Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.
Оценка 4.8

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
3 кл
19.02.2018
Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецким, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы». Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.
Литературное чтение 3 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   предмета   «Литературное   чтение»   для     3     класса     составлена   на   основе   Федерального   государственного образовательного     стандарта   начального   общего   образования,   Концепции   духовно­   нравственного     развития   и   воспитания   личности гражданина       России, планируемых результатов   начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой,  В. Г. Горецким,  М.В. Головановой  «Литературное чтение. 1 – 4  классы». Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.           Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:                     овладение  осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интересов к чтению, к книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;           развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического    отношения к  слову и умения понимать художественное произведение;   обогащение  нравственного   опыта   младших   школьников   средствами   художественной   литературы;   формирование   нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.          Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.             Знакомство   учащихся   с   доступными   их   возрасту   художественными   произведениями,   духовно­нравственное   и   эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.         Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.              На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.              Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно­образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные   проблемы,   волнующие   писателя.   Младшие   школьники   учатся   чувствовать   красоту   поэтического   слова,   ценить   образность словесного искусства.              Изучение   предмета   «Литературное   чтение»   решает   множество   важнейших   задач   начального   обучения   и   готовит   младшего школьника к успешному обучению в средней школе.                                      Общая характеристика курса  Раздел  «Круг   детского   чтения»  включает   произведения   устного   творчества   народов   России   и   зарубежных   стран,   произведения классиков   отечественной   и   зарубежной   литературы   и   современных   писателей   России   и   других   стран   (художественные   и   научно­ познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально­нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел  «Виды речевой и читательской деятельности»  включает  все виды  речевой  и читательской  деятельности (умение читать, слушать,   говорить   и   писать)   и   работу   с   разными   видами   текстов.   Раздел   направлен   на   формирование   речевой   культуры   учащихся,   на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются  продуктивные формы  диалога,  формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на   предложенную   тему   или   проблему   для   обсуждения),   целенаправленно   пополняется   активный   словарный   запас.   Учащиеся   осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое   место   в   программе   отводится  работе   с   текстом   художественного   произведения.  На   уроках   литературного   чтения совершенствуется   представление   о   текстах   (описание,   рассуждение,   повествование);   учащиеся   сравнивают   художественные,   деловые (учебные) и научно­познавательные  тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими   речевыми   умениями,   как   деление   текста   на   части,   озаглавливание,   составление   плана,   различение   главной   и   дополнительной информации текста.  Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные   средства   словесного   искусства   («живописание   словом»,   сравнение,   олицетворение,   эпитет,   метафора,   ритмичность   и музыкальность стихотворной речи).  При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно­познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно­художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ   образных   средств   языка   в   начальной   школе   проводится   в   объёме,   который   позволяет   детям   почувствовать   целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети   осваивают   разные   виды   пересказов   художественного   текста:   подробный   (с   использованием   образных   слов   и   выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На   основе   чтения   и   анализа   прочитанного   текста   учащиеся   осмысливают   поступки,   характер   и   речь   героя,   составляют   его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно­нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел  «Опыт   творческой   деятельности»  раскрывает   приёмы   и   способы   деятельности,   которые   помогут   учащимся   адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно­чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе   чтения,   развивается   умение   воссоздавать   словесные   образы   в   соответствии   с   авторским   текстом.   Такой   подход   обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно­эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Планируя свою деятельность, я исхожу из особенностей учащихся, т. е. иду «от ученика», от его запросов. Я учу ребёнка думать, добывать знания, а не только применять их в готовом виде. На каждом уроке я ставлю конкретные цели, нахожу новые методы, средства и формы организации обучения, соответствующие современной школе. Методической особенностью моего урока, является использование проблемно­исследовательского метода. Важно то,   что   проблемно­исследовательский   метод   предполагает   не   только   индивидуальный,   но   и   групповой,   совместный   поиск   неизвестного   учащимися. Индивидуальное   творчество   ребёнка,   самостоятельные   эксперименты   и   совместные   формы   группового   исследования   становятся   в   таком   случае необходимыми   составляющими   обучения.   