурочной деятельности Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются: развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; формирование представлений о природе как универсальной ценности; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие  умений, связанных с изучением окружающей среды; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; развитие представлений о различных методах познания природы(искусство как метод познания,  научные методы); формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного  окружения Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются  понятия: Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.6 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии  ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию  закономерностей окружающего мира природы и социума. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви  к России, малой родине. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,  духовно­ и социально­нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям. IV. Личностные и метапредметные  результаты  освоения курса внеурочной деятельности        Личностные:         самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;          экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;                   гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;           эстетические потребности, ценности и чувства;          Метапредметные: Регулятивные УУД:          предвосхищать результат;          адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;                   концентрация   воли   для   преодоления   интеллектуальных   затруднений   и   физических препятствий;          стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные УУД:          ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;          предлагать помощь и сотрудничество;           определять цели, функции участников, способы взаимодействия;          договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности          формулировать собственное мнение и позицию;          координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные УУД:          ставить и формулировать проблемы;            осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;                  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;                  запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью   ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;         установление причинно­следственных связей.          Предметные:          К концу второго года обучения школьники должны знать: 1.Секреты живой и неживой природы. 2.Условия, необходимые для жизни растений и животных.  3.Нравственные правила обращения с объектами природы.К концу второго года обучения школьники должны уметь: 1.Проводить   индивидуальные   наблюдения   и   опытные   исследования   на   выявление   признаков предметов. 2.Оказывать помощь птицам в зимнее время. 3.Эстетически, эмоционально ­ нравственно относиться к природе. 7 V.Содержание курса внеурочной деятельности. «Я и мир вокруг меня» 1ч.  Выполнение рисунков. Выставка рисунков и их обсуждение. Почему надо охранять природу? 2ч Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России,   ее   значение,   отдельные   представители   растений   и   животных,   занесенных   в  Красную книгу. «В мире растений» 2ч Ознакомление с многообразием растений Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Растения   ­   живые   организмы.   Свет,   вода,   почва   ­   условия   жизни   растений.   Уход   за дикорастущими растениями, их многообразие и полезные свойства. «Некультурные» 2ч.  Знакомство с дикорастущими растениями. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена Деревья,    их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных   признаков (с использованием сравнения Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям «Нет повести печальнее на свете» 2ч. Экологическая сказка по теме «Грибы. Лишайники». Природа­ это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.   «Что в корзине?». Игра­ознакомление с царством грибов «Что вырастет из семечка?» 1ч. Проектная деятельность. Соцветие. Виды семян и плодов. Посадка растения. «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» 3ч.  Рисунки и рассказы о домашних питомцах. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Просмотр фильма из серии ВВС. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. (Простейшие правила ухода за кошкой, собакой Викторина «Знатоки природы». Способы познания окружающего мира: наблюдение Деятельность человека 2ч.8 Сказка «Очень страшная история». Экологический светофор. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты. Природа­ источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от «Что вокруг школы?»  Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на   природу.   Охрана природы. природных богатств: воды, воздуха. Откуда берется бытовой мусор. Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека  на природу. Правила поведения в природе. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес» 2ч Правила поведения на природе. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария. Подведение итогов.1ч Игра­путешествие Разнообразие растений и животных. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты. VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечение курса внеурочной деятельности Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций  (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото­ и видеокамера). Использование  современных технических средств повышает мотивацию изучения данного курса, вызывает  интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность  наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс. Перечень учебно­методического обеспечения: Основная литература Для учителя: 1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2010. 2. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков,  А. А. Румянцев –  М.: Просвещение, 2011. 3. Дмитриев Ю. Соседи по планете .М.: Детская литература, 2010. 4. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль,  2012. 5. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о земле и вселенной.­ Ярославль: «Академия развития»,  2013. 6. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 2013. 7.Плешаков   А.   А.   Зеленые   страницы.   Книга   для   учащихся   начальных   классов.­   М.: Просвещение.2011. 8. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас­определитель. М.: Просвещение, 2012. 9. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2013. Интернет ресурсы: 1.   Единая   коллекция   Цифровых   Образовательных   Ресурсов.   –   Режим   доступа:  http  collection.edu.ru 2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru  ://   school  ­9    .  techno    .ru.  schools   3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193 4.Я   иду   на   урок   начальной   школы   (материалы   к   уроку).   –   Режим   доступа: http://nsc.1september.ru/urok 5.  Школы   в   Интернете.   Большой   список   ссылок   на   школьные   сайты,   тематические   сайты, информация   о   различных   образовательных   проектах.   Возможность   обмена   методическими материалами. http:// 6.Российский   образовательный   портал  –  http   .  school   доступ к ресурсами для учеников, учителей и родителей.  7.Портал «Российское образование»  –  http   .  edu   .  ru   содержит информацию о Интернет­ ресурсах,   ссылки   на   законы,   стандарты   и   документы,   регламентирующие   образовательную деятельность.  8.Единая коллекция ЦОР – http   .  ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь   имеется   возможность   найти   любой   материал   по   интересующей   Вас   теме   в   различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.    9.Информационно­коммуникационные   технологии   в   образовании.   Портал   нацелен   на обеспечение   комплексной   информационной   поддержки   образования   в   области   современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования. http://www.ict.edu.ru  .  ru  –   обеспечивает   открытый  ://   school  ­  collection    ://   www   .  edu   ://   www     .  edu