Рабочие программы
Оценка 4.8

Рабочие программы

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—9 кл
21.04.2019
Рабочие программы
Публикация является частью публикации:
история 5.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:  ФЗ ­273 «Об образовании в РФ» (статья №28);  Устава МБОУ­ООШ №15 п. Восход;  ФГОС ООО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);  Учебного плана МБОУ­ ООШ №15 п. Восход;  Положения   «О   рабочей   программе   учебных   курсов,   предметов,   дисциплин (модулей)»;    Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ­ ООШ №15 п. Восход;  Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России. В основе рабочей программы лежит авторская программа А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», авторская программа по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С. Приказ № ___ от ____ мая 201__ г « «Об утверждении учебного плана для МБОУ-ООШ №15 п. Восход на 2018-2019 учебный год. Общая характеристика учебного курса. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Главная цель изучения истории в современной школе- образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи изучения истории в основной школе:  воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;  освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;  овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;  формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно- национальными традициями;  применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Посредством программы реализуются три основные функции истории: - познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества; - практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма; - мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений. Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно- хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. реализующим содержание Наряду программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются: - деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника; - компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы; - дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д. -личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на с обозначенным подходом, освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения; - проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения. Содержание курса историиконструируется на следующих принципах: - принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок; -принцип объективности,основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно; -принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе; - принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития. Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей. Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. Место предмета в базисном учебном плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 5 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины. Но в соответствии с Уставом школы, годовым календарным графиком, учебным планом, расписанием уроков на 2018-2019 уч.год рабочая программа составлена 67 часов. Содержание учебного предмета. Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). Тема 3. Счёт лет в истории Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. культовое каменное строительство, Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Тема 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь. Тема 6. Индия и Китай в древности «Царская дорога» и «царская почта». Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории культуру. РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Тема 7. Древнейшая Греция Отсутствие полноводных рек. Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. государства ЦиньШихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия ЦиньШихуана. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы ЦиньШихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города- крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Основные занятия населения Аттики: Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли. Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. Рим — сильнейшая держава Тема 12. Средиземноморья Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. Тема 13. Гражданские войны в Риме Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки «Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Правление Константина. (папы). Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности. Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Вид контро ля Сроки контро ля Тематическое планирование Кол- Во часо в 1 6 Время Изучен ия матери ала 4.09 6.09 - 25.09 Тема урока Характеристика основных видов деятельности 1.Введение 1.Жизнь первобытны х людей Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного 2.Древний Восток человека. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурса х географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять 21 27.09 - 12.12 25.10 12.12 П.р. №1 П.р. №2 21 18.12 - 6.03 П.р. №3 6.03 3.Древняя Греция ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. 19 12.03 - 22.05 4.Древний Рим Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. Итого 68 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата факт план 4.09 6.09 11.09 13.09 18.09 20.09 25.09 27.09 2.10 4.10 9.10 11.10 1 1 1 1 № п/п Тема урока 1. Введение. Кол- во часов 1 Жизнь первобытных людей ( 6 ч.) Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории 1 1 1 1 1 1 Древний Восток ( 21 ч.). 1 Переход от первобытности к цивилизации. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 11. Жизнь египетского вельможи. 12. Военные походы фараонов. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Религия древних египтян. 13. 14. Искусство древних египтян. 15. Письменность и знания древних египтян 16. Проверочная работа №1 по теме: «Древний Египет» 17. Древнее Двуречье. 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Библейские сказания. 19. Финикийские мореплаватели. 20. 21. Древнееврейское царство. 22. Ассирийская держава. 23. Персидская держава «царя царей». 24. Природа и люди в Древней Индии. 25. Индийские касты. 26. Чему учил китайский мудрец Конфуций. 27. Первый властелин единого Китая. 28. Проверочная работа № 2 по теме: «Индия и Китай в древности» Древняя Греция ( 21 ч.) 1 1 1 1 1 1 29. Греки и критяне 30. Микены и Троя. 31. Поэма Гомера «Илиада». 32. Поэма Гомера «Одиссея» 33. Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и 34. свободу. Зарождение демократии в Афинах 35. 36. Древняя Спарта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16.10 18.10 23.10 25.10 6.11 7.11 13.11 14.11 20.11 21.11 27.11 28.11 4.12 5.12 11.12 12.12 18.12 19.12 25.12 26.12 9.01 15.01 16.01 22.01 37. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. 38. Олимпийские игры в древности. 39. Победа греков над персами в марафонской битве. 40. Нашествие персидских войск на 41. 42. 43. 44. 45. 46. Элладу. В гаванях афинского порта Пирей В городе богини Афины. В афинских школах и гимназиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. 47. Поход А.Македонского на Восток. 48. 49. Проверочная работа №3 по теме: В Александрии Египетской. «Древняя Греция» Древний Рим (19 ч.) э50. Древнейший Рим. 51. 52. 53. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Карфаген – преграда на пути к Сицилии. 54. 55. 56. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье. Рабство в Древнем Риме. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.01 29.01 30.01 5.02 6.02 12.02 13,02 19.02 20.02 26.02 27.02 5.03 6.03 12.03 13.03 19.03 20.03 2.04 3.04 9.04 Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи Соседи римской империи. Рим при императоре Нероне. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Первые христиане и их учения. 64. 65. 66. 67. Расцвет римской империи во II в. «Вечный город» и его жители. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. 68. Взятие Рима варварами. Защита проектов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10.04 16.04 17.04 23.04 24.04 30.04 7.05 8.05 14.05 15.05 21.05 22.05 Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса 1. 5 класс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира»; методические рекомендации, тетрадь контрольных работ. 2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.:к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2015- 304 с. Интернет ресурсы: А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, 1 (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)   2 История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1) Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным УКа3ателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам. Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории компетентностного   и   личностно предполагают   реализацию   деятельностного, ориентированных подходов в процессе усвоения программы.  Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых  в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств  и свойств учащихся.  Личностные  результаты: ­   осознание   своей   идентичности   как   гражданина   страны,   члена   семьи,   этнической   и религиозной группы, локальной и региональной общности;  ­ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;  ­осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  ­     понимание   культурного   многообразия   мира,   уважение   к   культуре   своего   и   других народов, толерантность. Метапредметные результаты: ­способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;   ­ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать   факты,   составлять   простой   и   развернутый   план,   тезисы,   конспект, формулировать   и   обосновывать   выводы   и   т.   д.),   использовать   современные   источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; ­способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);    ­готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе,   освоение   основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.  Предметные результаты:  ­овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества   как   необходимой   основой   для   миропонимания   и   познания   современного общества;  ­способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;  ­умения   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных   исторических   и современных   источников,   раскрывая   ее   социальную   принадлежность   и   познавательную ценность;   ­расширение   опыта   оценочной   деятельности   на   основе   осмысления   жизни   и   деяний личностей   и   народов   в   истории   своей   страны   и   человечества   в   целом;   ­   готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.               Соотнесение  элементов  учебной  деятельности  школьников  и  ведущих  процедур исторического   познания   позволяет   определить   структуру   подготовки   учащихся   5—9 классов   по   истории   в   единстве   ее   содержательных   (объектных)   и   деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:  1. Знание хронологии, работа с хронологией: ­   указывать   хронологические   рамки   и   периоды   ключевых   процессов,   а   также   даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; ­ соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.  