Рабочая тетрадь служит в качестве дидактического пособия по учебному курсу социально-бытовая ориентировка для учащихся с умственной отсталостью 5 класса.
Необходимость создания тетради вызвана отсутствием готовых дидактических средств обучения для уроков СБО (учебник, тетрадь на печатной основе). Данные тетради позволяют сэкономить силы и время учителя при подготовке к уроку, помогают учащимся в усвоении теоретического материала по СБО.
Цель: Активизация процесса обучения, повышение активной самостоятельной деятельности детей с ОВЗ на уроках.
Задачи:
• Повышать уровень технико-технологических знаний учащихся по СБО.
• Создавать условия для развития познавательных процессов учащихся на основе коррекционно-развивающих упражнений.
• Способствовать развитию учебной мотивации через включение занимательных заданий.
Тетради разработаны в соответствии с учетом авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Социально – бытовая ориентировка», ГИЦ «Владос»,2014 г., выполняют обучающую, коррекционно-развивающую, диагностическую функции. Материал располагается поурочно, соответствует изучаемым разделам программы. Каждый раздел тетради включает разнообразные задания и упражнения, тестовые задания:
• Сюжетные и предметные картинки (обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями);
• Опорные схемы и таблицы (помощь при ответах на уроках);
• Словарная работа – (обогащение словарного запаса и употребление в речи понятий);
• Буквенные или цифровые задания (организация и повышение интереса к урокам, связь предмета СБО с другими образовательными областями);
• Тестирование (стимулирует аналитико-синтетическую деятельность, применяется для уточнения и проверки знаний при повторении изученной темы);
• Рецепты блюд – 1 – название, 2 – состав, 3 – способ приготовления (умение учащихся работать по плану и переносить пункты плана в новые условия);
• Памятки (используются как правила, которые надо запомнить).
Тетради помогут в формировании у учащихся позитивного отношения к выполнению заданий, расширении кругозора, необходимого для успешной адаптации и интеграции в быту и социальной сфере.
Методика использования тетради
Тетрадь используется на уроках социально-бытовой ориентировке. Рабочая тетрадь предназначена для индивидуальной работы учащийся.
Тетрадь может применяться на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля и выполнения домашнего задания.
Формы организации деятельности детей при работе с тетрадью варьируются (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные). При самостоятельном выполнении заданий организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка). Осуществляется оценивание.
Время работы с тетрадью зависит от сложности заданий. На выполнение итоговых тестов отводится до 20 минут. Тетради проверяются учителем. Задания, предназначенные для проверки знаний детей, оцениваются.
По окончанию курса рабочая тетрадь дарится учащимся. После обучения учащиеся могут использовать материалы тетради в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь 5 класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Рабочая тетрадь
Социально – бытовая ориентировка
5класс
Красноуфимск,
2017 г. 1. ВВЕДЕНИЕ
1.Что такое СБО?
Социально
Бытовая
Ориентировка
жизнь людей и их
отношения в обществе
уклад повседневной
жизни
усвоение социальных
норм и правил
удовлетворение
материальных
потребностей в пище,
жилище, одежде,
поддержании здоровья
освоение духовных благ,
культуры общения,
отдыха.
различные формы и
способы обследования
окружающих предметов,
отношений
умения ориентироваться
в нормах и правилах
различных сфер
деятельности
2. Прочти и запомни, этому ты научишься на уроках СБО:
обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки;
пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск),
службы быта (парикмахерской, столовой, ателье и др.) связи (почта,
телефон, телеграф), культуры (библиотеки, театра, кинотеатра) и
общественного транспорта;
оказывать некоторую медицинскую помощь и знать медицинские
учреждения, в которые следует обращаться, если заболели;
ориентироваться в экономикобытовых вопросах;
разумно организовывать свой досуг, общаться.
3. Напишите, какую домашнюю работу вы умеете выполнять?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Урок 2. Личная гигиена. Правила личной гигиены в течение дня.
2 1. Прочитай определения:
Гигиена – это наука о здоровье человека.
Личная гигиена – соблюдение норм и правил гигиены (мытье рук, ног,
головы, умывание, чистка зубов, ушей и т.д.).
