Рабочая программы по географии
Оценка 4.6

Рабочая программы по географии

Оценка 4.6
Документация
doc
география
5 кл—9 кл
18.10.2018
Рабочая программы по географии
Данная рабочая программа пр географии для 5-9 классов является авторским материалом. Она составлена в соответствии с ФГОС. В ней содержатся следующие пункты: 1. Планируемые результаты учебной деятельности. 2. Содержание учебного предмета. 3. Тематическое планирование. В тематическом планировании учебный материал распределен с учетом учебников под редакцией Дронова В.П.
Рабочая программа по географии 5-9.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» городского округа закрытое административно территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан      Рассмотрено на            Согласовано:                      Утверждено      заседании ШМО                                          приказом директора      от 15.06.2016г.            директор                               МБОУ СОШ №3      Протокол №  6            _______И.К. Петрова         ЗАТО Межгорье                                                 «__»_____2016г.            Республики Башкортостан                                                                                          от 31. 08.2016г. №   220 Рабочая программа учебного предмета «география» 5­9 классы на 2016­2021 учебные года         Составитель/Разработчик программы        Колупаева Любовь Ивановна        Квалификация:  учитель географии 1 категории        Педагогический стаж 25 лет Межгорье 2016 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета.  Личностные формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию,   осознанному выбору с учетом познавательных интересов;  уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;     народов мира и России. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия  Метапредметные  умение самостоятельно определять цели своего обучения,             ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и              познавательной   деятельности; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение   соотносить  свои   действия  с   планируемыми   результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   самостоятельно   выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи и делать выводы;  учебных и познавательных задач;   потребностей;   практике. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его  на умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и умение  создавать,  применять  и  преобразовывать  знаки  и  символы  для  решения  Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,   о   географических   знаниях.   Как   компоненте   научной   картине   мира,   их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;  Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы   географического   мышления   для   осознания   своего   места   в   целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;  Формирование   представлений   и   основополагающих     теоретических   знаний   о целостности   и   неоднородности   Земли   как   планеты   людей   в   пространстве   и   во времени,   основных   этапах   ее   географического   освоения,   особенностях   природы,  Предметные 2 жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;  Овладение   элементарными  практическими   умениями   использования   приборов  и инструментов   для   определения   количественных   и   качественных   характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;  Овладение   основами   картографической   грамотности   и   использование географической карты как одного из «языков» международного общения;  Овладение   основными   навыками   нахождения,   использования   и   презентации географической информации;  Формирование   умений  и  навыков  использования   разнообразных  географических знаний   в   повседневной   жизни   для   объяснения   и   оценки   разнообразных   явлений   и процессов,   самостоятельного   оценивания   уровня   безопасности   окружающей   среды, адаптации   к   условиям   территории   проживания,   соблюдение   мер   безопасности   в случае  природных стихийных бедствий и техногенных катастроф  Формирование   представлений   об   особенностях   экологических   проблем   на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; 5 класс: использовать   различные   источники   географической   информации   (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска   и   извлечения   информации,   необходимой   для   решения   учебных   и   практико­ ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические   объекты,   процессы   и   явления,   их   положение   в   пространстве   по географическим картам разного содержания; в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;  составлять описания географических  объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;  представлять   в   различных   формах   географическую   информацию,   необходимую   для решения учебных и практико­ориентированных задач; различать   изученные   географические   объекты,   процессы   и   явления,   сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными   географическими   объектами   процессами   и   явлениями   для   объяснения   их свойств, условий протекания и географических различий;           Выпускник научится:          Выпускник получит возможность научиться:  ориентироваться   на   местности   при   помощи   топографических   карт   и   современных навигационных приборов;  читать   космические   снимки   и   аэрофотоснимки,   планы   местности   и   географические карты;  строить простые планы местности; 3  создавать простейшие географические карты различного содержания;  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. 