Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Оценка 4.7
Рабочие тетради
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.03.2018
Сегодня велико значение интегрированного курса (география, биология, экология и краеведение) в преподавании географии и биологии. Оно состоит в том, что при изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента.
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Восточно-Казахстанской области и города Семей, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
РАБ ТЕТРАДЬ ПО КРАЕВЕД.docx
Рабочая тетрадь по краеведению
Учитель географии Якушев Вячеслав Викторович
Сегодня велико значение интегрированного курса (география, биология, экология и
краеведение) в преподавании географии и биологии. Оно состоит в том, что при изучении
своего края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах,
явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий.
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного
материала, делает акцент на изучение регионального компонента.
Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы
ВосточноКазахстанской области и города Семей, изменениях природной среды под
воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования.
Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:
1.
2.
Воспитать у учащихся любовь и уважение к своему региону как источнику жизни.
Усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний.
Формировать умения пользоваться источниками информации (картами, таблицами,
схемами). Выявить особенности природных компонентов, уникальности природы
ВосточноКазахстанской области и города Семей.
3.
Научить учащихся применять знания и умения сохранения природы Восточно
Казахстанской области и города Семей в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь включает темы:
Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемы. Климат. Факторы,
определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и животный мир. Охраняемые
территории ВосточноКазахстанской области и города Семей .
Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём.
Система заданий и практических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной
теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и
умения о природных компонентах на примере ВосточноКазахстанской области и города
Семей; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества
своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения
заданий являются:
умение работать со справочными материалами;
оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
составлять описания и характеристики;
оценивать и прогнозировать изменения природных объектов. Материал в рабочей тетради, разнообразен: практические задания, схемы, таблицы,
фотовикторины, вопросники, викторины.
Этот материал имеет широкое поле применения как домашнее задание, текущая и итоговая
проверка пройденного, самопроверка.
Задания могут выполняться учащимися самостоятельно или под руководством учителя,
позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся при выборе развивающих и
познавательных заданий.
Конечно, выполнение учащимися заданий определяется в зависимости от особенностей
класса, степени обученности и обучаемости конкретных школьников, их интереса.
Реальный смысл учения определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением
детей к предмету, к изучению родного края, а мотивы – внутренняя побудительная сила,
заставляющая человека переходить к действию.
Географическое положение ВосточноКазахстанской области и города Семей
Общие сведения:
Площадь – 283 226 км² (10,4 %, 3е место)
Население – 1 395 324 (8 %, 4е место).
Административный центр – г.УстьКаменогорск
Задание № 1. Определите протяженность ВосточноКазахстанской области (в км и
градусной мере).
С севера на юг.____________________________
С запада на восток . __________________________
Задание № 2. Определите по картам атласа расположение ВосточноКазахстанской
области в нашей стране __________________________________
Вспомните план характеристики географического положения (ГП) территории:
Положение на материке
Крайние точки, их координаты
Границы
Омывающие моря
Положение в тепловых поясах
Задание№ 3. По контурной карте опишите географическое положение нашей области. Задание № 4. Сделайте вывод об особенностях ГП ВосточноКазахстанской области.
Практическая работа № 1
Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.
1. Проанализируйте карту:
Название карты
Что
изображен
о на
карте?
Способ
изображени
я
При решении
каких задач
используется
?
2. Решите по карте следующие задачи:
В каком направлении от города УстьКаменогорск находятся:
Астана_____________________________________
Риддер___________________________________
Алматы_____________________________
Павлодар________________________________
Канск______________________________________
Владивосток________________________________
3. Нанесите на контурную карту крайние точки и границы области.
Рельеф и полезные ископаемые
Задание № 1. Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их примерами
на основе анализа карт атласа.
Особенности рельефа области.
Примеры, подтверждающие их.
Разнообразие
Понижение территории к северу
Преобладание равнин
Горное обрамление
Задание № 2. Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа края. Задание № 3. На каких тектонических структурах расположены равнины?
Полезные ископаемые ВосточноКазахстанской области .
Месторождениями называют крупные скопления руд, имеющих промышленное
значение.
Бассейнами называют группы близко расположенных месторождений одного и того
же полезного ископаемого.
Задание № 4. По каким источникам географической информации можно узнать о полезных
ископаемых?
Задание № 5. Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые относятся к
магматическим
породам:______________________________________________________________________
_________,
к осадочным породам: ________________________________________
Климат. Факторы, определяющие особенности климата.
Климатообразующие факторы:
Географическое положение
Солнечная радиация
Движение воздушных масс
Подстилающая поверхность (рельеф)
Близость морей и океанов, течения
Климатический пояс, в которых расположена наша область:
Умеренный (резко континентальный)
Задание № 1. Составьте основные характеристики климата с севера на юг: Температура воздуха:______________________________________________
Количество осадков:_______________________________________________
Испаряемость:____________________________________________________
Коэффициент увлажнения:_________________________________________
Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических поясов занимает
наибольшую площадь края:___________________________________________
В каком климатическом поясе мы живем?