2. Выбери предметы личной гигиены, необходимые для утреннего туалета.
3. Вставь пропущенные слова:
Зубы чисти ________ раза в день.
Волосы мой _______в неделю.
Руки, в течение дня, мой после посещения __________, после __________,
перед __________.
Слушать громкую музыку и кричать в ухо другого человека ____________.
4.Прочитай вопрос и расставь стрелки
Что может быть общим?
Что должно быть
личным?
Полотенце для рук
Расческа
Крем для рук
Носовой платок
Полотенце для ног
Туалетное мыло
Зубная паста
Шампунь
Крем для лица
Мочалка
Туалетная бумага
Зубная щетка
3
Урок 3. Гигиена зрения. 1. С помощью чего мы видим?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Словарная работа. Напишите определение понятия.
Глаз – это_________________________________________________________
3. Посмотрите на картинки и подпишите правила охраны зрения.
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
__________________________________________________
Урок 4. Уход за волосами. Здоровье и красота прически.
1. Чем расчесывают волосы?
Ответ: _________________________________________________________
2. Напиши название средства для мытья волос.
Ответ:__________________________________________________________
3.Приготовьтесь к практической работе «Мытье головы»
1.
4 2.
3.
4. Приготовьтесь к практической работе «Сушка волос феном»
1.
2.
3.
Урок 5. Содержание и уход за личными вещами.
1. Найди лишнее. Напиши название лишнего предмета и объясни, почему его
выбрал.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Перечислите личные вещи
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Ответьте на вопрос:
Почему личные вещи необходимо содержать в чистоте?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Напишите, как вы ухаживаете за личными вещами?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Подготовься к практической работе «Стирка носков»
План:
1. Налить теплую воду в таз.
2. Взять носки и замочить на лицевой стороне.
3. Взять мыло и нанести его на носки. Стирать носки по очереди.
5 4. Отжать носки и сменить воду.
5. Прополоскать носки на изнаночной стороне несколько раз, пока вода
станет чистой (без пены).
6. Отжать, стряхнуть и повесить сушиться.
7. Убрать мыло и вымыть таз.
Урок 6. Пагубное влияние курения, алкоголя на организм.
1. Прочитай о том, как влияет курение на организм человека.
Курение способствует развитию сердечно сосудистых заболеваний.
Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень
быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут
жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение,
нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы
чувств. Никотин угнетает окончания вкусовых нервов в полости рта,
притупляя вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может
ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар.
Под влиянием табака разрушаются зубы,
наблюдается обильное
слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается
язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Пагубно влияет курение на печень
и поджелудочную железу, способствует развитию заболеваний гортани,
глотки, пищевода, мочевого пузыря, полости рта. Голос становится грубым,
хриплым, происходит перестройка в легких и бронхах.
Перечисли, какие органы человека страдают от курения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Прочитай таблицу
Вред курения
Никотин – причина многих
заболеваний (язва, рак,
сердечнососудистые заболевания)
Желтеет эмаль зубов
Вред алкоголя
Каждая рюмка действует на организм
человека, как яд.
Страдает сильно ваше зрение
Меняется цвет лица (серозеленый,
Может возникнуть опухоль
6 желтый)
Волосы теряют блеск, выпадают
голосовых связок, а цирроз печени
приведет к гибели
Нарушается память воля
Курящий человек приносит вред
окружающим
Алкоголь отрицательно влияет на
половые органы
СКАЖЕМ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ – НЕТ!
3. Заверши фразу по своему усмотрению, используя предлагаемые слова:
приятно, здорово, вредно, полезно, не стоит, опасно, стыдно, неприятно,
скучно, весело.
Пить пиво __________________________________________________
Заниматься спортом _________________________________________
Общаться с друзьями _________________________________________
Покупать вино _______________________________________________
Кататься на велосипеде _______________________________________
Ходить в кино _______________________________________________
Купаться в реке ______________________________________________
Плохо выглядеть _____________________________________________
Быть пьяным __________________________________________________
Обобщение по разделу «Личная гигиена»
Тестирование
Вопросы и задания
Ответы
Напишите правила личной гигиены в
течение дня
Утро
День
7 Вечер
Полотенце
Зубная щетка
Зубная паста
Шампунь
Расческа
Туалетная бумага
Мочалка
Полотенце
Зубная щетка
Зубная паста
Шампунь
Расческа
Туалетная бумага
Мочалка
Отметь галочкой, что может быть
общим?