2. Знание исторических фактов, работа с фактами: ­ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;  ­ группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками:  ­ читать историческую карту с опорой на легенду;  ­   проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких   источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);  ­ сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4.   Описание   (реконструкция):  рассказывать   (устно   или   письменно)   об   исторических событиях,   их   участниках;   ∙   характеризовать   условия   и   образ   жизни,   занятия   людей   в различные   исторические   эпохи;   ∙   на   основе   текста   и   иллюстраций   учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.  5. Анализ, объяснение: ∙ различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);   ∙   соотносить   единичные   исторические   факты   и   общие   явления;   ∙   называть характерные,   существенные   признаки   исторических   событий   и   явлений;   ∙   раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; ∙ сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; ∙ излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: ­ приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;   ­   определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.  Критерии оценивания Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений. В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик: 1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала; 2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл; 3) беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Приложение 1 Проверочная работа 5 класс По теме «Древний Египет» 1. Как называется страна, расположенная от первого порога Нила до Средиземного моря: а) Сирия б) Египет в) Месопотамия 2. Как звучал титул правителя Египта: а) вельможа б) король в) фараон 3. Как называется высокий тростник, растущий по берегам Нила а) папирус б) бамбук в) пергамент 4. Островки зелени, редко встречающиеся в пустыни – это … а) оазисы б) пороги в) дельты 5. Царь какого Египта носил белую корону а) Западного б) Северного в) Южного 6. После объединения столицей египетского государства стал а) Мемфис б) Фивы в) Ахетатон 7. Записывали приказы фараона, надзирали за работами земледельцев и ремесленников а) рабы б) писцы в) вельможи 8. Бронза – это сплав металлов а) золото и олова б) серебра и меди в) меди и олова 9. Огромные гробницы фараонов – это а) пирамиды б) обелиски в) сфинксы 10. Письмена древних египтян назывались: а)шадуфами б)алфавитом в)иероглифами г)рельефими 11.Войско фараона набирали следующим образом: А)каждая семья давала воина б)призывали каждого десятого человека В)брали всех желающих г)призывали все мужское население II. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОВАМ: религия, бронза, жрец, храм, миф. III. НАЙДИТЕ ПАРУ Имя Бога Значение Бога А) Гор Б) Осирис В) Тот Г) Анубис Д) Апис Е) Сет Ж) Маат З) Бастет 1. Богиня Правды 2. Бог царства мертвых 3. Бог пустыни и песчаных бурь 4. Богиня женской красоты 5. Бог мудрости 6. Фараон и судья царства мертвых 7. Покровитель земных фараонов 8. Священный бык IV. ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ ( вставьте пропущенное слово вместо точек) 1. Когда египтянин умирал, его тело высушивали и обматывали тонкими бинтами - изготовляли ………….. 2. Тело клали в гроб, который назывался - …………….. 3. Самая знаменитая гробница – это гробница фараона - ………………., Её высота - ………. метров. 4. Вход в долину фараонов охраняет ……………., высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. 5. Священные письмена египтян - ………………, они украшали стены храмов и посуду. 6. Эталоном женской красоты в Египте считалась ……………………., жена фараона Эхнатона. 7. Писцов и жрецов готовили в ………….. V.Решите задачи 1.Сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? 2.В1822г.Франсуа Шампольонрасшифровал надпись на камне который пролежал в земле 2075 лет.В каком году была сделана надпись. VI.Отметьте на ленте времени 1.Возведение пирамиды Хеопса 2.Завоевательные походы Тутмоса III 3.Год своего рождения Приложение 1 Проверочная работа №2 «Индия и Китай в древности» 1.Где расположена Индия? А) в Южной Азии Б) В Западной Азии В) в Европе 2.Самые крупные реки Индии: А) Тигр и Ефрат Б) Инд и Ганг В) Нил и Волга 3. С севера границей Индии служат самые крупные горы в мире: А) Альпы Б) Уральские горы В) Гималаи 4.Священное животное, которое индийцы называли матерью, Божественной кормилицей: А) змея Б) слон В) корова 5.Укажите верное утверждение: А) Индийцы верят, что люди, животные и растения имеют душу. Б) Индийцы верят, что души вечны, после смерти они могут переселяться. В) Индийцы верят, что дальнейшее переселение души человека зависит от его поведения при жизни Г) Все варианты верны 6. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога: А) Брахмы Б) Шудры В) Кшатрии 7. Соотнесите часть тела бога Брахмы и касты: Часть тела бога Брахмы Каста А.Слуги Б.Жрецы В.Знатные воины Г.Земледельцы 1.Рот 2.Руки 3.Бедра 4. Ступни ног 8.Как звали древнеиндийского мудреца, основателя религии буддизма, который учил, что главное-личные достоинства человека, а не его происхождение: А) Иисус Б) Аллах В) Будда 9. В 3-м веке до н.з. почти все индийские царства объединил под своей властью: А) Цинь Шихуан Б)Конфуций В) Ашока 10.Где расположенКитай? А) в Южной Азии Б) В Западной Азии В) в Восточной Азии 11.Как звали мудреца, которого очень почитали китайцы? А) Иисус Б)Конфуций В) Будда 12. На чем писали в Древнем Китае? а) на дощечках из бамбука б) в) на глиняных табличках 13.Первого властелина единого Китая звали: А) Цинь Шихуан Б)Конфуций В) Ашока 14.Когда первый властелин единого Китая объединил весь Китай под своей властью? А) в 221 г. до н.