Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
|
«Утверждаю»: Директор МБОУ ТСОШ №3 Приказ от 30.08.2016г №121 __________Мирнов В.Н. |
Рабочая программа внеурочных занятий
по физической культуре
спортивно-оздоровительной направленности
«Казачьи подвижные игры»
В 5б классе.
Количество часов: 1 час в неделю, за год – 35 часов.
Учитель: Гурова Зинаида Николаевна
Ст. Тацинская
2016-2017гг
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Разработка новой учебной программы по использованию детских казачьих игр и забав для учащихся 5х классов обусловлена необходимостью воспитания развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, казачьи традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. Необходимо развивать личность учащегося, как достойного представителя России, казачьего общества, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Донского края, выступающего с активной жизненной позицией, основанной на патриотизме , толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы.
Каждая казачья семья организовывала для своих детей свой досуг, где они приобретали ловкость, силу, выносливость. Вот и выдумывали иногда родители, а иногда и сами дети различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, которым предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия и, если игра завладевала душами детей, то, нередко, оставалась в станицах на долгие годы.
В программе соблюдается принцип системности, в соответствии с которым все подвижные игры взаимосвязаны. Основным критерием отбора содержания программы по казачьим играм и забавам являются:
- гуманистическая направленность;
- позитивное влияние на развитие личности ученика;
- значимость учащегося как представителя казачьего сообщества
Программа «Казачьи народные игры и забавы» активно используются в процессе физического воспитания обучающихся. Программа реализуется во внеурочное время и имеет спортивно-оздоровительное направление.
С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
– возрождение традиций русской народной культуры через русские народные игры и забавы;
– вооружение необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям казачьими играми;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
–– воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости.
Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для занятий выбираются, прежде всего, в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений.
Преждевременное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях, Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным средством выработки у учащихся прочных навыков в выполнении движений. Например, закрепляя прыжок «в шаге», можно перепрыгивать через ров (в игре «Волк во рву») изученным способом; совершенствуя умения в перебрасывании мяча (в игре «Мяч капитану»), можно применять определенный способ броска. Для тренировки изученных движений в усложненных условиях проводятся игры-эстафеты с преодолением различных препятствий, с включением бега, прыжков, метаний, равновесия, лазанья.
При выборе казачьей игры необходимо предусматривать:
– педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
– место игры в структуре занятия;
– основное двигательное содержание игры;
– физическую и эмоциональную нагрузку;
– состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
– место проведения игры и необходимые пособия;
– методы организации детей для игры.
Казачьи игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.
При планировании казачьи игры распределяются по четвертям с учетом времени года. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на спортивной площадке, на воздухе (осень, весна); во II четверти – в помещении; в III – на свежем воздухе.
Важным моментом в организации казачьих игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение судей (если они нужны) и распределение обязанностей среди участников.
При проведении игр исключительно велика роль учителя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в играх. Он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с учащимися (кроме игр с элементами соревнований).
Важно организованно закончить казачью игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у учащихся умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Основу программного материала составляют казачьи игры, сходные по определенным признакам:
– по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
– по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
– по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
– по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
– по физическим качествам, преимущественно проявленным в казачьей игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
– по отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Программа рассчитана на 35 учебных часов.
