Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы
Оценка 4.7

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
классное руководство
2 кл—4 кл
03.07.2017
Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Рабочая программа ЮУУ 2 - 4 2015 - 2016.doc
Управление образованием Качканарского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 3» Принята на педагогическом совете  ………………… Утверждена  Приказом директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» ………….. ___________ ……………… Мастерская «Юным умникам и умницам» (рабочая программа для учащихся 2 ­ 4 классов) Составители программы: учителя начальных классов I квалификационной категории г. Качканар 2015­2016 учебный год I. Пояснительная записка          Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»   «Развитие   познавательных   способностей»   (РПС).  Система   представленных   на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления. Данный   систематический   курс   создаёт   условия   для   развития   у   детей познавательных   интересов,   формирует   стремление   ребёнка   к   размышлению   и   поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания   и   самоконтроля,   у   них   исчезает   боязнь   ошибочных   шагов,   снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Дополнительные   сведения   из   различных   областей   жизни,   включённые   в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире,   будут   способствовать   их   нравственному   воспитанию   и   всестороннему   развитию личности. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.  Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно  работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу). Развивающий аспект    .           Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.           Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной  деятельности, как  умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять  главное, доказывать и опровергать.            Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).            Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект.           Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я ­  концепции»).  Актуальность выбора определена следующими факторами: 1. на   основе   диагностических   фактов   у   учащихся   слабо   развиты   память, устойчивость   и   концентрация   внимания,   наблюдательность,   воображение,   быстрота реакции.           Новизна   данной   рабочей   программы определена   федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение   видов      организации   деятельности   учащихся,   направленных   на достижение   личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. развитие   психических   познавательных   процессов:   различных   видов   памяти, деятельности учащихся по каждой теме.              Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся   на основе системы развивающих занятий.          Основные задачи курса: 1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2. внимания, зрительного восприятия, воображения; 3. развитие   языковой   культуры   и   формирование   речевых   умений:   четко   и   ясно излагать   свои   мысли,   давать   определения   понятиям,   строить   умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4. нестандартные задачи; 5. деятельности учащихся; 6. формирование   и   развитие   коммуникативных   умений:   умение   общаться   и взаимодействовать   в   коллективе,   работать   в   парах,   группах,   уважать   мнение   других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7. изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. развитие   познавательной   активности   и   самостоятельной   мыслительной формирование   навыков   творческого   мышления   и   развитие   умения   решать 2.   В   основу   реализации   программы   положены   ценностные   ориентиры   и  воспитательные результаты.  3.Ценностные   ориентации   организации   деятельности   предполагают   уровневую оценку в достижении планируемых результатов.   4.Достижения   планируемых   результатов   отслеживаются   в   рамках   внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом 5.   В   основу   оценки   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов освоения программы   факультатива,   воспитательного   результата   положены   методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 6.   При   планировании   содержания   занятий   прописаны   виды   познавательной формирование   навыков   применения   полученных   знаний   и   умений   в   процессе Таким   образом,   принципиальной   задачей   предлагаемого   курса   является   именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких­то конкретных знаний и умений. Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность   человека как   разумного   существа,   стремящегося   к   познанию   мира   и самосовершенствованию.   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.  Ценность   свободы как   свободы   выбора   и   предъявления   человеком   своих   мыслей   и поступков,   но   свободы,   естественно   ограниченной   нормами   и   правилами   поведения   в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность   патриотизма  – одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.     II. Общая характеристика учебного процесса            Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут в 1 классе и 40 минут во 2 – 4 классах.   