э. Б) в 223 г. до н.э. В) в 227 г до н.э. 15.Во время правления Цинь Шихуана началось строительство: А) Храма Неба Б) Великого канала В) Великой Китайской стены 16. От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена? на пальмовых листьях от от гуннов в) а) от ассирийцев б) филистимлян 17.Гробницу Цинь Шихуана охраняли: А) деревянные воины Б)глиняные воины В) железные воины 18.Династия Цинь была свергнута в результате: А) дворцового переворота б) набега кочевников В) народного восстания 19.Китайский император – А) Сын Неба Б) Правитель Неба В) Отец Неба 20.Китайская письменность: А) Иероглифическое письмо Б) Алфавитное письмо В) Предметное письмо Проверочная работа №3 «Древняя Греция». Вариант 1. Приложение 1 Часть А. А1. Какое море омывает территорию Греции: 1) Красное 2) Белое 3) Черное 4) Средиземное А2. В работе Народного собрания в Афинском государстве принимали участие: 1) все греки 2) граждане Афинского государства 3) все жители Афинского государства 4) люди, свободно говорившие на греческом языке А3. Какое событие связано с именем Солона? 1) строительство Парфенона 2) отмена долгового рабства 3) победа в Греко-персидских войнах 4) открытие первых Олимпийских игр А4. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран? 1) вино 2) оливковое масло 3) рабов 4) ремесленные изделия А5. Что означает греческое слово «аристократия»? 1) «власть народа» 2) «власть знати» 3) «власть тирана» 4) «единовластие» А6. В чем причина победы греков в войнах с персами? 1) в греческом войске сражались рабы 2) жители различных греческих полисов объединились 3) сражения велись на территории Персидской державы 4) война со стороны греков носила захватнический характер А7. Главным занятием спартанцев было: 1) ремесло 2) мореплавание 3) земледелие 4) военное дело А8.  Древняя Греция является родиной: 1)Библии          2) пурпура           3) пергамента          4) гимнасий А9. Парфенон­ это 1) главный порт Афин 2) священный холм 3) храм богини Афины                                    4) главная торговая площадь Афин Часть В. В1. Установите соответствие между именем богини и ее характеристикой. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Богиня A Афина Б) Афродита B Деметра Характеристика 1 богиня земледелия 2 богиня справедливой войны 3 богиня охоты 4 богиня любви и красоты Ответ: Б А В В2. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) Марафонская битва Б) первые Олимпийские игры В) поход Александра Македонского на Восток Г) Битва близ города Херонея Ответ: 2 1 3 4 В3. Из перечисленных ниже сражений укажи важнейшие сражения завоевательных походов Александра Македонского: 1) битва при Марафоне 2) битва при Гранике 3) битва у города Исс 4) Саламинское сражение 5) сражение при Фермопилах 6) сражение у деревушки Гавгамелы Ответ:___________________ Часть С. С1. Представьте себе, что вы оказались в Афинах. Каких знаменитых людей можно там встретить? Чем они были знамениты? С 2. Придумайте рассказ об Олимпийских играх в Древней Греции от имени участника или зрителя. Проверочная работа №3 «Древняя Греция». Вариант 2. Приложение 1 Часть А. А1. Древняя Греция располагалась на полуострове: 1) Апеннинском 2) Пиренейском 3) Балканском 4) Малая Азия А2. Чем занималось Народное собрание в Афинах? 1) принимало законы 2) следило за состоянием насыпей и каналов 3) руководило возведением храмов 4) объявляло о начале театральных представлений А3. Какое событие связано с именем Перикла? 1) строительство Парфенона 2) отмена долгового рабства 3) победа в Греко-персидских войнах 4) открытие первых Олимпийских игр  А4. Какой товар греческие купцы везли в колонии? 1) мед                                       2) пшеницу 3) шкуры животных               4) оливковое масло А5. Что означает греческое слово «демократия»? 1) «власть народа» 2) «власть знати» 3) «власть тирана» 4) «единовластие» А6. Главной причиной потери Грецией независимости в IV в. до н. э. было: 1) построение македонского войска фалангой 2) греческие полисы постоянно воевали, разоряя друг друга 3)  введение единобожия 4) смерть Перикла А7. Спартанцы прославились как: 1) храбрые воины 2) талантливые поэты 3) искусные ремесленники 4) трудолюбивые земледельцы А8. Древняя Греция стала родиной: 1)календаря 2) бани 3) театра 4) алфавита А9. Акрополь­ это 1) главный порт Афин                                 2) священный холм 3) храм богини Афины                                4) главная торговая площадь Афин Часть В. В1. Установите соответствие между именем бога и его характеристикой. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Бог А) Дионис Б) Гефест A Аид Характеристика 1) покровитель кузнечного дела 2) бог торговли 3) владыка загробного мира 4) бог виноградарства и виноделия Ответ: Б А В В2. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) Троянская война Б) Подчинение Греции Македонией В) Саламинское сражение Г) поход Александра Македонского на Восток Ответ: 2 1 3 4 В3. Из перечисленных ниже сражений укажи важнейшие сражения греко-персидских войн: 1) битва при Марафоне 2) битва при Гранике 3) битва у города Исс 4) Саламинское сражение 5) сражение при Фермопилах 6) сражение у деревушки Гавгамелы Ответ:___________________ Часть С. С 1. Представьте себе, что вы оказались в Афинах. Каких знаменитых людей можно там встретить? Чем они были знамениты? С2. Придумайте рассказ об Олимпийских играх в Древней Греции от имени участника или зрителя. «Рассмотрено» Руководитель МО _______________Г.И.Сухорученко Протокол №____ от____ 20__г. «___» _________ «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ – ООШ №15 п. Восход ______________Е.Н.Крыгина «___» _________ 20__г.

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2019