Отметь галочкой, что может быть
личным?
Напишите виды труда по уходу за
одеждой
Как влияет алкоголь и никотин на
организм человека?
Не влияет
Появляются заболевания
Изменяется настроение
3. ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Урок 7. Виды одежды и головных уборов.
1. Прочитайте определение понятий:
Одежда – это то, что мы надеваем на тело.
Головные уборы – это то, что мы надеваем на голову.
Обувь – это то, что мы надеваем на ноги.
2. Как называется одежда в зависимости от сезона? Напиши:
Лето______________________________________________________________
Осень_____________________________________________________________
Зима______________________________________________________________
Весна_____________________________________________________________
3. Определи назначение одежды, обуви и расставь стрелки
8 Виды одежды
Стрелки
Назначение
Для занятия спортом,
прогулок
Для школы, прогулок
Для дома
Для праздников,
вечеринок
Повседневная
Праздничная
Спортивная
Домашняя
4. Найди ошибку
____________________________ ___________________________
____________________________ ___________________________
Урок 8. Чистка одежды. Правила и способы повседневного ухода за
одеждой
1. Дополни таблицу «Правила и способы ухода за одеждой»
Вид одежды
Уход
Предметы ухода
Летняя
Зимняя
Стирка
Сушка, чистка
9 демисезонная
Стирка, сушка, чистка
Повесить на
Сложить на
Повесить на
2. Поставь знак «+», распределив одежду по месту хранения
Место
хранения
Вид
одежды
Легкая
Верхняя
Вязаная
Мокрая
широкие
плечики
узкие плечики
полку
Повесить и
высушить
Урок 9. Виды обуви. Повседневный уход за обувью.
1. Найди лишнее, объясни:
2. Какая бывает обувь в зависимости от времени года? Приведи пример,
запиши его в скобках:
Лето _____________________________( ).
Зима _____________________________( ).
Весна _____________________________( ).
Осень _____________________________( ).
3. Нарисуй обувь и опиши:
Название ______________________________
Материал _______________________________
Вид по сезону___________________________
Вид ухода_______________________________
10 Урок 10. Подготовка обуви к сезонному хранению.
1. Поставь знак «+», распределив одежду по сезонам
Лето
Весна
Зима
Осень
Время года
Вид
одежды
Летняя
Зимняя
Демисезонн
ая
Урок 11. Повседневный уход за обувью. Практическая работа.
1. Рассмотри картинки.
Расскажи, что делает девочка.
Перечисли средства для ухода за обувью.
11 Обобщение по разделу «Одежда и обувь».
1. Закончи предложения, используя слова из справки
«Значение одежды для человека»:
Одежда спасает человека зимой от __________________________________.
Одежда спасает человека осенью и весной от _________________________.
Одежда спасает человека летом от __________________________________.
На стройке и поле одежда защищает человека от ______________________.
В лесу и в саду одежда защищает человека от _________________________.
Одежда ________________ человека.
Слова для справок: холод, дождь, палящее солнце, пыль и грязь,
ссадины и ушибы, украшает.
2. Тестирование
Вопросы и задания
Варианты ответа
Как называется вид одежды, которую
носят осеньювесной?
Какая одежда и обувь нужна на
каждый день?
Осенняя или весенняя
Демисезонная
Ежедневная
Повседневная
Простая
Что делают с грязной резиновой
обувью?
Что делают с грязной обувью из
материала?
Моют
Сушат
Чистят
Моют
Сушат
Чистят
Как называют уход за одеждой и
обувью каждый день?
Стирают
Постоянный
Правильный
Повседневный уход
12 4. ПИТАНИЕ
Урок 12 . Значение продуктов питания для здоровья человека.
1.Распределите продукты на 2 группы:
растительная пища
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________
животная пища
_____________________________________________________________________
___
_____________________________________________________________________
________________________
Хлеб, крупа, молоко, мясо, яблоко, творог, арбуз, рыба, макароны, яйца.
2.
Рассмотри картинки, перечисли продукты питания.
