Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл
27.04.2017
Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
Рабочая программа по психологии для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
тропинка к своему я.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
142001,Московская область,г.Домодедово,ул.Гагарина,д.13.Тел.(49679)35044,факс:31098
Программа рассмотрена на Приказ № ____ от ______________
педагогическом совете Директор МАОУ Домодедовской СОШ№4 с УИОП
протокол № 1 от _____________ Белякова М.Н.
Утверждаю:
«___»________2016г.
и вынесена на утверждение
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
( 4 « Д» класс)
Рассмотрена на заседании
УВЦ « Начальная школа»
Протокол № _____ от «___»________ 2016г.
Председатель: __________ Щербакова Л.Г.
Составитель: ХолеваПривалова Анна Владимировна
г. Домодедово, 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 14 класса разработана на основе программы
формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я».
Уроки психологии в начальной школе (14). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
Рабочая программа по психологии для 14 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы
основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего
образования, примерной программой по психологии.
Программа предназначена для обучающихся 14 классов.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического
здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к
школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку
преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я»
изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём учебного времени
составляет 136 часов.
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
2
младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический
потребностномотивационный.
(связанный с сознанием), инструментальнотехнологический и
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком
ценности, уникальности себя и окружающих,
идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во
всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и
своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностномотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои
задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и
индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных
моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил
в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают
ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
4 класс
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
3 учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения,
метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной
психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод
творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества),
методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная
тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные
методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип
воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности,
систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных
возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют
исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи,
законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения
(чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в
процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с
психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение
культурой психической деятельности, формирование эмоциональноцелостного
отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ,
литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением
изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний
вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
4
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и
обработка данных на компьютерах);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов
собственных исследований, анализ психологической литературы);
в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности,
обществознания и др. предметов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное содержание программы «Тропинка к собственному Я. Уроки психологии в
начальной школе (14» включает следующие курсы:
Я – школьник. Мои чувства. 1 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
Вспомним чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Какой Я Какой Ты?
2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
Я – фантазер. Я и моя школа. Я и мои родители. Я и мои друзья. Что такое
сотрудничество? 3 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;
Кто Я? Мои силы и возможности. Я расту, я изменяюсь. Мое будущее. Каким бы я
хотел стать в будущем? Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого
нужно? Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 4 класс. 34 ч,
1 ч в неделю.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со
слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Содержание программы «Тропинка к своему Я»
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 4 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Четвёртый класс
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11 часов)
Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета
меня называют поновому – четвероклассник. Чем четвероклассник
отличается от
первоклассника? А от второклассника и третьеклассника? Кто Я? Из каких маленьких
частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все
мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля! Какой Я –
большой или маленький? Что я умею и чем горжусь? Мои способности. Что такое
способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека
есть какието способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют
их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие». Мой выбор, мой путь.
Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни. Не всегда самый
лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой
дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Вокруг нас много
удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и
неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека
или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить?
5 Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно
своего добьётся!
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5 часов)
Моё детство.Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему
радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими,
какие мы есть. Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что
знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь
стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3.Моё будущее (5 часов)
Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем –
делаю сейчас». Чтобы получить какойто результат в будущем, надо чтото делать для этого
уже сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое
«эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек, и
какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека. Хочу
вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким
должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем? Что
такое идеальное Я? У многих людей есть некий идеальный образ самого себя то, каким бы
ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (8 часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и
обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое « право
на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В
реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и
обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других
людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
6 Календарнотематическое планирование 4 класс
Модули, темы урока
Календар
ные сроки
Скорректиро
ванные сроки
№
ур
ок
а
1
Тема «Мое лето»
23 Тема «Кто Я?»
4
5
6
Тема «Какой Я – большой или маленький?»
Тема «Мои способности»
Тема «Мой выбор, мой путь»
78 Тема «Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой
внутренний мир?»
9
Тема «Уникальность моего внутреннего мира.
Уникальность твоего внутреннего мира»
10 Тема «Кого я могу впустить в свой внутренний мир?»
Тема «Что значит верить?»
Тема «Мое детство»
Тема «Я изменяюсь»
Тема «Мое будущее»
Тема «Хочу вырасти здоровым человеком»
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21 Тема «Кто такой интеллигентный человек»
22 Тема «Хочу вырасти интеллигентным человеком»
23 Тема «Что такое идеальное Я»
24 Тема «Кто такой свободный человек?»
25 Тема «Права и обязанности школьника»
25
2 26
27 Тема «Что такое «право на уважение»?»
28 Тема «Права и обязанности»
Тема «Нарушение прав других людей может привести к
конфликтам»
Тема «Как разрешать конфликты мирным путем?»
Тема «Итоговое занятие»
29
30
31
32
33
34
3
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.