Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Казачок» в 6 классе.
Внеурочная программа «Казачок» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»щ,
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
№1756р от 29.12.2001), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования
Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 ), Законом Ростовской области «Об образовании», учебным планом Ростовской области для
образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области №1271 от 02.06.2004).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в России стремительно теряется бережно сохраняемое
предшествующими поколениями культурное наследие своего народа, разрушаются его основы и, прежде всего, национальное
самосознание, как осознание своей национальной принадлежности. Поэтому чрезвычайно важно вернуть отраженные в народной культуре
человеческие ценности. Для этого необходимо знакомство детей с национальными традициями своего народа. Решение обозначенной
проблемы видится в разработке дополнительных образовательных программ соответствующей направленности, учитывающих культурные
и национальные особенности донского региона.
Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как одно из главных направлений работы образовательных учреждений
всех типов и уровней, особенно средней школы. Это не случайно, поскольку дети и молодежь составляют основную объектную базу
патриотического воспитания, а школа – ведущее учреждение, где закладываются основы гражданскопатриотического становления
подрастающего поколения – будущего нашей страны. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается, что
отечественное образование призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие
национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Содержание
предлагаемой программы предполагает органически дополнить содержание базовой программы «казачьим компонентом»: рассмотреть
вопросы зарождения и развития казачества, показать место и роль казаков в политической истории, отразить основные направления
становления казачества России в настоящее время.
Курс составлен на основе программы «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 56 классов
общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин. Ростовна Дону.,, Донской издательский дом”2005г.), в
соответствии с региональным, этнокультурным компонентом государственного стандарта общего образования по истории . Программа
рассчитана на 34 часа. (1 ч. в неделю). Результаты освоения курса.
К важнейшим личностным результатам изучения истории донского края , истории донского казачества в основной школе относятся
следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты :
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация,
реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты :
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего края ,человечества как необходимой
основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и страны
Введение. Донской край в эпоху средневековья.
Содержание курса .
Раздел 1.Хазары.Смена населения. Славяне на Дону .Искусство Хазарии. Походы князя Святослава. Хазария. Основные занятия и образ
жизни хазар. Система управления, суд, и вероисповедание жителей. Разгром хазарской державы .
Раздел 2. Дон в 1012 веках. Печенеги.Половцы и Русь.Взаимодействие славян с миром кочевником.
Раздел 3. Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголотатары на Дону. Золотоордынский Азак.
Владимир Мономах. Борьба объединённых русских дружин во главе с Владимиром Мономахом против половцев. Поход князя Игоря
Святославовича (1185 г.) против половцев. «Слово о полку Игореве».
Раздел 4.Тана торговая фактория. Ранние сведения о Тане. Управление,население,торговля .Великий торговый путь в Китай. Изгнание
итальянцев.
Раздел 5.Азов.АзовСеверный порт Османской империи. Золотоордынский Азак.невольничий рынок.
Раздел 6.Донские казаки.
Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье
самоуправление.
Отношения казачества с Московским царством.
Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича.
Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края .
Процесс формирования донского казачества. Причины складывания казачества на Дону . Этнический состав казачества. Занятия, образ жизни,
структура управления донских казаков. Первые казачьи атаманы: М. Черкашенин. Атаман Ермак. Поход Ермака на Сибирь и присоединение Сибирского ханства.
Заключение.
Календарно тематическое планирование.
Название разделов, тема
занятия.
Количест
во часов.
№
урок
а
Введение. Донской край в
эпоху средневековья.
1.
Раздел 1.Хазары. 5 ч.
2
Хазары. Смена населения.
3
4
5
Основные занятия и образ
жизни хазар.
Система управления , суд и
вероисповедания жителей.
Славяне на дону. Походы
князя Святослава.
1
1
1
1
1
Планир
уемая
дата
проведе
ния
4.09
Фактич
еская
дата
проведе
ния
11.09
18.09
25.09
02.10
Урокзнакомство
Форма занятия
Виды деятельности учащихся
Уроклекция
Урокрассказ
Урокпоиск
Урокработа с документами
Лекция, просмотр видео
экспозиции «История Донского
края», работа с историческими
источниками.
Рассказ, просмотр иллюстраций,
работа с исторической картой и
источниками.
Подготовка учащимися
презентации , сообщения на
тему «Занятия и быт хазар»
Работа с историческими
документами «Религия кочевых
племен», просмотр презентации
на тему «Система управления
хазар».
Знакомство с исторической
личностью, сообщение на тему 6
Разгром Хазарии.
Раздел 2.Дон в 1012 веках. 3 ч.
7
Печенеги .
8
Половцы и Русь.
9
Взаимодействие славян с
миром кочевников.
1
1
1
1
9.10
16.10
23.10
Урок информация
Урокрассказ
Урок беседа
06.11
Урокрассуждение
«Князь Святослав как личность
в истории России».