6 класс:           Выпускник научится:              использовать   различные   источники   географической   информации   (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска   и   извлечения   информации,   необходимой   для   решения   учебных   и   практико­ ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические   объекты,   процессы   и   явления,   их   положение   в   пространстве   по географическим картам разного содержания; в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;  составлять описания географических  объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;  представлять   в   различных   формах   географическую   информацию,   необходимую   для решения учебных и практико­ориентированных задач; различать   изученные   географические   объекты,   процессы   и   явления,   сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными   географическими   объектами   процессами   и   явлениями   для   объяснения   их свойств, условий протекания и географических различий; различать   изученные   географические   объекты,   процессы   и   явления,   сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными   географическими   объектами   процессами   и   явлениями   для   объяснения   их свойств, условий протекания и географических различий; проводить   с   помощью   приборов   измерения   температуры,   влажности   воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; оценивать   характер  взаимодействия   деятельности   человека   и  компонентов  природы   в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Выпускник получит возможность научиться:  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально­ экономических   и   геоэкологических   проблем   человечества;   примеры   практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать   и   критически   оценивать   информацию   географического   содержания   в научно­популярной литературе и средствах массовой информации;   4  создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.           7 класс Выпускник научится:             различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий; проводить расчеты демографических показателей; объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям. различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; сравнивать   особенности   природы   и   населения,   материальной   и   духовной   культуры регионов и отдельных стран; оценивать   особенности   взаимодействия   природы   и   общества   в   пределах   отдельных территорий; описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Выпускник получит возможность научиться:  приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении   в   решении   социально­экономических   и   геоэкологических   проблем человечества, стран и регионов; самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения Выпускник получит возможность научиться:     использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально­ экономических   и   геоэкологических   проблем   человечества;   примеры   практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать   и   критически   оценивать   информацию   географического   содержания   в научно­популярной литературе и средствах массовой информации; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; 5    сопоставлять   существующие   в   науке   точки   зрения   о   причинах   происходящих глобальных изменений климата; оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять   закономерности   размещения   населения   и   хозяйства   отдельных территорий в связи с природными и социально­экономическими факторами. 8 класс: Выпускник научится:                     различать   принципы   выделения   и   устанавливать   соотношения   между   государственной территорией и исключительной экономической зоной России; оценивать   воздействие   географического   положения   России   и   ее   отдельных   частей   на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; использовать   знания   о   мировом,   поясном,   декретном,   летнем   и   зимнем   времени   для решения практико­ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни, различать   географические   процессы   и   явления,   определяющие   особенности   природы страны и отдельных регионов; сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;  оценивать   особенности   взаимодействия   природы   и   общества   в   пределах   отдельных территорий; описывать   положение   на   карте   положение   и   взаиморасположение   географических объектов объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; оценивать   природные   условия   и   обеспеченность   природными   ресурсами   отдельных территорий России;  создавать   собственные   тексты   и   устные   сообщения   об   особенностях   компонентов природы   России   на   основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать выступление презентацией численности населения России и отдельных регионов и стран; анализировать   факторы,   определяющие   динамику   населения   России,   половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России,  географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; сравнивать   особенности   населения   отдельных   регионов   страны   по   этническому, языковому и религиозному составу; объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,   узнавать   в   них   проявление   тех   или   иных   демографических   и   социальных процессов или закономерностей; использовать   знания   о   естественном   и   механическом   движении   населения, половозрастной   структуре,   трудовых   ресурсах,   городском   и   сельском   населении, этническом   и   религиозном   составе   для   решения   практико­ориентированных   задач   в контексте реальной жизни. различать   показатели,   характеризующие   отраслевую   и   территориальную   структуру хозяйства; анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; 6  использовать   знания   о   факторах   размещения   хозяйства   и   особенностях   размещения отраслей экономики России для решения практико­ориентированных задач в контексте из реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться:   мировыми     геополитическими геодемографическими, оценивать   возможные   в   будущем   изменения   географического   положения   России, обусловленные и геоэкономическими   изменениями,   а   также   развитием   глобальной   коммуникационной системы. оценивать   возможные   последствия   изменений   климата   отдельных   территорий   страны, связанных с глобальными изменениями климата; делать   прогнозы   трансформации   географических   систем   и   комплексов   в   результате изменения их компонентов. выдвигать   и   обосновывать   на   основе   статистических   данных   гипотезы   об   изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.   o выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы   об   изменении   отраслевой   и   территориальной   структуры   хозяйства страны; o обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России. 