13 1. Прочитай таблицу:
Урок 13. Кухонная посуда.
1. Выбери лишнее. Объясни свой выбор.
2. Объясни назначение кухонной посуды.
Кастрюля _____________________________________________________
Сковорода ____________________________________________________
Сотейник _____________________________________________________
Поварешка ____________________________________________________
Дуршлаг ______________________________________________________
3. Перечислите оборудование кухни, которое не изображено на картинке.
14 4. Какое оборудование на кухне у вас дома,
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Урок 14. Столовая посуда. Сервировка стола.
1. Рассмотри рисунок. Перечисли столовые приборы и посуду.
2. Найди на картине посуду.
15 Напиши ответ:
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________
3. Напиши, как называется прием пищи
Утром ________________________________
В середине дня _________________________
Во второй половине дня _________________
Вечером _______________________________
При различных видах сервировки стола применяется разнообразная
столовая посуда и приборы. В понятие «прибор» входят нож, вилка, ложка.
4. Посмотри на рисунок и запомни. Этими приборами и посудой сервируют
стол в зависимости от меню. Подпиши под рисунками названия приборов и
посуды.
_______________________ ________________________ ____________________________
__________________________
____________________________
16 5. Прочитайте текст. Вставь пропущенные слова.
При сервировке стола, нож кладут ___________________ от тарелки
__________________ к ней, вилку ____________________ от тарелки
__________________ вверх. Окончив еду, приборы кладут на тарелку
______________________ друг другу, ________________________ в одну
сторону, вилку рожками ________________. Если еду прерывают на короткий
срок, то нож и вилку кладут _________________, нож в глубь тарелки, а
вилку рожками _______________.
Слова: ручками, слева, справа, параллельно, вверх, вниз, скрестив, лезвием,
рожками.
Урок 15. Чайная посуда. Заваривание чая.
1.Выбери рисунок посуды, в которой подают чай. Назови ее.
Урок 16. Бутерброды.
1. Прочитай определение:
Бутерброд в переводе с немецкого языка – это хлеб с маслом.
17 2. Ознакомься с последовательностью приготовления простого бутерброда.
1. Нарезать хлеб или батон на одинаковые куски.
2. Намазать батон или хлеб размягченным маслом и положить на тарелку.
3. Подать на стол.
Соблюдая последовательность, приготовь бутерброд на завтрак.
4. Напиши рецепт понравившегося тебе бутерброда из кулинарной книги.
Зарисуй его.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________
Урок 17. Правила мытья и чистки посуды.
1. Определите порядок мытья посуды, если определите правильно, то у вас
должно получиться слово:
18 Кастрюли,
сковорды
Чайная
посуда
Вилки,
ложки, ножи
Стеклянная
посуда
Тарелки
К
Л
С
Б
Е
Слово: __________________
Обобщение по разделу «Питание»
Тестирование
Вопросы и задания
Ответы
Напиши, какое значение имеет
продукты питания в жизни человека:
________________________
________________________
Подчеркните оборудование кухни
___________________________
Холодильник, стол, кастрюля, вилки,
ложки, чайник, мойка, обеденная
зона.
5. СЕМЬЯ
Урок 18. Дом, семья, семейные обязанности.
1. Прочитайте определение понятия.
1) Семья – это союз лиц, основанный на браке или кровном родстве.
2) Напишите членов своей семьи, начиная с самого старшего:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Отметь «+» верные утверждения и составь ключевое слово из выбранных
букв.
19 тольк
о «+»
Букв
ы
«с»
«д»
«и»
Верные и неверные утверждения
Ежедневно нужно убирать свою комнату
Свою комнату нужно убирать по просьбе взрослых
Во время еженедельной уборки нужно убирать только свою
комнату
Помогать в уборке всей квартиры
«е»
«м» Играть с младшими детьми
«к» Младшие дети должны быть с родителями
«ь»
«у»
«р»
«я»
Нужно всегда убирать за домашними животными
За домашними животными должен убирать тот, кто их завел
Выносить мусор, как только попросят
Выносить мусор нужно ежедневно
Ключевое слово: __________________________
Урок 19. Современная семья. Состав семьи учащихся.