При   таком   построении   процесса   обучения   обеспечивается   развитие   коммуникативной   сферы   у   детей,   их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. Принцип индивидуализации и дифференциации является основным принципом построения урока. На уроках литературного чтения учащиеся включаются в творческую деятельность. Их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки являются отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. В преподавании литературного чтения важна его связь с другими учебными дисциплинами, их взаимообогащение. Поэтому провожу интегрированные уроки. Чтение   включает, помимо литературных текстов, материалы по истории, природоведению, краеведению и т.д.   Они положительно   влияют   на   развитие   самостоятельности,   познавательной   активности   и   интересов   учащихся.   Цель   урока   достигается   через   решение следующих задач:  создание у ребёнка широкого, яркого представления о мире, в котором он живёт, о человеке и обществе, природе и науке,  культуре и искусстве;   развитие   творческих   качеств,   способности   самостоятельно   мыслить,   планировать   свою   деятельность;   формирование   у   школьников коммуникативных   качеств,   нравственных   ценностей;   развитие   личностных   качеств:   доброты,   чуткости,     умения   сопереживать,   самоуважения.     Для достижения поставленных целей и задач использую разнообразные формы организации уроков и занятий (урок­викторина, урок­смотр, урок­экскурсия, урок путешествие, урок­сказка и т.п.). Рабочая программа связана с внеурочной деятельностью. Это устная форма: сочинения, тренинги, проекты. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» рассчитан  на 448 ч. В 3 классе на изучение литературного чтения отводится136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель). Результаты изучения курса          Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих   личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)   воспитание   художественно­эстетического   вкуса,   эстетических   потребностей,   ценностей   и   чувств   на   основе   опыта   слушания   и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5)   формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре   других   народов,   выработка   умения   терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;  7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3)   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково­символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7)   использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в   справочниках,   словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам, установления причинно­следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)   умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности,   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение  необходимого для продолжения  образования уровня читательской  компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение   чтением   вслух   и   про   себя,   элементарными   приёмами   анализа   художественных,   научно­познавательных   и   учебных   текстов   с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказывание   собеседника,   слушание   различных   текстов).   Адекватное   понимание   содержания звучащей   речи,   умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прослушанного   произведения,   определение   последовательности   событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно­познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.   Развитие   поэтического   слуха.   Воспитание   эстетической   отзывчивости   на   произведение.   Умение   самостоятельно   подго­ товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном — и их сравнение. Определение целей создания   этих   видов   текста.   Умение   ориентироваться   в   нравственном   содержании   художественных   произведении,   осознавать   сущность поведения героев. Практическое   освоение   умения   отличать   текст   от   набора   предложений.   Прогнозирование   содержания   книги   по   её   названию   и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые  части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга  учебная, художественная,  справочная. Элементы  книги:  содержание  или  оглавление,  титульный  лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный   выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   алфавитного   и   тематического   каталога.   Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  Работа с текстом художественного произведения Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие   выразительных   средств   языка   (с   помощью   учителя).   Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание   нравственно­эстетического   содержания   прочитанного   произведения,   осознание   мотивации   поведения   героев,   анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,  характеру поступков героев. Развитие   наблюдательности   при   чтении   поэтических   текстов.   Развитие   умения   предвосхищать   (предвидеть)   ход   развития   сюжета, последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   с   его   содержанием.   Определение   особенностей   учебного   и   научно­ популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­ следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение   алгоритма   деятельности   по   воспроизведению   текста.   Воспроизведение   текста   с   опорой   на   ключевые   слова,   модель,   схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно­познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа  со   словом  (распознавать   прямое  и  переносное   значение   слов,   их  многозначность),  целенаправленное   пополнение   активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного   и   художественного   текстов.   Передача   впечатлений   (из   повседневной   жизни,   художественного   произведения,   изобразительного искусства)  в рассказе (описание, рассуждение,  повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.                                                           Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство с культурно­историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы  XIX—XX  вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной   (с   учётом   многонационального   характера   России)   и   зарубежной   литературы,   доступными   для   восприятия   младших школьников. Тематика   чтения   обогащена   введением   в   круг   чтения   младших   школьников   мифов   Древней   Греции,   житийной   литературы   и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги   разных   видов:   художественная,   историческая,   приключенческая,   фантастическая,   научно­популярная,   справочно­ энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений.  