9 класс Выпускник научится:  различать   показатели,   характеризующие   отраслевую   и   территориальную   структуру хозяйства; анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; использовать   знания   о   факторах   размещения   хозяйства   и   особенностях   размещения отраслей экономики России для решения практико­ориентированных задач в контексте из реальной жизни. сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;  оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.             Выпускник получит возможность научиться:  выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.    объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; оценивать   районы   России   с   точки   зрения   особенностей   природных,   социально­ экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.  составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;  создавать   собственные   тексты   и   устные   сообщения   о   географических   особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; 7  оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития регионов;  выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально­экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России. выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике; объяснять   возможности   России   в   решении   современных   глобальных   проблем человечества; оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития России.    Содержание учебного предмета. «География. Землеведение».  5­й класс  (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время) Введение. Что изучает география (1 ч). Развитие географических знаний о Земле (5 ч). Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Географические   открытия   XVII–XIX  вв.   (исследования   и  открытия   на   территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы,   открытия   и   разработки   в   области   Российского   Севера).  Значение   освоения космоса для географической науки. Географические   знания   в   современном   мире.   Современные   географические   методы исследования Земли             Примерные практические работы: 1. Работа с картой «Имена на карте». 2.   Описание   и   нанесение   на   контурную   карту   географических   объектов   изученных маршрутов путешественников.             Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия (7 ч).  Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические  следствия.  Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Примерные практические работ:  1 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. 8 Изображение земной поверхности.  Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото­ и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.  Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.  План местности. Условные знаки. Как составить план местности.  Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.  Географическая   карта   –   особый   источник   информации.  Содержание   и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты:   географическая   долгота.   Определение   географических   координат   различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. Примерные практические работы:  1. 2. 3. 4. Определение координат географических объектов по карте. Определение положения объектов относительно друг друга: Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. Определение   высот   и   глубин   географических   объектов   с   использованием шкалы высот и глубин. Определение азимута. 5. Ориентирование на местности. 6. 7.        Составление плана местности Природа Земли. Литосфера (11 ч.)  Литосфера   –   «каменная»   оболочка   Земли.   Внутреннее   строение   Земли.   Земная   кора. Разнообразие   горных   пород   и   минералов   на   Земле.  Полезные   ископаемые   и   их   значение   в жизни   современного   общества.  Движения   земной   коры   и   их   проявления   на   земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф   Земли.   Способы   изображение   рельефа   на   планах   и   картах.   Основные   формы рельефа   –   горы   и   равнины.   Равнины.   Образование   и   изменение   равнин   с   течением   времени. Классификация   равнин   по   абсолютной   высоте.   Определение   относительной   и   абсолютной высоты   равнин.   Разнообразие   гор   по   возрасту   и   строению.   Классификация   гор   абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области,  срединные   океанические   хребты,  шельф,  материковый   склон.  Методы  изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Примерные темы  практических работ.  Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. 2. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. 3.   Описание   элементов   рельефа.   Определение   и   объяснение   изменений   элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека Итоговый урок (1 ч.) География. Землеведение.  6­й класс  (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время) ВВЕДЕНИЕ (1ч) Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. 9 Природа Земли (продолжение). Гидросфера (12 ч.)  Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы,   характер,   питание   и   режим   рек.   Озера   и   их   происхождение.   Ледники.   Горное   и покровное   оледенение,   многолетняя   мерзлота.   Подземные   воды.   Межпластовые   и   грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера. Примерные темы  практических работ:  1. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.       2. Описание объектов гидрографии              Атмосфера (11 ч.)   Строение   воздушной   оболочки   Земли.  Температура   воздуха.   Нагревание   воздуха. Суточный   и   годовой   ход   температур   и   его   графическое   отображение.   Среднесуточная, среднемесячная,   среднегодовая   температура.   Зависимость   температуры   от   географической широты.   Тепловые   пояса.   Вода   в   атмосфере.   Облака   и   атмосферные   осадки.   Атмосферное давление.  Ветер. Постоянные и переменные  ветра.  Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и   прогноз   погоды.   Метеостанция/метеоприборы   (проведение   наблюдений   и   измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Примерные темы практических работ: 1. Ведение дневника погоды. 