1. Рассмотри картинку. Расскажи, чем занимаются члены семьи.
2. Запиши в таблицу ФИО твоих родных.
Родственные
отношения
Имя
Отчество
Фамилия
20 Папа
Мама
Брат
Сестра
Бабушка
Дедушка
6. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Урок 20. Поведение в музее, библиотеке
1.
Прочитай определение.
Библиотека – это место, где хранятся в большом количестве книг.
2.
Составьте рассказ по картинке.
3. Прочитайте определение.
Музей учреждение, занимающееся сбором, изучением,
хранением предметов — памятников.
4. Назови знаменитые музеи России.
21 Урок 21. Поведение в кино, театре
1. Прочитай отрывок стихотворение А. Барто «В театре». Что девочка
делала неправильно?
…Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он кудато...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его…
2. Запиши правила поведения в театре.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Урок 22. Правила поведения за столом
1.Опираясь на картинки, напишите правила поведения за столом.
22 __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Урок 23. Правила приема пищи.
1. Отгадайте кроссворд «Что нужно для сервировки?»
5
3
1
4
2
По горизонтали:
23 1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы
подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они
выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов.
3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они
не мешали общаться гостям.
4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?
5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от
нее. Бумажные ставят в специальный стакан.
По вертикали:
2. Она основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней
гармонировать. Классический материал для нее лен, хлопчатобумажные
ткани.
Урок 24. Правила пользования столовыми приборами.
1. Перечисли столовые приборы. Запиши для чего они нужны?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Используя картинку, расскажи, как правильно пользоваться
столовыми приборами.
Обобщение по разделу «Культура поведения»
7. ЖИЛИЩЕ
Урок 25. Виды жилых помещений в городе и селе.
24 1. Запишите понятие
Жильё это___________________________________________________.
2. Рассмотрите картинки и подпишите, где частный дом, квартира,
многоквартирный дом.
3. Запишите виды помещений в два столбика.
___________________________________________________________________________
Жилые помещения Подсобные помещения
_____________________________ ___________________________
______________________________ ____________________________
______________________________ ____________________________
______________________________
____________________________
______________________________ _____________________________
Детская, кухня, веранда, сени, гостиная, спальня, санузел, коридор,
кабинет, кладовая.
Урок 26. Почтовый адрес дома, школы. Заполнение адреса на
конвертах.
1. Дайте определение понятий.
Адрес – это ______________________________________________________
Индекс – это _____________________________________________________
2. Напишите свой домашний адрес.
25 __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Заполните почтовый конверт.
Урок 27. Инвентарь и приспособления для уборки. Правила
вытирания пыли, подметания пол.
1. Вставьте пропущенные слова, опираясь на картинки. У вас должно
получиться слово, которое означает уют в доме.
26 О
П
Р
Я
К
О
Д
1. Сначала возьми ………… и подмети пол.
2. Собери мусор в …………… .
3. Положи его в ………………………………… .
4. Возьми ………………………… и протри пыль.
5. Вымой батареи с помощью ……………….. .
6. Для мытья полов налей воду в …………………… .
7. Протри пол ………………… .
Ключевое слово ………………………
2. Запомните!
Чистота – залог здоровья!
Содержи жилище в чистоте!
Ежедневно протирай пыль.
3. Напишите, как вы поддерживаете чистоту жилища?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Урок 28. Уборка жилых помещений
1. Опираясь на картинки, напишите гигиенические требования к жилому
помещению.
27 __________________________________________________________________
____________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________
___________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Обобщение по разделу «Жилище»
Тестирование.
Вопросы
Ответы
Что такое жилище? Выбери
правильный ответ
Напишите виды жилья
1. Место, где работают люди
2. Место, где живут люди.
3. Место, где развлекаются.
Какие помещения могут быть в доме?
28 Выберите правильные ответы. К
жилым помещениям относятся:
Спальня, кухня, прихожая, зал,
кабинет, веранда, сени, детская.
Выберите правильные ответы. К
подсобным помещениям относятся:
Спальня, кухня, прихожая, зал,
кабинет, веранда, сени, детская.
Напишите. Чтобы сохранить порядок
в доме нужно?
Выберите правильный ответ.
Как называется надпись на конверте,
которая указывает на
местожительство?
