Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
23.01.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №9» г. Магнитогорска и обеспечивает достижение планируемых результатов её освоения. Курс «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» (автор Я.Ф. Виноградов» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012) .
РП курс Азбука безопасности 1-4 Уланова Т.А..docx
Рабочая   программа   курса   внеурочной   деятельности   «Азбука   безопасности» является   составной   частью   основной   образовательной   программы   начального     общего образования МОУ «СОШ №9» г. Магнитогорска и обеспечивает достижение планируемых результатов её освоения.              Курс «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена   на   основе   программы   внеурочной   деятельности   по   спортивно­ оздоровительному направлению   «Я — пешеход и пассажир» (автор Я.Ф. Виноградов» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1­4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012) .         Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного   стандарта   нового   поколения   и   направлена   на   обучение   правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения»,   с   целью   организации   работы   по   предупреждению   детского   дорожно­ транспортного   травматизма   и   улучшения   качества   обучения   школьников   Правилам дорожного движения.   Предметом   курса   «Азбука   безопасности»   в   школе   выступает  необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего   школьного   возраста,   диктуется   условиями   бурного   роста   современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания   ребенка   перенасыщена   риском   и   опасностями   дорожно­транспортных происшествий.   Практически   с   порога   дома   он   становится   участником   дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.          Основная цель курса –  является формирование обязательного минимума знаний и  умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как  участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем  дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к  уменьшению числа дорожно­транспортных происшествий, участниками которых  становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности  жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.  Курс «Азбука безопасности » призван решить следующие задачи: сообщение знаний о правилах движения на проезжей части; обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика; привитие умения пользоваться общественным транспортом; ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий  разметки проезжей части; воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части,  нарушения правил дорожного движения; воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.       Организация внеурочной деятельности обучающихся 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт  личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их  психического и физического развития.  2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников,  тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного  поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной  информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход,  опасность на дороге, скорость движения и т.д. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны  знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.  4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется  стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо  воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и  навыки безопасного поведения.  5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в  обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного  движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так  как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для  окружающих. 6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется  при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания  нужен положительный пример взрослых. 1 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности »  Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать   жизненные   ситуации   (поступки,   явления,   события)   с   точки   зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить; осознавать   ответственное   отношение   к   собственному   здоровью,   к   личной безопасности и безопасности окружающих.    Метапредметными результатами  изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД        определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно­следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД      оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы Предметными   результатами  изучения   курса   «Азбука   безопасности»   является сформированность следующих умений: Первый год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко­далеко; рядом, около; за; перед; ближе­дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; — объяснять свой путь от дома до школы; — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко­ далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму запрещающих знаков; — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; —   группировать   транспортные   средства   по   видам:   наземный,   подземный,   водный, воздушный. Второй год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — сравнивать предметы по их положению в пространстве; —   определять   направление   движения   объекта   и   свое   пространственное   положение   по отношению к нему; — соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко­медленно; близко­быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; —   самостоятельно   строить   и   перестраивать   (в   игровых   и   учебных   ситуациях) пространственные   взаимоотношения   предметов   (близко­далеко,   ближе­дальше,   рядом, около и пр.); — различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); —   