Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл
29.03.2018
Цель курса заключается в формировании у школьников первоначальных основ современной естественнонаучной картины мира, в которой отведено существенное место вопросам современной техники и технологии.
Задачи курса:
● формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов есте... ественного цикла;
● развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсах природоведения и других;
● формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики;
● создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.Цель курса заключается в формировании у школьников первоначальных основ современной естественнонаучной картины мира, в которой отведено существенное место вопросам современной техники и технологии.
attachment_934897031.docx
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
во внеурочной деятельности
«Природа живая и неживая»
для 5 класса
Автор материала:
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии, специалист
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым п.Вольное, Джанкойский район, Республика Крым, 2015 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Природа живая и неживая» (Введение в естественные науки)
Предлагаемая программа «Природа живая и неживая. Введение в естественные науки»
(разработана на основе программы В.И. Сивоглазова, А.А. Плешакова «Природа и человек.
Введение в естественные науки» для 5 класса (Программы для общеобразовательных
школ, гимназий, лицеев, рекомендованной Департаментом образовательных программ и
стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.3е
издание, стереотипное. «Дрофа», Москва, 2002 г) является пропедевтическим курсом
предметов естественного цикла. Программа предназначена для учащихся 5 класса,
рассчитана на 35 часов.
Цель курса заключается в формировании у школьников первоначальных основ
современной естественнонаучной картины мира, в которой отведено существенное место
вопросам современной техники и технологии. Именно картина, образ мира несет в себе
живой, эмоционально наполненный и мотивирующий потенциал. Формирование целостной
картины мира возможно только на понятной содержательной основе, что предполагает
приобретение школьниками определенной системы естественнонаучных представлений и
знаний. Курс также ориентирован на формирование у школьников начальных умений
выполнения эмпирических исследований и естественнонаучного мышления (непредвзятое
наблюдение природных феноменов, постановка задач, планирование и осуществление
экспериментов, анализ и интерпретация получаемых данных, обсуждение полученных
результатов). В ходе экскурсий, занятий, учебных дискуссий и исследований школьники
знакомятся с основами практической работы исследователей природы.
Задачи курса:
● формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов
естественного цикла;
● развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсах
природоведения и других;
● формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при
изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики;
● создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от
неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы:
«Науки о природе», «Методы изучения природы», «Мир астрономии», «Мир физики»,
«Мир химии», «Мир биологии», «Мир географии», «Единство наук о природе».
Содержание курса «Природа и человек» разработано в соответствии с задачами данного
курса, в нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы
физической, химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит
занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об
объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней.
Учебнотематический план
№
п/п
Наименование темы
Общее количество
часов
Практические работы
1 Введение
2 Мир астрономии
4
6
2
1 3 Мир физики
4 Мир химии
5 Мир биологии
6 Мир географии
всего
6
7
7
5
35
2
2
1
2
10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение (4ч)
Науки, изучающие природу: астрономия, физика, химия, биология, физическая
география. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Планирование, проведение, обработка и анализ результатов эксперимента. Общие и
частные (астрономические, биологические, географические, химические) методы изучения
природы.
Практические работы.
Ознакомление со справочными изданиями с естественными науками разных типов.
Ознакомление с простым оборудованием для естественнонаучных наблюдений и опытов.
Раздел 2. Мир астрономии (6ч)
Рождение астрономии. Представления людей древности о Земле, Вселенной.
Развитие взглядов на Вселенную. Система мира по Аристотелю и Птолемею.
Астрономические знания народов Востока. Выдающиеся ученые Востока: Бируни, Омар
Хайям, Улугбек. Достижения древних астрономов Китая, Индии.
Николай Коперник и его система мира. Роль Д. Бруно и Г. Галилей в развитии взглядов
Н. Коперника. Законы движения планет И. Кеплера. Закон всемирного тяготения И.
Ньютона.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планетыгиганты. Плутон. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры.
Мир звезд, многообразие звезд. Созвездия. Солнце – ближайшая к нам звезда. Солнечные
и лунные затмения на Земле.