Нарисуйте. Какой инвентарь помогает
при уборке?
1. Адрес
2. Индекс.
3. Марка
29 Уроки 2324. Значение осанки. Формы исправления
осанки.
48. Дополните определение.
Осанка это ______________________________________________________
1) стройная спина 2) красивая прическа 3) модная одежда
49. Перечислите профессии человека, которые невозможны без красивой
осанки.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
50. Рассмотрите рисунок, отметьте знаком «+» правильное положение
человека
51. Отметьте знаком «+» правильные ответы.
30 Для сохранения правильной осанки надо:
а) выполнять упражнения
б) читать лежа
в) спать на жесткой кровати
г) носить тяжелую сумку в одной руке
д) отдыхать после прогулок
Уроки 2526. Формы обращения к старшим и
сверстникам при встрече и расставании; приемы
обращения с просьбой.
52. Заполните таблицу.
Правила обращения к старшим и сверстникам
При встрече
При расставании При просьбе
Сверстник
Старший
31 53. Заполните тест
Прочитайте вопрос
Отметьте знаком «+» правильный
ответ
Возможны ли при беседе краткие
вопросы или ответы: Что? Где? Да.
Нет.
1) да
2) это невежливо
3) достаточно кивка головой
1) да, если вы не почистили зубы
2) это неприлично
3) можно только носовым платком
1) чем громче, тем лучше
2) негромко, спокойно
3) чем тише, тем доверительнее
1) сделать вид, что не слышали
2) поблагодарить
3) извиниться
1) не скрывать зевоту, чтобы
собеседник понял, что вам
скучно
2) постараться скрыть зевоту
3) можно зевать, только не широко
открывая рот
1) нет, это несерьезно
2) смотря по настроению
3) улыбка желательна всегда
Можно ли во время беседы
прикрывать рот рукой?
Какая громкость нужна при
разговоре?
Вы чихнули, вам пожелали здоровья.
Как быть?
Во время разговора вам скучно и
хочется зевать. Что делать?
Нужно ли улыбаться, приветствуя
человека?
8. ТРАНСПОРТ
32 Урок 29. Виды городского и пригородного транспорта.
1. Подпишите вид транспортных средств по месту передвижения
_______________ _____________ ______________ ______________
2. Заполните таблицу.
Вид
Назначение
Название
Рисунок
Легковой
Легкие
перевозки
Грузовой
Перевозка
грузов
Пассажирский Перевозка
людей
3. Ответьте на вопросы.
Как называется человек, идущий пешком?
Ответ: ______________________________
33 Как называется человек, который едет в транспорте?
Ответ: _____________________________
Как называется средство для перевозки грузов, людей?
Ответ: _____________________________
Урок 30. Передвижение на велосипеде.
1. Ответьте на вопрос: для чего надо соблюдать правила дорожного
движения?
Ответ:____________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подпишите.
Как называются знаки дорожного движения?
__________________ ________________ _________________
________________ _______________ _______________
Урок 31. Правила поведения в транспорте и на улице.
1. Буквенное задание. Выберите верные утверждения и поставьте знак «+», из
получившихся букв сложите слово.
«Б» жди транспорт в установленных местах.
«Д» жди транспорт недалеко от остановки.
34 «Е» пассажиры сначала должны войти, а потом выйти.
«И» пассажиры сначала должны выйти, а затем войти.
«Л» войдя в салон, оплати проезд.
«К» оплати проезд при выходе из транспорта.
«Е» уступай место пожилым, инвалидам.
«У» уступай место тому, кто об этом попросит.
«Р» во время остановки продвигайся к выходу.
«Т» продвигайся к выходу заранее.
Ключевое слово: ____________________
2. Заполните таблицу.
личный
Транспорт
общественный
пассажирский
грузовой
3. Напишите, по какому маршруту вы двигаетесь до школы.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Д/з Нарисуй знаки, которые висят у нашей школы.
Обобщение по разделу «Транспорт»
35 Тестирование.
Вопрос
Варианты ответов
Что такое транспорт?
Какие виды транспорта вы знаете?
Как называется транспорт, который
перевозит грузы?
