РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
естествознание
4 кл
09.05.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, развить свои способности. Программа кружка предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, посещение библиотеки, работу с различными источниками.
РП кружок Юный краевед.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Принято»
«Утверждено»
на методическом
объединении учителей
начальных классов
МБОУ «СОШ № 3»
Протокол № 1
от «25» августа
Заместитель
директора МБОУ
«СОШ № 3»
_________________
Р. А. Остроухова
«28» августа
2017г.
2017г.
Педагогическим
советом
МБОУ «СОШ № 3»
Протокол № 1
от «29» августа 2017г.
Приказом № _________
от «___» августа 2017г.
Директор МБОУ «СОШ №
3» ___________/Т.М.
Лабуренко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный краевед»
для 4х классов
духовнонравственное направление
на 2017 2018 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Брусянина Ирина Николаевна
высшая квалификационная категория Бийск 2017
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
Пояснительная записка……………………………………………………………....34
Результаты освоения курса …………..………………… ………………………….4 6
Содержание курса ………...………………….....................................................6
Тематическое планирование ……………………………………..........................6 7
5. Приложение
1. Лист внесения изменений………………………...…………………...……………..8.
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа,
на которой только и может
осуществляться рост духовной
культуры всего общества”.
Д.С. Лихачѐв
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативноправовых
документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 г. N 373
2. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ
№ 3
4. Плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 3 на 20172018 учебный год.
5. Положения МБОУ «СОШ № 3» об организации внеурочной деятельности
обучающихся (раздел V Требования к программам внеурочной деятельности).
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с
Законом РФ «Об образовании», национально регионального компонента школьного образования.
Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных статей,
включенных в Конституцию РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44), «Каждый обязан
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы,
формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе крае, участвовать в их
развитии, социальноэкономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных
социальнопедагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные
особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который
формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства,
историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже
понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и
культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои
собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Юный краевед».
3 Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно
воспитательной деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже
понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и
культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в
этом и заключается смысл кружка «Юный краевед». Программа кружка предполагает большую
исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных
пособий, посещение библиотеки, работу с различными источниками.
На курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 1 час в неделю (34 часов в год)
для детей 910 лет.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности
учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные
формы поисковой и исследовательской работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного
края;
ознакомление с историей малой родины;
активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
развитие их творческих способностей;
приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям населения нашего края,
привитие чувства любви к родному краю;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса
учащихся к краеведению.
развитие в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативы;
воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;
привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного
края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы и формы познавательной деятельности учащихся:
словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, сообщения, проведение вертуальных
экскурсий эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей,
являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, буклетов. летописей,
очерков о событиях по истории края, города, отдельных памятников; практические и
исследоватедьские работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические
знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
4
участие в конференциях, викторинах, олимпиадах и конкурсах.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся,
развитию целостносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
знать народный фольклор, народные игры;
знать историю своего народа;
знать традиции и обычаи своего народа.
у детей появится интерес к изучению родного края;
они научатся элементам исследовательской деятельности;
учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности;
у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования
общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность
решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты
– готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию,
ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные,
социальные компетентности, личностные качества;
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие моральноэтического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и
интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
5 основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
№
раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название раздела
Колво часов
Введение
«Край на карте»
«Природа нашего края»
«Что дает наш край стране»
«Моя малая Родина»
«Край в годы Великой Отечественной
войны»
1 ч.
5 ч.
7 ч.
6 ч.
5 ч.
3 ч.
7.
8.
«Алтай – перекресток культур»
Индивидуальная проектная деятельность.
3 ч.
2 ч.
ИТОГО: 34 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Разделы и темы
занятий
Количество часов
Дата
Теоретические
(аудиторные)
Практические
(внеаудиторные)
6 1. Вводное занятие – 1час
Что изучает краеведение. Понятия
«краевед», край, область, регион
2. «Край на карте» 5 часов
Территория и географическое
положение Алтайского края
Символика Алтайского края
Открытие Алтая: как всё начиналось.
Легенды и предания нашей земли
Барнаул столица Алтайского края
Путешествие по городам и районам
Алтая
3. «Природа нашего края» 7 часов
Поверхность и полезные ископаемые
Особенности климата края
Внутренние воды Алтая
Растительный мир Алтая
Животный мир Алтая
Уникальные уголки края
Заповедники, заказники, охраняемые
территории.
Экологические проблемы и их решение
4. «Что дает наш край стране» 6
часов
Знакомство с промышленностью,
предприятиями, их история
Сельское хозяйство – основа развития
края
Народные промыслы, их
художественная и культурная ценность.
Алтай туристический
Достопримечательности и музеи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Знаменитые люди Алтая
2021
7
занятия
занятия
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
7.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02 5. «Моя малая Родина» 5 часов
Любимый город Бийск. История,
достопримечательности, почетные
жители города.
Их именами названы улицы города
История и традиции нашей школы
Проект «Бийск: вчера, сегодня,
завтра…»
6. «Край в годы Великой
Отечественной войны» 3 часа
Исторические события в крае в период
ВОВ
Героиземляки.
Как сохранить историю семьи.
7. «Алтай – перекресток культур» 3
часа
Великие имена и памятники
Волшебные краски Алтая
Поэты и писатели об Алтае
2223
24
25
26
27
28
29
30
31
32
12. Итоговое занятие. – 2 часа
3334
Индивидуальная проектная
деятельность. Оформление выставки
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
15.02
22.02
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05
Итого
34
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№
Тема урока
Дата
план
факт
Причина
Приложение 1
8 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед» для 4-х классов духовно-нравственное направление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.