Во   время   занятий   у   ребенка   происходит   становление   развитых   форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у   детей   формируется   отношение   к   данным   занятиям   как   к   средству   развития   своей личности.   Данный   курс   состоит   из   системы   тренировочных   упражнений,   специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются   занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.  Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.   Благодаря   этому   у   детей   формируются   умения   самостоятельно   действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На   каждом   занятии   проводится   коллективное   обсуждение   решения   задачи определенного   вида.   На   этом   этапе   у   детей   формируется   такое   важное   качество,   как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На   каждом   занятии   после   самостоятельной   работы   проводится   коллективная проверка   решения   задач.   Такой   формой   работы   создаются   условия   для   нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия,   например,   внимания.   У   других   детей   может   происходить   снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,   могут   почувствовать   уверенность   в   своих   силах   (для   таких   учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает   особый     положительный   эмоциональный   фон:   раскованность,   интерес,   желание   научиться выполнять предлагаемые задания.        Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы   и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.      В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.        следующих учебных пособий:   а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;  б)  методического  руководства   для  учителя,   в  котором  излагается   один  из   возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.    В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на   развитие   познавательных   процессов   у   младших   школьников   с   целью   усиления Для проведения занятий  разработан учебно­методический комплект, состоящий из их математического   развития,   включающего   в   себя   умение   наблюдать,   сравнивать, обобщать,   находить   закономерности,   строя   простейшие   предположения;   проверять   их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6­10 лет, часть ­ составлена автором пособия.     Основные принципы распределения материала:  1) системность: задания располагаются в определенном порядке;  2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;  3)принцип «от простого ­ к сложному»: задания постепенно усложняются;  4) увеличение объема материала;  5) наращивание темпа выполнения заданий;  6) смена разных видов деятельности.         Таким образом, достигается основная цель обучения ­ расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально го развития.       Реализуемый учебно­методический комплекс Название программы Учебники  Программы курса  "Юным умникам и  умницам. Развитие  познавательных  способностей".  О.А.Холодова.  Одобрен  Департаментом  образования г.  Москвы. Дидактические материалы О.А. Холодова  Рабочая тетрадь  «Юным умникам и  умницам для 2, 3, 4  классов.  Информатика,  логика, математика»  в 2­х частях. М:  Издательство РОСТ  книга, 2013 год. Методические пособия Курс РПС «Юным  умникам и умницам»  Информатика, логика, математика.  Методическое  пособие для 2, 3, 4  класс. – М:  Издательство РОСТ  книга, 2011 год.  III Описание места учебного предмета в учебном плане. Рабочая   программа   к   курсу   «Умники   и   умницы»   составлена   в   соответствии   с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего   образования, на   основе   программы   развития   познавательных   способностей учащихся   младших   классов   Н.А.   Криволаповой,   И.Ю.   Цибаевой   «Умники   и   умницы» (модифицированной),     с использованием     методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2009 г. Курс   введен   в   учебный   план,   в   часть,   формируемого   участниками образовательного процесса, в рамках общеинтеллектуального направления.  Программа   данного   курса   представляет   систему   интеллектуально­развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе,   34   часа   (1  час   в  неделю)   а   рамках   внеурочной   деятельности   в   соответствии   с образовательным планом. Во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю).  IV.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета     Предметом   промежуточной   оценки   освоения   данной   программы   являются   индивидуальные образовательные достижения обучающихся.      Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты ­ Самостоятельно  определять и выск азывать самые  простые, общие  для всех людей  правила поведения  при совместной  работе и  сотрудничестве  (этические нормы). ­ В предложенных  педагогом  ситуациях общения и сотрудничества,  опираясь на общие  для всех простые  правила  поведения, самост оятельно делать  выбор, какой  поступок  совершить. ­ Средством  достижения этих  Метапредметные (универсальные) результаты Регулятивные УУД: ­ Определять цель  деятельности на уроке с  помощью учителя и  самостоятельно. ­ Учиться совместно с  учителем обнаруживать  и формулировать  учебную проблему  совместно с учителем (для этого в учебнике  специально предусмотрен  ряд уроков). ­ Учиться планировать уче бную деятельность на  уроке. ­ Высказывать свою  версию, пытаться  предлагать способ её  проверки (на основе  продуктивных заданий в  учебнике). ­ Работая по  предложенному плану,   использовать необходим ые средства (учебник,  Предметные