ориентироваться   в   скорости   приближающегося   транспортного   средства   (быстро, медленно); — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; — различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных); — в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения;   выбирать   безопасные   маршруты   (по   рисункам   и   личным   наблюдениям); отвечать   на   вопрос   «Опасна   или   не   опасна   эта   ситуация,   правильно   ли   поступают   ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); — различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; — оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; — группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». Третий год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); —   определять   «на   глаз»   особенности   движения   и   скорость   передвижения   объекта (передвигается   спокойно,   быстро,   медленно,   неуверенно,   тормозит,   останавливается, набирает скорость) 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; — определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); — находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); —   самостоятельно   выбирать   маршруты   безопасного   движения   от   дома   до   школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). Четвёртый год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — характеризовать слова «опасность», «опасный»; —   объяснять   значение   слов   «осторожный   и   неосторожный»,   «внимательный   и невнимательный», —   предвидеть   результат   возникшей   ситуации   при   различных   действиях   в   окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»; —   осуществлять   правильный   подсчет   времени   на   дорогу   в   неблагоприятных   условиях (особенности дороги, погоды и пр.). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — объяснять значение правил дорожного движения; —   группировать   знаки   ДД   по   назначению   (предупреждающие,   запрещающие, предписывающие,   информационные,   знаки   особых   предписаний),   объяснять   назначение каждой группы знаков ДД; — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять   ошибки   в   схемах   и   рисунках,   раскрывающих   разные   ситуации   дорожного движения; — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях,   а   также   в   реальной   жизни);   проводить   игры   и   учебные   ситуации   со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. −−  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.   образовательного стандарта начального общего образования.   Такой   подход   позволяет   реализовывать   требования   федерального   государственного Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:     умственному   развитию   –   учащиеся   получают   и   закрепляют   знания   по   Правилам дорожного   движения,   ОБЖ,   учатся   логически   мыслить,   обобщать,   составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному   воспитанию   –   на   занятиях   у   учащихся   формируется   культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного   движения,   желание   оказывать   помощь   пожилым   людям   по   мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных   викторинах,   фотоконкурсах.   На   занятиях   учащиеся   работают   с красочным наглядным материалом; трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические   игры   для   занятий   по   программе,   декорации   и   костюмы   к выступлениям (с помощью родителей);  физическому   воспитанию   –   на   каждом   занятии   с   детьми   и   подростками проводятся      подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. Методические рекомендации к организации занятий по программе   Целью   внеклассной   деятельности   по   профилактике   дорожно­транспортного травматизма   является   обеспечение   личностно­деятельностного   характера   усвоения знаний   и   умений,   познавательной   активности,   направленной   на   поиск,   обработку   и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.  Проведение   занятий   предусматривает   теоретическую   подачу   материала   и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется   по   принципу   сотрудничества   детей,   родителей   и   педагога.   Управление процессом   обучения   в   курсе   «Азбука   безопасности»   осуществляется   через   создание условий,   реализацию   творческого   потенциала   детей,   самостоятельную   практическую деятельность, приобретение навыков и умений. 2 деятельности Содержание   курса   внеурочной   деятельности   с   указанием   видов Введение Актуальность   и   практическая   значимость   профилактики   детского   дорожно­ транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием   детей   и   подростков.   Анализ   детского   дорожно­транспортного   травматизма показывает,   что   основной   причиной   является   низкая   культура   участников   дорожного движения, в том числе ­ детей. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.         На начальных этапах освоения курса «Азбука безопасности» учащиеся получают общее представление о том, что такое опасность и безопасность, как отличить опасную, нетипичную ситуацию и как правильно отреагировать на неё; знакомятся с понятием «чрезвычайная ситуация» и с тем, какие действия предпринимают специалисты различных служб в случае её возникновения; во время выполнения творческих заданий учатся находить оптимальный способ решения нестандартной ситуации, а также применять имеющиеся знания и опыт к решению, казалось бы, обычных жизненных ситуаций.  