По окончании прохождения курса обучающиеся научатся:
· общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
· бережно относиться к своему телу, нравственному и физическому здоровью;
· правильно дышать, тренировать силу;
· казачьи игры способствуют закаливанию организма;
Получат представление через изучение казачьих игр и забав об историческом, этнонациональном природном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Дон;
Тематическое планирование 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
дата |
№ |
Тема |
Развитие и формирование качеств у учащихся |
игры |
оборудование |
|
1 |
Мир движений. Инструктаж по Т/Б |
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья |
«Волки во рву» |
скакалка |
|
2 |
Изображение фигур |
развитие навыков бега |
«Совушка» |
свисток |
|
3 |
Учись быстроте и ловкости. |
развитие ловкости; воспитание чувства ритма |
«Знамя» |
Фишки, секундомер, флажки |
|
4 |
Сила нужна каждому. |
развитие силы и ловкости |
«Кто сильнее?», |
скакалка, секундомер |
|
5 |
Развитие быстроты |
развитие быстроты реакции и ловкости |
«Не давай мяч водящему» |
Мяч волейбольный |
|
6 |
Весёлая скакалка. |
развитие ловкости и внимания |
«Удочка» |
скакалка |
|
7 |
Кто сильнее? |
развитие выносливости и |
«Сильный бросок» % |
Мяч баскетбольный |
|
|
|
силы |
|
|
|
8 |
Развитие быстроты. |
развитие быстроты |
«Пионербол» |
Мяч волейбольный |
|
9 |
Кто быстрее? |
развитие скоростных качеств, выносливости |
«Найди нужный предмет», |
Кубики, теннисный мяч |
|
10 |
Победит сильнейший |
развитие смелости и решительности |
«Бой петухов» |
Обруч, скакалка |
|
11 |
Развитие координации |
развитие равновесия и координации движений |
«Эстафета с элементами равновесия» |
Гимнастическая скамейка |
|
12 |
Команда быстроногих. Посещение сенсорной комнаты психологической разгрузки |
развитие силы и ловкости |
«Сильные^и ловкие» |
обручи, гимнастические палки, скакалки |
|
13 |
Умение победить |
развитие скоростных качеств, ловкости |
«Борьба в квадратах» |
свисток |
|
14 |
Метко в цель. |
развитие меткости и координации движений |
«Снайпер», |
кегли, малые мячи, большие мячи |
|
15 |
Умение тактически действовать в различных ситуациях |
развитие меткости и координации движений |
«Охрана перебежек» |
Мяч волейбольный, баскетбольный |
|
16 |
Развиваем точность движений. |
развитие точности движений и правильной осанки |
«Пятнашки маршем» |
|
|
17 |
Будь внимательным |
развитие физических качеств выносливости и ловкости |
«Охотники и утки» |
Волейбольный мяч |
|
18 |
Кто быстрее |
развитие быстроты и ловкости |
«Перестрелка» |
Волейбольный мяч |
|
19 |
Внимание всем |
развитие выносливости и ловкости |
«Вызов» |
|
|
20 |
Штурм высоты. |
развитие выносливости и быстроты |
«Защита укреплений» |
Кегли, мячи |
|
21 |
Движение - ситуация успеха |
развитие выносливости и ловкости |
«Игра- зарядка» |
|
|
22 |
Закрепление. Игры на свежем воздухе. |
развитие выносливости и ловкости |
«Веселые старты» |
Свисток, кегли, мячи |
|
23 |
Мы строим крепость |
развитие физических качеств выносливости и ловкости |
Игры по желанию учащихся |
Свисток, секундомер, кубики |
|
24 |
Будь внимателен |
развитие физических |
Игры по желанию |
|
|
|
|
качеств выносливости и ловкости |
учащихся |
- |
|
25 |
Планета футбола |
развитие выносливости и скоростных качеств |
« Футболисты» |
Мяч футбольный, свисток |
|
26 |
Гимнастика для каждого |
развитие ловкости и быстроты |
«Метание в цель», «Попади в мяч» |
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча |
|
27 |
Развитие скоростных качеств. |
развитие скоростных качеств и меткости |
«Быстро в строй» |
Мячи, обручи, свисток |
|
28 |
Развитие выносливости. Посещение сенсорной комнаты психологической разгрузки |
развитие выносливости, быстроты и реакции |
«Знамя», «Веселые старты» |
Фишки,мячи. |
|
29 |
Развитие реакции. |
развитие быстроты, скорости, реакции |
«Часовые и разведчики» |
мешочки с песком |
|
30 |
«Удочка». |
развитие быстроты и выносливости |
«Удочка» |
скакалка |
|
31 |
Прыжок за прыжком. |
развитие быстроты, |
«Прыжок за |
флажки, эстафетная |
|
|
|
ловкости, выносливости |
прыжком» |
палочка |
|
32 |
Мир движений и здоровья. |
развитие скоростных качеств , ловкости |
«Лапта» |
Бита, мяч |
|
33 |
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми. |
развитие ловкости и быстроты |
«Лапта с препятствиями» |
Бита, мяч |
|
34 |
Я уверен в своих силах |
Развитие силы и ловкости |
«Кто сильнее» |
|
|
35 |
Умение побеждать |
Развитие внимания, быстроты реакции |
Пионербол |
Мяч волейбольный |
Методическое обеспечение Список литературы:
JI.B. Былеев, Сборник подвижных игр. - М., 1990г С. Глязер, Зимние игры и развлечения. - М., 1993г М.Н. Жуков, Подвижные игры. - М., 2000 г
М.Н .Железняк, Спортивные игры. - М., 2002г .М.Ф. Литвинов, Русские народные подвижные игры. - М., 1986г В.И.Ковалько "Поурочные разработки по физкультуре" /ВАКО, Москва, 2003г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.