Рабочие программы 2 класс "Школа России"
Оценка 4.6

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 4
2 кл
21.01.2017
Рабочие программы 2 класс "Школа России"
Публикация является частью публикации:
рабочая программа окружающий.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Проводниковская основная общеобразовательная школа имени героя РФ А.С.Маслова « УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Проводниковская ООШ имени героя РФ А.С.Маслова _______________________Р.В.Шаронов «_____»_______________2016 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру  ФГОС на 2016­2017учебный год 2класс Составитель: Митькова Татьяна Викторовна Учитель высшей квалификационной категории Коломенского муниципального района  Московской области 2016 год Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального  государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы  начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с  русским языком обучения, и программы общеобразовательных учреждений авторов  Плешакова А.А. 2 класс. 1­4 классы» (учебно­методический комплект «Школа России»,  Москва «Просвещение» 2016год), с учетом основной образовательной программы МОУ  Проводниковской ООШ имени Героя РФ А.С.Маслова, особенностей классного  коллектива. На протяжении первого года обучения дети показали: ­ умение работать в группах ­ умение планировать и оценивать учебные действия  ­использовать ИКТ в работе на различных этапах урока ­выполнять творческие и логические задания ­умение работать с проектами и по проектам Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная  распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756­Р. 2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03­51­57 ин/13­ОЗ). 3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо  Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11­13). 4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»,  (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13­13). 5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях  безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в  эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»  (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13­51­120/13). 6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо  Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13). 7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального  общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №  1089).  8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного  плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03­1263). 9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»  (Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178­02 —  Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44.    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение  следующих целей: —  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе  единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях  культурного и конфессионального многообразия российского общества.     Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в  котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего  места в нём; 3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в  различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4)  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения  эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.     Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный  интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,  исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­ гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его  важнейших взаимосвязях.     Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных на; в их единстве и  взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать  явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в  ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с  интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,  так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую  панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной  школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных  предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,  литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции  естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном  соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи  экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных  национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на  этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как  важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный  фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для  дальнейшего развития личности.     Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную  шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок  подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании  личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и  культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,  компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и  участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.     Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают  основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся  осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на  многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими  возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений  проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и  социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной  школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности,  формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии  с отечественными традициями духовности и нравственности.     Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная  основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на  уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,  технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Общая характеристика курса     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих  ведущих идей: 1)   идея многообразия мира; 2)  идея целостности мира; 3)  идея уважения к миру.     Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в  социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических,  исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,  отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным  многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие,  без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и  духовных потребностей.     Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе.  Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой  природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,  рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется  положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее  значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого  общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из  области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про­ грамме каждого класса.     Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,  основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу  отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к  культурному достоянию народов России и всего человечества.     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­ поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное  освоение различных способов познания окружающего. При этом используются  разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих  единую информационно­образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений  природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе  исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические  и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.  Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с  людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по  охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие  ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на  улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых  результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена  в каждом разделе программы.     В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации  программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к  которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально  разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­ этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и  поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и  правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения  по экологической этике.     Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов  начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в  школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим  стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках,  продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.  Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном  общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые  на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении,  чтения и получения информации от взрослых. Ценностные ориентиры содержания курса •    Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и  общества. •    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. •    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине  к познанию  закономерностей окружающего мира природы и социума. •   Человечество как многообразие народов, культур, религии. •    Международное сотрудничество как основа мира на Земле. •    Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в  любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •   Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог  преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к  поколению и жизнеспособности российского общества. •   Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. •   Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,  духовно­ и социально­нравственное. •   Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место курса в учебном плане     На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 ч ( 2 часа в неделю, 34  учебные недели). Результаты изучения курса Личностные результаты: 1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его  органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других  народов; 4)  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и  развивающемся мире; 5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения; 6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в  информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,  социальной справедливости и свободе; 7)  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к  творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и  духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств её осуществления; 2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее  эффективные способы достижения результата; 4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)   использование знаково­символических средств представления информации для  создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических  задач; 7)  активное использование речевых средств и средств информационных и  коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных  задач; 8)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом  учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,  организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)  определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих; 12)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в  соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13)  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего  образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного  предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за  национальные свершения, открытия, победы; 2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,  истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм  здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,  измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных  архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5)  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в  окружающем мире.           