Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.03.2018
Воспитать – значить научить жить в гармонии с окружающим миром, с радостью воспринимать его, беречь и творить красоту. Этот процесс двусторонний, основанный на взаимопонимании педагога и воспитанников. Из поколения в поколение передаются этические нормы и нравственные ценности.
Исходя из этого, планирование воспитательной работы в начальном звене строится таким образом, чтобы можно было решить проблемы:
-личностного развития;
-охраны здоровья и физического развития;
-трудового воспитания;
-социализации и общения;
-развития творческого воображения
9.docx
«Центр психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей» п.Модин Озинского района
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
Принята на заседании
педагогического совета
от « 30»08.2016г.
Протокол №_1
Утверждаю:
Директор ГБУ СО «Центр ППМС» п.Модин Озинского
района
____________/Романюта О.В./
«30 »08. 2016г.
Рабочая программа воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
14 классы
Составители:
Жаксибаев Азамат Ержанович
Жаксибаева Жанар Саткановна
воспитатели семьи «Орлята» Модин 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Воспитать – значить научить жить в гармонии с окружающим миром, с радостью воспринимать его, беречь и творить
красоту. Этот процесс двусторонний, основанный на взаимопонимании педагога и воспитанников. Из поколения в
поколение передаются этические нормы и нравственные ценности. Но постепенно каждый человек выходит на уровень
«самовоспитания». Ребенку с ограниченными возможностями здоровья трудно войти в этот мир и заниматься
самовоспитанием. Поэтому роль педагога очень велика.
Обязательным условием успешного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
является тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребенка и взрослых. Именно такой подход является главным при
отборе методов и содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке коллективных дел. Особое
значение имеет взаимодействие, предусматривающее общую целевую и единую стратегическую направленность работы с
учетом вариативнодеятельностной тактики учителейпредметников, специалистов в области коррекционной и
специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других
учреждений и институтов общества, реализующееся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
При планировании воспитательной работы воспитателю необходимо руководствоваться положениями личностно
ориентированной и гуманной педагогики, раскрывая индивидуальность каждого воспитанника, формируя устремления
ребенка от позиции «я хочу» до «я буду» и «я могу».
Ребенок как личность будет эффективно развиваться при условии учета его возрастных особенностей и интересов.
Ребенок стал школьником…. Основная задача данной школы состоит в том, чтобы сформировать личность, сочетающую в
себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Известно, что возможно это при совокупности
нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор). Сохранность
здоровья обеспечивает возможность развития в соответствии с возрастом. Второе условие – благоприятная социально
педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное учебно
воспитательное пространство. Третье условие – активность самого ребенка. При раннем органическом поражении
центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому), педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть
фактически провоцирующими развитие.
Исходя из общности основных закономерностей развития нормального ребенка и ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие
целостность, всесторонность и гармоничность развития личности младшего школьника.
Цель программы – помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, эстетические
и духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности, сформировать убежденность в
полной ответственности за свое здоровье; преодолеть комплекс невостребованности и зарядить воспитанников
необходимым жизненным оптимизмом, который должен стать источником их жизнедеятельности.
Программа коррекционнообразовательновоспитательной работы с данными детьми составлена с учетом их
специфических особенностей моторнодвигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического
и социальноличностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья; ведущих мотивов и потребностей
ученика начальных классов, характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации
развития ребенка.
У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность,
стремление приобретать знания. Они испытывают потребность во внешних впечатлениях, участии взрослого, его
поддержке и одобрении; потребность в общении. Исходя из этого педагогу, работающему с данными детьми, необходимо
формировать мотивы, без которых обучение и воспитание потеряет свой смысл:
1) стремление быть школьником; учиться приобретать новые знания;
2) быть причастным к деятельности, имеющей значение не только для него одного, но и для окружающих.
Ведущие виды деятельности для детей данного возраста:
1) игра, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в основных сферах человеческой
деятельности;
2) учебная деятельность, в которой закладывается система отношений ребенка с окружающим миром.
Исходя из этого, планирование воспитательной работы в начальном звене строится таким образом, чтобы можно
было решить проблемы:
личностного развития;
охраны здоровья и физического развития; трудового воспитания;
социализации и общения;
развития творческого воображения;
досуговой деятельности
основ гражданского и патриотического воспитания.
Принципы воспитания:
принципы ориентации на ценностные отношения и положительные качества личности воспитанника;
связи воспитания с жизнью;
принятия воспитанника таким, каков он есть;
единства, целостности и преемственности в воспитании.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности младших школьников распределяются по трем уровням:
1 уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение
имеет взаимодействие ученика со своим учителем;
2 уровень результатов – получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир…), ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Это достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса и школы;
3 уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия. Для
достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами
за пределами Центра, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным,
что должно учитываться при организации воспитания и социализации воспитанников. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕНТЯБРЬ (1Я НЕДЕЛЯ)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации
общения
I
класс
II
класс
Давайте
познакомимся!