Учащиеся самостоятельно определяют качества и характеристики личности, которые  необходимы человеку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности и успешно  справляться с возможными трудностями. В процессе изучения материала в разделе   «Безопасное поведение на улице» учащиеся знакомятся с общими правилами и законами  дорожного движения, основами дорожной безопасности. Также большое внимание в  данном блоке уделяется организации свободного времени детей на улице, поведения с  незнакомыми людьми, в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Особое внимание уделяется формированию у школьников таких качеств, как ответственность, серьёзность,  рассудительность, умение предугадывать развитие событий и оценивать их последствия.         Заключительным этапом изучения данного раздела является обобщающее занятие, в  рамках которого дети проводят защиту группового проекта по данному блоку – презентацию страницы книги «Дорожная азбука».  Виды деятельности обучающихся:  Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации  данной программы внеурочной деятельности являются занятия, организация и  проведение которых предполагает:   задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках,  энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим  предметам; задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен  делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;      игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие  ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка  коллективной работы на достижение положительного результата; имитационные игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя  или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в  повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (спортивные  игры, ролевые игры и т.д.); задания, требующие самостоятельного выбора способа организации  получаемой информации, определения последовательности действий,  относительного расположения объектов; задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой  для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях:  безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы  спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.; задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после  оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио,  телевидению и т. д.).             При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие  устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности:  рассказ,  рассказ­объяснение,  беседа,  самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками­тетрадями);        игра; ролевая игра; экскурсия 1 класс Ориентировка в окружающем мире (17 ч.) Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко­ далеко; рядом, около; за; перед; ближе­дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет   и   форма   запрещающих   знаков:   «движение   пешеходов   запрещено»,   «движение   на велосипеде запрещено».  Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.  Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное   средство.   Участники   дорожного   движения:   водитель,   пассажир,   пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Ты — пешеход (11 ч.) Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения   по   тротуару:   движение   навстречу   транспорту;   движение   по   обочине   при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки   дорожного   движения,   определяющие   переход   дороги:   «пешеходный   переход», «пешеходная   дорожка»,   «подземный   пешеходный   переход»,   «надземный   пешеходный переход»,   «место   остановки   автобуса   (троллейбуса)»,   «место   остановки   трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор   пешеходный   и   транспортный.   Особенности   сигналов   светофора   и   действия пешеходов в соответствии с ними. Ты — пассажир (5 ч.) Правила   поездки   в   транспортном   средстве:   не   отвлекать   водителя   разговорами;   не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Виды деятельности обучающихся:  рассказ,  рассказ­объяснение,  беседа,  самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками­тетрадями);        игра; ролевая игра; экскурсия 2 класс Ориентировка в окружающем мире (20 ч.) Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко­ближе, далеко­дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности  пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости  движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко­ близко; медленно­быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические  транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус,  трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое  может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные  маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Ты — пешеход (10 ч.) Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов  запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать  пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение  конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма  предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Ты – пассажир (4 ч.) В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не  открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Виды деятельности обучающихся:  рассказ,  рассказ­объяснение,  беседа,  самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками­тетрадями);        игра; ролевая игра; экскурсия 3 класс Ориентировка в окружающем мире (10 ч.) Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на  дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый  участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его  скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро,  дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по  которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки,  повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения  (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Ты — пешеход (21 ч.) Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в  сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая  часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды  перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток.  Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с  направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик,  особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение  пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.  Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».  Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны  знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой  зоны». Ты — пассажир (3 ч.) Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет  опасности и не создаются помехи для других участников движения. Виды деятельности обучающихся:  рассказ,  рассказ­объяснение,  беседа,  самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками­тетрадями);        игра; ролевая игра; экскурсия 4 класс Ориентировка в окружающем мире (11 ч.) Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных  условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных  транспортных средств. Транспорт будущего. Ты — пешеход (17 ч.) Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при  приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его  безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать  пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная  обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой  для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец  населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления»,  «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения»,  «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая  вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности  светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных  средств, с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на  нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных  условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Ты — пассажир (6 ч.) При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.  Виды деятельности обучающихся:         рассказ,  рассказ­объяснение,  беседа,  самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками­тетрадями); игра; ролевая игра; экскурсия 3.Тематическое   планирование   курса   внеурочной   деятельности   «Азбука безопасности »                                                 1 класс Тема занятия № п/п Количество часов По Фактически контроль Форма организации занятий плану 1 1 1 1 2 2 3 1 1 2 1 3 беседа игра беседа игра беседа экскурсия игра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12       (цветовые Введение Ориентировка   в   окружающем мире Форма   предметов   окружающего мира (треугольник, круг, квадрат) Цвет оттенки) предметов   (сравнение,   название, классификация) Пространственные   положения   и объектов взаимоотношения окружающего   мира   (близко­ далеко;   рядом,   около;   за;   перед; ближе­дальше). Форма   и   цвет   знаков   дорожного движения   (белый   треугольник   с красной полосой по краям; синий квадрат;   белый   круг   с   красной полосой   по   краю;   синий   круг   с белой полосой по краю и др.).  Цвет   и   форма   запрещающих знаков:   «движение   пешеходов запрещено»,   «движение   на велосипеде запрещено».  Рисуем дорожные знаки Экскурсия «Мы идем по улице» Адрес местожительства, название ближайших   улиц   и   их особенности.  Дорога   от   дома   до   школы. Рассмотрение   и   изучение безопасного   маршрута   движения детей в школу и домой. 13 Практикум  «Моя   безопасная 14 15 16 дорога от дома до школы» Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. Транспортное средство.   Участники   дорожного   движения:   пешеход водитель, (узнавание, называние, особенности поведения).   пассажир,   17 Игра «Дорожный калейдоскоп» 18 19 20 Ты – пешеход Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная   для   движения пешеходов. Правила движения по тротуару:   движение   навстречу транспорту; движение по обочине в при   отсутствии   тротуара; движение   в   темное   время   суток сопровождении только   взрослого    правила перехода   улиц   и   дорог. Составление памятки. 21 Целевая   прогулка    Общие 22 23 «Места, предназначенные   для     движения пешеходов»  Знаки   дорожного   движения, определяющие   переход   дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», пешеходный «подземный переход», «надземный пешеходный   переход»,   «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая»   (название,   назначение, внешние признаки).           24 Проектная   работа  «День дорожного знака» 25 Особенности   поведения, определяемые   тем   или   иным знаком   ДД   (правила   перехода дороги   при   разных   знаках пешеходного перехода).  26 Светофор     пешеходный и   Особенности транспортный. сигналов   светофора   и   действия пешеходов в соответствии с ними. работа.   27 Творческая Изготовление макета светофора 28 Викторина  «Красный,   жёлтый, 29 30   зелёный» Ты – пассажир пользования Правила   общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и   высадки   пассажиров.   Правила поездки в транспортном средстве: не водителя разговорами;   не   задерживаться   у входа   и   выхода;   вести   себя спокойно и сдержанно отвлекать     экскурсия игра проект 1 2 1 1 1 1 1 2 31 Игра «Какой ты пассажир?» 32 Экскурсия по городу 33 Тест «Знаешь ли ты правила ДД» Всего 1 1 1 33 Игра экскурсия тест Тема занятия № п/п 2 класс Количество часов Фактически По плану контроль Форма организации занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 2 1 2 1 1 беседа игра рассказ беседа беседа игра беседа             медленно, Ориентировка   в   окружающем мире Повторение   правил   ДД   по материалам 1 класса Предметы   и   их   положение   в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений   с   использованием соответствующей   терминологии (близко­ближе,   далеко­дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость   движения   объекта (быстро,   очень быстро). Особенности пространственного   положения предмета (транспортного средства)   при   разной   скорости движения   по   отношению   к другим предметам и участникам дорожного   движения   (далеко­ близко; медленно­быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. и Транспорт   (отличие, общественный классификация).   Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство   (автобус,   троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на   рисунках,   моделирование). Гужевой транспорт. «Автомобиль – друг или враг?» личный         9 10 Населенный     пункт как территория, застроенная домами: город,   село,   поселок,   деревня. Знание   своего   района   как условие   безопасного передвижения. 11 Творческая   работа  «Улицы 12 13 14 15 моего города» Дорога.   Состояние   дороги (асфальт,   грунт).   Практическое определение   времени,   которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность   и   безопасность   на дорогах. Причины возникновения опасностей.   В   каких   случаях транспортные средства представляют   опасность   для пешехода?    16 Когда   пешеходы   представляют опасность   для   транспортных средств и водителей? 17 Целевая   прогулка  «Правила 18 19 и юного пешехода» Безопасные маршруты движения (установление,   определение   по рисункам   личным наблюдениям) Разбор   маршрутов   следования учащихся   по   улицам   с интенсивным   движением.  Блиц­ опрос   20 Праздник      «   Знай   правила   как дорожного   движения, таблицу умножения!» Ты – пешеход Знаки   дорожного   движения: «светофорное   регулирование», пешеходов «движение запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки   для   водителей,   которые необходимо   знать   пешеходам: «дорожные   работы»,   «дети»,   направо, «движение   прямо, налево…».  Значение   конкретного   знака   (в значении,   приближенном   к установленному в ПДД). Цвет и форма   предупреждающих   и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки 21 22 23 24 25 26 27 Викторина  «Дорожные   знаки   в загадках и стихах». 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 Коллективна я работа беседа игра беседа экскурсия беседа игра беседа беседа беседа Конкурс Рисунков викторина 1 1 1 2 игра беседа экскурсия беседа 28 Автобусные остановки, посадочные   площадки   в   местах остановок трамвая.    29 Правила поведения на остановке транспортного   маршрутного средства 30 Целевая   прогулка  «Остановки 31 32     транспортного средства» Ты – пассажир Пассажиром   быть   не   просто.   В автомобиле легковом пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок   ехать   не   может.   Из машины выходить можно только со   стороны   тротуара   или обочины.   Не   открывать   двери автомобиля   на   ходу,   не высовываться из окна. 33 Проектная   работа 1 проект «Безопасность на дорогах» 34 Тест «Какой ты пассажир?» Всего 1 34 тест 3 класс Количество часов Фактически По плану 1 2 2 контроль Форма организации занятий игра беседа беседа Тема занятия № п/п 1 2­ 3 4­ 5     средств Повторение   правил   ДД   по материалам 2 класса Ориентировка   в   окружающем мире Пространственные   положения транспортных в различных   ситуациях   движения на   дорогах   разного   типа (несколько   полос   движения, регулируемый и нерегулируемый участок   дороги,   одностороннее движение) Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта   и   его   скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой поворота   небыстро,   дает   или скоростью, сигналы   остановки). Анализ   особенностей   дороги   и местности,   по   которой   она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть   «закрытые»   участки, повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в   начале   движения   и   изменении направления движения (поворот, задний   ход,   обгон,   разворот), правила   поведения   пешехода   в соответствии ними.   Применение аварийной сигнализации.   Подача   звукового сигнала. Встреча с инспектором ГИБДД с     Ты – пешеход   используется   для Дорога движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской   местности   («полевые пути», «зимники»).   дороги: Части   (элементы) проезжая   часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги   средств движение транспортных и пешеходов.   История   появления этого правила.       9 10 Игра «Аукцион знаний» 6 7­ 8 11 ­ 12 13 ­ 14 15 Правостороннее 16 Перекресток   —   место пересечения,   примыкания   или разветвления дорог. Разные виды перекрестков(четырехсторонний, трехсторонний, круговой). 17 Целевая   прогулка «Регулируемые  перекрёстки» 18 Проектная   работа  «Виды 19 ­ 20   перекрёстков» Регулируемый перекресток. Светофоры   с   дополнительными секциями.   Правила   поведения пешехода   в   соответствии   с направлением   движения   стрелок дополнительных секций   1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 беседа беседа беседа игра беседа игра беседа экскурсия экскурсия проект беседа светофора.  Разбор   дорожных   ситуаций   с применением светофоров. 21 Викторина  «В   гостях   у           вида 22 ­ 23   Значение Светофорчика». Регулировщик,   особенности   его (форма, внешнего   жезл, отличительные   знаки, диск). сигналов для регулировщика транспортных средств, пешеходов.   Разбор   дорожных ситуаций     применением сигналов регулировщика. Проектная   работа  по   теме:   « Регулировщик   и   его   помощь пешеходам и водителям». 24 ­ 25 26 Дорожные   опасности:   правила перехода на нерегулируемом   участке   дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). дороги с     27 Правила   движения   в   темное время суток. 28 Правила   со     передвижения   в знаками соответствии   движения. дорожного Предупреждающие   знаки: «железнодорожный   переезд   со шлагбаумом», «железнодорожный   переезд   без шлагбаума».  