ГАПОУ РБ «Белебеевский медицинский колледж»
Рабочая тетрадь
для реализации дидактических
задач практического занятия
и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ В СРЕДЕ MS EXCEL
ФИО студента(ки) _______________________________
группа________
Разработала:
Сулейманова Резеда Ильгизовна,
преподаватель УД Информатика
Белебей, 2016
1. Оглавление. 2
2. Введение. 4
3. Теоретический материал для повторения. 6
4. Вставьте пропущенные термины и понятия. 13
5. Задания для внеаудиторной работы. 14
6. Итоговое практическое задание. 16
7. Критерии оценки. 17
8. Заключение. 18
Для современного специалиста актуально умение работать с большими объемами информации. Изучаемая тема ставит своей целью формирование общих компетенций будущего специалиста:
ü ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ü ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ü ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ü ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Задачи практического занятия:
ü углубить представления о возможностях автоматической обработки медицинской и любой другой информации;
ü уточнить и углубить понятия «выделение таблицы», «сортировка», «диаграмма», «анализ информации»;
ü освоить новые понятия, такие как «фильтрация», «визуализация данных», «критерий отбора», «сложно-составное условие» и др;
ü научиться осуществлять автоматическую обработку медицинской и любой другой информации с использованием MS Excel.
ü Научиться считывать и анализировать предложенный материал любого содержания;
Сортировка данных является встроенной частью анализа данных. Может потребоваться расположить в алфавитном порядке фамилии в списке, составить перечень объемов запасов продуктов от максимального до минимального, а также задать порядок строк в зависимости от цвета или значка. Сортировка данных помогает быстро придавать данным удобную форму и лучше понимать их, организовывать и находить необходимую информацию, и в итоге принимать более эффективные решения.
Можно выполнять сортировку данных по тексту (от А к Я или от Я к А), числам (от наименьших к наибольшим или от наибольших к наименьшим), а также датам и времени (от старых к новым или от новых к старым) в нескольких столбцах. Можно также выполнять сортировку по настраиваемым спискам (таким как состоящий из элементов «Большой», «Средний» и «Маленький») или по формату, включая цвет ячеек, цвет шрифта, а также по значкам. Большинство сортировок применяются к столбцам, но возможно также применить сортировку к строкам.
Если диапазон ячеек или столбец таблицы был отформатирован вручную или с помощью условного форматирования с применением цвета ячеек или цвета шрифта, можно также производить сортировку по цветам. Можно также производить сортировку по набору значков, созданных с помощью условного форматирования.
Фильтрация данных позволяет легко и быстро найти нужные для работы данные в диапазоне ячеек или таблице. Например, с помощью фильтра можно просмотреть только указанные значения, наибольшие и наименьшие либо повторяющиеся значения.
После фильтрации данных в диапазоне ячеек или таблице можно применить фильтрацию повторно для получения последних данных или очистить фильтр для вывода всех данных.
В отфильтрованных данных отображаются только строки, соответствующие заданным условия, а ненужные строки скрываются. После фильтрации данные в этом подмножестве можно копировать, искать, изменять, форматировать, преобразовывать в диаграммы и выводить на печать; при этом их местонахождение и порядок не изменятся.
Алгоритм сортировки данных |
Алгоритм фильтрации данных
|
1.Выделить таблицу с данными или установить курсор внутрь таблицы.
2. Данные ® Сортировка.
3.Указать тип и порядок сортировки.
|
1.Установить курсор в строке заголовка таблицы
2.Данные®Фильтр®Автофильтр
3.Указать требуемое значение или выбрать строку «условие» и задать критерий выбора |
Визуализация данных.
Построение графиков и диаграмм.
Диаграммы - это графический способ представления числовых данных, находящихся на листе, удобный для анализа и сравнения.
Область данных диаграммы - это выделенная область ячеек на листе, значения которых используются для построения диаграммы. Она может содержать данные вместе с заголовками (метками) строк и столбцов. Метки строк и столбцов используются соответственно для определения оси X и наименований групп данных, так называемой легенды.
