Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров.
Рабочая тетрадь
1. Общие сведения о пищевых продуктах
1.Дайте определение:
Товароведение - _________________________________________________
_______________________________________________________________.
2. В изучении, каких факторов состоит основная задача товароведения пищевых продуктов?
а)__________________________________
б)__________________________________
г)__________________________________
д)__________________________________
3. Перечислите и охарактеризуйте, с какими науками тесно связано товароведение (данные занесите в таблицу):
Название науки
|
Характеристика использования науки в товароведении |
Пример |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Вставьте пропущенное слово в предложении:
Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку необходима (1)______________.
5. Содержание и количественное соотношение пищевых веществ влияют на:
а) ___________________
б)___________________
в)____________________
6. Вставьте пропущенные слова в предложении:
По химическому составу все пищевые вещества делят на (1)____________
и (2)_______________.
7. Внимательно прочитайте текст «Вода», находящийся на стр.5 в учебнике «Товароведение пищевых продуктов» (авторы З.П. Матюхина, Э.П. Королькова) и ответьте на следующие вопросы:
а) Какова суточная потребность человека в воде, и от каких факторов она зависит?
б) В каких состояниях вода может находиться в продуктах?
в) В каком виде (состоянии) вода содержится в клеточном соке, между клетками, на поверхности продукта? Приведите пример.
г) В каком состоянии находится связанная вода?
д) При кулинарной обработке вода из одного состояния может переходить в другое. Приведите пример.
е) Чем больше воды в продукте, тем ниже его питательная ценность и меньше срок хранения. Почему?
ж) Какие продукты можно отнести к скоропортящимися и почему?
з) Какие продукты можно отнести к нескоропортящимися и почему?
и) На что влияет уменьшение и увеличение содержания воды в продуктах?
к) Какие продукты обладают гигроскопичностью, т.е. поглощают пары воды?
л) На что влияет влажность, как показатель качества?
м) Перечислите каким требованиям должна соответствовать вода, применяемая для питья и приготовления пищи?
н) Присутствие, каких веществ придает жесткость воде?
и) Почему в жесткой воде плохо развариваются овощи и мясо?
8. Пользуясь текстом «Минеральные вещества» на стр. 6 в учебнике «Товароведение пищевых продуктов» (авторы З.П. Матюхина, Э.П. Королькова) заполните следующую таблицу:
Минеральные вещества |
|||
Макроэлементы |
|||
Наименование элемента |
Функции (где участвует, роль для организма человека) |
В каких продуктах содержится |
Суточная потребность для человека в г. |
Кальций (Са) |
Необходим для построения костей и зубов, нервной системы и сердца. |
Молочные продукты, яйца, хлеб, овощи, бобовые. |
0,8 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Микроэлементы и ультрамикроэлементы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Заполнив таблицу, ответьте на следующие вопросы:
а) В каком виде остаются минеральные вещества при сжигании продукта?
б) В каких продуктах зольных веществ больше, а в каких меньше?
в) Для какого продукта зольность является основным показателем качества?
10. Заполните пропуски в схеме:
11. В зависимости от строения углеводы подразделяют на:
а) ___________________________
б) ___________________________
в)____________________________
12. Распределите все ниже перечисленные вещества на моносахариды, дисахариды и полисахариды:
а) глюкоза; б) фруктоза; в) сахароза; г) мальтоза; д) крахмал; е)галактоза;
ж) лактоза; з) клетчатка; и) гликоген; к) инулин.
13. Ответьте на следующие вопросы:
а) Чем являются для организма человека крахмал, гликоген, инулин?
б) Что происходит при нагревании сахаров до высоких температур?
в) Как называется процесс, когда сахароза расщепляется на равные количества глюкозы и фруктозы?
г) Как называется процесс гидролиза крахмала под действием кислот?
д) Какое свойство пектина используют в производстве мармелада, желе, джема, варенья, пастилы?
е) Сколько выделяется килокалорий в организме человека при расщеплении 1 г. углеводов?
ж) Какие вещества относят к пектиновым?
14. Определите термин исходя из его признаков:
1) имеет большое значение для питания человека;
2) участвует в синтезе белка;
3) предохраняет организм человека от охлаждения;
4) служит источником энергии.
15. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение: жирные кислоты, жиры, насыщенные жирные кислоты, ненасыщенные жирные кислоты, животные жиры, растительные жиры.
16. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и характеристик соответствуют друг другу:
Понятия
|
Характеристика
|
1) Тугоплавкие жиры |
а) получают из семян и растений |
2) Легкоплавкие жиры |
б) характеризуется низкой температурой плавления и преобладанием в составе ненасыщенных жирных кислот |
3) Животные жиры |
в) получают из жировой ткани животных продуктов |
4) Растительные жиры |
г) характеризуются высокой температурой плавления и большим количеством насыщенных жирных кислот в составе |
17. Установите верное утверждение:
А. Жиры растворяются в воде.
Б. В процессе хранения, особенно под действием света и повышенной температуры, жиры окисляются кислородом воздуха.
1. Верно только А.
2. Верно А и Б.
3. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
18. Заполните таблицу, приведя примеры к перечисленным свойствам:
Свойство |
Пример (где применяется свойство) |
Жиры растворимы в органических растворителях (керосине, бензине, эфире)
|
|
С водой жиры могут образовывать эмульсии, т.е. распределять в воде в виде мельчайших шариков |
|
Процесс присоединения водорода жирами называют гидрогенизацией, т.е. жиры жидкой консистенции превращаются в твердые. Их называют саломасом. |
|
Под действием воды, высокой температуры, кислот, щелочей и ферментов жиры гидролизуются, т.е. омыляются, с образованием жирных кислот и глицерина. |
|
19. Вставьте пропущенные слова в предложении:
Белки – это сложные органические соединения, в состав которых входят (1)______________, (2)________________, кислород, (3)____________.
20. Заполните пропуски в схеме:
21. Установите верное утверждение:
А. Незаменимые кислоты человек должен получать с пищей.
Б. Заменимые кислоты могут быть синтезированы в организме из других аминокислот, имеющихся в составе пищи.
1. Верно только А.
2. Верно А и Б.
3. Верно только Б.
4. Оба суждения неверны.
21. Заполните пропуски в таблице:
Вид |
Характеристика |
Где содержится |
|
Белки, содержащие весь комплекс незаменимых аминокислот
|
|
Неполноценные |
|
|
Простые |
Белки, которые состоят только из аминокислот |
|
|
Белки, которые состоят из простых белков и небелковой части (углеводов, фосфатидов) |
Казеин молока, вителлин яйца. |
Животные |
|
|
Растительные |
|
Овощи, плоды. |
22. Заполните таблицу, приведя примеры к перечисленным свойствам:
Название свойства белка
|
Где применяется данное свойство (примеры)
|
Денатурация |
|
Гидролизация |
|
Набухание |
|
Образование пены |
|
Гниение |
|
23.Внимательно прочитайте текст «Витамины», находящийся на стр.17 в учебнике «Товароведение пищевых продуктов» (авторы З.П. Матюхина, Э.П. Королькова) и ответьте на следующие вопросы:
а) Какую роль выполняют витамины в организме человека?
б) На какие виды делят витамины в зависимости от растворимости?
в) Какие витамины относят к водорастворимым?
г) Какие витамины относят к жирорастворимым?
24. Дайте определение:
Ферменты ______________________________________________________
_______________________________________________________________.
25. Активность ферментов зависит от:
а) ______________________
б)_______________________
в)_______________________
г)_______________________
26. Приведите примеры, в каких случаях ферменты оказывают положительное и отрицательное влияние на качество продуктов.
27.Соотнесите виды прочих веществ пищевых продуктов с их характеристиками, приведите примеры:
Вид |
Характеристика |
Где содержится. |
Органические кислоты |
|
|
Дубильные вещества |
|
|
Красящие вещества |
|
|
Ароматические вещества |
|
|
гликозиды |
|
|
Фитонциды |
|
|
Алкалоиды |
|
|
28. Дайте определение:
Энергетическая ценность пищевых продуктов________________________
_______________________________________________________________.
29. Вставьте пропущенные слова в предложении:
Пищевые продукты имеют разный (1)______________состав и, следовательно, различную (2) ____________ ценность, которая измеряется в (3) ______________ или (4) ____________________.
30. Дайте определение:
а) Сертификация _________________________________________________
_______________________________________________________________.
б) Стандартизация _______________________________________________
_______________________________________________________________.
31. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
Понятие
|
Определение
|
1. Качество
|
А) это документ подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. |
2. Средняя проба |
Б) это маркировка, нанесенная на этикетку и упаковку товара в виде многоразрядных чисел в десятичной системе исчисления с кодированием каждой цифры в виде черных полос на белом фоне. |
3. Сертификат |
В) это знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции, установленным требованиям стандарта, согласно сертификации. |
4. Стандарт |
Г) это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. |
5. Знак соответствия |
Д) нормативный документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. |
6. Штрих - код |
Е) образец партии из разных мест упаковки. |
32. Перечислите главные критерии показателей качества, нанесенные на каждой единице упаковки:
а) ____________________
б)____________________
в)_____________________
г)_____________________
д)_____________________
е)______________________
33. Распределите, какие показатели определяются органолептическим методом, а какие измерительным методом:
а) вкус; б) вязкость; в) цвет; г) температура плавления и застывания; д) запах; е) консистенция и внешний вид; ж) массовая доля белков, жиров, углеводов; з) энергетическая ценность; и) усвояемость.