Работа с историческим текстом,
анализ информации, работа с
исторической картой.
Рассказ, работа с историческим
источником, просмотр
иллюстраций.
Получить представление об
историческом событии, как
части истории России,
анализируя тексты
исторического документа.
Анализ литературного
произведения: «Слово о полку
Игоре.»
Просмотр презентации
«Культура половцев и связь со
славянами.». Чтение, анализ,
обсуждение исторических
источников, о жизни разных
народностей проживавших на
территории Дона.
Раздел 3.Монголотатарские завоеватели на Дону. 6 ч.
13.11
10
1
Вторжение монголотатар в
Донские степи.
Битва на реке Калке.
Куликовская битва.
11
12
Урок –документальный практикум Работа с документами,
1
1
20.11
27.11
Урок анализ
текстами, картами.
Работа с исторической картой,
иллюстрациями, работа на
проектом «Личность в истории
Дмитрий Донской», анализ
«Летописи 1471г», анализ битв
по плану. 13
Упадок Золотой орды.
14
15
Наш край глазами
путешественников 1014 века.
Археологические памятники
золотоордынского времени на
Дону.
1
1
1
Раздел 4.Торговая фактория – Тана. 4 ч.
4.12
Урокдокументальный практикум
11.12
Урок обсуждение
18.12
Уроквиртуальная экскурсия
16
Ранние сведения о Тане.
17
Управление. Население.
Торговля.
Раздел 5. Азов. 2 ч.
18
Азовсеверный порт
Османской империи.
Азак – невольничий рынок.
19
1
1
1
1
25.12
15.01
22.01
29.01
Урокбеседа
Урок – работа с творческими
заданиями
Урокпроект
Уроктворческая работа
Просмотр иллюстраций,
подготовка и обсуждение
сообщения : «Борьба народов
Донского края с монголо
татарским нашествием.»
Анализ исторических
документов, разных точек
зрения, суждений о значении
исторических событий 1014
века на Дону.
Просмотр видеоэкспозиции
Донского краеведческого
музея : «Памятники
золотоордынского времени на
Дону».
Работа с
учебником,иллюстрациями,
работа с картой «Великий
торговый путь в Китай».
Просмотр презентации, работа
со схемой « Товары ,которые
попадали в Тану», составление
рассказа о приключениях
торгового каравана в пути из
Пекина в Тану.
Работа с проектом на тему:
«Основание Азова».
Работа с исторической
картой,учебником,иллюстрация
ми.Рисунок турецкого воина Раздел 6. Донские казаки. 12 ч
20
Дикое поле.
21
Предшественники Донского
казачества.
2223 Донские казаки.
24
25
26
Первые казачьи городки.
Управление казачьим войском.
Казакзащитник Отечества.
27
На казачьем кругу.
28
29
Первые казачьи атаманы.
Ермак и его походы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
09.04
16.04
23.04
Урокрассказ
Уроклекция
Урокрассуждение
Уроктворческая работа
Уроктворческий проект
Урокпрактикум
Уроканализ
Урокзнакомство
Урокпоиск
Уроктворческая работа
янычара.
Просмотр презентации на тему:
«Освоение и заселение Донского
края»,
Лекция на тему: «Первые
поселения на Дону».
Сообщение на тему: «Откуда
пошло название казак»,
обсуждение версии о
происхождении донского
казачества. Творческое задание
рисунок «Первые казаки».
Просмотр презентации «Казачий
курень», творческая работа над
макетом жилища казаков.
Составление схемы управления
казачьим войском,работа с
историческим документом
Изучение и анализ
исторического документа,
сообщение «История казачьих
походов».
Сообщение о значении высшего
законодательного органа у
казаков, работа со справочными
материалами о происхождении
термина «Казачий круг».
Подготовка сообщения о первых
казачьих атаманах, фото,
биография, боевые заслуги.
Просмотр презентации о
исторической личности 30
31
32
33
34
Донское казачество на службе
Московского правительства.
1
Первые хутора и станицы дона. 1
Быт и жизнь казаков.
Урок Экскурсия в
краеведческий музей .
Итоговое занятие по курсу.
1
1
1
30.04
07.05
14.05
21.05
28.05
Уроклекция
Уроктворческая работа
Урокинсценировка
Урок экскурсия
Уроквикторина
«Ермака»,рисунок «Символы
атаманского достоинства»,
разучивание «Гимна войска
Донского».
Сообщение на тему :
«Отношение казачества с
Московским царством».
Подготовка сообщений:
«История хутора, станицы»,
Подготовка презентации.
Презентация : «Занятия
казаков», инсценировка
« Семейный уклад Донских
казаков»,традиции.
Экскурсия в краеведческий
музей Песчанокопского района.
Участие в викторине « Проверь
себя». Дата внесения изменений
содержание
Подпись лица внесшего изменения
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Рабочие программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.