Рабочая учебная программа ОП.06 "Основы экономики"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая учебная программа ОП.06 "Основы экономики" 32 часа Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС СПО по дисциплине Основы экономики, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Итоговой аттестацией по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится в тестовой форме.
Иконка файла материала основы экономики 162 гр.doc
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4­5 6­13 14 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15­161. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 1.1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной   программы   в   соответствии   с   ФГОС   СПО   15.01.05 (150709.02) Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)   1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы:   общепрофессиональный цикл. воспитание   ответственности   за   экономические   решения,   уважение   к 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором • осуществляется   экономическая   деятельность   индивидов,   семей,   отдельных предприятий и государства; развитие   экономического   мышления,   умение   принимать   рациональные • решения   при   ограниченности   природных   ресурсов,   оценивать   возможные последствия для себя, окружения и общества в целом; • труду и предпринимательской деятельности; овладение умением находить актуальную экономическую информацию в • источниках,   включая   Интернет;   анализ,   преобразование   и   использование экономической   информации,   решение   практических   задач   в   учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье; овладение   умением   разрабатывать   и   реализовывать   проекты • экономической   и   междисциплинарной   направленности   на   основе   базовых экономических знаний; формирование   готовности   использовать   приобретенные   знания   о • функционировании   рынка   труда,   сферы   малого   предпринимательства   и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования; • России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях. понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: находить   и   использовать   экономическую   информацию   в   целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:общие принципы организации производственного и технологического процесса; механизмы   ценообразования   на   продукцию,   формы   оплаты   труда   в современных условиях; цели   и   задачи   структурного   подразделения,   структуру   организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. Общие   и   профессиональные   компетенции,   которые   актуализируются   при изучении учебной дисциплины: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК   3.   Анализировать   рабочую   ситуацию,   осуществлять   текущий   и итоговый   контроль,   оценку   и   коррекцию   собственной   деятельности,   нести ответственность за результаты своей работы. ОК   4.   Осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК   6.   Работать   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).   ПК 2.5.  Читать чертежи средней сложности и сложных конструкций.       ПК   2.6.   Обеспечивать   безопасное   выполнение   различных   работ   на рабочем   месте   в   соответствии   с   санитарно­техническими   требованиями   и требованиями охраны труда. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося  16 часов.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия      практические занятия      контрольные работы      курсовая работа  Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Подготовка  рефератов Подготовка доклада Ответы на вопросы Выполнение расчетов Выполнение тестов Составление бизнес­плана Работа с презентацией Составление конспекта урока Подготовка устного сообщения Составление схемы, графика, таблицы Поиск необходимой информации в сети Интернет 48 32 0 0 2 0 16 3 1 2,5 0,5 1 0,5 1 1,5 1 2 22.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики» Наименование разделов и тем 1 Введение.  Раздел 1. Экономика и экономическая наука Тема 1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные  Неэкономические проблемы. Ограниченность ресурсов. Тема 1.2. Факторы  производства и  факторные доходы. Тема 1.3. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 Содержание учебного материала Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой   рыночной   экономики.   Значение   дисциплины   для   подготовки специалистов   в   условиях   многообразия   и   равноправия   различных   форм собственности. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом. Содержание учебного материала 1 Понятие   экономики.   Экономические   потребности   общества.   Свободные   и экономические  блага  общества. Важнейшие  экономические  ресурсы:  труд, земля,   капитал,   предпринимательство.   Ограниченность   экономических ресурсов   –   главная   проблема   экономики.   Границы   производственных возможностей. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Ответы на вопросы. Содержание учебного материала 2 Факторы   производства.   Заработная   плата.   Формы   оплаты   труда. Поощрительные   системы   оплаты   труда.   Прибыль.   Структура   прибыли. Планирование   прибыли.   Рентабельность.   Рента.   Земельная   рента.   Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Ответы на вопросы. Содержание учебного материала 3 1 0,5 5 1 0,5 1 0,5 1 4 1 3 2 3 2 3Выбор и альтернативная стоимость Тема 1.4. Типы экономических систем 3 Экономический   выбор.   Стоимость. Потребительная   и   меновая   стоимость.   Альтернативная   стоимость. Альтернативные затраты.   Метод   научной   абстракции. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Поиск необходимой информации в сети Интернет. Содержание учебного материала 4 Традиционная   экономика.   «Чистая»   рыночная   экономика.   