результаты Учащиеся должны уметь: ­ Делать   ­   умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности , называть последовательн ость   простых действий; делить слова на слоги, находить однокоренные слова, задачи, раскодировать слова; отгадывать   и составлять ребусы,   значениям разных признаков;   решать   по результатов служит  учебный материал и  задания учебника,  нацеленные на 2­ю  линию развития –  умение определять  своё отношение к  миру. простейшие приборы и  инструменты). Средством формирования  этих действий служит  технология проблемного  диалога на этапе изучения  нового материала. ­ Определять успешность  выполнения своего  задания в диалоге с  учителем. Средством формирования  этих действий служит  технология оценивания  образовательных  достижений (учебных  успехов). Познавательные УУД: ­ Ориентироваться в своей  системе  знаний: понимать, что  нужна дополнительная  информация (знания) для решения учебной задачи  в один шаг. ­ Делать предварительный  отбор источников  информации для решения учебной задачи. ­ Добывать новые  знания: находить необхо димую информацию  ­ Добывать новые  знания: извлекать инфор мацию, представленную в разных формах (текст,  таблица, схема,  иллюстрация и др.). ­ Перерабатывать  полученную  информацию: наблюдат ь и делать самостоятель ные выводы. Средством формирования  этих действий служит  учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1­ ю линию развития – умение  ­ ­ ­ ­ ­ ­ находить  закономерности в  расположении  фигур по значению двух признаков,   решать задачи на  логику; называть  противоположные  по смыслу слова;  решать задачи,   решать задачи на  смекалку; точно выполнять  действия под  диктовку,  работать с  толковым  словарём, работать с изографами,  уникурсальными  фигурами; уметь подобрать  фразеологизмы;  измерять длину  данного отрезка,  чертить отрезок  данной длины; узнавать и  называть  плоские углы:  прямой, тупой и острый; узнавать и  называть  плоские  геометрические фигуры:  треугольник,  четырёхугольни к,  пятиугольник,  шестиугольник,  многоугольник;  читать  информацию,  заданную с  помощью  линейных  диаграмм; объяснять мир. Коммуникативные  УУД: ­ Донести свою позицию до других:   оформлять свою мысль  в устной и письменной  речи (на уровне одного  предложения или  небольшого текста). ­ Слушать и понимать ре чь других. ­ Вступать в беседу на  уроке и в жизни. Средством формирования  этих действий служит  технология проблемного  диалога (побуждающий и  подводящий диалог) и  технология продуктивного  чтения. ­ Совместно  договариваться о  правилах общения и  поведения в школе и  следовать им. Учиться выполнять  различные роли в группе  (лидера, исполнителя,  критика). ­ Средством формирования  этих действий служит  работа в малых группах (в  методических  рекомендациях дан такой  вариант проведения  уроков). ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ решать  арифметически е ребусы и  числовые  головоломки,  содержащие два действия  (сложение и/или вычитание); составлять  истинные  высказывания  (верные  равенства и  неравенства); заполнять  магические  квадраты  размером 3×3; находить число  перестановок не более чем из  трёх элементов; находить число  пар на  множестве из 3– 5 элементов  (число  сочетаний по 2); находить число  пар, один  элемент  которых  принадлежит  одному  множеству, а  другой –  второму  множеству; проходить  числовые  лабиринты,  содержащие  двое­трое  ворот; объяснять  решение задач  по  перекладывани ю спичек с ­ ­ заданным  условием и  решением; решать  простейшие  задачи на  разрезание и  составление  фигур; уметь  объяснить, как  получен  результат  заданного  математическог о фокуса. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих курса универсальный учебных действий:  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые  простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 2. В   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и   сотрудничества,   опираясь   на общие   для   всех   простые   правила   поведения,   делать   выбор,   при   поддержке   других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными   результатами изучения   курса     являются   формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  2. Проговаривать последовательность действий .  3. Учиться   высказывать своё   предположение   (версию)   на   основе   работы   с иллюстрацией рабочей тетради. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. 5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. 6. Учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками   давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД: 1. Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать новое   от   уже   известного   с помощью учителя.  2. Делать   предварительный   отбор   источников   информации: ориентироваться   в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 3. Добывать   новые   знания: находить ответы на   вопросы,   используя   учебник,   свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. 5. Перерабатывать   полученную   информацию:   сравнивать и   группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. 6. Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение   задачи   с   помощью   простейших   моделей   (предметных,   рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: 1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 2. Слушать и понимать речь других. 3. Читать и пересказывать текст. 