2. Работа   с   метеоприборами   (проведение   наблюдений   и   измерений,   фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). 3. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков. 4. Работа с графическими  и статистическими  данными, построение  розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. 5. Решение   задач   на   определение   высоты   местности   по   разности атмосферного   давления,   расчет   температуры   воздуха   в   зависимости   от   высоты местности. Биосфера (7 ч.)  Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие   организмов   на   земные   оболочки.   Воздействие   человека   на   природу.   Охрана природы.  Географическая оболочка как среда жизни (3 ч.)  Понятие   о   географической   оболочке.   Взаимодействие   оболочек   Земли.   Строение географической   оболочки.   Понятие   о   природном   комплексе.   Глобальные,   региональные   и локальные   природные   комплексы.   Природные   комплексы   своей   местности.   Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.  Примерные темы практических работ: 1. Изучение природных комплексов своей местности. Итоговый урок (1 ч.) 10 География. Страноведение.  МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ  7­й класс  (2ч в неделю, всего 70 ч.) Освоение Земли человеком (3 ч.).  Что изучают в курсе географии материков и океанов?  Методы   географических   исследований   и   источники   географической   информации. Разнообразие   современных   карт.   Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в древности   (древние   египтяне,   греки,   финикийцы,   идеи   и   труды   Парменида,   Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М.  Поло,  А.  Никитин, Б.  Диаш,  М.  Бехайм, Х.  Колумб,  А.  Веспуччи,  Васко  да  Гама,  Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев). Важнейшие   географические   открытия   и   путешествия   в   XVI–XIX   вв.   (А.   Макензи,   В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо­Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов­ Тянь­Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).  Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов,   Р.   Амундсен,   Р.   Скотт,   И.М.   Сомов   и   А.Ф.   Трешников   (руководители   1   и   2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев). Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов. Главные закономерности природы Земли (9.) Литосфера и рельеф Земли (2ч.)  История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной   коры.   Типы   земной   коры,   их   отличия.   Формирование   современного   рельефа   Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли. Атмосфера и климаты Земли ( 2 ч.)   Распределение   температуры,   осадков,   поясов   атмосферного  давления   на   Земле   и   их отражение   на   климатических   картах.   Разнообразие   климата   на   Земле.   Климатообразующие факторы.   Характеристика   воздушных   масс   Земли.   Характеристика   основных   и   переходных климатических   поясов   Земли.  Влияние   климатических   условий   на   жизнь   людей.   Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей). Мировой океан – основная часть гидросферы ( 2 ч.)   Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система   океанических   течений.   Тихий   океан.   Характерные   черты   природы   океана   и   его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Географическая   оболочка   (3   ч).  Свойства   и   особенности   строения   географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их 11 значение.   Географическая   зональность.   Природные   зоны   Земли   (выявление   по   картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Человечество на Земле (3 ч.) Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Характеристика материков Земли (49 ч.) Южные материки. Особенности южных материков Земли.  Африка.  Географическое   положение   Африки   и   история   исследования.   Рельеф   и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий   Африки   для   жизни   людей.   Природные   зоны   Африки.   Эндемики.   Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.  Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,  современный район добычи нефти и газа). Особенности  стран  Западной  и  Центральной   Африки   (регион  саванн и  непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). Особенности   стран   Восточной   Африки   (регион   вулканов   и   разломов,   национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). Особенности   стран   Южной   Африки   (регион   гор   причудливой   формы   и   пустынь,   с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)). Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский   Союз   (географический   уникум   –   страна­материк;   самый   маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа   австралийско­новозеландского   города,   отсутствие   соседства   отсталых   и   развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические  особенности  трех  островных   групп:  Меланезия   –  «черные   острова»  (так  как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»). Южная   Америка.  Географическое   положение,   история   исследования   и   особенности рельефа   материка.   Климат  и   внутренние   воды.  Южная  Америка  –  самый   влажный  материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки   (влияние   испанской   и   португальской   колонизации   на   жизнь   коренного   населения). Страны   востока   и   запада   материка   (особенности   образа   жизни   населения   и   хозяйственной деятельности). Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20­21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.  Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная   Америка.  Географическое   положение,   история   открытия   и   исследования Северной   Америки   (Новый   Свет).   Особенности   рельефа   и   полезные   ископаемые.   Климат, внутренние   воды.   Природные   зоны.   Меридиональное   расположение   природных   зон   на территории   Северной   Америки.   Изменения   природы   под   влиянием   деятельности   человека. Эндемики.   Особенности   природы   материка.   Особенности   населения   (коренное   население   и потомки переселенцев). 12 Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира. Евразия.  