Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
1 кл—2 кл
15.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и на основе программы: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир).– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2012.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное, общеинтеллектуальное и духовно-нравственное.
я гражданин.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Карповская основная школа», на основе Концепции
духовнонравственного воспитания российских школьников и на основе программы: Чутко Н.Я.,Фесенко
О.Г. Факультативный курс «Я гражданин России» (Я моя страна мой мир).– Сборник программ
для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2012.
Срок реализации программы – 1год. Режим – 1час в неделю, всего 34 часа.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное,
общеинтеллектуальное и духовнонравственное. Данная программа предназначена для организации внеурочной
деятельности с учащимися первого класса.
Курс включает 6 модулей, направленных на организацию знакомства учащихся первого класса с окружающим
миром и вхождением в социальное пространство. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет
педагогу последовательно или выборочно проводить данные модули в течение учебного года.
Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и
посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовнонравственное
развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных
ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к
своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе
развития современной России особенно актуален вопрос о гражданскопатриотическом воспитании.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит
общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты
молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это
становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно
нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае,
прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе,
истории, культуре своего народа.
Планируемые результаты освоения курса
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной
символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к
жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной
ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических
инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовнонравственному
направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
положительная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений
и навыков.
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам
нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовнонравственному
направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1.
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать
тексты, пересказы, ответы товарищей;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко
художественной и историкопопулярной литературы;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса,
используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о
понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,
Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие,
родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
устанавливать причинноследственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе
реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по духовнонравственному
направлению «я гражданин России» обучающиеся должны знать:
ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам
РФ, старшему поколению, к природе;
учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно
относятся к ним;
учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе.
Должны уметь:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
владеть культурой общения;
учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к
жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной
ситуации, видеть красоту в окружающем мире.
Содержание курса
1.“Я и я”(4ч)
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья”(5ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет
моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».
3.“Я и культура”(4ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в
музей. 4.“Я и школа”(6ч).
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика
(гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».
5.“Я и мое Отечество”(9ч)
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой
любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой
Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы
рисунков.
6.“Я и планета”(6ч)
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Итоговый тест.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема по программе. Тема и номер
урока.
Всего
часов
Дата
план.
Дата
факт
.
“Я и я”(4ч)
1.Я – ученик.
2.Мой портфель.
3.Подумай о других.
4. Игры на развитие произвольных
процессов.
“Я и семья”(5ч)
5. Моя любимая мамочка.
6. Об отце говорю с уважением.
7. Мама, папа, я – дружная семья.
1
1
1
1
1
1
1 8. Фотовыставка «Я и моя семья»
9. «Папа, мама, я – дружная семья»
“Я и культура”(4ч)
10. Родной край в древности.
11. Поэты и писатели нашего города.
12. Что посеешь, то и пожнешь.
13. Экскурсия в музей.
“Я и школа”(6ч)
14. Обязанности ученика в школе.
15. Я люблю свою школу.
16. Школьная символика (гимн, герб,
флаг).
17. По каким правилам мы живем в
школе?
Конкурсы сочинений «Моя
18.
школа».
19. Трудовой десант «Укрась территорию
своей школы».
“Я и мое Отечество”(9ч)
20. Урок Мира.
21. Знакомства с символами родного
края (герб, гимн, флаг).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 22. Мы и наши права.
23. Мой любимый город.
24. Наш город.
25. О чем шепчут названия улиц
родного города.
26. След Великой Отечественной
войны в жизни родного края.
27. Герои Советского союза – наши
земляки.
28. Конкурсы рисунков.
“Я и планета”(6ч)
29. Весна в родном городе.
30. Знай и люби свой край.
31. Экология нашего города.
32. День добрых волшебников.
33. Уж тает снег, бегут ручьи.
34. День птиц. Итоговый тест.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проверочные тесты.
Приложение
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
1012 баллов – курс усвоен практически полностью;
89 баллов – курс в целом усвоен хорошо; 67 баллов курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест №1
1. Закончи предложение:
Наша страна называется….
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт Петербург;
в) Омск; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мер; г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это ….
6. Раскрась российский флаг в его цвета:
7. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
9. Закончи предложение:
Я имею право на …..
10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв
голову кверху и чтото напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его
толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны
сделать люди в зале?
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля
День согласия и примирения
1 мая
День защитника Отечества 4 ноября
День России
12 июня
День солидарности трудящихся
Тест №2
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент; б) царь;
в) губернатор; г) премьерминистр.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
5. Обведи границу и столицу
государства. Допиши полное
название:
Р ___________________
Ф ___________________
Владивосток
6. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по
решению правительства отмечает вся страна.
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях
прошлого и настоящего нашей Родины.
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Какой день стал Днём победы?
а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.
нашего 9. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом
рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.
Тест №3
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________.
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
г) государство – это правительство,
армия, милиция, законы.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
5. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
6. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты
живёшь: 8. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на …….
9. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России?
Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он
падает в грязь. Что ты сделаешь?
Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:
а) поздороваешься и сядешь на место;
б) поздороваешься и извинишься за опоздание;
в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.
10. Объясни названия праздников.
Праздники
Событие, которое дало название празднику
9 Мая – День Победы
12 июня – день независимости России
12 апреля – день космонавта
Тест №4
1. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб: 3. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какоголибо кандидата?
а) с 14 лет; б) с 16 лет;
в) с 18 лет; г) с 20 лет.
5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь
февраль
март
май
июнь
ноябрь
6. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России….
7. Выбери и обведи флаг России:
8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:
Конституция России
Всеобщая декларация
прав человека
Документ, защищающий права
детей.
Основной закон государства Устав школы
Конвенция о правах
ребёнка
Документ, где отражены права и
свободы человека.
Основной закон школы
9. Выбери и отметь правильный ответ:
Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?
а) дети имеют право на заботу и помощь;
б) каждый человек имеет гражданские и политические права и
свободы;
в) каждый человек имеет право на образование;
г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России….
11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга Вася,
Миша и Митя принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись,
корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где
малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как
должен был поступить Вася.
12. Если ты остался дома без взрослых:
а) Никому не откроешь двери;
б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;
в) Откроешь дверь только близким людям.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-2 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.