Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Оценка 5
Образовательные программы
doc
физическая культура
1 кл
06.05.2018
На начальном этапе учащиеся получают, базовые знания и навыки игры шахмат. Прививается любовь этой древней игре. Дети знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика и др.), кроме того в процессе обучения игре у учеников развивается логическое мышление и память. В процессе обучения учащихся преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
В.Д. Шахматы 1 класс.doc
Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности
«Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 45 с учетом включенной в ее структуру программы "Шахматы –
школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", автор И.Г. Сухин Обнинск: Издательский дом "Духовное возрождение",
2013
В состав УМК входит учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно
белые чудес и тайн полны", который соответствует ФГОС НОО, включён в Федеральный перечень учебников, входит в список учебников и
учебных пособий, используемых при реализации основных общеобразовательных программ МБОУ СОШ № 45 в 20172018 учебном году.
По учебному плану МБОУ СОШ № 45 на 20172018 учебный год на внеурочную деятельность «Шахматы» в 1 классе отводится 1 час в
неделю. На внеурочную деятельность «Шахматы» отведено 33 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы»
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского
общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в Предметные
результаты:
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека
(физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с
шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления
поведением.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны знать:
u шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
u названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
u правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
u ориентироваться на шахматной доске;
u играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
u правильно помещать шахматную доску между партнерами;
u правильно расставлять фигуры перед игрой;
u различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
u рокировать;
u объявлять шах;
u ставить мат;
u решать элементарные задачи на мат в один ход.
Формы организации и контроля образовательного процесса На начальном этапе учащиеся получают, базовые знания и навыки игры шахмат. Прививается любовь этой древней игре. Дети
знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями (дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
тактика и др.), кроме того в процессе обучения игре у учеников развивается логическое мышление и память. В процессе обучения учащихся
преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной
доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции мотив идея расчёт ход. Продуктивный метод играет большую роль и в
дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся
(самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных
задач.
Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания,
игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.
O Широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
O Применение нестандартных дидактических заданий и игр;
O Детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
O Преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
O Выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
O Разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
O Неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
Содержание
1. Шахматная доска (1 ч)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры (2 ч)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной",
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур (2 ч)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какуюнибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч комуто из
учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур (16 ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не
перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
5. Цель шахматной партии (9 ч)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения (3 ч)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход
учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
«Игра на уничтожение» важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая
их.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми
сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
№
п/п Тема раздела, занятия
Дата
По
плану
По
факт
у
1 Шахматная доска
23 Знакомство с
шахматными фигурами
45 Шахматная доска и
фигуры
Тематическое планирование
Основные вопросы содержания
Шахматная доска (1ч.)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной
доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных
полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение
доски между партнерами
Шахматные фигуры (2ч.)
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка
дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические
задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что
общего?», «Большая или маленькая»
Начальная расстановка фигур (2ч.)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур
Ходы и взятие фигур (16ч.) 67 Знакомство с
шахматной фигурой.
Ладья
89 Знакомство с
шахматной фигурой.
Слон
Ладья против слона
Знакомство с
шахматной фигурой.
Ферзь
Ферзь против ладьи и
слона
Знакомство с
шахматной фигурой.
Конь
Конь против ферзя,
ладьи, слона
Знакомство с пешкой.
Пешка против ферзя,
ладьи, слона
Шах
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и
игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын
слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь»
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин
«стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности»
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь»
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против
ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности»
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь»
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против
ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности»
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и
игры «Лабиринт», «Один в поле воин»
Цель шахматной партии (9ч.)
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Дидактическая игра «Первый шах» Мат. Цель шахматной
партии
Мат
Ничья, пат
Рокировка
Шахматная партия
24
25
26
27
28
29
30
31
33
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход
ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не
мат», «Мат в один ход»
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один ход»
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или
не пат»
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка»
Игра всеми фигурами из начального положения (3ч.)
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать
шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»
Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами
из начального положения
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.