Перечислите правила поведения в
транспорте
9. ТОРГОВЛЯ
Урок 32. Основные виды магазинов, их значение.
1. Отгадайте кроссворд.
36 1.Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице.
2.Круглый, оранжевый, сладкий.
3.На жарком солнышке подсох и рвется из стручков...
4.Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
5. Из меня получают муку (любят птицы).
В итоге, из начальных букв ответов, получается слово _______________.
2. Рассмотрите картинки и подпишите виды торговых предприятий.
_________________ __________________ _______________
3. Ответьте на вопросы.
Какое значение имеют торговые предприятия для человека?
Ответ: __________________________________________________________
Урок 33. Продуктовые магазины и их отделы.
1. Рассмотрите картинки и подпишите отделы магазинов.
_________________________ ___________________________
_____________________________ ________________________________
37 _____________________________ ________________________________
Урок 34. Правила покупки товаров. Правила поведения в магазине.
1. Прочитайте определение понятия.
Срок годности это период времени, в течение которого можно употреблять
какойлибо продукт. По истечении срока годности продукты питания
считаются непригодными в пищу.
Например:
Сроки хранения молочных продуктов в домашних холодильниках на
средних полках с температурой +2, +6 °С следующие, в днях:
масло сливочное — 14—20;
сыры — 7—10;
творог и изделия из него — 3;
38 кефир, простокваша, сметана и др.— 3;
молоко пастеризованное вскрытое стерилизованное, сливки — 2.
Яйца
Срок хранения при:
температуре от 0 до 20 градусов 25 суток;
температуре от 0 до 2 градусов 90 суток.
Колбаса
Срок хранения в холодильнике — не более 15 суток.
ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ НА СРОК ГОДНОСТИ ПРОДУКТОВ!
2. Буквенное задание.
В каком порядке нужно укладывать в сумке продукты при покупке?
«а»
«с»
«с»
«к»
«а»
Банка рыбных консервов
Колбаса
Хлеб
Вермишель
Пакет молока
Ключевое слово: _______________________.
3. Установите последовательность.
Порядок покупки товара:
__Рассмотри товар на витрине.
__Обратись к продавцу с просьбой рассказать о качестве товара.
__Заранее подумай, что бы ты хотел купить.
__Возьми чек, проверь сдачу.
__Заплати за товар в кассе.
Обобщение по разделу «Торговля»
39 1. Тестирование.
Вопрос
Варианты ответов
Напишите виды торговых
предприятий.
Что продают в магазинах
продовольственных товаров?
Напишите, какие отделы есть в
продуктовых магазинах?
Напишите правила поведения в
магазине
Как будете покупать товар?
Расставьте по порядку.
1. Продукты
2. Запчасти
3. Одежду
4. Обувь
5. Головные уборы
6. Книги
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Рассмотри товар на витрине.
Обратись к продавцу с просьбой
рассказать о качестве товара.
Заранее подумай, что бы ты хотел
купить.
Возьми чек, проверь сдачу.
Заплати за товар в кассу.
40 Урок 35. Обобщение разделов за год
Проверь себя.
1. Напишите, что тебе запомнилось больше всего из уроков СБО в этом
году?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подумайте и напишите, что вы еще хотели бы узнать в 6 классе?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Тестирование
Вопросы и задания
Варианты ответов
Что такое СБО?
Загорать лучше
С –
Б –
О
Утром
41 Что такое личная гигиена?
Днём
Вечером
Душ
Мыло
Грязное бельё
Шампунь
Что нужно делать, чтобы сохранить зрение?
Читать лёжа
Смотреть телевизор на расстоянии 3 метров
Смотреть на яркий свет
Обратиться к окулисту
Значение одежды и обуви для человека?
Тепло
Красиво
Одежда не имеет значения
Какие виды одежды и обуви вы знаете?
Значение продуктов питания для человека?
Для роста
Для ума
Не имеет значения
Столовая
Кухня
Прихожая
Место приготовления пищи?
Назовите оборудование кухни?
Что такое сервировка стола?
Назовите свои обязанности в семье и своих
42 К старшим
К сверстникам
родителей
Как нужно обращаться
Виды жилых помещений
Виды транспортных средств?
Виды торговых предприятий
43
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Рабочая тетрадь по СБО 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.