Счет времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский
календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни.
Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых
организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни.
Современные методы исследования космоса.
Практические работы.
Изготовление моделей системы мира по Аристотелю, Птолемею, Н. Копернику.
Изучение ночного неба с помощью телескопа, нахождение основных созвездий северного
полушария.
Раздел 3. Мир физики (6ч) Области, исследуемые физикой: движение тел, изменение тел при нагревании и
охлаждении, электричество, звук, свет и др. Физические явления: механические, тепловые,
звуковые, световые. Разделы физики (механика, акустика, оптика, электричество).
Молекулы и атомы. Строение атома: ядро, электроны.
Движение тел. Траектория движения. Скорость движения. Сила. Сила тяжести и сила
трения. Невозможность мгновенной остановки движущегося тела.
Энергия. Виды энергии: механическая, электрическая, атомная. Примеры передачи и
превращения энергии.
Электризация тел. Положительные и отрицательные электрические заряды.
Электрический ток. Проводники и непроводники. Простейшая электрическая цепь.
Магниты. Северный и южный полюсы магнита. Магнитное поле. Земля – гигантский
магнит.
Значение физики для практической деятельности людей. Физика – основа техники. Роль
знаний и области физики в повседневной жизни человека.
Физика и охрана окружающей среды.
Практические работы.
Изготовление моделей молекул различных веществ.
Изучение действия силы трения. Энергия
Раздел 4. Мир химии (7ч)
Зарождение химии. Химические знания народов Древнего Египта, Китая, Индии, Греции
и Рима.
Страницы истории химии. Развитие химии в средние века. Алхимия. Достижения химии
лекарств, технической химии в 15 – 16вв.
Р. Бойль – один из создателей химии. Химические исследования М.В. Ломоносова.
Значение работ А.Л. Лавуазье в развитии химии.
Многообразие веществ. Состояние веществ. Смеси и чистые вещества.
Основные способы разделения смесей: дистилляция, выпаривание, отстаивание,
фильтрование.
Химический элемент. Химические символы. Простые и сложные вещества.
Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические
вещества. Химические явления. Типы химических реакций. Значение химических знаний в
наши дни.
Практические работы.
Изготовление моделей чистого вещества.
Смеси, молекулы простых и сложных веществ; разделение смесей веществ.
Раздел 5. Мир биологии (7ч)
Разнообразие живых существ ( строение их тел и работа органов, размножение и развитие
организмов). Разделы биологии (ботаника, зоология и др.).
Страницы истории биологии (Аристотель, У. Гарвей, Р. Гук, К. Линней, Ч. Дарвин, Г.
Мендель, В.И. Вернадский).
Классификация организмов и ее значение. Единицы классификации растений и животных:
вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), царство.
Царства живой природы. Основные отделы растений и типы животных.
Общение в мире животных (язык запахов, движений, звуков). Значение биологии для практической деятельности людей. Биология – основа сельского
хозяйства и медицины. Роль биологических знаний в повседневной жизни человека.
Обеднение живой природы под воздействием человека и ее охрана.
Практические работы.
Знакомство с растениями по гербарным материалам.
Раздел 6. Мир географии (5ч)
Истоки географии. Геродот – родоначальник географии. Путешествия древних
финикийцев вокруг Африки. Экспедиция Пифея на Британские острова.
Страницы истории географических открытий. Открытие европейцами морского пути в
Индию. Х. Колумб. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.
А. Никитин, его путешествие в Индию. Освоение русскими Севера, Северной Америки.
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев. Открытие шестого материка.
Мировой океан. Свойства морской воды. Океаны Земли. Жизнь в Мировом океане. Роль
океана в жизни человека.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида (природа, животный и растительный мир).
Практические работы.
Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших равнин и гор.