(Чаепитие)
«Мое имя».
Что означает наши
Моя группа – моя
имена?
семья
Что такое
одежда?
Что такое
здоровье?
День города
Рисование:
«Нарисуй
настроение
твоего имени».
Мы – школьники!
Ура!
(Правила
поведения)
Я могу учиться!
(Режим дня) III
класс
IV
класс
Зачем людям разные
Мой организм
имена?
День города.
Столичная символика
Сделаем дом
красивым
Безопасный
маршрут от школы
Что означают наши
имена?
Как стать
Геркулесом?
Уроки мужества
Мой внешний
вид
до дома
«Я умею хорошо
себя вести».
Дни
Понедельник
СЕНТЯБРЬ (2Я НЕДЕЛЯ)
Среда
Вторник
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации
общения
I
класс
II
класс
Я – школьник.
Конструирование:
«Школьные вещи».
Я – хороший;
Я многое хочу.
Мой режим дня
Мои права и
Одежда
Мир вокруг и наше
обязанности в группе
семье
школьника:
уход и место в
шкафу
поведение
Уход за телом
Фея Доброты
Как надо
Улицы вокруг
убирать класс?
Центра: транспорт
на них III
класс
IV
класс
Как можно
обратиться к
людям?
(Варианты
обращения)
Я и другие
Как беречь свое
Жадностьщедрость
здоровье?
Я сам отвечаю за
свое здоровье
Сердечко отзовется
теплотой
Самостоятельно
е составление
Отработка правил
коммуникативного
графиков
дежурств.
поведения на
улице
Проблемная
ситуация: «Что
делать, когда нет
Формы речевых
обращений в
особых ситуациях:
желающих
дежурить?»
«Плохо на
улице…»
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
СЕНТЯБРЬ (3Я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации
общения
I
класс
Как можно называть
«Кто быстрее моет
Не выйдет из жадины
других?
руки?»
хорошего друга
Конкурс
детского
рисунка по ПДД
«Я рисую улицу»
Правила
дорожного
движения:
«Я и моя улица». Я сам о себе.(игра
«Зеркало»
Рисование:
«Я – веселый»
«Я – хмурый»
Мое лицо: «Какой я
привлекательный»
Из чего мы сделаны?
II
класс
III
класс
IV
класс
Когда мы устаем…
Добро и зло
Как сохранить
силу и красоту?
Милосердие и
жестокость
Твои добрые поступки
и к тебе добром
придут!»
СЕНТЯБРЬ (4Я НЕДЕЛЯ)
Конкурс
детского
рисунка по ПДД
«Я рисую улицу»
Конкурс
детского
рисунка по ПДД
«Я рисую улицу»
Твоя жизнь и
правила дорожного
движения
Человек на улице
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
I
класс
«Игрушки»
«Оторвали Мишке
лапу…»
Поговорим о
безопасности
«Мы играем и поем,
очень дружно мы
живем».
Аппликация
«Мишка»
Игра «Посади
гостей за стол». II
класс
«Осень
наступила…»
Сезонная одежда:
«Если добрый ты – это
чтобы не было
холодно и жарко.
хорошо»
«Осенняя
фантазия»
Поделки из
природного
материала
Самые вкусные
Витамины на столе
«Можно и нельзя»
Лепка «Овощи»
овощи
«Собираем урожай»
Что значит
«накрыть стол?»
Игра
«Праздничный
стол»
Как я умею
накрывать на
стол.
III
класс
IV
класс
Фруктовый сад
Витамины на столе
Добрые волшебники
Лепка «Фрукты» Сервировка стола
в разное время:
Завтрак, обед,
ужин.
ОКТЯБРЬ (1Я НЕДЕЛЯ) Дни
I
класс
Понедельник
Профессия
«Учитель»
II
класс
Профессия
«Учитель»
III
класс
IV
класс
Педагогические
профессии
Педагогические
профессии
Вторник
Станем сильными и
красивыми. Только
я сам смогу
сберечь свой
организм от беды.
(Профилактическа
я беседа)
Как сделать свое
тело гибким и
красивым?
Только я сам смогу
уберечь свой
организм от беды.
здоровье.
Учись сам делать
правильный выбор.
Я буду
тренироваться.
Учись сам делать
правильный выбор.
Физкультура и
Патриот и Гражданин.
День Учителя.
Конкурс газет
ко Дню учителя
Понятие «свобода».
Что значит быть
Конкурс газет
ко Дню учителя
свободным?
Среда
Четверг
Пятница
Важные события в
моей семье. День
учителя.
Изготовление
открытки для
учителя.
История моего города.
Первые школы.
(День Учителя)
Изготовление
открытки для
учителя.
Когда «Можно» и
«нельзя».
(Ситуация
поведения в
школе).
«Я умею управлять
собой».