Географическое   положение,   история   исследования   материка.   Рельеф   и полезные   ископаемые   Евразии.   Климатические   особенности   материка.   Влияние   климата   на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.  Зарубежная   Европа.   Страны   Северной   Европы   (население,   образ   жизни   и   культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия   для   развития   хозяйства,   поставщики   сырья,   сельскохозяйственной   продукции   и продовольствия в более развитые европейские страны). Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).  Зарубежная   Азия.   Страны   Юго­Западной   Азии   (особенности   положения   региона   (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты). Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные   условия,   на   население   (его   неоднородность),   образ   жизни   (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона). Страны   Восточной   Азии   (население   (большая   численность   населения),   образ   жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной   самоизоляции   Японии   и   Китая)   и   культура   региона   (многообразие   и   тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).  Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение   сельского   образа   жизни   (даже   в   городах)   и   культура   региона   (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Страны Юго­Восточной Азии (использование  выгодности положения  в развитии  стран региона   (например,   в  Сингапуре  расположены   одни  из  самых  крупных  аэропортов  и  портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне   жизни   населения   –   от   минимального   в   Мьянме   до   самого   высокого   в   Сингапуре)   и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая). Примерные темы  практических работ:  1. Описание основных компонентов природы океанов Земли. 2. Создание   презентационных   материалов   об   океанах   на   основе   различных источников информации. 3. Описание основных компонентов природы материков Земли. 4. Описание природных зон Земли. 5. Создание   презентационных   материалов   о   материке   на   основе   различных источников информации. Взаимодействие природы и общества ( 2 ч.)  13 Влияние   закономерностей   географической   оболочки   на   жизнь   и   деятельность   людей. Степень   воздействия   человека   на   природу   на   разных   материках.   Необходимость международного   сотрудничества   в   использовании   природы   и   ее   охраны.   Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).   Примерные темы  практических работ:          1 .Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования Обобщающее повторение (3 ч.) Итоговый урок (1 ч.) География России. Природа, население, хозяйство.  (8 класс ­2 часа в неделю, всего 70 часов)              Введение (1 ч.) Территория России на карте мира (12 ч.).  Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию   России.   Государственные   границы   территории   России.   Россия   на   карте   часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.  Примерные темы  практических работ:  1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. 2. Работа   с   картографическими   источниками:   нанесение   особенностей географического положения России. 3. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. 4. Написание   эссе   о   роли   русских   землепроходцев   и   исследователей   в   освоении   и изучении территории России. 5. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России. Общая характеристика природы России ( 39 ч.) Рельеф и полезные ископаемые России.  Геологическое строение территории России. Геохронологическая   таблица.   Тектоническое   строение   территории   России.   Основные   формы рельефа   России,   взаимосвязь   с   тектоническими   структурами.   Факторы   образования современного   рельефа.   Закономерности   размещения   полезных   ископаемых   на   территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа. Климат   России.  Характерные   особенности   климата   России   и   климатообразующие факторы.   Закономерности   циркуляции   воздушных   масс   на   территории   России   (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на   территории   России.   Суммарная   солнечная   радиация.   Определение   величин     суммарной солнечной   радиации   на   разных   территориях   России.   Климатические   пояса   и   типы   климата России.   Человек   и   климат.   Неблагоприятные   и   опасные   климатические   явления.   Прогноз   и прогнозирование.   Значение   прогнозирования   погоды.   Работа   с   климатическими   и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.  Внутренние   воды   России.  Разнообразие   внутренних   вод   России.   Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные 14 воды,   болота,   многолетняя   мерзлота,   ледники,   каналы   и   крупные   водохранилища.   Водные ресурсы в жизни человека. Почвы   России.  Образование   почв   и   их   разнообразие   на   территории   России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России. Природно­территориальные комплексы России.  Природное районирование.  Природно­территориальные комплексы (ПТК): природные, природно­антропогенные   и   антропогенные.   Природное   районирование   территории   России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.             Примерные темы  практических работ:   Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.            1. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. 2. 3. Описание элементов рельефа России. 4. Построение профиля своей местности. 5. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России. 6. Описание объектов гидрографии России. 7. Определение   закономерностей   распределения   солнечной   радиации,   радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России. 8. Распределение   количества   осадков   на   территории   России,   работа   с климатограммами. 9. 10. Описание характеристики климата своего региона. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации. 11. 12. Описание основных компонентов природы России. Создание   презентационных   материалов   о   природе   России   на   основе различных источников информации. 13. 14. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.   