Область числовых данных - это ячейки, которые содержат числовые данные. Последовательность однотипных данных определяется как ряд. Ряды данных могут быть заданы по строкам или по столбцам. В зависимости от выбранного метода определения рядов меняются метки по оси X.
Категории оси X - это область, содержащая имена, которые представляют собой метки, помещаемые вдоль оси X (горизонтальной оси) диаграммы. В круговой (pie) диаграмме категории оси X используются для обозначения сегментов круга.
Легенда - это область, содержащая имена, которые используются для обозначения отображаемых элементов указанных категорий данных.
Простейший путь исключить ячейки, которые не должны отображаться на диаграмме, - это нажать клавишу Ctrl при выделении несмежных областей ячеек
Элементы ДИАГРАММЫ
Для построения диаграмм в Excel используется
группа инструментов ДИАГРАММА на вкладке ГЛАВНАЯ
1. Откройте рабочий лист Приложение 1 из
файла
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ В EXCEL.XLSX
В таблице Экологическая ситуация в Республике Башкортостан (Приложение 1) показаны Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на одного жителя крупных промышленных городов Республики Башкортостан
.
Заполните пустые ячейки в таблице рабочей тетради
на стр 10. Для этого воспользуйтесь операциями поиска, сортировки, и
фильтрации.
Необходимо узнать… |
Операция |
Подсказка |
Оказывается… |
Выделить таблицу с имеющимися данными или установить курсор внутрь таблицы |
|||
Какой из крупных промышленных городов Башкирии наиболее загрязнен? |
Сортировка по убыванию |
Данные → Сортировка |
Благовещенск
|
В каких городах РБ выбросы загрязняющих веществ в атмосферу больше чем предельно допустимые нормы- 0,45 тонн на одного человека? |
Фильтр с условием |
Данные → Фильтр→ Автофильтр |
Мелеуз Янаул Благовещенск |
Какой из крупных промышленных городов Башкирии наименее загрязнен? |
Фильтр с условием |
Данные → Фильтр→ Автофильтр |
|
На каком месте среди данных городов РБ по выбросам загрязняющих веществ находится город Белебей ? |
Сортировка по возрастанию |
|
|
В каких городах РБ выбросы загрязняющих веществ в атмосферу меньше чем предельно допустимые нормы- 0,45 тонн на одного человека? |
|
|
|
Проведем визуальный сравнительный анализ данных таблицы по Выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, тонн на одного человека |
Построение диаграммы |
Вставка-Диаграмма-Гистограмма |
|
2. Откройте рабочий лист Приложение 2 из
файла
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ В EXCEL.XLSX
Вычислите значения в зеленых ячейках.
Используя таблицу Распределение населения Российской Федерации по полу и возрастным группам на начало 2016 года, постройте и сохраните в этом же файле графики и диаграммы:
1.Круговую диаграмму, отражающую доли представленных возрастных групп населения в общей численности населения.
2.Круговые диаграммы, отражающие доли представленных возрастных групп населения в общей численности отдельно для мужчин и женщин .
3.Гистрограмму распределения мужчин и женщин в городском населении.
4.Гистрограмму распределения мужчин и женщин в сельском населении.
5.Круговую диаграмму распределения населения в трудоспособном возрасте, моложе и старше трудоспособного в общей численности населения страны .
Примеры правильно построенных и оформленных диаграмм
1. Анализ и автоматическая обработка данных, когда исходные данные располагаются в строго определенной последовательности называется _________________________данных.
2. Сортировка данных бывает в ____________________ порядке (от 1 до 9, от А до Я) или в _______________________порядке (от 9 до 1, от Я до А).
3. Фильтрация данных в таблице позволяет отображать только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному ___________________ (______________)
4. В отличие от сортировки данные при фильтрации не переупорядочиваются. Те записи, которые не отвечают заданным критериям выборки просто ________________________________
5. Для запуска МАСТЕРА ДИАГРАММ необходимо выбрать на ленте __________ - ____________
6. Диаграмма – это
7. Типы диаграмм: круговая, ______________________________,
______________, _______________________
8. Легенда диаграммы необходима для ________________________
9. На круговой диаграмме можно отобразить только ____________ ряд(ов) данных
10. Назовите возможности электронной таблицы MS EXCEL для анализа и обобщения табличных данных:
Спасибо! Покажите рабочую тетрадь и выполненные на ПК задания преподавателю.