Нанесение на контурную карту названий географических объектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
● естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
● области, исследуемые физикой, биологией, практическое значение этих наук;
● физические явления (приводить примеры);
● строение молекул и атомов;
● основные характеристики движения тел (траектория, скорость);
● виды энергии;
● проявления электризации тел, механизм возникновения электрического тока;
● как воздействуют полюсы магнита, что такое магнитное поле;
● звук и свет (источники, особенности распространения, цвета солнечного спектра);
● великих ученых – биологов (называть 3 – 4 имени, кратко характеризовать заслуги);
● строение клетки (главные части);
● значение классификации организмов; царства живого;
● способы размножения организмов; что такое наследственная информация (на уровне
● основные звенья круговорота веществ в природе (производители, потребители,
представлений);
разрушители);
● способы общения в животном мире (на уровне примеров);
● основные способы охраны живой природы.
Уметь:
● выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в
рабочих тетрадях;
● изображать с помощью моделей и схем строение атомов и молекул;
● различать проводники и непроводники; собирать простейшую электрическую цепь; ● рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
● демонстрировать с помощью схему основные звенья круговорота веществ в природе;
● различать наиболее распространенные в данной местности лекарственные растения;
● готовить сообщения и небольшие рефераты природоведческого содержания, используя
результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную
литературу, подобранную самостоятельно
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов по учебному плану – 35 (1 ч. в неделю).
№
пп
Наименование
разделов и тем
Дата
фактич.
по
плану
Описание примерного
содержания занятий
1
2
3
4
5
6
7
Вступление. Науки, изучающие природу
Раздел 1. Введение
Практическая работа № 1 «Ознакомление
со справочными изданиями с
естественными науками разных типов»
Методы изучения природы.
Практическая работа № 2 «Ознакомление
с простым оборудованием для
естественнонаучных наблюдений и
опытов»
Раздел 2. Мир астрономии
Рождение астрономии. Астрономические
знания народов Востока.
Н. Коперник и его система мира. Роль Д.
Бруно и Г. Галилея в развитии взглядов
Коперника.
Практическая работа №3 « Изготовление
моделей системы мира по Аристотелю,
Птолемею, Н. Копернику. Солнечная
система»
8
Малые тела Солнечной системы. Мир
работать
с
науки.
Естественные
Химия.
Биология.
География. Астрономия.
Экология.
.Как
энциклопедиями,
словарями
Метод.
Эксперимент.
Измерения.
Масса.
измерения.
Оборудование
изучения природы
Эталон.
Единицы
Наблюдение.
для
Астрономия
Выдающиеся ученые
натуралисты
Изготовление моделей
системы мира по
Аристотелю, Птолемею,
Н. Копернику. Солнечная
система
Астероиды. Кометы. №
пп
Наименование
разделов и тем
звезд, многообразие звезд.
9
Планеты. Отличия между планетами.
10
Счет времени в древности. Влияние
космоса на живые организмы.
Раздел 3 . Мир физики
11
12
13
14
15
16
17
18
Области, исследуемые физикой.
Молекулы и атомы.
Практическая работа №4 «Изготовление
моделей молекул различных веществ»
Движение тел.
Практическая работа №5 «Изучение
действия силы трения. Энергия»
Значение физики для практической
деятельности людей.
Раздел 4. Мир химии
Зарождение химии. Страницы истории
химии
Многообразие веществ.
19
Химический элемент.
20
Смеси и чистые вещества. Способы
разделения смесей.
Дата
фактич.
по
плану
Описание примерного
содержания занятий
Метеориды. Солнечная
система
Планеты. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Юпитер Сатурн. Уран.
Нептун.
Счет времени в
древности. Влияние
космоса на живые
организмы.
физика
Молекул, атомы
Изготовление моделей
молекул
различных
веществ
Движение тел. Диффузия
Изучение действия силы
трения. Энергия
Физика для практической
деятельности людей
Химия. Алхимия.
Простые и сложные
вещества. Органические
и неорганические
вещества
Химический элемент.
Периодическая система
Д.И.Менделеева
Смеси и чистые
вещества. Способы Наименование
разделов и тем
Дата
фактич.