Показатели   рождаемости, Население России (7 ч.).  Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения.   естественного   и   миграционного прироста / убыли.   Характеристика   половозрастной   структуры   населения   России.   Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России.   Разнообразие   этнического   состава   населения   России.   Религии   народов   России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.   смертности, Примерные темы  практических работ:  1. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. 15 2. 3. Определение особенностей размещения крупных народов России. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России. Чтение и анализ половозрастных пирамид. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях Определение   видов   и   направлений   внутренних   и   внешних   миграций, 4. 5. 6. России. 7. объяснение причин, составление схемы. 8. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России. 9. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России. География своей местности (8 ч.) Географическое   положение   и   рельеф.   История   освоения.   Климатические   особенности своего   региона   проживания.   Реки   и   озера,   каналы   и   водохранилища.   Природные   зоны. Характеристика   основных   природных   комплексов   своей   местности.   Природные   ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.  Примерные темы  практических работ:  1. Описание основных компонентов природы своей местности. 2. Создание   презентационных   материалов   о   природе,   проблемах   и   особенностях населения своей местности на основе различных источников информации. Хозяйство России ( 10 ч.) Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная   география   в   жизни   современного   общества.   Понятие   хозяйства.   Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.   Географическое   районирование.   Административно­территориальное   устройство Российской Федерации. Главные   отрасли   и   межотраслевые   комплексы.  Сельское   хозяйство.   Отраслевой   Животноводство.   Отраслевой   состав состав   сельского   хозяйства.   Растениеводство. животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Повторение (2 ч.) Итоговый урок (1 ч.) ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.  9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) Часть IV. Хозяйство России (продолжение)   ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Повторение и обобщение знаний о хозяйстве России, полученных в курсе географии 8 класса Главные отрасли и межотраслевые комплексы (21 ч.)   Пищевая   и   легкая   промышленность.   Лесной   комплекс.   Состав   комплекса.   Основные места   лесозаготовок.   Целлюлозно­бумажная   промышленность.   Топливно­энергетический комплекс. Топливно­энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.   Электроэнергетика.   Типы   электростанций.   Особенности   размещения электростанция.   Единая   энергосистема   страны.   Перспективы   развития.   Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы 16 развития   отрасли.   Машиностроительный  комплекс.  Специализация.   Кооперирование.   Связи  с другими   отраслями.   Особенности   размещения.   ВПК.   Отраслевые   особенности   военно­ промышленного   комплекса.   Химическая   промышленность.   Состав   отрасли.   Особенности размещения.   Перспективы   развития.   Транспорт.   Виды   транспорта.   Значение   для   хозяйства. Транспортная   сеть.   Проблемы   транспортного   комплекса.   Информационная   инфраструктура. Информация   и   общество   в   современном   мире.   Типы   телекоммуникационных   сетей.   Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда. Хозяйство своей местности.  Особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   население   и   характеристика хозяйства   своего   региона.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности. Крупные природные комплексы России (20 ч.)   Русская   равнина   (одна   из   крупнейших   по   площади   равнин   мира,   древняя   равнина; разнообразие   рельефа;   благоприятный   климат;   влияние   западного   переноса   на   увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). Север   Русской   равнины   (пологая   равнина,   богатая   полезными   ископаемыми;   влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения   (к   речным   долинам:   переувлажненность,   плодородие   почв   на   заливных   лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Центр   Русской   равнины   (всхолмленная   равнина   с   возвышенностями;   центр   Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и   природные   факторы   (всхолмленность   рельефа,   легкоразмываемые   грунты),   и   социально­ экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).  Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.  Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). Кавказ   (предгорная   и   горная   части;   молодые   горы   с   самой   высокой   точкой   страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья). Урал   (особенности   географического   положения;   район   древнего   горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. Моря   Северного   Ледовитого   океана:   история   освоения,   особенности   природы   морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.  Западная   Сибирь   (крупнейшая   равнина   мира;   преобладающая   высота   рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Западная   Сибирь:   природные   ресурсы,   проблемы   рационального   использования   и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико­ географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие   долины),   климат   резко   континентальный,   многолетняя   мерзлота,   характер   полезных ископаемых и формирование природных комплексов). 17 Северо­Восточная   Сибирь   (разнообразие   и   контрастность   рельефа   (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). Горы   Южной   Сибири   (географическое   положение,   контрастный   горный   рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай,   Саяны,   Прибайкалье,   Забайкалье   (особенности   положения,   геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал   –   как   объект   Всемирного   природного   наследия   (уникальность,   современные экологические проблемы и пути решения). Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере,   распространение   равнинных,   лесных   и   тундровых,   горно­лесных   и   гольцовых ландшафтов). Чукотка,   Приамурье,   Приморье   (географическое   положение,   история   исследования, особенности природы).  Камчатка,   Сахалин,   Курильские   острова   (географическое   положение,   история исследования, особенности природы). Районы России (25 ч.) Европейская   часть   России.  Центральная   Россия:   особенности   формирования территории,   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   особенности   населения,   географический фактор   в   расселении,   народные   промыслы.   Этапы   развития   хозяйства   Центрального   района. Хозяйство   Центрального   района.   Специализация   хозяйства.   География   важнейших   отраслей хозяйства. Города   Центрального   района.   Древние   города,   промышленные   и   научные   центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.  Центрально­Черноземный   район:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал, население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волго­Вятский   район:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   население   и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Северо­Западный  район: особенности ЭГП, природно­ресурсный  потенциал,  население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Калининградская область: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население и характеристика   хозяйства.   Рекреационное   хозяйство   района.   Особенности   территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.  Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы. Европейский   Север:   история   освоения,   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный потенциал,   население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Поволжье:   население   и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.    природно­ресурсный   потенциал,   особенности   ЭГП, Крым: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, население  и характеристика хозяйства.   Рекреационное   хозяйство.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.  18 Северный   Кавказ:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   население   и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.  Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Уральский   район:   особенности   ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   этапы   освоения, население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры   хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Азиатская часть России.  Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения,   население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы. Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно­ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения,   население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности   территориальной   структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.  Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы. Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП,   природно­ресурсный   потенциал,   население   и   характеристика   хозяйства.   Особенности территориальной   структуры   хозяйства,   специализация   района.   Роль   территории   Дальнего Востока в социально­экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства. Примерные темы  практических работ:  1. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ. 2. Работа   с   разными   источниками   информации:   чтение   и   анализ   диаграмм, графиков,   схем,   карт   и   статистических   материалов   для   определения особенностей хозяйства России. 3. Сравнение   двух   и   более   экономических   районов   России   по   заданным характеристикам. 4. Создание   презентационных   материалов   об   экономических   районах   России   на основе различных источников информации. Россия в мире (1 ч.) Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.  Итоговый урок (1 ч.) Примерные темы  практических работ:  1. Составление   картосхем   и   других   графических   материалов,   отражающих экономические,   политические   и   культурные   взаимосвязи   России   с   другими государствами. 19 5 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 6 класс. № п\п 1. 2. 3. 4. 6. 7. Тематическое планирование. Название раздела. Практические Количество работы часов Введение. Развитие географических знаний о Земле. Земля   во   Вселенной.   Движения   Земли   и   их следствия.  Изображение земной поверхности.  Природа Земли. Литосфера. Итоговый урок Всего: ­ 2 1 7 3 ­ 13 1 ч. 5 ч. 7 ч 10 ч. 11 ч. 1 ч. 35 ч. Название раздела. Практические Количество Введение. Природа Земли (продолжение) Атмосфера. Гидросфера. Биосфера Земли.                                                             Географическая оболочка. Итоговый урок. Всего: работы ­ 3 2 ­ 1 ­ 6 часов 1 ч. 11 ч. 12 ч. 7 ч. 3 ч. 1 ч. 35 ч                                                                                                                                                                       20 7 класс. № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 5. 6. 6. Название раздела. Практические Количество Освоение Земли человеком.  Главные закономерности природы Земли Человечество на Земле. Характеристика материков Земли. Взаимодействие природы и общества.  Обобщающее повторение. Итоговый урок. Всего: работы ­ 5 1 ­ ­ 6 часов 3 ч. 9 ч. 3 ч. 49  ч. 2 ч. 3 ч. 1 ч. 70 ч. Название раздела. Практические Количество работы часов Введение  Территория России на карте мира.  Общая характеристика природы России. Население России. География своей местности Хозяйство России.  Повторение Итоговый урок. Всего: ­ 3 14 9 2 ­ ­ 28 1 ч. 12 ч. 29 ч. 7 ч. 8 ч. 10 ч. 2 ч. 1 ч. 70 ч. 21 9 класс. № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 5. 5. Название раздела. Практические Количество работы часов Введение Главные отрасли и межотраслевые комплексы Хозяйство своей местности.  Крупные природные комплексы России. Районы России. Россия в современном мире. Итоговый урок Всего: ­ ­ ­ ­ 4. 1 ­ 11 1 ч. 12 ч. 8 ч. 20 ч. 25 ч. 1 ч. 1 ч. 68 ч. 22 23

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии

Рабочая программы по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2018