Малые  фольклорные формы (колыбельные  песни, потешки, пословицы,  поговорки,  загадки): узнавание,   различение,   определение   основного   смысла.   Сказки   о   животных,   бытовые,   волшебные.   Художественные   особенности   сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,   стихотворение,   басня   —   общее   представление   о   жанре,   наблюдение   за   особенностями   построения   и   выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация   текста   литературного   произведения   в   творческой   деятельности   учащихся:   чтение   по   ролям,   инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их  (установление причинно­следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления  в устной или  письменной  речи.  Сравнивать свои  тексты  с художественными  текстами­описаниями,  находить  литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2­х частях. ­ М.: Просвещение, 2013. Литература: 1.Сборник рабочих программ 1­4 классы. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В.   Бельтюкова,   М.В.   Бойкина,   С.И.Волкова,   В.Г.Горецкий,   М.Н.Дементьева,   Л.М.Зеленина,   В.П.Канакина,   Л.Ф.Климанова,   М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.­ М.: Просвещение, 2011. 2.Климанова   Л.Ф.Уроки   литературного   чтения:   метод.   Пособие   к   учеб.   «Родная   речь.3   класс»   /Л.Ф.Климанова,   В.Г.   Горецкий, М.В.Голованова. –М.:Просвещение,2013г. 3.Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./Ч 1/ сост. Л.Ф.Климанова и др.­ М.: Просвещение, 2013 г. № п / п 1 2 Тема урока Тип урока Виды учебной деятельности Виды  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИКТ и дополнительны й материал Дата   к о нт р о л я Знакомство с учебником. Работа со вступительной Урок введения в новую тему. статьёй. Рукописные книги  Древней Руси. Урок изучения нового материала. Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)   Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять  систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить  нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.  Предполагать на основе названия содержание  главы. Пользоваться  словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по  иллюстрациям и оформлению учебника. Самое великое чудо на свете (4 часа)   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Текущий Презентация Диагностичес кая  работа. Презентация 3 4 5 6 7 8 9 10 Первопечатник Иван  Фёдоров. Урок­ путешествие в  прошлое О первопечатнике Иване  Фёдорове. Урок­ исследование Обобщающий урок по  разделу «Самое великое  чудо на свете».  Урок обобщения и  систематизации. Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать Текущий Презентация текст друг другу. Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения.  Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника,  проявлять уважение к чужому  мнению. Обобщать полученную информацию по истории создания книги.  Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.  Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим  каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения. Устное народное творчество (14 часов) Текущий Презентация Тест №1. Презентация Русские  народные  песни. Песни  коренных  народов  Югры. Шуточные народные  песни. Докучные сказки. Произведения  прикладного искусства:  гжельская и хохломская  посуда.  Домашняя утварь –  искусное мастерство  северян.  Произведения  прикладного искусства:  дымковская и  богородская  игрушка Комбинированн ый урок. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.  Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Текущий Презентация Урок обобщения и  систематизации. Урок изучения  нового  материала Комбинированн ый урок. Знакомство с шуточными народными песнями. Моделировать песенки. Текущий Презентация Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их  особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с  опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного  искусства. Текущий Презентация Текущий Презентация Урок  закрепления и  систематизации  знаний. Называть виды прикладного  искусства. Текущий Презентация 11 12 13 14 15 16 17 Русская народная сказка  «Сестрица Алёнушка и  братец  Иванушка». Урок­ исследование Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать  содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа,  самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок,  называть волшебные предметы, описывая волшебные события.  Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Русская народная сказка  «Сестрица Алёнушка и  братец  Иванушка». Урок­ драматизация. Русская народная сказка  «Иван­царевич и серый  волк». Комбинированн ый урок. Русская народная сказка  «Иван­царевич и серый  волк». Урок  закрепления и  систематизации  знаний. Русская народная сказка  «Сивка­бурка». Комбинированн ый урок. Русская народная сказка  «Сивка­бурка». Урок­ драматизация. Проект:  «Сочиняем волшебную  сказку». Урок­проект Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого  пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с  содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые  противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным  значением при характеристике героев. Называть основные черты  характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать  сказку: распределять роли, выбирать  диалоги. помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая  волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого  пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с  содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые  противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным  значением при характеристике героев. Называть основные черты  характера героев. Характеризовать героев произведения. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать  содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа,  самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок,  называть волшебные предметы, описывая волшебные события.  Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого  пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с  содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по  самостоятельно составленному плану; находить героев, которые  противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным  значением при характеристике героев. Называть основные черты  характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать  сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на  особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории.  Участвовать в работе группы.  Текущий Презентация Текущий Презентация Презентация Проверка  техники  чтения.  Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Проект:  «Сочиняем волшебную  сказку». Обобщающий урок по  разделу «Устное  народное творчество».  Сказки и легенды  Югры  Проект: «Как научиться  читать стихи» на основе  научно­популярной  статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев «Весенняя  гроза». Урок­проект Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на  особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории.  Договариваться друг с другом, выражать свою позицию Текущий Презентация Урок обобщения и  систематизации. Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на  вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного  народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения. Проверочная  работа № 1. Презентация Урок­проект. Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать  прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Текущий Презентация Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) Урок изучения  нового  материала. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение  поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять  интересные выражения в лирическом тексте. Текущий Презентация Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение­миниатюра «О чём расскажут осенние  листья». Урок­ исследование. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове  (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы  интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп  чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях. Текущий Презентация 18 19 20 21 22 23 А.А. Фет «Мама! Глянь­ ка из окошка…».  Урок изучения  нового  материала. 24 25 А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин «Полно,  степь моя…». Урок изучения  нового  материала. Комбинированны й урок. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение  поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове  (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы  интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу  голоса, выбрать тон и темп чтения). Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса,  выбрать тон и темп чтения). Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса,  выбрать тон и темп чтения). Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация 26 27 28 29 30 31 32 33 И.С. Никитин «Встреча  зимы». Урок изучения  нового  материала. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость,  определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Текущий Презентация И.З. Суриков «Детство». Комбинированны й урок. И.З. Суриков «Зима». Комбинированны й урок. Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1».  Контрольно­ обобщающий  урок. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость,  определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать  стихотворение. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость,  определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать  стихотворение. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать  стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы,  читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои  достижения. Проверка усвоения программного материала. Текущий Презентация Текущий Презентация Контрольная  работа № 1. Презентация Подготовка сообщения  «Что интересного я узнал о  жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной,  красой  природы…». А.С. Пушкин «Уж небо  осенью  дышало…». А.С. Пушкин «В тот год  осенняя  погода…», «Опрятней  модного  паркета». А.С. Пушкин «Зимнее  утро». Урок изучения  нового  материала. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,  выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать  прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Великие русские писатели (24 часа) Текущий Презентация Урок изучения  нового  материала. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь  словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства  художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за  рифмой и ритмом стихотворного текста. Текущий Презентация Урок изучения  нового  материала. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь  словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства  художественной выразительности в лирических текстах. Текущий Презентация Комбинированн ый урок. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь  словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства  художественной выразительности в лирических текстах. Презентация Проверка  техники  чтения. 34 35 36 37 38 39 40 А.С. Пушкин «Зимний  вечер».  Комбинированн ый урок. Находить средства художественной выразительности в лирических  текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Текущий Презентация А.С. Пушкин «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрас­ ной Царевне Лебеди». А.С. Пушкин «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрас­ ной Царевне Лебеди». А.С. Пушкин «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрас­ ной Царевне Лебеди». А.С. Пушкин «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрас­ ной Царевне Лебеди». А.С. Пушкин «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрас­ ной Царевне Лебеди». И.А. Крылов.  Подготовка сообщения  об И.А. Крылове. Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.  Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь  словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать  произведение живописи и произведение литературы. Давать  характеристику героев литературной сказки. Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.  Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь  словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать  произведение живописи и произведение литературы. Давать  характеристику героев литературной сказки. Текущий Презентация Текущий Презентация Урок изучения  нового  материала. Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.  Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать  характеристику героев литературной сказки. Текущий Презентация Урок развития  умений и  навыков. Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.  Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать  характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные  словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ,  планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Урок  обобщения. Урок изучения  нового  материала Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.  Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать  характеристику героев литературной сказки. Пересказывать сказку в  прозе по плану. Объяснять интересные словесные выражения в  произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант  исправления допущенных ошибок. Подготовить сообщение об  И.А. Крылове на основе статьи учебника,  книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом  И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.   Участвовать в работе группы. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 И.А. Крылов «Мартышка и очки». Урок развития  умений и  навыков. И.А. Крылов «Зеркало и  обезьяна». Урок­театр. И.А. Крылов «Ворона и  Лисица». Урок развития  умений и  навыков. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.  Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.  Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их  поступков.  Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.  Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.  Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их  поступков. Инсценировать басню. Понимать содержание прочитанного. Определять особенности басни,  выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.  Характеризовать героев басни на основе их поступков. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.  Подготовка сообщения на основе статьи. Урок изучения  нового  материала. Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.  Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Текущий Презентация М.Ю. Лермонтов  «Горные вершины…»,  «На севере диком стоит  одиноко…». М.Ю. Лермонтов «Утёс». Урок изучения  Урок развития  умений и  навыков. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.  Называть отличительные особенности стихотворного текста. Текущий Презентация Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. Текущий Презентация Называть отличительные особенности стихотворного текста.  Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя,  определяя настроение стихотворения. Текущий Презентация нового  материала. Урок изучения  нового  материала. М.Ю. Лермонтов  «Осень». Детство Л.Н. Толстого  (из воспоминаний  писателя). Подготовка  сообщения о жизни и  творчестве писателя. Л.Н. Толстой «Акула». Урок изучения  нового  материала. Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника,  книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.  Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Текущий Презентация Л.Н. Толстой «Прыжок». Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на  вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения.  Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на  вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения.  Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. Текущий Презентация Текущий Презентация 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Л.Н. Толстой «Лев и  собачка». Урок изучения  нового  материала. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на  вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения.  Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Текущий Презентация Л.Н. Толстой «Какая  бывает роса на траве»,  «Куда девается вода из  моря?» Внеклассное чтение Обобщающий урок по  разделу «Великие  русские писатели». Урок изучения  нового  материала. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на  вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема,  главная мысль, события, герои).  Текущий Презентация Контрольно­ обобщающий  урок. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть  отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и  самостоятельно оценивать свои достижения. Контрольная  работа № 2. Презентация Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) Н.А. Некрасов  «Славная осень!» Н.А. Некрасов  «Не ветер бушует над  бором». Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.  Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе  группы. Отвечать и задавать  вопросы. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.  Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость,  определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Текущий Презентация Текущий Презентация Н.А. Некрасов  «Дедушка Мазай и  зайцы». Урок изучения  нового  материала. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном  стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с  использованием текста­повествования. Сравнивать текст­описание и  текст­повествование. Текущий Презентация К.Д. Бальмонт  «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство»,  «Полевые цветы»,  «Густой зелёный ельник у  дороги». Урок изучения  нового  материала. Комбинированн ый урок. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью,  отвечать на вопросы по содержанию. Текущий Презентация Следить за выражением и развитием чувства в лирическом  стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая  настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения  (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Текущий Презентация 60 Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2».  Контрольно­ обобщающий  урок. 61 62 63 64 65 66 67 Знакомство с  литературными  сказками.   Д.Н. Мамин­Сибиряк  «Присказка к  «Алёнушкиным сказкам». Д.Н. Мамин­Сибиряк  «Сказка про храброго  зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий  хвост». Комбинированн ый урок. Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. В.М. Гаршин «Лягушка­ путешественница». Урок изучения  нового  материала. В.М. Гаршин «Лягушка­ путешественница». Комбинированн ый урок. В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович». Урок изучения  нового  материала. В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович». Комбинированн ый урок. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.  Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в  работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре,  самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения  программного материала. Литературные сказки (8 часов) Контрольная  работа №3. Презентация Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать  прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать  вопросы. Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного  чтения. Объяснять понятие «присказка». Проверка  техники  чтения. Текущий Презентация Презентация Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё  мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать  приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать  содержание народной и литературной сказок; определять нравственный  смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий  в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке,  характеризовать их, используя текст  сказки. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного  чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки;  определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и  последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в  лицах. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их,  используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя  поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское  отношение к изображаемому. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного  чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью  словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст  сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать  содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл  сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной  сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация 68 69 70 71 72 73 Обобщающий урок по  разделу «Литературные  сказки». Литературные  сказки  народов  Севера. Урок обобщения и  систематизации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в  литературной викторине. Диагностичес кая  работа. Презентация М. Горький «Случай с  Евсейкой». Урок изучения  нового  материала. М. Горький «Случай с  Евсейкой». Комбинированн ый урок. К.Г. Паустовский  «Растрёпанный воробей». К.Г. Паустовский  «Растрёпанный воробей». К.Г. Паустовский  «Растрёпанный воробей». Урок изучения  нового  материала. Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок. Были­небылицы (10 часов) Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и  рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства  художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять  авторское отношение к изображаемому. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную  мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять  характеристики героев произведения с опорой на текст.  Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.  Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря  в учебнике или толкового словаря. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.  Характеризовать героев произведения.  Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять  характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в  тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Текущий Презентация Презентация 74 А.И. Куприн «Слон». 75 А.И. Куприн «Слон». 76 А.И. Куприн «Слон». А.И. Куприн «Слон». 77 78 Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные  события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации  настроение автора. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе.  Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Текущий Презентация Текущий Презентация Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в  лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. Текущий Презентация Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Текущий Презентация Обобщающий урок по  разделу «Были­ небылицы».  Урок обобщения и  систематизации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Проверочная  работа № 2. Презентация Поэтическая тетрадь 1 (6 часов 79 80 С. Чёрный «Что ты  тискаешь утёнка…» С. Чёрный «Воробей»,  «Слон». 81 А.А. Блок «Ветхая    избушка». 82 А.А. Блок «Сны»,  «Ворона». Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Урок  формирования  умений и  навыков. С.А. Есенин «Черёмуха». Урок развития  83 84 умений и  навыков. Урок обобщения и  систематизации. Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1». Поэтическое  творчество  народов  Югры. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая  настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и  выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и  безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения  в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно  придумывать сказочные и реальные истории. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать  свой ответ выборочным  текстом. Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из  текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов  в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. Текущий Презентация Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять  правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно  оценивать свои достижения. Тест №2. Презентация 85 М.М. Пришвин «Моя  Родина»  (из воспоминаний). Урок изучения  нового  материала. 86 И.С. Соколов­Микитов  «Листопадничек». Урок изучения  нового  материала. Люби живое (16 часов) Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с  произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать  нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.  Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной  выразительности.  Определять жанр произведения. Определять идею произведения,  отношение автора и собственное отношение к литературному  персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять  основную мысль рассказа. Текущий Презентация Текущий Презентация 87 И.С. Соколов­Микитов  «Листопадничек». Комбинированн ый урок. 88 В.И. Белов «Малька  провинилась». Урок развития  умений и  навыков. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в  произведении слова­определения, характеризующие его поступки и  характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять  составленный план, сверяя его с текстом. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль  рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­ определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. Текущий Презентация Текущий Презентация 89 90 91 92 93 94 95 В.И. Белов «Ещё про  Мальку». Урок развития  умений и  навыков. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль  рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­ определения, характеризующие его поступки и характер. Текущий Презентация В.В. Бианки «Мышонок  Пик». Урок изучения  нового  материала. Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух  произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять  основную мысль произведения. Текущий Презентация В.В. Бианки «Мышонок  Пик». Комбинированн ый урок. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.  Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе  плана. Текущий Презентация В.В. Бианки «Мышонок  Пик». Б.С. Житков «Про  обезьянку». Б.С. Житков «Про  обезьянку». Б.С. Житков «Про  обезьянку». Урок  формирования  умений и  навыков. Урок изучения  нового  материала. Комбинированн ый урок. Урок  формирования  умений и навыков. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­определения,  характеризующие его поступки и характер.  Текущий Презентация Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл  рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл  непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или  толкового словаря. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.  Участвовать в обсуждении. Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику  героя. Участвовать в обсуждении. Текущий Презентация Текущий Текущий Презентация Презентация 96 97 98 99 Б.С. Житков «Про  обезьянку». Внеклассное чтение  В.Л. Дуров «Наша  Жучка». В.П. Астафьев  «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он  живой и светится». 100 Обобщающий урок по  разделу «Люби живое».   Произведения о природе  Югорских писателей 101 С.Я. Маршак «Гроза  днём». 102 С.Я. Маршак «В лесу над  росистой  поляной…». 103 А.Л. Барто «Разлука». 104 А.Л. Барто «В театре». Урок  формирования  умений и  навыков. Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Урок изучения  нового  материала. Контрольно­ обобщающий  урок. Урок развития  умений и  навыков. Урок­ исследование. Комбинированн ый урок. Урок  формирования  умений и  навыков. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­определения,  характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои  собственные впечатления о прочитанном произведении. Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в  произведении слова­определения, характеризующие его поступки и  характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять  основную мысль рассказа. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль  рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные  впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл  непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или  толкового словаря. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­определения,  характеризующие его поступки и характер. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления  допущенных ошибок. Контрольная  работа № 4. Презентация Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,  осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические  тексты. Сравнивать название произведения и его содержание;  высказывать своё мнение. Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к  изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть. Текущий Презентация Текущий Презентация Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё  мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое,  подбирая в произведении слова­определения, характеризующие его  поступки и характер. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё  мнение. Читать и воспринимать на слух тексты. Проверка  техники  чтения. Презентация Текущий Презентация 105 С.В. Михалков «Если». Урок­ исследование. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё  мнение. Читать стихотворение выразительно. Текущий Презентация 106 Е.А. Благинина  «Кукушка», «Котёнок». 107 Проект: «Праздник  поэзии» Урок  формирования  умений и  навыков. Урок­проект. Читать выразительно стихи.  Высказывать своё мнение о героях,  подбирая в произведении слова­определения. Текущий Презентация Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть  стихи.  Текущий Презентация 108 Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2». Урок обобщения и  систематизации. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно  оценивать свои достижения. Тест № 3. Презентация 109 110 111 112 Б.В. Шергин «Собирай  по ягодке –  наберёшь кузовок». Урок  формирования  умений и  навыков. А.П. Платонов «Цветок  на земле». Урок­дискуссия. А.П. Платонов «Цветок  на земле». Комбинированны й урок. А.П. Платонов «Ещё  мама». Урок изучения  нового  материала. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов) Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу с произведением на уроке с использованием  условных обозначений. Воспринимать на слух художественное  произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.  Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с  содержанием произведения. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и  про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия  произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения;  определять главную мысль. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст  по ролям. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и  про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию  произведения; определять главную мысль. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация 113 А.П. Платонов «Ещё  мама». Урок­ конференция. Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного,  высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного  чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать  тон и темп чтения). Текущий Презентация 114 115 116 117 М.М. Зощенко «Золотые  слова». М.М. Зощенко «Великие  путешественники». М.М. Зощенко «Великие  путешественники». Н.Н. Носов «Федина  задача». 118 Н.Н. Носов «Телефон». 119 120 121 122 123 В.Ю. Драгунский «Друг  детства». Обобщающий урок по  разделу «Собирай по  ягодке – наберёшь  кузовок» «Мурзилка» и «Весёлые  картинки» – самые  старые детские журналы.  По страницам журналов  для детей. Ю.И. Ермолаев  «Проговорился». Ю.