рабочая программа воспитателя старшей группы

  • Научные работы
  • docx
  • 30.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШАЯ МОЕ.docx
Рабочая программа (по ФГОС) воспитателя старшей комбинированной группы   Составлена с учетом основной образовательной  программы МКДОУ д/c № 475  «Антошка»                                                                    Программу составили: Воспитатель старшей группы Высшей квалификационной категории                                                               Кирюшкина И. А.                                                         1НОВОСИБИРСК  2018 Содержание Целевой раздел:                                                                        Пояснительная записка……………………………………..………......3  Принципы и подходы к формированию рабочей программы………..4  Психолого­возрастные, индивидуальные характеристики  воспитанников…………………….……………………………………..5  Планируемые результаты освоения Программы………………………8  Система оценки результатов…………………………………………….9   Содержательный раздел:  Социально­коммуникативное развитие…………………………… .....10  Познавательное развитие………………………………………………..19  Речевое развитие…………………………………………………………29  Художественно­эстетическое развитие………………………………...34  Физическое развитие…………………………………………………….46 Организационный раздел  Материально­техническое, методическое  обеспечение …………… .50  Организация режима пребывания детей в группе…………..………...51  Формы организации здоровье­сберегающей деятельности……………56  Культурно­досуговая деятельность…………………………………….57  Особенности традиционных событий, праздников мероприятий……58  Особенности организации развивающей предметно­пространственной  среды………………………………………………………………….…..59  Литература ……………………………………………………………….61 21. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка         Рабочая программа разработана на основе основной образовательной  программы МКДОУ д/c № 475 «Антошка» .  Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для  полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ  базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических  качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,  подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение  безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в  процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,  коммуникативной, трудовой, познавательно­исследовательской, продуктивной,  музыкально­художественной, чтения. Для достижения целей программы главное значение имеют: •  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном  всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного  отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными,  добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к  самостоятельности и творчеству; •максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; • творческая организация (креативность) воспитательно­образовательного  процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая  развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого  ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; •соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы,  исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования  ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного  обучения. 3От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры,  любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и  степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о  здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных  образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать  счастливым детство каждого ребенка. Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно   перемещать   в   зависимости   от   педагогической   ситуации.     Педагогу, работающему   в   группе,   следует   доверять   собственному   опыту,   интуиции, опираясь   на   возможности   детей.   В   течение   недели   осуществляется разнообразная   комплексная   работа,   последовательность   проведения   которой педагоги, могут варьировать.  Рабочая   программа   представлена   в   виде   комплексно­тематического планирования с использованием следующих областей развития:  • физическое развитие; • социально – коммуникативное развитие; • познавательное  развитие;  • речевое развитие; • художественно­эстетическое развитие. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Программа сформирована в соответствии с основными принципами,  определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования: ­ поддержки разнообразия детства; ­ сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного  этапа в общем развитии ребенка; ­ полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства,  амплификации (обогащения) детского развития; ­ создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в  соответствии с его возрастными и индивидуальными  особенностями и  склонностями ­ реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской  деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно  4– эстетическое развитие ребенка; личностно­развивающий и гуманистический  характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),  педагогических работников Организации) и детей;        ­ возможность освоения ребёнком Программы на разных  этапах её  реализации;­ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,  общества и государства; ­ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка  через его включение в различные виды деятельности; ­ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; ­ учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.         Актуальным является внедрение деятельностного подхода к оценке  качества системы дошкольного образования. Именно через умения педагога  создать условия для раскрытия потенциала ребенка в разных видах  деятельности, мы сможем полноценно реализовать целевые ориентиры. Психолого­возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников  Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)      Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала  игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие  сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно  взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от  ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать  подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли  становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении  ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого  поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором  выделяются смысловой «центр» и «периферия. Действия детей в играх  становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст  наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух  тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто  встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,  существенными изменениями. Изображение человека становится более  5детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой  принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в  которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные  детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в  зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом  обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе  схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе  совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,  строения предметов; систематизируются представления детей. Однако дети  могут испытывать трудности при анализе пространственного положения  объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного  расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях  восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно  если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом  противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное  мышление. Дети могут совершить преобразования объекта, указать, в какой  последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако  подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут  применять адекватные мыслительные средства. Кроме того, продолжают  совершенствоваться обобщения, что является основой словесно ­ логического  мышления.  Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять  достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.  Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения  специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость  внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному  вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм  объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных  средств (схематизированные представления, комплексные представления,  представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,  причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.    6Группу посещают дети,  как с нормой развития, так и  с речевыми  нарушениями. И в норме, и при нарушенном развитии формирование психики  ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов завершается  формированием принципиально новых качеств, которые в свою очередь  становятся основой для развития следующего этапа Помимо нарушений речевого (вербального) характера, дети с фонетико­ фонематическим недоразвитием имеют особенности в протекании высших  психических функций.    Внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и  иссякающим; отмечается слабо сформированное произвольное внимание, когда  ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию  переключиться на другой.  Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку  понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал.    Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с  преобладанием наглядно­образного мышления дети могут затрудняться в  понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания  мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего  может быть замедленным и восприятие учебного материала.   Почти всегда наблюдается нарушение пальцевой и артикуляционной  моторики. У  большинства детей с фонетико­фонематическим недоразвитием  речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или  несогласованностью. Многие 5­летние дети держат ложку в кулаке, либо с  трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы,  зашнуровать ботинки.       Фонетико­фонематическое недоразвитие речи дошкольников бывает  осложнено какими­либо нарушениями нервно­психической деятельности.   В группе встречаются дети, которые имеют следующие особенности:  выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех  окружающих или конкретных лиц);  агрессивность, драчливость, конфликтность;  повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемую навязчивыми  страхами; 7 чувство угнетённости, состояние дискомфорта;  энурез (недержание мочи);  повышенная обидчивость, ранимость. Наличие указанных черт у детей с фонетико­фонематическим недоразвитием  речи объясняется тем, что само недоразвитие речи  является следствием  резидуально ­ органического поражения центральной нервной системы.         При всем разнообразии патологических проявлений, существует ряд  общих психолого­педагогических особенностей, характеризующих детей с  речевыми нарушениями. Это, прежде всего, личностные нарушения ­  фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой  и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведет к  нарушению социальной адаптации. Планируемые результаты освоения Программы  Ребенок   овладевает   основными   культурными   способами   деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ­ игре,   общении,   познавательно   –   исследовательской   деятельности, конструировании,   способен   выбирать   себе   род   занятий,   участников   по совместной деятельности.   Ребенок   обладает   установкой   положительного   отношения   к   миру,   к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует  со сверстниками и взрослыми,   участвует   в   совместных   играх.   Способен   договариваться, учитывать   интересы   и   чувства   других,   сопереживать   неудачам   и радоваться  успехам других,  проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.  Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах   деятельности,   и   прежде   всего   в   игре;   ребенок   владеет   разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.  Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может  выделять   звуки   в  словах,  у   ребенка  складываются   предпосылки грамотности. 8 У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.  Ребенок   способен   к   волевым   усилиям,   может   следовать   социальным нормам   поведения   и   правилам   в   разных   видах   деятельности,   во взаимоотношениях   со   взрослыми   и   сверстниками,   может   соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.  Ребенок   проявляет   любознательность,   задает   вопросы   взрослым   и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;   склонен   наблюдать,   экспериментировать.   Обладает   начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком   с   произведениями   детской   литературы,     представлениями   из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Система оценки результатов освоения Программы Предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики  их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и  включающая: – педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с  оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей  оптимизации;  – индивидуальные карты развития ребенка;  – детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе  образовательной деятельности;  – различные шкалы индивидуального развития.  Предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:            ­ диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный  инструмент педагога с целью получения обратной  связи от собственных  педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с  детьми. 92. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка.   Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей в образовательных областях: ­ социально­коммуникативное развитие; ­ познавательное развитие; ­ речевое развитие; ­ художественно­эстетическое развитие; ­ физическое  развитие. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально­коммуникативное  развитие» Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и  государства. 10Социально­коммуникативное развитие направлено на:  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и  нравственные ценности;   развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками;   становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции  собственных действий; развитие социального и эмоционального  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к  сообществу детей и взрослых в Организации;   формирование позитивных установок к различным видам труда и  творчества;   формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,  через решения следующих задач: Основные направления Основные цели и задачи Социализация, развитие  общения, нравственное  воспитание Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,  воспитание моральных и нравственных качеств  ребенка, формирование умения правильно  оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с  взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной  отзывчивости, сопереживания, уважительного и  доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной  деятельности, развитие умения договариваться,  самостоятельно разрешать конфликты со  сверстниками. Воспитание в детях патриотических чувств, любви  к Родине,  малой Родине, гордости за ее  достижения, уверенности в том, что Россия –  11 Патриотическое  воспитаниеРебенок в семье и  сообществе.  