Запрещающие   знаки:   «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие «велосипедная дорожка». Знаки   для   водителей,   которые должны знать пешеходы: «дорога с   односторонним   движением», «жилая   зона»,   «конец   жилой зоны». знаки:   29 30 32 «Дорожный 31 Праздник  переполох» Ты – пассажир Выходить   из   транспортного средства   на   проезжую   часть только   в   том   случае,   если   нет опасности и не создаются помехи для других участников 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 игра экскурсия проект беседа игра беседа беседа игра беседа 33 Экскурсия в Автогородок 34 Тест «Дорожная азбука» Всего Тема занятия № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 1 34 4 класс Количество часов Фактически По плану 1 2 2 2 1 1 2 экскурсия тест контроль Форма организации занятий игра беседа беседа беседа Коллективна я работа конкурс проект беседа беседа     Легковой, «Знаешь   ли   ты Вводное занятие. Викторина  ПДД ?» Ориентировка   в   окружающем мире Погодные   условия,   особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. транспортных Разнообразие средств.   грузовой, общественный   и   специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные   знаки.   Краткие сведения   об   истории   создания разных транспортных средств.  Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда   перед   выездом. Возрастные Экипировка. ДТП ограничения.   с велосипедистами,   меры   их предупреждения.   Движение велосипедистов группами.  Творческая   работа  «Мой   друг велосипед» Конкурс   рисунков  «Средства передвижения прошлого» Проект «Транспорт будущего».       2   пешехода Ты – пешеход Дорога. Автомагистраль. Главная дорога.   Знаки   главной   дороги. Поведение   при приближении   к   главной   дороге. Тупик.   Дорожное   движение   при разных   дорожных   условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения   участников 1 движения   как   условие   его безопасности.   Движение   пеших колонн.   Правила   поведения   при движении колонной 15 Дорожные   16   знаки. Знаки дорожного   движения   для водителей, которые нужно знать пешеходам.   Предупреждающие знаки:   «опасный   поворот», «скользкая   дорога»,   «опасная обочина», «перегон скота». знаки: Запрещающие «опасность».   Знаки   особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой   для   маршрутных транспортных   средств»,   «начало   «конец населенного   пункта», населенного   пункта», «пешеходная зона».       17 Информационные   знаки   (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения»,   «схема   объезда», «указатель расстояний». Знаки   сервиса:   «пункт   первой медицинской помощи», «телефон», «больница», «питьевая   вода»,   «милиция», «туалет». 19 Праздник  «Путешествие   в 18       21 22   Разные страну дорожных знаков»   виды (обобщение 20 Светофор. светофора изученного материала).  Особенности   светофоров   на железнодорожных   переездах, светофоров   для   пешеходов   и транспортных   с стрелками. дополнительными   Железнодорожный переезд­ источник повышенной опасности. Шалости   на   железной   дороге недопустимы. средств,     23 КВН «Азбука безопасности» 24 25 Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый   перекресток. Правила на движения     1 1 1 1 1 1 2 1 2 беседа беседа беседа беседа игра беседа беседа игра Эк5скурсия 26 Дорожные нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка     опасности. знаки, Населенный   пункт, обозначающие разные населенные пункты.   Правила   поведения   на дорогах   в   разных   населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость,   гололед,   маневры автотранспорта). Разработка   памяток   для водителей «Тише едешь, дальше будешь»   27 28 Игра­конкурс  «Я   –   участник дорожного движения» Ты – пассажир 29 При   поездке   на   грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Разбор   дорожно­транспортных происшествий с участием детей, происшедших городе. Выявление   причин   дорожно­ транспортных происшествий. 30 в     31 Аварийные ситуации. Действия в случае   транспортной   аварии   на дороге.   Защитная   поза   при столкновении. «Это   может   случиться   с каждым»,   «Простейшие   правила помощи пострадавшим при ДТП» 33 Викторина «У дорожных правил 32 каникул нет». 34 Проектная   работа.   Выпуск «Дорожная   стенгазеты безопасность». Всего Литература: беседа беседа игра беседа беседа беседа беседа игра проект 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность  дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В. А. Лобашкина,  Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г. 2. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл.,  пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П. В. Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В.  Маслов. 3. Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы:  Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г. 4. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы:  Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г. 5. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы:  Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г. 6. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы:  Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г. 7. Учебно­методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание  младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва.  Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г. 8. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно­транспортного  травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”,  2007 г. 9. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс,  автор: В. И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г. 10. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению  правил дорожного движения”, авторы: В. Е. Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008  г. Цифровые образовательные ресурсы: 1.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/ 2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам:http://window.edu.ru/window 3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:http://school­collection.edu.ru/ 4.Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Азбука безопасности" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018