И. Ермолаев  «Воспитатели». Урок изучения  нового  материала. Урок­дискуссия. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к  событиям и героям. Читать по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к  событиям и героям. Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу.  Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста  читаемого произведения. Понимать особенности юмористических произведений; выделять  эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к  событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения,  определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием  произведения. Комбинированны й урок. Урок­игра. Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Текущий Презентация Урок развития  умений и  навыков. Понимать особенности юмористических произведений; выделять  эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к  событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать  текст в лицах. Урок­дискуссия. Понимать особенности юмористических произведений; выделять  эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к  событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Урок обобщения  и  систематизации. Текущий Презентация Текущий Презентация Проверочная  работа № 3. Презентация По страницам детских журналов (8 часов) Урок введения в  новую тему. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке  (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и  интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в  библиотеке детские журналы по выбранной теме. Текущий Урок изучения  нового  материала. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.  Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.  Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. Текущий Презентация Урок­дискуссия. Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Текущий Презентация 124 125 126 127 128 Г.Б. Остер «Вредные  советы». Г.Б. Остер «Как  получаются  легенды». Р. Сеф  «Весёлые стихи». Создание  сборника   добрых советов. Обобщающий урок по  разделу «По страницам  детских журналов».  Детские журналы  народов  Югры Урок­игра. Урок­игра. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.  Переделывать содержание текста. Текущий Презентация Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам  художественных текстов свои произведения (легенды). Текущий Презентация Комбинированн ый урок. Урок­проект. Урок обобщения и  систематизации. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по  содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения  (советы). Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.  Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и  самостоятельно оценивать свои достижения. Текущий Текущий Проверочная  работа № 4 Презентация Презентация Презентация Зарубежная литература (8 часов) 129 Мифы Древней Греции.  «Храбрый Персей». Урок введения в  новую тему. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.  Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Текущий Презентация 130 Мифы Древней Греции.  «Храбрый Персей». 131 132 133 134 135 Г.Х. Андерсен «Гадкий  утёнок». Г.Х. Андерсен «Гадкий  утёнок». Г.Х. Андерсен «Гадкий  утёнок». Г.Х. Андерсен «Гадкий  утёнок». Обобщающий урок по  теме «Зарубежная  литература».  Урок развития  умений и  навыков. Урок изучения  нового  материала. Урок  обобщения. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о  представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно  произведение. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.  Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).  Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. Урок­проект. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. Текущий Презентация Текущий Презентация Проверка  техники  чтения. Текущий Презентация Презентация Урок­проект. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. Текущий Презентация Контрольно­ обобщающий  урок. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными  (авторскими) Контрольная  работа №5. Презентация 136 Итоговая  диагностическая  работа. Контрольно­ обобщающий урок. Проверка предметных и универсальных учебных умений. Презентация Итоговая  диагностическа я  работа. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Печатные пособия – наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме); – словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов; – детские книги разных типов из круга детского чтения; – портреты поэтов и писателей. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: – классная доска с креплениями для таблиц; – магнитная доска; – персональный компьютер с принтером; – ксерокс; – аудиомагнитофон; – CD/DVD­проигрыватель; – телевизор с диагональю не менее 72 см; – проектор для демонстрации слайдов; – мультимедийный проектор;  – экспозиционный экран размером 150х150 см; – фотокамера цифровая (по возможности). – аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения; – видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности); – слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению; – мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. Экранно­звуковые пособия – ученические столы двухместные с комплектом стульев; – стол учительский с тумбой; – шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.; – настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала; – подставки для книг, держатели для схем и таблиц; – полки для «Уголка книг». Оборудование класса Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция Климанова Л.Ф.  Литературное чтение.  Рабочие программы. 1­4 классы. Учебники 1. 1. Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.  Литературное чтение. 3 класс.  В 2 ч. Ч. 1. М., Просвещение,2013 Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.  Литературное чтение. 3 класс.  В 2 ч. Ч. 2. М., Просвещение,2013 Рабочие тетради Методические пособия 1. 1. 1. 2. Т.Ю. Коти. Литературное чтение. 3 класс. Творческая тетрадь. М., Просвещение,2013 М.В. Бойкина. Уроки чтения. 3 класс. «Литературное чтение. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению Технические средства обучения Классная доска; Компьютер;  Телевизор Экспозиционный экран; Интерактивная доска. Электронное приложение к учебнику

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3 класс.

Рабочая программа.Литературное чтение 3  класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018