(Ситуация
преодоления
желаний).
«Я умею управлять
собой».
(Ситуация
преодоления
желаний).
«Я умею управлять
собой».
(Ситуация
преодоления
желаний). Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ОКТЯБРЬ (2Я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Семья
Расскажи о своей
семье
Профессии моей
семьи
Как я соблюдаю
режим дня?
(итог)
Строение
организма и его
функции.
Охрана здоровья
моего организма.
(Бег по спирали).
Что такое добрый
человек?
Доброта – это что?
Игра «Добрый
воспитатель».
Добро и зло в человек.
Игра – драматизация
«Злой волшебник».
Наша группа – это
наша семья
Что помогает мне
быть сильным и
добрым?
Каким я себе
нравлюсь: злым.
Добрым?
Трудовое
воспитание
Я – дежурный в
классе. Игра
«Необязательны
й дежурный»
Я могу помочь
другому
Основы
социализации
общения
Наша группа: кто в
ней живет?
Кого бы я взял с
собой в
путешествие
Я знаю, как
научить другого
Мы и воспитатель:
дежурить
Я –
характеры и
настроение
ответственный за
Мой любимый день
дежурство,
потому что могу
с этим
справиться Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ОКТЯБРЬ (3Я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации
общения
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Почему люди
бывают злыми?
Вырази себя в
красках.
Что такое зло?
Можно ли
причинять зло
людям?
Я могу победить
Зло!
Что мы едим?
Что такое «мир в
стране?»
Конкурс
осеннего букета
Мы едем в театр
Какое питание
необходимо моему
организму?
Что я могу сделать
для своего героя?
Конкурс
осеннего букета
Здоровье и
питание
Труд. Право и
обязанность
Конкурс
осеннего букета
Я сам могу
решить, как надо
питаться!
Труд. Право и
обязанность
Конкурс
осеннего букета
Что делает повар в
школе; хочу ли я
быть поваром?
Кто следит за
нашим питанием?
Роль врача в школе.
Наши помощники в
доме (врачи, повар,
уборщица…) Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ОКТЯБРЬ (4Я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитатель
ной работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации
общения
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Характер человека
Настроение и
Не ругаемся, грубо не
состояние
человека
выражаемся
Чистота и уют в
моей игровой.
Осторожно огонь!
Черты и свойства
Еда и настроение
характера
Все ли имеют
одинаковый
характер?
Как правильно
питаться?
Разные поступки
Чистота и уют в
нашей игровой.
Общественно
полезный труд
Осторожно огонь!
Основы правил по
пожарной
безопасности
У меня есть
характер, я могу
быть терпимым.
Я могу составить
меню на 1 – 2 дня
Слово
«Нетерпимость»
Общественно
полезный труд 1я неделя – план мероприятий по организации и проведению осенних каникул
НОЯБРЬ
НОЯБРЬ (2Я НЕДЕЛЯ)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
«Одежда»,
«Обувь»
Твое здоровье
зависит только от
Традиция нашего
дома
Заглянем в
бельевой
шкаф…
Наше поведение на
прогулке.
Рисуем эмоции
Как вылечить вещи?
I
класс
II
класс
III
класс
Как управлять
своим лицом:
капитан настроения
тебя!
Эмоции и
здоровье
Зачем человеку
жесты и мимика?
Твое здоровье
зависит только от
тебя!
Славимся добрыми
делами и вежливыми
словами
Как починить
книгу? IV
класс
«Я и окружающий
мир»
Что такое
наркотики?
Россия –
многонациональное
государство
Глина: живая и
волшебная «Я
умею лепить».
Природа вокруг нас
и мы в природе
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
НОЯБРЬ (3Я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
Моя речь – красивая
Микробы и мое
и четкая
II
класс
«Волшебная
палочка» – это речь
здоровье.
Злые продукты
Как сохранить
продукты? Учись
правильно есть.
Единый правовой день Дидактическая
игра «Уберем
быстро и
вместе»
Единый правовой день Мой внешний
вид.
«Помогу другу
сложить белье,
сделать уроки,
построить дом…»
Бытовая комната.
Правила общения. III
класс
Интонация и
решение проблем
Вредные и
полезные
микробы. Я сам
могу сберечь свой
организм.
Единый правовой день
Сделаем дом
красивым!
Как вести себя,
когда необходимая
вещь занята?
IV
класс
Конфликты: как с
помощью речи их
можно решить?
Морской бой с
микробами. Я
знаю, что мне есть.
Единый правовой день Создадим уют в
своем доме!
Как помочь
другому делать
нелюбимое дело?
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
НОЯБРЬ (4Я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
«Вежливость –
точность королей»
Что я знаю о себе
и своем здоровье
Традиция нашего дома
Аппликация
Диалог – это что?
из
геометрических
фигур II
класс
III
класс
IV
класс
Дни
I
класс
Кого бы ты назвал
вежливым?
