Рабочая программа составлена на основе государственной программы «Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» под редакцией Чистяковой С.Н.
Модификация программы состоит в изменении практической части (включении диагностических методик), а также в изменении содержания и наполнения тем.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения, тренинги, экскурсии.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КУРСУ
«ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
9 КЛАСС
Автор составитель :
Безносова Светлана Николаевна, учитель курса «Твоя профессиональная карьера»
2017 годПояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственной программы «Твоя
профессиональная карьера 8 – 9 классы» под редакцией Чистяковой С.Н.
Модификация программы состоит в изменении практической части (включении
диагностических методик), а также в изменении содержания и наполнения тем.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, включающих в себя как теоретический
материал, так и практические упражнения, тренинги, экскурсии.
Цели курса:
оказание психолого педагогической поддержки учащимся в выборе пути
дальнейшего образования;
актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся
за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о
мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ;
развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в
современных социально – экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей
профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему
специально организованных диагностических работ.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть
сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к
профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и
образовательных услуг;
о возможностях получения образования в дальнейшей перспективе;
о психологических основах принятия решения;
умения находить правильные пути достижения успехов в профессиональной
карьере, объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с
избираемой деятельностью, ставить цели и планировать действия для их достижения,
выполнять творческие упражнения,
позволяющие приобрести соответствующий
практический опыт.Учебнотематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Тема
Образ «Я»
Мир профессионального
труда
Дневник
профессиональной
карьеры
Итого:
Количество
часов
В том числе:
диагностика экскурсии
контрольные
работы
14
17
3
34
5
7
12
1
2
3
3
3Содержание
Тема №1: Образ «Я» 14 часов
Образ «Я» это система представлений личности о себе. Он ориентирован на
решение следующих основных задач: повышение уровня психологической компетентности
учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей
индивидуальности как изначальной ценности.
многообразие мира профессий;
социальные проблемы труда;
свои индивидуальные психологические особенности.
Должны знать:
Должны уметь:
свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального
будущего.
Тема №2: Мир профессионального труда – 17 часов
Формирование у школьника способности к анализу профессиональной деятельности.
Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий; разработка
специальных описаний профессий, раскрывающих специфику профессии, использование
формул профессий, изучение и осмысление содержания труда.
Должны знать:
Должны уметь:
классификацию профессий;
свойства нервной системы человека в профессиональной деятельности;
современный рынок труда;
пути получения профессий.
анализировать профессиональную деятельность;
выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности;
проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы
профессий.
Тема №3: Дневник профессиональной карьеры – 3 часа
Работа с дневником профессиональной карьеры позволит поновому взглянуть на
себя, познать и оценить свои внутренние возможности, выявить свои индивидуальные
особенности и внутренние ресурсы, что, в свою очередь, поможет наметить программу
самоподготовки к будущей профессиональной карьере и успешно ее осуществить.Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения;
требования к составлению профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором
профессии;
понятие о темпераменте, эмоциональной сфере, интеллектуальных
способностях;
значение творческого потенциала человека.
Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны уметь:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о рынке труда.
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
классифицировать профессии по определенным признакам;
составлять личный профессиональный план;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
профессиональной деятельности;
образования.
анализировать информацию о профессиях по общим признакам
пользоваться сведениями о путях получения профессиональногоКонтрольноизмерительные материалы
Формы промежуточного контроля знаний, умений, навыков: контрольные
работы № 1, 2, 3.
Форма итогового контроля: составление и защита дневника профессиональной
карьеры.
1.
А)
Б)
В)
Г)
с)
2.
а)
б)
в)
г)
3.
мире?
Соотнесите понятия и определения:
Контрольная работа № 1
профессия;
специальность;
карьера;
личность.
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
к)
л)
о)
н)
м)
это особые качества человека,
которые являются результатом его развития;
это необходимая для общества,
ограниченная (вследствие разделения труда)
область приложения физических и духовных
сил человека,
дающая ему взамен
приложенного им труда возможность
существования и развития;
п)
профессии;
вид занятий в рамках одной
р)
движение, путь когонибудь к
внешним успехам, славе, выгодам, почету,
сопровождающее деятельность на каком
нибудь общественном поприще.
Сколько профессий и специальностей насчитывается в современном
не более 200;
не более 5000;
не более 10000;
более 40000.
Назовите
составляющие
стратегии
выбора профессии
(профессионального плана).
4.
5.
6.
Назовите и охарактеризуйте типичные ошибки при выборе профессии.
Определите к какой степени профессиональной пригодности, по Е.А.
Климову, относится данная характеристика.
Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть
реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в определенной области.
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей,
должностей по соответствующим группам:
токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер,
животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр,
бригадир, машинистка, токарьревольверщик, слесарьсантехник, учитель физики, окулист,
строитель, фотокорреспондент, секретарьреферент, программист, писатель, журналист,
завуч школы, редактор, начальник смены.