Патриотическое  воспитание. Самообслуживание,  самостоятельность,  трудовое воспитание Формирование основ  безопасности великая многонациональная страна с героическим  прошлым и счастливым будущим. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к  сообществу детей и взрослых в организации;  формирование гендерной, семейной  принадлежности. Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,  патриотических чувств. Развитие навыков самообслуживания; становление  самостоятельности, целенаправленности и  саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно­гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным  видам труда и творчества, воспитание  положительного отношения к труду, желания  трудиться. Воспитание ценностного отношения к  собственному труду, труду других людей и его  результатам. Формирование умения ответственно  относиться к порученному заданию (умение и  желание доводить дело до конца, стремление  сделать хорошо). Формирование первичных представлений о труде  взрослых, его роли в обществе и жизни каждого  человека. Формирование первичных представлений о  безопасном поведении в быту, социуме, природе.  Воспитание осознанного отношения к выполнению  правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного  отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.  Формирование представлений о некоторых  типичных опасных ситуациях и способах  поведения в них. Формирование элементарных представлений о  12правилах безопасности дорожного движения;  воспитание осознанного отношения к  необходимости выполнения этих правил. Содержание психолого ­ педагогической работы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку  сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших  хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие  интересные занятия.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.  Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.  Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.  Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с  благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.  Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.  Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему,  самостоятельно находить для этого различные речевые средства.   Расширять представления о правилах поведения в общественных  местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.   Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до  свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к  использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки,  потешки  и  др.).   Показать значение родного языка в формировании основ  нравственности. Ребенок в семье и обществе Образ Я.   Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с  взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).   Через символические и образные средства углублять представления  ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. 13 Расширять традиционные гендерные представления.   Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и  противоположного пола.  Семья.   Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где  работают родители, как важен для общества их труд.   Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных  праздников.   Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.  Детский сад.   Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к  детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.   Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.  Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить   объяснять причины таких изменений;  высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои  предложения о возможных вариантах оформления.  Подводить детей к оценке окружающей среды.  Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе,  украшать ее произведениями искусства, рисунками.   Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам.  Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки,  аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).  Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива,  формировать активную жизненную позицию через участие в совместной  проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных  групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.  Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и  развлечения,  подготовка выставок детских работ). Родная страна.   Расширять представления о малой Родине.   Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях  родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.   Расширять представления детей о родной стране, о государственных  праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый  год и т. д.).   Воспитывать любовь к Родине.  14 Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия)  — огромная многонациональная страна.   Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей  Родины.   Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.  Расширять представления детей о Российской армии.  Воспитывать уважение к защитникам Отечества.   Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину,  охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.  Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких  родственников детей.  Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной  тематикой. Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание Культурно­гигиенические навыки.   Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью  одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере  необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и  чихании закрывать рот и нос платком.  Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в  своем внешнем виде.  Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться  столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно,  сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой,  благодарить. Самообслуживание.   Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться,  соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в  определенные места), опрятно заправлять постель.  Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить  материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать  подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.  Общественно­полезный труд.  15 Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание  выполнять посильные трудовые поручения.   Разъяснять детям значимость их труда.  Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.  Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.   Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить  начатое дело до конца.   Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов  труда.   Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы.   Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к  материалам и инструментам.   Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку  играть, трудиться, заниматься сообща.  Развивать желание помогать друг другу.   Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.   Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать  усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в  достижении конечного результата.  Продолжать учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в  группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.  Формировать умение наводить порядок на участке детского сада  (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать  песок в песочнице и пр.).   Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по  столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Труд в природе.   Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).  Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе:  осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию  цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию  снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма  для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке  корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву  16семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы,  поливке грядок и клумб. Уважение к труду взрослых.   Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда,  его общественной значимости.  Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.  Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.  Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе  Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения  в природе.  Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что  человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить  животному и растительному миру.   Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга),  с правилами поведения при грозе.  Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и  укусах насекомых. Безопасность на дорогах.   Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть,  пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе  светофора.   Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на  которых живут дети.   Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения  пешеходов и велосипедистов.  Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка  трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт  первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки»,  «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Безопасность собственной жизнедеятельности.   Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.  Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на  17санках, коньках, лыжах и др.).  Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы,  газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования  бытовыми предметами.  Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об  элементарных правилах поведения во время пожара.   Знакомить с работой службы спасения — МЧС.  Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят  по телефонам «01», «02», «03».   Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.   Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.  Непосредственно образовательная деятельность Формы образовательной деятельности Режимные моменты Самостоятельная деятельность  детей Формы организации детей Индивидуальные Групповые Индивидуальные  Подгрупповые Подгрупповые подгрупповые групповые Индивидуальные  Совместные действия Совместные действия Наблюдения Наблюдения Беседа Чтение  Просмотр и анализ  мультфильмов,  видеофильмов Экспериментирование  Проблемные ситуации Беседа Чтение  Рассматривание  Игра Проектная деятельность Просмотр и анализ  мультфильмов,  18 Создание  соответствующей  предметно­ развивающей  среды Совместная  со сверстниками  игра Индивидуальная  В совместной  деятельности  с семьей Индивидуальны е  групповые Обогащение предметно­ развивающей  среды Выставки  совместных  работ. Досуги Экскурсии Праздники иИгровое упражнение Проблемная ситуация видеофильмов,  телепередач Ситуативный разговор с  детьми Педагогическая ситуация Интегративная  деятельность Совместная с  воспитателем игра Совместная со  сверстниками игра Индивидуальная игра Праздник  Экскурсия  Ситуация морального  выбора Проектная деятельность игра развлечения День открытых  дверей Совместные  конкурсы,  игры­ викторины Проектная  деятельность Совместные  экологические  и трудовые  акции Выставки  поделок ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Основная цель ­ Развитие познавательных интересов и познавательных  способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные,  интеллектуально­познавательные и интеллектуально­творческие.      Познавательное развитие предполагает:   развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;   формирование познавательных действий, становление сознания;   развитие воображения и творческой активности;   формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах  окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов           окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,             движении и покое, причинах и следствиях и др.),   формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об  отечественных традициях и праздниках,  формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». 19Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» Основные направления Основные цели и задачи Формирование  элементарных  математических  представлений Развитие познавательно­ исследовательской  деятельности Формирование элементарных математических  представлений, первичных представлений об  основных свойствах и отношениях объектов  окружающего мира: форме, цвете, размере,  количестве, числе, части и целом, пространстве и  времени. Развитие познавательных интересов детей,  расширение опыта ориентировки в окружающем,  сенсорное развитие, развитие любознательности и  познавательной мотивации; формирование  познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и  творческой активности; формирование первичных  представлений об объектах окружающего мира, о  свойствах и отношениях объектов окружающего  мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,  ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти,  наблюдательности, способности анализировать,  сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между  предметами и явлениями, делать простейшие  обобщения. Ознакомление с предметным миром (название,  функция, назначение, свойства и качества  предмета); Восприятие предмета, как творения человеческой  мысли и результата труда. Формирование  первичных представлений о многообразии  предметного окружения; о том, что человек  создает предметное окружение, изменяет и  совершенствует его для себя и других людей,  20Приобщение к  социально­культурным  ценностям Ознакомление с миром  природы делая жизнь более  удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно­ следственные связи между миром предметов и  природным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром,  расширение кругозора детей, формирование  целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой  родине и Отечестве, представлений о  социокультурных ценностях нашего народа, об  отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о  планете Земля как общем доме людей, о  многообразии стран и народов мира. Ознакомление с природой и природными  явлениями. Развитие умения устанавливать  причинно­следственные связи между природными явлениями.  Формирование первичных представлений о  природном многообразии планеты Земля.  Формирование элементарных экологических  представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь,  охранять и защищать ее, что в природе все  взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во  многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.  Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Содержание психолого ­ педагогической работы Формирование элементарных математических представлений Количество и счет.   Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству  элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения;  звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их;  21устанавливать отношения между целым множеством и каждой его  частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого  множества; сравнивать разные части множества на основе счета и  соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять  большую (меньшую) часть множества или их равенство.  Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием  каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).  Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения  конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство  из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или  убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7  добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8  предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).  Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6  на 1, 6 > 5 на 1).  Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному  числу (в пределах 10).  Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в  пределах 10).   Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество  звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).  Познакомить с цифрами от 0 до 9.  Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать  вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на  них.  Продолжать формировать представление о равенстве: определять  равное количество в группах, состоящих из разных предметов;  правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения  групп (здесь 5 петушков,5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну  — по 5).  Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины  предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а  также направления счета (справа налево, слева направо, с любого  предмета).  Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5  на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один. Величина. 22 Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами  разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по  величине; отражать в речи порядок расположения предметов и  соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая  широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире  желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.  Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте)  опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного  одному из сравниваемых предметов.  Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше  (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.  Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг,  квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две,  четыре).  Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и  части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Форма.   Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и  прямоугольником.  Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того,  что квадрат и прямоугольник являются разновидностями  четырехугольника.  Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и  сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении  предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки  столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки —  круглые и т. д.  Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве.   Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем  пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —  внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с,  около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а  также в соответствии со знаками — указателями направления движения  (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое  23местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою  между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей,  около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов:  «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади —  мишка, а впереди — машина».  Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху —  внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени.   Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь  составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать  последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что  позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой  будет завтра. Развитие познавательно­исследовательской деятельности Первичные представления об объектах окружающего мира.   Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей  действительности.   Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять  характерные, существенные признаки предметов и явлений  окружающего мира.  Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их  сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого  же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).  Формировать умение подбирать пары или группы предметов,  совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый  — гладкий, теплый — холодный и др.).  Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены   предметы.  Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу),  классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная,  керамическая, пластмассовая). Сенсорное развитие.  Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и  отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в  пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание,  24обоняние, вкус.  Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый,  желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).   Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.  Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.   Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.  Формировать умение обследовать предметы разной формы; при  обследовании включать движения рук по предмету.   Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый,  шероховатый и т. п.).  Совершенствовать глазомер.  Развивать познавательно­исследовательский интерес, показывая  занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим  экспериментам. Проектная деятельность.   Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.  Развивать проектную деятельность исследовательского типа.   Организовывать презентации проектов.   Формировать у детей представления об авторстве проекта.  Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный  характер.)  Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.  (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность,  направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском  коллективе.) Дидактические игры.   Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по  2–4 человека; учить выполнять правила игры.  Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь,   сенсорные способности детей.  Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их  признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по  общим признакам, составлять из части целое (складные кубики,  25мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов  (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).  Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими  играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).  Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них  эмоционально­положительный отклик на игровое действие.  Учить подчиняться правилам в групповых играх.  Воспитывать творческую самостоятельность.   Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.   Воспитывать культуру честного соперничества в играх­соревнованиях. Приобщение к социо­культурным ценностям  Обогащать представления детей о мире предметов.   Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту  (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра,  картины, ковер и т. п.).  Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей  («Откуда пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).   Расширять представления детей о профессиях.  Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа,  колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство,  производство, сельское хозяйство).  Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека,  музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с  ними профессиями, правилами поведения.  Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты  труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.  Формировать элементарные представления об истории человечества  (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с  произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды  народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен  (одежда, утварь, традиции и др.).  Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача,  строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда  используется разнообразная техника.  Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников,  26писателей, композиторов, мастеров народного декоративно­ прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами,  нотами, предметами декоративного искусства). Ознакомление с миром природы  Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить  наблюдать, развивать любознательность.  Закреплять представления о растениях ближайшего окружения:  деревьях, кустарниках и травянистых растениях.   Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».  Продолжать знакомить с комнатными растениями.  Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного  размножения растений.  Расширять представления о домашних животных, их повадках,  зависимости от человека.  Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.  Расширять представления детей о диких животных: где живут, как  добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние  листья, медведи зимуют в берлоге).   Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).  Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся  (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).  Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и  их некоторых характеристиках.  Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и  животными различных климатических зон.  Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину,  камни.  Использовать в процессе ознакомления с природой произведения  художественной литературы, музыки, народные приметы.  Формировать представления о том, что человек — часть природы и что  он должен беречь, охранять и защищать ее.  Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.  Учить устанавливать причинно­следственные связи между природными  явлениями (сезон — растительность — труд людей). 27 Показать взаимодействие живой и неживой природы.  Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Сезонные наблюдения Осень.   Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение  продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и  человека.  Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме  (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы  линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края). Зима.  Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы  (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях  деятельности людей в городе, на селе.   Познакомить с таким природным явлением, как туман. Весна.   Расширять и обогащать знания детей о весенних  изменениях в природе:  тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее  появляются на солнечной стороне, чем в тени.   Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.). Лето.  Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного  света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,  много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их  детенышей).  Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные —  маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный  опенок). Формы образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Сам.  деятельность  детей В совместной  деятельности с  семьей Формы организации детей 28Индивидуальные Групповые Индивидуальные  Индивидуальные  Подгрупповые Подгрупповые подгрупповые групповые Групповые Индивидуальные   Рассматривание   Сюжетно­ролевая игра  Во всех видах   День открытых  сам. детской  деятельности дверей  Проектная  деятельность  Создание  коллекций  Обогащение  предметной  среды  Чтение  литературы  Праздники и  развлечения  Консультации  Экспериментир ование  Конкурсы,  игры­викторины  Наблюдение  Рассматривание   Чтение   Игра­ экспериментирование  Наблюдение  Чтение   Игра­  Развивающая игра экспериментирование  Экскурсия   Развивающая игра  Интегративная  деятельность  Ситуативный разговор  с детьми  Конструирование   Экскурсия   Исследовательская   Интегративная  деятельность деятельность  Рассказ   Беседа   Создание коллекций  Проектная  деятельность  Конструирование   Исследовательская  деятельность  Рассказ   Беседа   Экспериментирование   Создание коллекций  Проблемная ситуация  Проектная  деятельность  Экспериментирование   Проблемная ситуация ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» Основная цель ­ Формирование устной речи и навыков речевого общения с  окружающими на основе овладения литературным языком своего народа 29Речевое развитие включает:  владение речью как средством общения и культуры;   обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически  правильной диалогической и монологической речи;   развитие речевого творчества;   развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического   слуха;  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на  слух текстов различных жанров детской литературы;   формирование звуковой аналитико­синтетической активности как  предпосылки обучения грамоте». Основные направления реализации образовательной области  «Речевое развитие» Основные направления Основные цели и задачи Развитие речи Развитие свободного общения с взрослыми и  детьми, овладение конструктивными способами и  средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей:  грамматического строя речи, связной речи —  диалогической и монологической форм;  формирование словаря, воспитание звуковой  культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие  литературной речи. Воспитание желания и умения слушать  художественные произведения, следить за  развитием действия. Развитие речи 30 Художественная  литератураРазвивающая речевая среда.   Продолжать развивать речь как средство общения.  Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.   Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини­ коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из  определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе  знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки,  фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы,  репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной  России).  Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми  разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной  информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение  выставки, детского спектакля и т. д.).  В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения  вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать  комплимент).  Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с  помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Формирование словаря.   Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы  бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и  качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения  людей, их отношение к труду.  Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник —  проказник), с противоположным значением (слабый ­ сильный, пасмурно — солнечно).  Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Звуковая культура речи.   Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.   Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по  артикуляции и звучанию согласные звуки:  с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.  Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место  звука в слове (начало, середина, конец).  Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи.   Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях:  31существительные с числительными (пятьгруш, трое ребят) и  прилагательные существительными(лягушка — зеленое брюшко).  Помогать детям замечать неправильную постановку уда­рения в слове,  ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность  самостоятельно ее исправить.  Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).  Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица —  медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).  Помогать детям правильно употреблять существительные  множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы  в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в  сравнительной степени; несклоняемые существительные.  Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.  Совершенствовать умение пользоваться прямой косвенной речью. Связная речь.   Развивать умение поддерживать беседу.  Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки  высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом  товарища.  Развивать монологическую форму речи.  Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать  небольшие сказки, рассказы.  Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании  сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно  развивающимся действием.  Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта,  придумывать свои концовки к сказкам.  Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого  характера тему, предложенную воспитателем. Художественная литература 32 Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.  Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы,  стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.   Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).  Способствовать формированию эмоционального отношения к  литературным произведениям.  Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка   литературного персонажа.  Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев  произведения.  Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)  доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов,  стихотворений.  Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с  наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями,  эпитетами.   Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.  Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,  участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.  Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на  оформление книги, на иллюстрации.   Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же  произведению.   Выяснять симпатии и предпочтения детей. Непосредственно образовательная деятельность Формы образовательной деятельности Режимные моменты Самостоятельная деятельность  детей Формы организации детей В совместной  деятельности с  семьей Индивидуальные Групповые Индивидуальные  Индивидуальные  Подгрупповые Подгрупповые подгрупповые групповые групповые Индивидуальные   Беседа после  чтения  Ситуация общения в  процессе режимных  моментов  Сюжетно­ролевая  Консультации игра  Подвижная игра с  Коммуникативные  33 Рассматривание   Дидактическая игра текстом тренинги  Игровая ситуация  Чтение (в том числе   Игровое общение  Открытые   Дидактическая  игра  Интегративная  деятельность  Чтение  Беседа о  на прогулке)  Словесная игра на  прогулке  Наблюдение на  прогулке  Труд   Все виды  самостоятельной  детской  деятельности  предполагающие  общение со  сверстниками мероприятия  Обогащение  предметной среды  Праздники и  развлечения  Чтение литературы прочитанном  Игра на прогулке  Игра­драматизация  Ситуативный   Показ наст. Театра  Разучивание  разговор  Беседа  стихотворений  Беседа после чтения  Театрализованная   экскурсия игра  Интегративная   Режиссерская игра деятельность  Хороводная игра  с пением  Конкурсы,  выставки  Игра­ драматизация  Чтение наизусть  и отгадывание  загадок в  условиях  книжного уголка  Дидактическая   Проектная  деятельность  Интегративная  деятельность  Решение  проблемных  ситуаций  Разговор с детьми  Создание  коллекций  Игра   Разговор с детьми игра  Разучивание стихов,  потешек  Сочинение загадок  Проектная  деятельность   Разновозрастное  общение  Создание коллекций ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Художественно­эстетическое развитие» 34Художественно­эстетическое развитие предполагает:  Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания  произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),  мира природы  Становление эстетического отношения к окружающему миру  Формирование элементарных представлений о видах искусства  Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора  Стимулирование сопереживания персонажам художественных  произведений  Реализация самостоятельной творческой деятельности детей  (изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и др.) Основные направления реализации образовательной области  «Художественно – эстетического развития» Основные направления Основные цели и задачи Приобщение к  искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости,  эмоционального отклика на литературные и  музыкальные произведения, красоту окружающего  мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и  профессиональному искусству (словесному,  музыкальному, изобразительному, театральному, к  архитектуре) через ознакомление с лучшими  образцами отечественного и мирового искусства;  воспитание умения понимать содержание  произведений искусства. Формирование элементарных представлений о  видах и жанрах искусства, средствах  выразительности в различных видах искусств. 35Изобразительная  деятельность. Конструктивно­ модельная  деятельность. Музыкально­ художественная  деятельность. Развитие интереса к различным видам  изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации,  художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при  восприятии произведений изобразительного  искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать  со сверстниками при создании коллективных  работ. Приобщение к конструированию; развитие  интереса к конструктивной деятельности,  знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно,  объединять свои поделки в соответствии с общим  замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Приобщение к музыкальному искусству;  формирование основ музыкальной культуры,  ознакомление с элементарными музыкальными  понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной  отзывчивости при восприятии музыкальных  произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального  вкуса. Воспитание интереса к музыкально­ художественной деятельности, совершенствование  умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально­художественного  творчества, реализация самостоятельной  творческой деятельности детей; удовлетворение  потребности в самовыражении. Приобщение к искусству 36 Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе,  народному искусству.  Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус,   эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение  выделять их выразительные средства.  Учить соотносить художественный образ и средства выразительности,  характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и  пособия для самостоятельной художественной деятельности.  Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство,  архитектура, театр).  Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального  искусства.   Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной,  музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов  художественной деятельности.  Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В.  Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной  природы в картинах художников. Расширять представления о графике  (ее выразительных средствах).  Знакомить с творчеством художников­иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).  Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том,   что существуют различные по назначению здания: жилые дома,  магазины, театры, кинотеатры и др.  Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных  сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина,  украшения — декор и т. д.).   Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его  назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.  Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания,  замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций,  конструкций, украшающих деталей.  При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание  детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на  курьих ножках), дворцов. 37 Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры  народного искусства».   Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре,  музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. Изобразительная деятельность  Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.  Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух,  обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах  предметов и объектов природы.  Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту  окружающего мира.   В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные  операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже),  установление сходства и различия предметов и их частей, выделение  общего и единичного, характерных признаков, обобщение.  Учить передавать в изображении не только основные свойства  предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали,  соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.  Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в  явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как  изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно  раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как  изменяется освещение предметов на солнце и в тени).  Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма,  величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их  частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.  Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их  динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.  Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать  художественно­творческие способности.  Развивать чувство формы, цвета, пропорций.  Продолжать знакомить с народным декоративно­прикладным  искусством (Городец, Полхов­Майдан, Гжель), расширять  38представления о народных игрушках (матрешки — городецкая,  богородская; бирюльки).  Знакомить детей с национальным декоративно­прикладным искусством  (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно­ прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия,  скульптура малых форм).   Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).  Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все  необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать  материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы  приводить его в порядок.  Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы  (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату,  замечать и выделять выразительные решения изображений. Предметное рисование.   Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы  предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.   Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине,  пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.  Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по­разному  располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые  существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день —  наклоняться и т. д.).  Учить передавать движения фигур.   Способствовать овладению композиционными умениями: учить  располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет  вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он  вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом,  располагать его по горизонтали).   Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки,  пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).  Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым  карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем  закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий,  пачкающих рисунок. 39 Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой  (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в  другой).  Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем  ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть  всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.  Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми  цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно­ зеленый,сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски  для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и  высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).   При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.  В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до  трех оттенков цвета. Сюжетное рисование.  Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей  жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил  Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).  Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на  полосе внизу листа, по всему листу.  Обращать внимание детей на соотношение по величине разных  предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди  меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).   Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали  друг друга (растущие перед домом деревья и частично его  загораживающие и т. п.). Декоративное рисование.  Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов,  закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской  игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам  народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и  элементами композиции, добиваться большего разнообразия  используемых элементов.  Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением,  спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых  тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.  40 Познакомить с росписью Полхов­Майдана.   Включать городецкую и полхов­майданскую роспись в творческую  работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи.   Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.  Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов­майданской,  гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны,  цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).  Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос,  солонка, чашка, розетка и др.).  Для развития творчества в декоративной деятельности использовать   декоративные ткани.  Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов  (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка,  полотенце).  Учить ритмично располагать узор.   Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры. Лепка.   Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины,  пластилина и пластической массы.  Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые   предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их  характерные особенности.  Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина  ленточным способом.  Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и  комбинированным способами.   Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.  Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры  человека и животных в движении, объединять небольшие группы  предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях):  «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на  прогулке» и др.  Формировать у детей умения лепить по представлению героев  литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик,  Машенька и Медведь и т. п.).   Развивать творчество, инициативу.  Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь  стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть  41

Посмотрите также