______________________________________________________________
Задание № 3. Проследите, как изменяются климатические условия по поясам.
Практическая работа № 2. Проанализируйте и заполните таблицу
Внутренние воды
Реки.
Общие сведения:
Более 40% всех водных запасов Казахстана сосредоточены в ВосточноКазахстанской
области. На территории ВКО протекают около 885 рек длиной более 10 км. В числе наиболее крупных — Чёрный Иртыш, Бухтарма, Курчум, Калжыр, Нарым, Уба, Ульба.
Главной водной артерией области является Иртыш, на котором расположены
3 ГЭС — Бухтарминская, Шульбинская и УстьКаменогорская.
Практическая работа № 3
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового
стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Енисей.
Характер течения:_______________________________________________________
Тип водного режима:_____________________________________________________
Источники питания:______________________________________________________
Уклон и падение реки:____________________________________________________
Расход воды в устье и годовой сток:________________________________________
Возможности хозяйственного использования:________________________________
Озера ВКО
В ВКО имеется около тысячи озёр размером более 1 гектара. Расположены они по
территории неравномено — наибольшее количество озёр сосредоточено в северной и
северовосточной части области. Самыми крупными озёрами ВКО
являются Зайсан, Маркаколь, Бухтарминское, Ульмес, Караколь, Турангаколь, Дубыгалинск
ое, Кемирколь, а также расположенные на границе ВосточноКазахстанской
и Алматинской областей Алаколь и Сасыкколь.
Задание № 1. По контурной карте обозначьте самые большие озера нашей области. Почвы ВКО
Механический состав почвы – это соотношение различных по размерам минеральных
частиц песка и глины.Главное свойство почвы плодородие.
В образовании почв участвуют следующие факторы:
Рельеф
Горные породы
Грунтовые воды
Климат
Растения
Животные
Деятельность человека
Время
Задание № 1. Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают наибольшее
влияние на образование почв в нашей местности? _______
Задание № 2. Какие почвы в нашей области наиболее плодородны? __________________ Удивителен, многообразен растительный и животный мир Восточного
Казахстана. В области сосредоточено около 90% лесных богатств
республики.
Значительная часть гор покрыта тайгой. В основном преобладают хвойные
породы: ель и пихта. Есть лиственница, тополь, береза, осина, кедр;
встречаются сосновые боры. В горных лесах, осиновых рощах много
грибов.
Огромными массивами раскинулись кустарники - заросли черемухи,
рябины, жимолости, калины, шиповника, малины, смородины, карагача,
боярышника, можжевельника.
Славится Восточный Казахстан своими травами. Высоко на склонах гор
простираются луга, которые по своей красоте могут поспорить с
альпийскими.
Основные типы растительности ВКО:
Перечислите и запишите типы растительности ВосточноКазахстанской области
Растительные ресурсы
В крае заготавливается большое количество грибов, ягод, лекарственных растений,
кедровых орехов, папоротника.
Растительные ресурсы – это пищевые продукты, корма, сырье.
Задание № 2. По рисунку определите, какие относятся к пищевым, кормовым, сырьевым
ресурсам. Что является основным ресурсом леса?
Рациональное использование древесных ресурсов – необходимое условие бережного
отношения к природе.
Задание № 3. Перечислите, какие вы знаете продукты лесоперерабатывающей
промышленности? _____________
Животный мир ВосточноКазахстанской области
Разнообразен и животный мир края. Здесь водятся медведи, рыси,
росомахи, зайцы, соболи, лисицы, хорьки, маралы, косули, выдры. В горах
встречаются архары, сибирские козлы, барсы, сурки, барсуки. В лесах
Саура и прибрежных зарослях Зайсана водятся дикие кабаны.
На территории Восточно-Казахстанской области обитает 380 видов птиц:
дятлы, сойки, синицы, поползни, овсянки, дрозды, дрофы, черные аисты,
лебеди, глухари и др. Задания № 1. Распределите животных по природным зонам края.
Животные
_______________________
_
____________________
____________________
Природная зона
___________________
_
___________________
_
___________________
_
Задания № 2. Перечислите животных, которые имеют большое значение в природе, в
жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Охраняемые территории ВосточноКазахстанской области.
Для сохранения природы региона создана сеть охраняемых территорий и
заповедных мест. Это заповедники и заказники (Маркакольский, Западно-
Алтайский, Кулуджунский, Алакольский, Нижне-тургусунский,
Тарбагатайский), 8 зоологических и ботанических заказников, 6
памятников природы, Катон-Карагайский национальный природный парк.
Задание № 1. Заполните таблицу:
Название заповедника Природная зона Охраняемые растения и животные
1)
2)
3)
4)
5)
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Рабочая тетрадь по Краеведению Восточно-Казахстанской области и города Семей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.