Механизм свободного   образования   цен.   Основные государственные   функции   при   рыночной   экономике.   Административно­ командная   экономика.   Условия   функционирования   командной   экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.   Принцип   рациональности. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу на тему «Типы экономических систем», указать главные черты, плюсы и минусы экономических систем. Содержание учебного материала 5 Понятие собственности. Собственность как основа социально­экономических отношений.   Собственность   как   экономическая   категория   в   современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия.   Олигополия. Антимонопольная   политика   государства.   Понятие   экономической   свободы. Понятие обмена.    Монополистическая   конкуренция. Тема 1.5. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему «Конкуренция». Раздел 2. Семейный бюджет Тема 2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование. Содержание учебного материала 1 Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить схему «Источники формирования доходной части бюджета». 2 1 0,5 1 0,5 2 1 0,5 2 3 2 3 2 3 2 3Тема 2.2. Рациональный потребитель Раздел 3. Рыночная экономика Тема 3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие Содержание учебного материала 2 Суверенитет   потребителя.   Рациональность   потребителя   и   свобода   выбора. Теория   предельной   полезности.   Потребительское   равновесие.   Переход   от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформить доклад на тему «Уровень жизни: понятие и факторы, его  определяющие». Содержание учебного материала 1 Круговорот   производства   и   обмена   продукции   в   экономической   системе. Закон   спроса.   Факторы,   влияющие   на   спрос.   Агрегированная   функция спроса.   Закон   предложения.   Концепция   равновесия   рынка.   Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная   эластичность   спроса.   Эластичность   предложения.   Рыночные структуры. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить график спроса и предложения на товар и определить цену равновесия  спроса и предложения. Содержание учебного материала 2 Предприятие предприятия. Предпринимательская   деятельность.   Виды   предпринимательской деятельности.   Цели   предпринимательской   деятельности.   Структура   целей организации,   ее   миссия.   Классификация   предприятий.   Организационно­ правовые формы предприятий. признаки     (фирма).   Основные   Тема 3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы Тема 3.3. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составление основных разделов бизнес­плана предприятия. Содержание учебного материала 1 0,5 8 2 0,5 2 0,5 2 2 3 2 3 2 3 2Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда Тема 3.4. Издержки. Выручка. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок Раздел 4 Труд и заработная плата Тема 4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда 3 Общая   производственная   структура   предприятия.   Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный   и   технологический   процесс.   Производственный   цикл. Основные   формы   организации   производства.   Основной   капитал. Классификация   элементов   основного   капитала.   Оборотный   капитал.   Роль оборотного   капитала   в   процессе   производства.   Оборотные   средства. Производственная   функция.   Материально­технические   и   социально­ экономические   факторы.   Характеристика производительности   труда.   Методы   измерения   производительности   труда. Показатели уровня производительности труда.   Нормирование   труда. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформить рефераты по теме «Электронные рынки как феномен мировой  экономики» Содержание учебного материала 4 Издержки   предприятия   и   себестоимость   его   продукции.   Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на   себестоимость.   Предельные   издержки   производства.   Ценообразование. Доход предприятия. Ценные   бумаги   и   их   виды.   Акции.   Номинальная   стоимость   курса   акций. Облигации.   Рынок   ценных   бумаг.   Первичный   и   вторичный   рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция   капитала.   Межотраслевые   переливы   капитала.   Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Выполнение расчетов. Содержание учебного материала 1 Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. 1 2 0,5 3 1 3 2 3 2Тема 4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы Раздел 5 Деньги и банки Тема 5.1. Понятие денег и их роль в экономике Тема 5.2. Банковская система. Финансовые институты. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Оформление докладов на тему «Стимулирование труда» Содержание учебного материала 2 Безработица.   Фрикционная   безработица.   Структурная   безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области   занятости   населения.   Правовая   основа   деятельности   профсоюзов. Основные   права   профсоюзов.   Гарантии   прав   профсоюзов.   Защита   прав профсоюзов.   Обязанности   профсоюзов.   Модели   функционирования   рынка труда с участием профсоюзов. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Написать реферат на тему «Особенности миграционных процессов во второй  половине ХХ века». Содержание учебного материала 1 Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера   стоимости.   Деньги   как   средство   накопления.   Деньги   как   средство платежа.   Проблема   ликвидности.   Закон   денежного   обращения.   Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Кредитование» Содержание учебного материала 2 Понятие   банковской   системы.   Двухуровневая   банковская   система   РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно­денежной политики. Понятие   и   функции   коммерческих   банков.   