по
плану
Описание примерного
содержания занятий
№
пп
21
22
23
Практическая работа №6 « Смеси,
молекулы простых и сложных веществ;
разделение смесей веществ»
Явления природы. Физические явления,
их разнообразие.
Практическая работа №7 «Изготовление
моделей чистого вещества. Значение
химических знаний в наши дни»
разделения смесей.
Природные смеси.
Смеси, молекулы
простых и сложных
веществ; разделение
смесей веществ.
Применение на практике
полученных знаний
Физические и
химические явления
Изготовление моделей
чистого вещества.
Значение химических
знаний в наши дни
Биология
Разнообразие растений.
Одноклеточные и
многоклеточные
организмы. Деревья,
кустарники, травянистые
растения. Однолетние,
двулетние и многолетние
растения. Ядовитые
растения.
Одноклеточные и
многоклеточные
животные. Теплокровные
и холоднокровные
животные. Различия
растений и животных.
Ядовитые животные.
Разнообразие грибов:
шляпочные, грибы
паразиты, плесневые
Раздел 5. Мир биологии
24
25
Разделы биологии. Страницы истории
биологии.
Разнообразие организмов. Растения.
26
Разнообразие организмов. Животные.
27
Разнообразие организмов. Грибы. №
пп
Наименование
разделов и тем
Дата
фактич.
по
плану
Описание примерного
содержания занятий
28
Разнообразие организмов. Бактерии.
29
30
31
32
Практическая работа №8 «Знакомство с
растениями по гербарным материалам»
Общение в мире животных. Значение
биологии для практической деятельности
людей.
Раздел 6. Мир географии
Истоки географии. Страницы истории
географических открытий.
Практическая работа №9 «Нанесение на
контурную карту названий
географических объектов»
33
Мировой океан.
34
Материки.
35
Практическая работа №10 «Нахождение
на карте материков и океанов,
крупнейших равнин и гор»
грибы, дрожжи.
Ядовитые грибы.
Разнообразие бактерий.
Форма. Значение
бактерий. Полезные и
вредные бактерии.
Знакомство с растениями
по гербарным
материалам
Значение биологии для
практической
деятельности людей.
География
Нанесение на контурную
карту названий
географических
объектов
Мировой океан.
Атлантический океан.
. Тихий океан. Северный
Ледовитый океан
Материки. Евразия,
Африка, Северная
Америка, Южная
Америка, Австралия,
Антарктида.
Нахождение на карте
материков и океанов,
крупнейших равнин и гор УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учителю
основная:
1. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Природа и человек. Введение в естественные науки.5
класс. М., 1999г.
дополнительная:
2. Л.А. Горелов. Занимательные опыты по физике в 67 классе. М., 1977.
3. Л.А. Попова. Открытые уроки. Природоведение. Биология: 5 – 8 классы. М., 2009.
4. В.Н. Семенцова. Природоведение. Технологические карты уроков. 5 класс. СПб., 2001.
5. Л.Л. Тимофеева. Уроки природоведения в 5 классе. М., 2007.
6. Энциклопедия для детей. Биология. т. 2. М., 2003.
7. Энциклопедия для детей. Экология. т. 19. М. 2001.
8. Энциклопедия для детей. Астрономия. т. 8. М., 2002.
9. Энциклопедия для детей. Физика.
10. Энциклопедия для детей. Химия.
11. Энциклопедия для детей. География.
12. Кроссворды к учебнику. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. 5 класс.
Предполагаемая результативность курса
Учащийся получит возможность научиться:
● выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в
рабочих тетрадях;
● изображать с помощью моделей и схем строение атомов и молекул;
● различать проводники и непроводники; собирать простейшую электрическую цепь;
● рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
● демонстрировать с помощью схему основные звенья круговорота веществ в природе;
● различать наиболее распространенные в данной местности лекарственные растения;
● готовить сообщения и небольшие рефераты природоведческого содержания, используя
результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную
литературу, подобранную самостоятельно
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Рабочая программа во внеурочной деятельности «Природа живая и неживая» для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.