4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными   результатами изучения   курса     являются   формирование   следующих универсальных учебных действий (УУД).  ­ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; ­выделять существенные признаки предметов; ­сравнивать между собой предметы, явления; ­обобщать, делать несложные выводы; ­классифицировать явления, предметы; ­определять последовательность событий; ­судить о противоположных явлениях; ­давать определения тем или иным понятиям; ­определять отношения между предметами типа «род» ­ «вид»; ­выявлять функциональные отношения между понятиями; ­выявлять закономерности и проводить аналогии.   V. Содержание учебного предмета Формы работы Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная,   групповая   и   коллективная   работы,   работы   в   парах,   занятие­сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия. Методы формирования взглядов и обмен информацией: ­ повествование; ­ объяснение; ­ диалог; ­ доказательство; ­ рассказ; ­ рассуждение; ­ беседа. Методы организации деятельности: ­ состязание; ­ показ примеров и образцов; ­создание ситуации успеха; ­ перспектива. Методы стимулирования и мотивации; Методы стимулирования интереса к учению: ­ игры; ­ соревнования; ­ познавательные беседы; ­ создание ситуации успеха; ­ эмоционально­нравственных ситуаций; ­ творческие задания Методы стимулирования долга и ответственности: ­ убеждение; ­ требование; ­ поощрение; ­ порицание; ­ наказание; ­ поручение. Формы организации занятий: ­ учебное занятие; ­ открытое занятие; ­ экскурсии; ­ организация праздников; ­ театрализованное занятие; ­ участие в выставках и конкурсах различного уровня; ­участие в воспитательных мероприятиях школы. В   процессе   выполнения   каждого   задания      происходит   развитие   почти   всех познавательных процессов,  но каждый раз  акцент   делается  на каком­то одном из  них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. задания на развитие внимания; задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения; задания на развитие логического мышления.; задания повышенной сложности; логически  ­ поисковые задачи; поиск закономерности Задания на развитие внимания К   заданиям   этой   группы   относятся   различные   лабиринты   и   целый   ряд   игр, направленных   на   развитие   произвольного   внимания   детей,   объема   внимания,   его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух ­ трехходовые задачи. Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Задания, развивающие память В   рабочие   тетради   включены   упражнения   на   развитие   и   совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и   определения.   Вместе   с   тем   у   детей   увеличивается   объем   зрительного   и   слухового запоминания,   развивается   смысловая   память,   восприятие   и   наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания дорисовывание   несложных   композиций   из   геометрических   тел   или   линий,   не выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного геометрического характера; 1. изображающих ничего конкретного, до какого­либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; 2. 3. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); 4. 5. рисунка; 6. нескольких частей, выбираемых из множества данных;              ­ складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.       Совершенствованию   воображения   способствует   работа   с   изографами   (слова записаны   буквами,   расположение   которых   напоминает   изображение   того   предмета,   о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из  Задания, развивающие мышление   Приоритетным   направлением   обучения   в   начальной   школе   является   развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил   логики.   В   процессе   выполнения   таких   упражнений   дети   учатся   сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Задания повышенной сложности  Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое   внимание,   как   и   в   первом   классе,   уделяется   проверке   самостоятельно выполненных   заданий,   их   корректировке,   объяснению   причин   допущенных   ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.  Задания   открывают   широкие   возможности   для   развития   у   учеников наблюдательности, воображения, логического мышления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С   каждым   занятием   задания   усложняются:   увеличивается   объём   материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки. Логически­поисковые задания  Предлагаются   задачи   логического   характера   целью   совершенствования мыслительных   операций   младших   школьников:   умения   делать   заключение   из   двух суждений,   умения   сравнивать,   глубоко   осознавая   смысл   операции   сравнения,   умения делать   обобщения,   устанавливать   закономерности.   Вводятся   текстовые   задачи   из комбинаторики. .  Поиск закономерностей  В   целях   развития   логического   мышления   учащимся   предлагаются   задачи,   при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребёнка анализировать  проявляется  при разборе  условий  задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить  одну мысль  из  другой, одни суждения  из  других,  в умении  непротиворечиво распределять события во времени.   «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1­2 минуты). Модель занятия: Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия   по   РПС.   