Профессия
сть
т)
х)
у)
ц)
Специально
Должность
ф)
ч)ш)щ)Назовите и кратко охарактеризуйте четыре основные формы эмоциональных
ы)
Контрольная работа № 2
1.
состояний.
2.
К какому понятию относится нижеприведенное определение:
переживания, в форме пристрастного, сугубо личного отражения жизненного
смысла явлений и ситуаций.
раньше начать развивать свои способности?
3.
4.
5.
Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к:
практическому мышлению;
образному мышлению;
абстрактному или логическому мышлению.
Что является основным условием развития личностного потенциала?
Почему человеку необходимо как можно точнее определить и как можно
э)
ю)
1.
2.
я)
Контрольная работа № 3
Назовите и охарактеризуйте виды разделения труда.
Вставьте пропущенные слова в приведенные ниже определения:
Предмет труда – это то, на что ___________ труд человека.
Средства труда – необходимый ______________ трудового процесса.
Профессионал – это человек, как правило, _____________ и _____________,
не замыкающийся в узкой области своего _________.
Составьте профессиограмму (одна на выбор):
автослесаря;
врачахирурга;
учителя начальных классов;
повара;
столяра;
юриста;
журналиста;
ветеринара;
официанта;
продавца;
дизайнера.
3.
аа)
аб)
ав)аг) Календарнотематическое планирование
ад)
ае)
№
аж)
Д
аз) Тема урока
ал)Образ «Я» (14 часов)
ап) Внутренний мир человека и возможности
ао)
его познания.
ар) Диагностические
процедуры:
«Психогеометрический тест».
ах) Многообразие мира профессий
аи)
Ча
ас)
1
ац)
1
аю)
1
бд)
1
бл)
1
бс)
1
бч)
1
бя)
1
ак) Домашнее
задание
ам)
ат) Сочинение
рассужден
ие на тему:
«Успех –
это…»
ач) Перечислит
ь
положитель
ное
и
отрицательн
ое
в
различных
профессиях
.
ая) Самоописан
ие «Я в
глазах
других».
бе) Ответить
письменно
на вопросы
в тетради.
бм)Запомнить
записи в
тетради.
бт) Сообщение
на тему:
«Типы
темперамен
та»
бш)
Подгот
овка к к.р.
ва) Узнать к
какому
типу
профессий
относятся
профессии
родственни
ков.
ан)
1
ау)
2
аш)
3
ба)
4
бж)
5
бн)
6
бу)
7
бщ)
8
аф)
ащ)
бб)
бз)
бо)
бф)
аы)Секреты
выбора
профессии.
Профессиональный план.
аэ) Диагностические
процедуры:
тест
«Самооценка личности».
бв) Типичные ошибки при выборе профессии.
тест
бг) Диагностические
процедуры:
«Акцентуации характера».
би) Профессиональная карьера и здоровье.
бк) Упражнение «Эмоциональная почта».
бп) Свойства
нервной
системы
в
профессиональной деятельности.
бр) Диагностические процедуры: «Теппинг
тест».
бх) Темперамент
деятельности.
бц) Диагностические
в
профессиональной
процедуры:
«Определение темперамента личности».
бэ) Ведущие отношения личности и типы
профессий.
Контрольная работа № 1 (20 мин)
бю)
бы)
вб)
вв)
вг) Эмоциональные состояния личности.
ве)
вж)Вспомнить9
вз)
1
во)
1
вф)
1
вщ)
1
гб)
1
гк)
1
гр)
1
гх)
1
гэ)
1
дв)
вд) Упражнение «Шляпа пожеланий».
вк) Волевые качества личности.
вл) Диагностические процедуры: «Волевой
ви)
потенциал личности».
вр) Способности к запоминанию.
вс) Диагностические
«Пиктограмма».
процедуры:
вп)
.
вх)
вы)
гв)
гл)
гс)
гц)
гю)
дг)
вц) Способность быть внимательным.
вэ) Человек среди людей.
вю)Диагностические процедуры: методика
«Уровень субъективного контроля»
гг) Интеллектуальные
способности и
успешность профессионального труда.
гд) Диагностические процедуры:
«Тип
мышления».
гз) Мир профессионального труда (17 часов)
гм) Совершенствование человека в труде.
Профессионализм.
гн) Контрольная работа № 2 (20 мин)
гт) Разделение труда.
гч) Социальнопрофессиональная
мобильность.
гш)Диагностические процедуры: методика
определения типа ценностных ориентаций.
гя) Содержание труда.
дд) Характер труда в профессиональной
1
вм)
1
вт)
1
вч)
1
вя)
1
ге)
1
го)
1
гу)
1
гщ)
1
да)
1
де)
и описать
стрессовую
ситуацию.
вн) Роль
эмоций в
жизни
человека.
ву) Перечислит
ь
профессии,
предъявляю
щие
требования
к слуховой,
зрительной,
моторной
памяти.
вш)Роль
внимания в
жизни
человека.
га) Запомнить
записи в
тетради.
гж)Перечислит
ь
потребност
и человека.
