Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
1 кл
13.03.2017
Рабочая программа составлена на основе «Программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, 2012год.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
1класс.docx
Раздел 1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе «Программы кружка «Юный
эколог» 14 классы. Авторысоставители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина,
Н.В. Николаева, 2012год.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической
грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы формировать интерес к изучению природы родного
края;
воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и
удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и
исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать
представления о природных сообществах области;
формировать
представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о
том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его
составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому
взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее
относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё
воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным
явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у
ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также
отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной
школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной
программы с экологической направленностью для младших школьников. В
начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети
знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются
общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой
не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах,
рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о
природе, животном мире и экологических проблемах родного края
отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора,
развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» экологобиологической и учебно
познавательной направленности с практической ориентацией разработана для
учащихся 1 класса. Количество часов в год: 1 класс – 33 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы
итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты,
изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе.
Практическая направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую
работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров
учащихся, развитию ценностносмысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких
познавательных интересов и творчества.
Раздел 2.Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие моральноэтического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1м
классе исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей
цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы.Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 /
11–13.) №
уро
ка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Раздел 3. Календарнотематическое планирование
Наименование раздела и тем
Приме
чание
Часы
учебн
време
ни
Планов
ые
сроки
прохож
дения
Введение
Что такое экология?
Мой дом за окном
Мой дом
Дом, где мы живём
Практическое занятие «Уборка школьного двора»
Откуда берётся и куда девается мусор?
Экскурсияпрогулка «Краски и звуки осени»
Деревья твоего двора
Экскурсия по территории школы
Птицы нашего двора
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
Дорога из дома в школу
Я и моё окружение
Моя квартира
Моя семья
Соседижильцы
Мой класс
1
1
6/4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7/4
1
1
1
1
2.09
9.09
16.09
23.09
30.09
7.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
2.12
9.12
16.12 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
Дом моей мечты
Комнатные растения в квартире, классе
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»
Экскурсия в лес
Животные в доме
Гигиена моего дома
Уход за квартирой
Гигиена класса
Практическое занятие «Гигиена класса»
Бытовые приборы в квартире
Экскурсия в школьную кухню
Природа в квартире и в классе
Наша одежда и обувь
Русская народная одежда
Русская народная одежда
Практическая работа «Уход за одеждой»
Экскурсия в школьный музей
23.12
13.01
20.01
27.01
3.02
10.02
17.02
24.02
2.03
9.03
16.03
30.03
6.04
13.04
20.04
27.04
4.05
11.05
1
1
1
1
1
1
1
8/4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 4. Содержание программы учебного предмета.
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий,
правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что
такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом
растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.
Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и
неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь
между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (10ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.
Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению
чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение
обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания.
Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в
природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы
бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках.
Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во
дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для
здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их
существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные
птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего
двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг
нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус,
трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на
дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2.Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира.Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь,
температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания,
природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью
посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов
семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить
мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты
будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы –
соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь,
уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения?
Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство
по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной
работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не
будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе,
труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое
и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки
комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования.
Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение
обязанностей за комнатными растениями.
Наблюдение изменений
произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву.
Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на
срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в
классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и
собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение
требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы,
тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов,
стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3.Гигиена моего дома. (10 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция,
проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние
их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность
человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление
списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила
безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка.
Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение,
экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.
Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить
пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма.
Моделирование и демонстрация одежды.
Раздел 5.Средства контроля
Практические
работы
12
Раздел 6. Перечень учебнометодических средств обучения.
Печатные издания:
1. Программа кружка «Юный эколог» 14 классы. Авторысоставители
Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель,
2012. – 331с.
2. Бабин Д.М. Мир комнатных цветовМинск:Миринда,2002.480с. 3. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. М.:
Прсвещение,1993.176с.
4. Верзилин Н.М.
Просвещение,199660с.
5. ОнеговА.С.,Занимательная ботаническая энциклопедия. Цветущие травы.
М.: ПедагогикаПресс.2000.112с.
Демонстрационный материал по ботанике.М.:
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.