Что я знаю о себе
и своем здоровье
Памятники
архитектуры нашего
Лепка «Дом»
Я могу учиться.
(Режим дня)
Составь рассказ по
города
Зачем людям разные
картинке:
Лучшие люди нашей
Нарисуй плакат
«Какие мы разные,
имена?
«Будь мудрецом –
не кури!»
Составь рассказ по
страны.
«Не кури!»
но хорошие!»
(Поведение и
здоровье)
Что означают наши
картинке:
Знаменитые люди
Нарисуй плакат
«Я умею хорошо
имена?
«Будь мудрецом –
не кури!»
России
«Не кури!»
себя вести»
ДЕКАБРЬ (1я НЕДЕЛЯ)
Понедельник
Вторник
Среда
«Что такое
«хорошо» и что
такое «плохо»?»
Занятие с
приглашением
медперсонала
«Что такое
грипп?»
Военно
патриотическая
работа «Твои
защитники,
Москва»
Четверг
Рисунки и
Пятница
поделки на тему:
«Хороша, ты
зимушказима!»
Ролевая игра «Сам
с игрушкой поиграй
и товарищу отдай» II
класс
III
класс
IV
класс
Беседа
«Зачем быть
вежливым?»
«Красота вокруг
нас»
«Я люблю…» Об
отношении к
окружающему миру
Занятие с
приглашением
медперсонала
«Что такое
грипп?»
Занятие с
приглашением
медперсонала
«Что такое грипп?
Как его
избежать?»
Занятие с
приглашением
медперсонала
«Что такое грипп?
Как его избежать»
Военно
патриотическая
работа «Твои
защитники,
Москва»
Военно
патриотическая
работа «Твои
защитники,
Москва»
Военно
патриотическая
работа «Твои
защитники,
Москва»
Рисунки и
поделки на тему:
«Хороша, ты
зимушказима!»
Ролевая игра «Сам
с игрушкой поиграй
и товарищу отдай»
Рисунки и
Ролевая игра «Как
поделки на тему:
«Хороша, ты
зимушказима!»
обратиться с
просьбой?»
Рисунки и
Ролевая игра «Как
поделки на тему:
«Хороша, ты
зимушказима!»
обратиться с
просьбой?»
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ДЕКАБРЬ (2я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Что такое печаль?
Беседа «Прогулка.
Ее роль в
укреплении
здоровья»
Юные защитники
Москвы
Украшение
группы и школы
к новогодним
праздникам
Занятиепрактикум
«Не учись безделью,
а учись рукоделью»
Горе и печаль
Беседа «Прогулка.
Юные защитники
Страдания и боль
Страдания и боль
Ее роль в
укреплении
здоровья»
Разучивание
зимних игр
«Зимние забавы:
что я могу?»
Разучивание
зимних игр
«Зимние забавы:
что я могу?»
Москвы
Юные защитники
Москвы
Юные защитники
Москвы
ДЕКАБРЬ (3я НЕДЕЛЯ)
Украшение
группы и школы
к новогодним
праздникам
Занятиепрактикум
«Не учись безделью,
а учись рукоделью»
Украшение
группы и школы
к новогодним
праздникам
Украшение
группы и школы
к новогодним
праздникам
Занятиепрактикум
«Не учись безделью,
а учись рукоделью»
Занятиепрактикум
«Не учись безделью,
а учись рукоделью» Дни
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Радость и Я.
«У Мишки в
гостях»
(о пользе
закаливания)
Беседа «О заботливом
отношении к братьям
нашим меньшим»
Мастерская
Деда Мороза
Изготовление
кормушек для
птиц
Мастерская
Деда Мороза
Счастье, ожидание и
радость.
«У Мишки в
гостях»
Светлые чувства и Я
Я могу дарить
людям радость
(о пользе
закаливания)
Профилактическа
я беседа
«Кто охраняет
мой рот»
Профилактическа
я беседа
«Кто охраняет
мой рот»
Беседа «О заботливом
отношении к братьям
нашим меньшим»
Практическое занятие
«Покормите птиц
Мастерская
Деда Мороза
зимой!»
Практическое занятие
«Покормите птиц
Мастерская
Деда Мороза
зимой!»
Ролевая игра
«День рождения
куклы»
Беседа с
элементами игры
«Отзывчивость»
Экскурсия
практикум«Правила
поведения в
общественных
местах»
Экскурсия
практикум
«Правила
поведения в
общественных
местах» ДЕКАБРЬ (4я НЕДЕЛЯ)
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Дни
I
класс
II
класс
Познавательное
занятие
«Чем праздник
отличается от
обычных дней?»
Познавательное
занятие
«Чем праздник
отличается от
обычных дней?»