Исследования   ученых   убедительно   доказывают,   что   под   влиянием физических   упражнений   улучшаются   показатели   различных   психических   процессов, лежащих   в   основе   творческой   деятельности:   увеличивается объем   памяти,   повышается устойчивость   внимания,   ускоряется   решение   элементарных   интеллектуальных   задач, убыстряются психомоторные процессы. РАЗМИНКА (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного   эмоционального   фона,   без   которого эффективное   усвоение   знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой   долей   юмора.   Но   они   же   и   подготавливают   ребенка   к   активной   учебно­ познавательной деятельности. тренировка   и   развитие   психических   механизмов,   лежащих   в   основе   познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)       Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так   необходимых   качеств,   но   и   позволяют,   неся   соответствующую   дидактическую нагрузку,   углублять   знания   ребят,   разнообразить методы   и   приемы   познавательной деятельности,   выполнять   логически­поисковые   и   творческие   задания.   Все   задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.                            ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3­5 минут)    Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет   не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)  На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или  построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение  по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с  натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к  пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и  совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и  штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме,  продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, ­ это и способ  развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. VI. Тематическое планирование по предмету «Мастерская Юным умникам и умницам»  для обучающихся 2 –х классов № Тема, тип урока, форма проведения Универсальные учебные действия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1.Выявление   уровня   развития   внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) Развитие концентрации внимания.  Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка внимания. Развитие мышления.  Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Развитие  мышления. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие  мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по  перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант. Развитие концентрации внимания. Развитие  мышления. Графический диктант. Тренировка внимания. Развитие мышления.  Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие  мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант.     загадки, рассказы, Различать    главное   и существенное   на   основе развивающих   заданий   и упражнений,   сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Называть предметы по  описанию. Демонстрировать  способность переключать,  распределять внимание Объяснять  значение слов  и выражений. Составлять  небольшие сочинять сказки. Различать  предметы по  цвету, форме, размеру.    Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Составлять и  преобразовывать фигуры. Объяснять  значение слов  и выражений. Различать  предметы по  цвету, форме, размеру.    Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Определять на глаз  размеры предмета.  Демонстрировать чувство  времени, веса,  Контрольно­ оценочная деятельность Стартовый контроль Диагностика Прогностический  контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный  контроль 13 14 15 16 17 18 19 20   аналитических   Развитие способностей. Совершенствование   мыслительных   операций. Графический диктант Совершенствование   воображения.   Задания   по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.   мышления.   логического Развитие Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Развитие концентрации внимания. Развитие  мышления. Графический диктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка слуховой памяти. Развитие  мышления. Графический диктант.   Тренировка зрительной памяти. Развитие  мышления. Графический диктант.   Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант.   21 Совершенствование воображения. Задания по  перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. расположенности в  пространстве Объяснять смысл  крылатых и  метафорических  выражений. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 22 Развитие логического мышления.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант.   Развитие концентрации внимания. Развитие  мышления. Графический диктант. Тренировка внимания. Развитие мышления.  Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Развитие  мышления. Графический диктант.   Тренировка зрительной памяти. Развитие  мышления. Графический диктант.   Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант.   Совершенствование воображения. Задания по  перекладыванию спичек. Развитие логического мышления.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Развитие концентрации внимания. Развитие  мышления. Графический диктант. Тренировка внимания. Развитие мышления.  Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Развитие  мышления. Графический диктант. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. 33 34 № 1 2 3 4 5 6 Тренировка зрительной памяти. Развитие  мышления.  Графический диктант. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Развитие аналитических способностей.  