34. Назовите вид процесса, происходящий в пищевых продуктах, объединяющий приведенные ниже подвиды:
1) Сорбция и десорбция паров воды и газов, кристаллизация сахара и соли, старение белков, деформация и нарушение целостности продуктов –
2) Ухудшение вкуса и цвета, прогоркание жиров, снижение содержания витаминов –
3) Дыхание, гидролитические процессы (самосозревание) –
4) Брожение, гниение, плесневение -
35. Заполните таблицу, посвященную главным факторам, вызывающим изменения качества продукции:
Название фактора
|
Роль фактора при хранении |
Воздействие
|
|
положительное |
отрицательное |
||
Температура
|
Играет важную роль в развитии микроорганизмов
|
Благоприятная температура около ноля и для сухих продуктов 14-17 гр.
|
Резкие температурные перепады, ведущие к усилению биохим. и хим процессов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36. Дайте определение:
Консервирование ________________________________________________
_______________________________________________________________.
37. Заполните пропуски в схемах:
А)
Б)
В)
Г)
38. Дополните пропуски в тексте:
При хранении, перевозке и реализации пищевых продуктов их масса (вес) может уменьшаться от усыхания, распыла, утечки, раскрошки и других естественных причин. Это уменьшение называют ____________________.
39. Определите понятия по нижеприведенным определениям:
А) _______________ - уменьшение массы продукта в результате испарения влаги.
Б) _______________ - потери части сыпучих продуктов при перевозке, хранении.
В) _______________ - потери жидких продуктов через тару.
Г) _______________ - потери при разрубе мяса, нарезке хлеба.
Д)_______________ - потери жидких продуктов при переливании их из одной тары в другую.
Е) _______________ - потери при хранении жиросодержащих продуктов в деревянной таре.
40. Дайте определения:
Вид продукта__________________________________________________.
Сорт продукта________________________________________________.
Ассортимент ________________________________________________.
2. Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки
1. Вставьте пропущенные слова в предложениях:
а) Полезные свойства овощей и плодов обусловлены их (1) ____________.
б) Потеря воды приводит к (2) _____________ овощей и плодов.
в) Углеводы в овощах и плодах представлены (3)______________, (4)______________, (5)_______________, (6)_____________.
2. Установите верное соответствие:
Характеристики |
Вещества |
|
а) эфирные масла б) органические кислоты в) гликозиды г) дубильные вещества |
1) В сочетании с сахаром придают овощам и плодам приятный вкус |
|
2) Придают овощам и плодам приятный и своеобразный аромат |
|
3) Придают плодам вяжущий вкус |
|
4) Придают овощам и плодам острый и горький вкус |
|
3. Вставьте пропуски в текст:
Красящие вещества окрашивают овощи и плоды в разнообразные цвета. Например, хлорофилл окрашивает (1)_______________ цвет. Каротиноиды придают овощам и плодам (2) _____________ и (3)______________ цвета. Антоцианы и бетацианы окрашивают овощи и плоды в (4) ______________, (5) _______________ и (6)_______________
цвета.
4. Заполните пропуски в схеме:
5.Определите по перечисленным признакам о какой группе овощей идет речь.
Признаки:
а) имеет утолщенное окончание подземного стебля;
б) отводится большая роль в питании населения нашей страны (второе место после хлеба);
в) служит сырьем для получения крахмала.
6. Составьте схему, используя все предложенные группы и виды. В схеме отразите их соотношение: свежие плоды, семечковые, субтропические и тропические, ягоды и орехоплодные, яблоки, груши, айва, рябина, боярышник, мушмулу, шиповник, вишня, черешня, сливы, алыча, терн, тернослив, абрикосы, персики, кизил, цитрусовые, гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы, киви, манго, карамбола, рамбутан, литчхи, гранадилла, виноград, смородина, крыжовник, земляника, клубника, дикорастущие ягоды, лещина, грецкий орех, фисташки, миндаль, арахис.
7. Дайте определение:
Грибы _________________________________________________________
_______________________________________________________________.
8. Вставьте пропущенные слова в предложении:
Главной питательной частью грибов являются (1) ____________________, из которых половину составляют (2)______________ и (3)______________, придающие им высокие вкусовые достоинства.
9. Соотнесите виды грибов и их особенности:
Виды грибов |
Особенности грибов |
а) губчатые грибы б) пластинчатые грибы в) сумчатые грибы |
|
|
1. Споры образуются в трубочках, находящихся на нижней части шляпки. К ним относят белый гриб, подосиновик, подберезовик, масленок, моховик. |
|
2. Споры образуются в пластинках. К ним относят рыжики, грузди, шампиньоны, опенки, лисички, сыроежки, волнушки. |
|
3. Споры образуются в особых камерах-сумках. К ним относят сморчки, строчки и трюфели. |
10. Допишите пропуски в предложении:
В процессе квашенья, как распространенного способа консервирования, происходят следующие явления:
а) Молочная кислота ______________________________________________;
б) Спирт _________________________________________________________;
в) Соль __________________________________________________________.
11. Заполните таблицу:
Капуста квашеная 1-го сорта
|
Капуста квашеная 2-го сорта
|
|
|
12. Перечислите основные недопустимые дефекты квашеной капусты:
________________________________________________________________
________________________________________________________________.
13. Перед засолом свежие огурцы сортируют по качеству и в зависимости от размеров рассортировывают на следующие группы:
1) _________________ до 5 см
2) __________________5,1-7 см
3) __________________7,1 -9 см
4) __________________9,1 – 11 см
5) __________________11,1 – 14 см.
14. Заполните таблицу:
|
1-го сорта
|
2-го сорт
|
Соленые огурцы
|
|
|
Соленые помидоры
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.