Занятие
«Светофор»
Праздники «Новый
год. Рождество»
Практическое
занятие
Чаепитие, по
«Поддержание
случаю окончания
Уроки
Светофорика
Праздники «Новый
год. Рождество»
Минимарафон
«Правила
дорожного
движения, как
таблица
умножения»
Минимарафон
«Правила
дорожного
движения, как
таблица
умножения»
Праздники «Новый
год. Рождество»
Праздники «Новый
год. Рождество»
полугодия
Чаепитие, по
случаю окончания
полугодия
Новогодний
карнавал
Новогодний
карнавал
порядка в
группе»
Практическое
занятие
«Поддержание
порядка в
группе»
Практическое
занятие
«Поддержание
порядка в
группе»
Практическое
занятие
«Поддержание
порядка в
группе»
III
класс
Экскурсия в парк
«Признаки зимы»
IV
класс
Экскурсия в парк
«Признаки зимы» Дни
I
класс
II
класс
III
класс
ЯНВАРЬ (1я НЕДЕЛЯ) зимние каникулы по отдельному плану.ЯНВАРЬ (2я НЕДЕЛЯ)
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Настроение после
Волосы. Уход за
каникул
ними.
Игра
«Вежливо
невежливо»
Настроение после
Волосы. Уход за
каникул
ними
Занятиеигра «Как
учиться вежливости?»
«Давайте жить
дружно!»
Конкурс
«Волшебная
расческа»
Беседа «Заповеди
нашего класса»
«Одежда.
Назначение и
бережное
использование»
«Одежда.
Назначение и
бережное
использование»
Практическое
занятие
«Книжка
заболела»
Экскурсия с
элементами беседы
«Общие правила
поведения в школе»
Экскурсия с
элементами беседы
«Общие правила
поведения в школе»
Экскурсия
практикум
«Правила
поведения в
общественных
местах» IV
класс
«Давайте жить
дружно!»
Конкурс
«Волшебная
расческа»
Беседа «Заповеди
нашего класса»
Практическое
занятие
«Книжка
заболела»
Экскурсия
практикум
«Правила
поведения в
общественных
местах»
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ЯНВАРЬ (3я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Сказки зимнего леса
Зачем мы спим?
Уроки мужества
I
класс
II
класс
Трудовое
воспитание
Практическое
занятие
«Книжка
заболела»
Основы
социализации и
общения
Ситуационная игра
«Вместе тесно, а
врозь скучно».
Ситуационная игра
«Вместе тесно, а
врозь скучно».
Сказки зимнего леса
Гигиена сна
Уроки мужества
Практическое
занятие
«Книжка
заболела» III
класс
IV
класс
Экскурсия
Сон – это здоровье
«Посмотри вокруг»
(эстетическое
отношение к
окружающей среде)
Экскурсия
Сон и сновиденья
«Посмотри вокруг»
(эстетическое
отношение к
окружающей среде)
Уроки мужества
«Холокост»
Уроки мужества
«Холокост»
«Одежда.
Назначение и
бережное
использование»
«Одежда.
Назначение и
бережное
использование»
Акция «Покормим
птиц зимой»
Акция «Покормим
птиц зимой»
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ЯНВАРЬ (4я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
I
класс
Читаем книги о
«Откуда берутся
Что я знаю о войне?
войне
болезни?»
Трудовое
воспитание
Конкурс
рисунков на
военную
тематику
Основы
социализации и
общения
Акция «Покормим
птиц зимой» II
класс
III
класс
IV
класс
Читаем книги о
«Откуда берутся
Что я знаю о войне?
войне
болезни?»
Кто такие пионеры
«Глазаглавные
герои?
помощники
человека»
Снятие блокады
Ленинграда
Кто такие пионеры
«Глазаглавные
герои?
помощники
человека»
Снятие блокады
Ленинграда
Акция «Покормим
птиц зимой»
Иградраматизация
«Веселые друзья»
Иградраматизация
«Веселые друзья»
Конкурс
рисунков на
военную
тематику
Конкурс
рисунков на
военную
тематику
Конкурс
рисунков на
военную
тематику
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ФЕВРАЛЬ (1я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Мои права и
обязанности
Мои права и
обязанности
Мои права и
обязанности
Мои права и
обязанности
Вредные
привычки.
Что это такое?
Вредные
привычки.
Что это такое?
Вредные
привычки.
Как с ними
бороться?
Вредные
привычки.
Как с ними
бороться?
Что мы знаем о войне?
Что мы знаем о войне?
Сталинградская битва
Сталинградская битва
Уход за
комнатными
растениями
Уход за
комнатными
растениями
Уход за
комнатными
растениями
Уход за
комнатными
растениями
Ролевая игра «Сам
с игрушкой поиграй
и товарищу отдай»
Ролевая игра «Сам
с игрушкой поиграй
и товарищу отдай»
«Не забывайте о
товарищах»
(правила
регулирующие
отношения со
сверстниками)
«Не забывайте о
товарищах»
(правила
регулирующие
отношения со
сверстниками)
ФЕВРАЛЬ (2я НЕДЕЛЯ) Дни
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Нации и народы
Нации и народы
Моя национальность
и другие
национальности
Моя национальность
и другие
национальности
«Знаем правила
движения как
таблицу
умножения»
«Знаем правила
движения как
таблицу
умножения»
Уроки
светофорика
Перекрестки.