Совершенствование мыслительных операций.  Графический диктант. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Тематическое планирование по предмету  «Мастерская Юным умникам и умницам»  для обучающихся 3 –х классов. Тема, тип урока, форма проведения Универсальные учебные действия Выявление уровня развития внимания,  восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение  поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Различать    главное   и существенное   на   основе развивающих   заданий   и упражнений,   сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Называть предметы по  описанию. Демонстрировать  способность переключать,  распределять внимание Объяснять  значение слов  и выражений. Составлять  небольшие сочинять сказки.   загадки, рассказы,   Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Контрольно­ оценочная деятельность Стартовый контроль Диагностика Прогностический  контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Совершенствование воображения. Развитие  наглядно­образного мышления. Ребусы.  Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение  поиску закономерностей. Развитие умения  решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие  наглядно­образного мышления. Ребусы.  Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Различать  предметы по  цвету, форме, размеру.    Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Составлять и  преобразовывать фигуры. Объяснять  значение слов  и выражений. Различать  предметы по  цвету, форме, размеру.    Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Определять на глаз  размеры предмета.  Демонстрировать чувство  времени, веса,  расположенности в  пространстве Объяснять смысл  крылатых и  метафорических  выражений. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Развитие логического мышления. Обучение  поиску закономерностей. Развитие умения  решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие  наглядно­образного мышления. Ребусы.  Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения Развитие наглядно­образного мышления.  Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль 30 31 32 33 34 № 1 2 3 4 Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи Прогностический  контроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Тематическое планирование по предмету  «Мастерская Юным умникам и умницам»  для обучающихся 4 –х классов. Тема, тип урока, форма проведения Универсальные учебные действия Выявление уровня развития внимания,  восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Различать    главное   и существенное   на   основе развивающих   заданий   и упражнений,   сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Контрольно­ оценочная деятельность Стартовый контроль Диагностика Прогностический  контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный  контроль 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тренировка зрительной памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение  поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие  наглядно­образного мышления. Ребусы.  Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение  поиску закономерностей. Развитие умения  решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие  наглядно­образного мышления. Ребусы.  Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи     загадки, рассказы, Называть предметы по  описанию. Демонстрировать  способность переключать,  распределять внимание Объяснять  значение слов  и выражений. Составлять  небольшие сочинять сказки. Различать  предметы по  цвету, форме, размеру.    Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Составлять и  преобразовывать фигуры. Объяснять  значение слов  и выражений. Различать  предметы по  цвету, форме, размеру.    Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Определять на глаз  размеры предмета.  Демонстрировать чувство  времени, веса,  расположенности в  пространстве Объяснять смысл  крылатых и  метафорических  выражений. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический  контроль 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение  поиску закономерностей. Развитие умения  решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие  наглядно­образного мышления. Ребусы.  Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка концентрации внимания.  Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения  решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Демонстрировать  целенаправленное и  осмысленное наблюдение. Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Рефлексивный,  прогностический   контроль,  самоконтроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль 28 29 30 31 32 33 34 Совершенствование воображения Развитие наглядно­образного мышления.  Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать  ситуацию, устанавливать   причинно­ следственные связи. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Описывать  то, что было  обнаружено с помощью  органов чувств. Прогностический  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль Прогностический  контроль Контроль по  результату Самоконтроль VII. Описание материально­технического обеспечения образовательного процессапредмета «Мастерская Юным умникам и умницам» К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках математики, относятся: Компьютер   с   программным   обеспечением  Windows  7   или  Windows  XP  Microsoft Office  Word 2003; мультимедийный проектор; экран; ноутбук учителя;  электронные приложения  o «Мультимедийные презентации (каталог) o Интернет­ресурсы http://school­collection.edu.ru/    Средства обучения: • • • аудиовизуальные; технические (проектор, компьютер); учебное оборудование; наглядные пособия VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика».  