1. Откройте рабочий лист Приложение 3 из
файла
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ В EXCEL.XLSX
В таблице содержатся Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях за январь – февраль 2015-2016
Необходимо узнать… |
Операция |
Действия |
Ответ |
Выделить таблицу с имеющимися данными или установить курсор внутрь таблицы |
|||
1. Укажите наиболее распространенное инфекционное заболевание в период январь-февраль-2016г. |
|
|
|
2.Укажите наименее распространенное инфекционное заболевание в период январь-февраль-2016г.
|
|
|
|
3.Какое место среди инфекционных заболеваний в период январь-февраль-2016г. занимает острый гепатит С |
|
|
|
4.Какой место в период январь-февраль-2016г. среди инфекционных заболеваний занимает грипп? |
|
|
|
5.По каким инф. заболеваниям превышен эпидпорог в период январь-февраль-2016г Если эпидпорог инф. заболеваемости на данный момент составляет примерно 783 человека на 100 000 жителей. |
|
|
|
2.Используя различные способы поиска, анализа и обобщения данных в Excel для того, заполните таблицу:
2. Откройте рабочий лист Приложение 4 из
файла
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ В EXCEL.XLSX
Используя таблицу Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2010-2016 гг.постройте и сохраните в этом же файле следующие графики и диаграммы:
1.Круговые диаграммы, отражающие структуру заболеваемости населения за каждой год.
2.Столбчатую диаграмму для сопоставления заболеваемости населения по годам.
3.Что отображает график, построенный по данной таблице, приведенный ниже ______________________________
4. Впишите название этой диаграммы на рисунке.
5. Укажите стрелками и подпишите основные элементы диаграммы на рисунке
Откройте рабочий лист Приложение 5 из файла
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ В EXCEL.XLSX
Используя таблицу
Выживаемость детей с СДР за 2013-2016,
выполнить следующие задания.
№ |
Наименование работы |
Количество баллов |
1 |
Выполнение всех упражнений во время самостоятельной работы на занятиях. |
Максимум 20 баллов |
2 |
Выполнение заданий для самостоятельной внеаудиторной работы. |
Максимум 20 баллов |
3 |
Итоговое практическое задание Каждая подсказка преподавателя |
Максимум 30 баллов Минус 5 баллов |
4 |
Вставьте пропущенные термины и понятия 100-90% прав. ответов 89-80%прав ответов 79-70% прав ответов. <70% прав. ответов |
30 баллов 20 баллов 10 баллов 0 баллов |
5 |
Самостоятельная внеаудиторная работа, сданная не вовремя. |
минус 5 баллов |
При тематическом контроле баллы суммируются и переводятся в соответствующие оценки.
Суммарное количество баллов |
Оценка |
90 - 100 |
5 |
76 - 89 |
4 |
60 - 75 |
3 |
< 60 |
2 |
В настоявшее время базы данных широко применяются во всех лечебно-профилактических учреждениях. Весь учет в отделениях, выписка рецептов, приемный покой, внесение и обработка информации ведется с использование программ, управляющих базами данных. Для грамотной работы в этих программах необходимо не только понимать, что такое база данных, но и представлять основные принципы работы таких программ.
Наглядно и доступно рассмотреть этот сложный механизм позволяют программы MS EXCEL и MS ACCESS.
Основная цель данной рабочей тетради – составить представление о структуре базы данных на примере электронной таблицы Excel.
Целью данного методического пособия является предоставление студентам необходимой методической помощи при выполнении практической работы по данной теме, обобщению и представлению полученных результатов.
Настоящее пособие поможет студентам рационально организовать самостоятельную деятельность и сформировать важные для будущего специалиста общие и профессиональные компетенции.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.