Виды
перекрестков
Уроки
светофорика
Перекрестки.
Виды
перекрестков
Кто такие военные?
Аппликация
«Светофор»
Посещение мест
боевой славы
Кто такие военные?
Аппликация
«Светофор»
Посещение мест
боевой славы
Служу Отечеству!
Служу Отечеству!
Аппликация
«Пешеходный
переход»
Аппликация
«Пешеходный
переход»
Посещение мест
боевой славы
Посещение мест
боевой славы
ФЕВРАЛЬ (3я НЕДЕЛЯ) Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Наши любимые
сказки
Наши любимые
сказки
Экскурсия
«Природа
просыпается»
Экскурсия
«Природа
просыпается»
Витамины.
Какая пища
полезней?
Витамины.
Какая пища
полезней?
Мое здоровье
зависти от меня.
Служу Отечеству!
Мое здоровье
зависти от меня.
Служу Отечеству!
Служу Отечеству!
Рисунок для
Служу Отечеству!
папы
Изготовление
поздравительных
открыток,
сувениров
Изготовление
поздравительных
открыток,
сувениров
Изготовление
поздравительных
открыток,
сувениров
Беседа «Вместе
тесно, а врозь
скучно»
Беседа «Вместе
тесно, а врозь
скучно»
Занятие
размышление
«Каким я был и
каким я стал»
Занятие
размышление
«Каким я был и
каким я стал» Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ФЕВРАЛЬ (4я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Экскурсия
«Природа
просыпается»
Экскурсия
«Природа
просыпается»
Игровое занятие
«Будьте здоровы»
Служу Отечеству!
Игровое занятие
«Будьте здоровы»
Служу Отечеству!
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Трудовое
воспитание
Изготовление
закладки для
книг
Изготовление
закладки для
книг
Основы
социализации и
общения
Прогулка
практикум
«Я один на улице»
Прогулка
практикум
«Я один на улице»
Мои любимые
сказки
Час игры
«Веселые старты»
Служу Отечеству!
Трудовой десант
«Моя школа»
Прогулка
практикум
«Я один на улице»
Мои любимые
сказки
Час игры
«Веселые старты»
Служу Отечеству!
Трудовой десант
«Моя школа»
Прогулка
практикум
«Я один на улице» Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
МАРТ (1я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
II
класс
III
класс
Прогулка «Весна на
участке»
Зачем нужна
зарядка?
Прогулка «Весна на
участке»
Гимнастика –
основа красоты
тела
Выход в природу –
прекрасное рядом!
Гимнастика –
основа красоты
тела
Беседа с элементами
Рисунок для
игры
«Мой класс – мои
друзья»
мамы
Беседа с элементами
Изготовление
игры
«Мой класс – мои
друзья»
Занятие
«Копилка добрых
дел»
сувениров,
подарков
к 8 Марта
Изготовление
сувениров,
подарков
к 8 Марта
Беседа
«Спрашиваем и
отвечаем»
Беседа
«Спрашиваем и
отвечаем»
Конкурсная
программа
«А нука,
девчонки!» IV
класс
Выход в природу –
прекрасное рядом!
Гимнастика –
основа красоты
Занятие
«Копилка добрых
тела
дел»
Изготовление
сувениров,
подарков
к 8 Марта
Конкурсная
программа
«А нука,
девчонки!»
МАРТ (2я НЕДЕЛЯ)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
II
класс
Комнатные
декоративные
растения
Комнатные
декоративные
растения
Советы доктора
Воды
Глава семьи — кто это Трудовой десант
«Наш дворик»
Службы экстренной
помощи
Советы доктора
Воды
Глава семьи – кто это Трудовой десант
«Наш дворик»
Службы экстренной
помощи III
класс
IV
класс
Пересадка
комнатных растений
и уход за ними
Умывание и
протирание
различных частей
тела. Закаливание
Я смогу стать
достойным
гражданином своего
города
Пересадка
комнатных растений
и уход за ними
Умывание и
протирание
различных частей
тела. Закаливание
Я смогу стать
достойным
гражданином своего
города
Уход за
растениями на
пришкольном
участке
Уход за
растениями на
пришкольном
участке
Службы экстренной
помощи
Службы экстренной
помощи
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
МАРТ (3я НЕДЕЛЯ)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
Весна и моё
настроение
Учёба и сидячий
образ жизни
Уроки нравственности
«Наши руки не
«Честность в
отношениях со
сверстниками»
для скуки»
(мелкий ремонт)
Беседа об этике
общения в
коллективе II
класс
III
класс
IV
класс
Солнце и состояние
Учёба и сидячий
души
образ жизни
Уроки нравственности
«Честность в
отношениях со
сверстниками»
«Наши руки не
для скуки»
(мелкий ремонт)
Беседа об этике
общения в
коллективе
Весна и радость
Наши движения.
