Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
воспитательная работа
4 кл
07.02.2017
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребенка и формирование УУД. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в активную деятельность, на обеспечение ими материала русского языка и развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Занимательная грамматика.doc
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная грамматика» разработана в соответствии:
Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения.
Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 )
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению
русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка
на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки.
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на
уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки
лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес
к предмету.
Задачи программы:
обогащение словаря;
развитие устной и письменной речи;
совершенствование работы над содержательной стороной слова;
активизация познавательных интересов;
раскрытие творческих способностей;
развитие образного и логического мышления;
воспитание доброжелательности, толерантности.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с
включением новых элементов, повышенной трудности и творческого уровня. Задания по
совершенствованию фонематического слуха, развитию речевых навыков сгруппированы в расчете на
систематическое поддержание интереса к предмету.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей
ребенка и формирование УУД. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение
активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в активную деятельность, на
обеспечение ими материала русского языка и развитие интеллекта, приобретение практических
навыков самостоятельной деятельности.
Методы обучения:
По виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с карточками).
По виду учебной деятельности:
проблемнопоисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода
творчества)
активные методы (обсуждение в группах, в парах)
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки).
Формы и режим занятий:
На реализацию курса отводится 8 часов в неделю, 2 занятия в неделю по 40 минут. практикоориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
Основными формами образовательного процесса являются:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной
темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и
менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,
включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации,
трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать
основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Используемые технологии: Компьютерные технологии (мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация к уроку), коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемно –
поисковая деятельность, творческие работы.
Формы и режим занятий
На реализацию образовательной программы отводится 8 часов в неделю, 2 занятия в неделю по 40
минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной
темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
практикоориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные. Предполагаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения;
учебнопознавательный интерес к предмету;
чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
развитие моральноэтического сознания;
формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность,
уважение к культурному наследию страны и края.
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение учитывать установленные правила в планировании;
умение решать проблемы творческого характера;
умение адекватно воспринимать оценку;
умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение добывать новые знания;
умение перерабатывать информацию;
умение строить суждения в простой форме;
умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение договариваться;
умение работать в паре, группе, коллективе;
умение адекватно использовать речевые средства;
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление
кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в
ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы,
создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Характеристика курсов:
Необходимые для реализации курса ресурсы:
Дидактические материалы дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками
информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и
т.д.);
памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение,
обобщение, классификация, анализ, синтез; задания по формированию умений сравнивать,
анализировать, доказывать, устанавливать причинноследственные связи, обобщать;
задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого;
задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества;
экспериментальные задания.
Материальные ресурсы:
компьютер
электронная доска
мультимедийное оборудование
принтер Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная грамматика» 4
класс
№
Наименование тем курса
12
34
Вводное занятие
«Занимательный русский
язык»
Звуки и буквы.
5
6
7
8
Добрый “волшебник”.
Состав слова.
Гласные и согласные звуки
и буквы.
Звонкие и глухие
“двойняшки”. Сказка про
“Ошибку”.
Слог и ударение.
910
1112
1314
1516
«Праздник фонетики»
Синтаксис и пунктуация.
Предложение. Главные и
второстепенные члены
предложения.
Подлежащее и сказуемое.
1718
Подлежащее и сказуемое.
1920
21
2223
Распространенное и
нераспространенное
предложение.
Знаки препинания.
Логическое ударение.
2425 Морфология и фонетика.
26
Разбор слова по составу.
Мягкий знак и твёрдый знак.
27
2829 Читаем, учимся, играем.
30
Играем в загадки.
31
3233
Добрый “волшебник”. Состав
слова.
Сложные слова.
Всего
часов
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
2
1
1
2
Форма контроля
Дата
Интеллектуальный
марафон «Умники и
умницы»
Проблемно – поисковое
занятие
Занятиеигра
тест
игра
викторина
конкурс
игра
мини олимпиада
Лекция диалог
Занятие турнир
Занятие викторина
Викторина
Занятие путешествие
Занятие викторина
Занятие эстафета
Занятиепутешествие
Занятие лекция
Занятие конкурс
Занятие игра
Занятие путешествие 3435
Части речи. Казнить, нельзя
помиловать
Грамматические задачи.
3637
3839 Читаем грамматические сказки.
40
Основные грамматические
признаки.
4142
4344
4546
4748
4950
51
52
53
5455
56
57
5859
6061
62
6364
65
66
67
68
Понятие о склонении.
Существительные с твердой
и мягкой основами.
Проект «Имя
существительное»
Имя прилагательное.
Части речи.
Дружба имени
существительного с именем
прилагательным.
Понятие о склонении
прилагательных.
Родовые окончания
прилагательных.
Проект «Имя прилагательное»
Глагол.
«Здравствуй, глагол»
Основные грамматические
признаки.
Время, число, лицо
глаголов.
Понятие о личных
окончаниях глаголов.
Проект «Глагол»
Местоимение.
Фразеологизмы.
Праздник по русскому
языку
Обобщающее занятие.
Итого
Занятие викторина
Занятиевикторина
Занятие аукцион
Занятие игра
Занятие лекция
Занятие – мозговая
атака
Защита проекта
Занятие путешествие
Занятие соревнование
Игра
Занятие практикум
Занятие игра
Защита проекта
Занятие взаимообучения
Занятие практикум
Занятие путешествие
Занятие практикум
Занятие практикум
Защита проекта
Занятие игра
Занятие практикум
Праздник
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
68
часов Литература.
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего
образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. №373.
2 .Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. «Русское слово», М.: «Просвещение»,
1978г.
3.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: «Просвещение», 1991г.
4.Даль В.И. «Пословицы русского народа», М.: «Просвещение»,1990г.
5.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников», М., «Просвещение»,1985г.
6.Маршак С.Я. «Сказки, песни, загадки», М., «Детгиз», 1962г.
7Светловская Н.Н. «Путь первоклассника к книгам», М., «Педагогика», 1974г.
8.Сергеев В.Н. «Новые значения старых слов», М., «Просвещение», 1987г.
9.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М.,
«Просвещение», 1988г.
10.Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», М.,
«Просвещение», 1971г.
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Рабочая программа "занимательная грамматика" (4класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.