Лицензии   на   осуществление операций.   Виды   банковских   операций.   Специализированные   кредитно­ финансовые учреждения. Тема 5.3. Инфляция и ее Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с презентацией. Содержание учебного материала 0,5 2 0,5 4 1 1 1 1 1 3 2 3 2 3 2 3 2социальные последствия Раздел 6 Государство и экономика Тема 6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага Тема 6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг 3 Инфляция.   Измерение   уровня   инфляции.   Типы   инфляции.   Причины возникновения   инфляции.   Инфляция   спроса.   Инфляция   предложения. Социально­экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Ответить на вопросы к теме.  Содержание учебного материала 1 Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики.   Социальное   регулирование. Общественные блага и спрос на них.   Финансовое   регулирование. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу «Доходы государства». Содержание учебного материала 2 Система   налогообложения.   Принципы   и   методы   построения   налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектами. Содержание учебного материала 3 Понятие   государственного   бюджета.   Основные   статьи   доходов государственного   бюджета.   Структура   бюджетных   расходов.   Дефицит   и профицит   государственного   бюджета.   Роль   государства   в   кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Составить вопросы по теме. Содержание учебного материала 1 4 1 0,5 1 1 1 0,5 1 3 2 3 2 3 2 3 2Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы Раздел 7 Международная экономика Тема 7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли Тема 7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы 4 Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов.   Метод   добавленной   стоимости.   Неравенство   доходов   и   его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовить устное сообщение. Содержание учебного материала 1 Международная   торговля   и   мировой   рынок.   Международное   разделение труда.   Элементы   теории   сравнительных   преимуществ.   Международная торговая политика.  Протекционизм  в международной  торговой политике. Причины   ограничений   в   международной   торговле.   Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли Содержание учебного материала 2 Понятие   валюты.   Валютный   курс   и   его   характеристики.   Спот­курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы,  определяющие   валютные  курсы:   объем  денежной  массы,   объем валового   внутреннего   продукта,   паритет   покупательной   способности, колебания   циклического   характера,   различия   в   процентных   ставках   и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовка к к/р. выполнение тестов. 7.3. Контроль знаний. Содержание учебного материала 3 Итоговая контрольная работа. 1 3 1 1 1 2 3 3 2 2 2Всего: 32/163. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:  ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий «Основы экономики». Технические средства обучения: ­ ПК с лицензионным программным обеспечением; ­ мультимедийный проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. И.В.Липсиц «Экономика», учебник издательство ВИТА, Москва, 2015 г.  2. Л.Н.Череданова   «Основы   экономики   и   предпринимательства:   учебник   для учащихся   учреждений   нач.проф.образования,   М.:   Издательский   центр «Академия», 2014. Дополнительные источники:  1. Н.Н.Думная «Интернет и экономика», учебное пособие, М.: Интеллект­Центр, 2015. 2. В.Г.Губарев   «Основы   экономики   и   предпринимательство,   учебное   пособие, издательство «Феникс», Москва, 2015 г. Онлайн­источники: 1. 2. 3. 4. http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков. http://gallery.economicus.ru  – материалы об экономистах и направлениях экономической  теории. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской  федерации. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА,  СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы. 5. http://www.hse.ru  – Государственный университет Высшая школа экономики6. http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий   и   лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  Основные ОК, ПК показатели оценки результата ОК 1, ОК 2, ПК 2.6 ОК 1, ОК 3,  ОК 4, ПК 2.6.  находить и использовать экономическую информацию     в   целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда; Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа   по   карточкам, беседа,   подготовка докладов,   выполнение самостоятельной работы Рассказывает о  роли и сущности экономики. Находит экономическую информацию. Знать:        принципы общие   организации производственного   и технологического   механизмы процесса; на ценообразования   формы продукцию, оплаты   в современных   условиях; цели задачи структурного подразделения, структуру   организации, основы   экономических знаний,   необходимых   в отрасли; и труда     Собеседование, работа с научной литературой,   диалог, наблюдение,   беседа, тестирование, выполнение самостоятельной работы Рассказывает об общих принципах производственного и технологического процесса. Называет механизмы ценообразования на продукцию. Излагает последовательность экономического кругооборота механизмы   ценообразования продукцию, оплаты   современных условиях; на   формы в труда        и задачи цели структурного подразделения, структуру   организации, основы   экономических знаний,   необходимых   в отрасли; Тестирование, устный  опрос, беседа, защита  реферата, выполнение  самостоятельной  работы Тестирование,  самостоятельная  работа, устный опрос,  выполнение  самостоятельной  работы Перечисляет формы оплаты труда в современных условиях. ОК 1, ОК 5, ОК 6, ПК 2.6. Формулирует цели и задачи структурного подразделения. ОК 1, ОК 7 ПК 2.6. Составляет бизнес­ план предприятия.