Занятиеразмышление
(Беседа и
упражнения)
о человеческом
счастье
«Наши руки не
для скуки»
(мелкий ремонт)
Беседа по телефону
«Спрашиваем и
отвечаем»
Весна, учёба и Я
Наши движения.
Занятиеразмышление
«Наши руки не
Беседа по телефону
(Беседа и
упражнения)
о человеческом
счастье
для скуки»
(мелкий ремонт)
«Спрашиваем и
отвечаем»
МАРТ (4я НЕДЕЛЯ) Каникулы по отдельному плану. Апрель (1 неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Весна с улыбкой
Смех продлевает
жизнь
Весна с улыбкой
Смех продлевает
жизнь
Конкурсная
программа «День
смеха»
Беседа о вредных
привычках « Мой
характер»
Конкурсная
программа « День
смеха»
Беседа о вредных
привычках «Мой
характер»
Что такое праздник
Пасхи? Праздник
Христово
Воскресение.
Что такое праздник
Пасхи? Праздник
Христово
Воскресение.
Праздник Светлое
Христово
Воскресение.
10 заповедей.
Праздник Светлое
Христово
Воскресение.
10 заповедей.
Рисуем
смайлики.
Весёлые игры для
общения.
Рисуем
смайлики.
Весёлые игры для
общения.
Птичка на ветке.
Конструировани
е из бумаги.
Принятие и
понимание
другого.
Птичка на ветке.
Конструировани
е из бумаги.
Принятие и
понимание
другого.
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Апрель (2 неделя)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения Я всё точно
выполняю.
Мои зубы и рот.
Гигиена полости
рта.
Новое слово
«гражданин».
Государственный
праздник – День
космонавтики.
Государственный
Праздник – День
космонавтики.
I
класс
II
класс
III
класс
Обязательный
человек.
Какой он?
Сложности
обязательного
человека ( легко ли
быть им?) .
Здоровые зубы –
здоровый
желудок.
Государственный
праздник – День
космонавтики.
IV
класс
Я буду стараться
быть обязательным.
Здоровые зубы –
здоровый
желудок.
Государственный
праздник – День
космонавтики.
Апрель (3 неделя)
Рисуем космос.
Моё поведение,
когда мне мешают.
Звёзды и
кометы.
Рельефная
лепка.
Ракеты и
кометы.
Аппликация из
цветной и
фактурной
бумаги.
Ракеты и
кометы.
Аппликация из
цветной и
фактурной
бумаги.
Мои хорошие
черты.
Что мне нравится в
других?
Есть ли у меня
такие качества?
Что мне нравится в
других?
Есть ли у меня
такие качества? Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Кто такие читатели?
Как я могу читать?
Здоровье и
манеры.
Поведение и
здоровье.
I
класс
II
класс
III
класс
IV
класс
Нравственно
патриотическое
воспитание
Всероссийский
субботник
«Убираемся в доме».
Всероссийский
Субботник
«Убираемся в доме».
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
Мелкая стирка.
Я один на улице.
Мелкая стирка.
Я один на улице.
Сила воли и чтение.
Здоровье и спорт.
Для чего нужен
чистый двор?
Стирка вещей.
Интерес и чтение.
Здоровье и спорт.
Для чего нужен
чистый двор?
Стирка вещей.
Мой дом и улица.
Моё общение на
улице.
Мой дом и улица.
Моё общение на
улице. Апрель (4 неделя)
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
II
класс
III
класс
Экскурсия «Весна в
городе»
«Мой режим дня в
весеннее время»
Государственный
праздник весны и
труда.
Экскурсия «Весна в
городе»
«Мой режим дня в
весеннее время»
Государственный
праздник весны и
труда.
Живые облака.
Аппликация
обрывная.
Живые облака.
Аппликация
обрывная.
Как общаться с
другими?
Как общаться с
другими?
«Поведение и
здоровье»
(Что такое
алкоголь?)
Подготовка к
майским
праздникам.
История
празднования 1Мая.
Государственный
праздник весны и
труда.
Уборка
закреплённой
территории.
Я и моя жизнь вне
дома. IV
класс
Дни
I
класс
II
класс
III
класс
Подготовка к
майским
праздникам.
История
празднования 1Мая.
«Поведение и
здоровье»
(Что такое
алкоголь?)
Государственный
праздник весны и
труда.
Уборка
закреплённой
территории.
Я и моя жизнь вне
дома.
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Май (1 неделя)
Героев помнят
вечно.
Стихи о войне.
Военно —
спортивная игра.
Государственный
праздник
День Победы.
Аппликация
« Этот День
Победы».
Встреча с
ветеранами.
Героев помнят
вечно.
Стихи о войне.
Военно –
спортивная игра.
Урок мира « 9 Мая
День Победы».