Контроль и оценка планируемых результатов.    В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются   воспитательными   результатами.   Воспитательные   результаты   внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах   поведения   в   обществе   и   т.   п.),   первичного   понимания   социальной   реальности   и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика   со   своими   учителями   как   значимыми   для   него   носителями   положительного социального знания и повседневного опыта.  Второй   уровень   результатов —   получение   школьником   опыта   переживания   и позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.           Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает)   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных   знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са мостоятельном общественном действии, действии в открытом   социуме,   за   пределами   дружественной   среды   школы,   для   дру   гих,   зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель но положительно к нему настроены, юный человек   действи   тельно   становится   (а   не   просто   узнаёт   о   том,   как   стать)   социальным деятелем,   гражданином,   свободным   человеком.   Именно   в   опыте   самостоятельного общественного действия  приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.           Динамика   развития   учащихся   фиксируется   учителем   совместно   со   школьным психологом   (внутренняя   система   оценки)   на   основе   диагностик     по   Асмолову   А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,    сформированности  целеполагания,    развития контроля, оценки).                      Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля: 1. Стартовый, позволяющий   определить   исходный   уровень   развития   учащихся   по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); 2. Текущий:  ­прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; ­ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;  ­рефлексивный,   контроль,   обращенный   на   ориентировочную   основу,   «план»  действия   и опирающийся на понимание принципов его построения; ­контроль  по  результату,  который   проводится   после  осуществления  учебного  действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. 3. Итоговый контроль   в формах ­тестирование; ­практические работы; ­творческие работы учащихся; Контрольные задания. 4. Самооценка   и   самоконтроль  определение   учеником   границ   своего   «знания   ­  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.              Содержательный   контроль  и   оценка   результатов   учащихся   предусматривает выявление   индивидуальной   динамики   качества   усвоения   предмета   ребёнком   и   не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; –   результаты   выполнения   тестовых   заданий   и   заданий   из   конкурса   эрудитов,   при выполнении   которых   выявляется,   справляются   ли   ученики   с   этими   заданиями самостоятельно; –   косвенным   показателем   эффективности   данных   занятий   может   быть   повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Также   показателем   эффективности   занятий   по   курсу   РПС   являются   данные,   которые учитель   на   протяжении   года   занятий   заносил   в   таблицы   в   начале   и   конце   года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. При   письменной   проверке   знаний   по   предметам   естественнонаучного   и обществоведческого   направления   используются   такие   контрольные   работы,   которые   не требуют   полного   обязательного   письменного   ответа,   что   связано   с   недостаточными возможностями   письменной   речи   учащихся.   Целесообразно   поэтому   тестовые   задания типа: ­ поиск ошибки; ­ выбор ответа; ­ продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.  Тест Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий  Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий  Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий  Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий Устный ответ Оценка   "5"  ставится   ученику,   если   он   осознанно   и   логично   излагает   учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка   "4"  ставится   ученику,   если   его   ответ   в   основном   соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка   "3"  ставится   ученику,   если   он   усвоил   основное   содержание   учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между   объектами   и   явлениями   природы,   в   выполнении   практических   работ,   но   может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка   "2"  ставится   ученику,   если   он   обнаруживает   незнание   большей   части программного   материала,   не   оправляется   с   выполнением   практических   работ   даже   с помощью учителя. В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:  самоконтроль — при введении нового материала,  взаимоконтроль — в процессе его отработки,     рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,   итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы

Рабочая программа Юным умникам и умницам 2-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017