ги)
гп) Закончить
предложени
я в тетради.
гф)Запомнить
опорные
понятия.
гы) Привести
примеры
профессий,
которые за
последнее
время
изменили
свое
содержание.
дб) Запомнить
опорные
понятия.
дж)
Опредедеятельности.
дк) Предмет труда в профессиональной
деятельности.
дп) Цели профессионального труда.
дф)
Средства труда в профессиональной
деятельности.
дх)
дц)
дэ) Проблемность трудовых ситуаций.
ев) Коллективность трудового процесса.
ди)
до)
ду)
ды)
еб)
ез) Самостоятельность в профессиональной
еж)
деятельности.
еи) Контрольная работа № 3 (20 мин)
ен)
ет)
ео) Ответственность в профессиональной
деятельности.
еу) Качества профессионала XXI века.
еф)Диагностические процедуры: методика
«Интеллектуальная мобильность»
еш)
ещ)Пути получения профессии.
1
дз)
2
дн)
2
дт)
2
дщ)
2
еа)
2
ее)
2
ем)
2
ес)
2
еч)
2
лить,
в
деятельност
и
каких
специалист
ов
преобладае
т
труд
простой,
сложный.
дм)Распредели
ть
профессии
по
предметам
и условиям
труда.
дс) Запомнить
записи в
тетради.
дш)
Привес
ти примеры
профессий
к каждой
группе
средств
труда.
дя) Запомнить
записи в
тетради.
ед) Подготовка
к к.р.
ел) Перечислит
ь
виды
ответственн
остей.
ер) Дать
определени
е понятию
«Компетент
ность».
ец) Запомнить
записи в
тетради.
еэ) Перечислит
ь высшие и
средне
1
дл)
1
др)
1
дч)
1
дю)
1
ег)
1
ек)
1
еп)
1
ех)
1
еы)
1специальны
е учебные
заведения
Курганской
области.
ею)
жг)Написать
формулу
профессий.
Состав
ить на себя
анкету для
биржи
труда.
жи)
жп)
Запомн
ить записи в
тетради.
жс)
жц)
Заполн
ить дневник
профессион
альной
карьеры.
жэ)Подготовка
к к.р.
зг)
зж)
жв)
1
жз)
1
жо)
1
жх)
1
жы)
1
зв)
1
зе)
34
жб)
Профессиограмма
и
анализ
профессий.
жж)
Современный рынок труда и его
требования к профессионалу.
жм)
жн)
Человек на рынке труда.
Диагностические процедуры: «Образ
будущего».
Дневник профессиональной карьеры (3 часа)
жф)
Моя профессиональная карьера
жщ)
Моя профессиональная карьера
за) Профконсультационные услуги.
зб) Годовая контрольная работа.
ея)
2
жд)
3
жк)
3
жт)
3
жч)
3
жю)
3
жа)
же)
жл)
жр)
жу)
жш)
жя)
зд)
Итого:
зз)
зи)зк)
Учебнометодическая литература для учителя
1.
2.
Климов Е.А. Психология профессионала. МоскваВоронеж, 1996.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» (Электронный ресурс),
Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Tvoiaprofkariera/index.html
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.
МоскваВоронеж, 1996.
http://azps.ru/tests/stest/behaviourmelo.html
сост. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000.
Психогеометрический тест (Электронный ресурс), Режим доступа:
Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.
Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова –
Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
Сонин В.А.
Психодиагностическое познание профессиональной
деятельности. – СПб., 2004. С.8084.
Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006.
Твоя профессиональная карьера: методика: книга для учителя / под ред. С.Н.
10.
Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 89 кл. общеобразоват.
учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2006. – 159с.
Тест на волевые качества личности (Электронный ресурс), Режим доступа:
11.
http://relax.wildmistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/d2f76a0ae36f9114c325757200550089
12.
Тест опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации
характера и темперамента личности (Электронный ресурс), Режим доступа:
http://psycabi.net/testy/395testoprosnikgshmishekakleongardametodika
aktsentuatsii
kharakteraitemperamenta
13.
Тест "Пиктограмма" А.Р.Лурия (исследование памяти)
(Электронный
ресурс), Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnosticschoolpsychologist/61
diagnosisofintellectualdevelopment/485testiconluriathestudyofmemory
14.
Уровень самооценки
(Электронный ресурс),
Режим доступа:
http://tvoiuspeh7.ru/samoocenkalichnostivpsihologiitesti.html
15.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая
диагностика развития личности и малых групп. – М., Издво Института Психотерапии,
2002. C.394399.
зл)
зм)
Учебнометодическая литература для учащихся
1. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.
2. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера:
учеб. для 89 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как
вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать
беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. – М., 1990.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1990.
5. Павлютенков Е.М. Кем быть? – Киев,1989.
6. Экскурсии в мир профессий. – М., 2005.
7. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / глав. ред. Е. Ананьева. – М.:
Аванта, 2003.
зн)
зо)
зп)
зр)зс)