Военно –
спортивная игра.
Государственный
праздник
День Победы.
Государственный
праздник
День Победы.
Аппликация
« Этот День
Победы».
« О вас мы
помнить
обязаны»
( изготовление
сувениров для
ветеранов)
Встреча с
ветеранами.
Экскурсия к
монументу
« Защитник
отечества». IV
класс
Урок мира « 9 Мая
День Победы».
Военно –
спортивная игра.
Государственный
праздник
День Победы.
« О вас мы
помнить
обязаны»
( изготовление
сувениров для
ветеранов)
Экскурсия к
монументу
«Защитник
отечества».
Май (2 неделя)
Дни
I
класс
II
класс
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Кем бы ты хотел
Осторожно клещи!
Положительные и
быть?
Кем бы ты хотел
Осторожно клещи!
быть?
дурные
привычки поведения.
Положительные и
дурные привычки
поведения.
По реке плывёт
кораблик (лепка с
элементами
конструирования)
.
По реке плывёт
кораблик ( лепка
с элементами
конструирования)
Час игры « Русские
посиделки».
Час игры « Русские
посиделки». Что мы знаем о
чувствах человека?
Вредные
привычки.
III
класс
IV
класс
Что мы знаем о
чувствах
человека?
Твоё здоровье в
твоих руках.
Вредные
привычки.
Твоё здоровье в
твоих руках.
Потребности и
возможности (о
факторах, влияющих
на формирование
потребностей).
Рыбки играют,
рыбки сверкают
( аппликация из
цветной бумаги
или ткани).
Решение
ситуативных задач «
Кто? Кому? Как?
Зачем?»
Потребности и
возможности (о
факторах, влияющих
на формирование
потребностей)
Рыбки играют,
рыбки сверкают
( аппликация из
цветной бумаги
или ткани).
Решения
ситуативных задач «
Кто? Кому? Как?
Зачем?» ( развитие
навыков успешного
общения).
Дни
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Май (3 неделя)
Направления
воспитательн
ой работы
Ознакомление с
окружающим
миром
Охрана здоровья.
Физическое
развитие
Нравственно
патриотическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Основы
социализации и
общения
I
класс
Занятие « Я среди
родственников».
Спортивная
эстафета.
Моё участие в жизни
моей семьи и моего
дома.
Практическое
занятие
«Ремонт книг».
Другие по
отношению к тебе:
« Как аукнется, так
и откликнется». II
класс
III
класс
IV
класс
Дни
I
класс
Занятие « Я среди
родственников».
Спортивная
эстафета.
Моё участие в жизни
моей семьи и дома.
« Вот и стали мы на
Русские народные
год
взрослее…»
игры
( лапта, горелки,
городки).
« Вот и стали мы на
Русские народные
год
взрослее…»
игры
( лапта, горелки,
городки).
Мой вклад в жизнь
семьи, дома, школы.
Мой вклад в жизнь
семьи, дома, школы.
Практическое
занятие
« Ремонт книг».
Практическое
занятие
« Как пришить
пуговицу?»
Практическое
занятие
« Как пришить
пуговицу?»
Другие по
отношению к тебе:
« Как аукнется, так
и откликнется».
Занятие
« Слушай старших
внимательно».
Занятие
« Слушай старших
внимательно».
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Май (4 неделя)
Беседа «Каникулы,
улица и Я»
Профилактические
мероприятия по
День защиты детей.
охране
жизни и здоровья
во время летнего
отдыха.
Подготовка
одежды для
летнего отдыха.
Беседа с
элементами
практикума
«Безопасные
каникулы» II
класс
III
класс
IV
класс
Беседа «Каникулы,
улица и Я»
Беседа «Каникулы,
улица и Я»
Профилактические
мероприятия по
охране
жизни и здоровья
во время летнего
отдыха.
Профилактические
мероприятия по
охране жизни и
здоровья во время
летних каникул.
Беседа «Каникулы,
Профилактические
улица и Я»
мероприятия по
охране жизни и
здоровья во время
летних каникул.
День защиты детей.
Подготовка
одежды для
летнего отдыха.
День славянской
письменности.
День славянской
письменности.
Мой летний
гардероб.
Каким я его
вижу.
Мой летний
гардероб.
Каким я его
вижу.
Беседа с
элементами
практикума
«Безопасные
каникулы»
Беседа с
элементами
практикума
«Безопасные
каникулы»
Беседа с
элементами
практикума
«Безопасные
каникулы» СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 –
4 класс. Допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой М.: Москва
«Просвещение». 2013.
2. Рабочая программа воспитателя для образовательных учреждений VIIVIII видов. 14 классы, под редакцией
Е.М. Матвеевой: Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.
3. Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – Москва, 1991.
4. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школеинтернате, детском
доме, под редакцией Е.Д. Худенко: Москва, 2010.
5. С.Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. Москва,Просвещение,1986.
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Рабочая программа воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.