В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся  формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности,  предусматриваемые стандартом начального общего образования: ­ наблюдать объекты окружающего мира; ­ работать с учебником, энциклопедиями; ­ работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами; ­ рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; ­ уметь работать в паре, группе, индивидуально; ­ уметь оценить себя, товарища; ­ формировать коммуникативные умения; ­ развивать познавательные, интеллектуально­учебные умения; ­ уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. 2 класс – – К концу 2 класса учащиеся должны знать: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; – имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; – правила   безопасности   движения  (в   частности,   касающейся   пешеходов   и   пассажиров – – транспортных средств); основные   стороны   горизонта;   устройство   и   назначение   компаса;   основные   формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия   нашей   страны   и   ее   столицы,   некоторых   других   городов   России;   названия нескольких стран мира; государственные символы России. Учащиеся должны уметь: – – – различать   объекты   природы   и   предметы,   созданные   человеком,   объекты   неживой   и живой   природы;   различать   изученные   группы   растений   и   животных;   распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать   изученные   виды   транспорта,   вести   наблюдения   за   жизнью   города   (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; соблюдать   правила  безопасности   движения   (в   частности,   касающейся   пешеходов   и пассажиров транспортных средств); выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; – – использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; – – приводить   примеры   достопримечательностей   родного   края,   Москвы,   Санкт­ Петербурга.  Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса В результате изучения окружающего мира второклассники научатся: • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; • правилам поведения в природе; • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; « распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; осо­ бенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на ули­ це, в быту, на воде, при контактах с людьми; • называть   имена   и   отчества   родителей;   основные   формы   приветствия,   просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. Второклассники получат возможность научиться: • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;   различать   изученные   группы   растений   и   животных;   распознавать   изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; • использовать   основные   формы   приветствия,   просьбы   и   т.д.   в   отношениях   с   другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; • определять основные стороны горизонта с помощью компаса. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  Человек и природа     Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и  предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет,  форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,  гроза.     Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие  веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые  тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,  газами.     Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего  живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.  Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,  расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.  Ориентирование на местности. Компас.     Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена  года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как  причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.     Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.     Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,  условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края  (краткая характеристика на основе наблюдений).     Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование  человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе  наблюдений).     Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,  человека.     Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для  живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.     Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,  бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края  (2—3 примера).     Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.     Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста  растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные  растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к рас­ тениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.     Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые  грибы. Правила сбора грибов.     Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,  тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных  животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере  насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и  жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края,  названия, краткая характеристика на основе наблюдений.      Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,  почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:  растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного  края (2—3 примера на основе наблюдений).     Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные  условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние  человека на природу изучаемых зон, охрана природы).     Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и  эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана  природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного  мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России,  её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное  участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность  природы.     Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические  организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие  детей в их проведении.     Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в  жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела  человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего  здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к  людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество     Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и  культурные ценности — основа жизнеспособности общества.     Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как  складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.  Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями  разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения  прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о  человеческих свойствах и качествах.     Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в  семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о  детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.  Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.  Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.     Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.  Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня  школьника.     Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.  Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и  других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.     Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство,  транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и  семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.  Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из  важнейших задач общества.     Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни  человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов  России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего  труда и профессиональное мастерство.     Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный  транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,  электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­ нравственного здоровья.     Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание  понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:  Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн  России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон  Российской Федерации. Права ребёнка.     Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы  государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан.     Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и  упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год,  Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День  России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление  плаката или стенной газеты к общественному празднику.     Россия на карте, государственная граница России.     Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. До­ стопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.  Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание  Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.     Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник  Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца  России (по выбору). Святыни городов России.     Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,  характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:  православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим  народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе  традиционных детских игр народов своего края.     Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.  Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,  проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные  сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти  выдающегося земляка.     История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события  общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,  Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины  быта, труда, духовно­нравственных и культурных традиций людей в разные исторические  времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.  Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории  и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность  историко­культурного наследия своего края.    Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на  Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической  карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному  наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни     Ценность здоровья и здорового образа жизни.     Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.  Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления  здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего  физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая  помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.     Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила  обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его  окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила  безопасности при контактах с незнакомыми людьми.     Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с  кошкой и собакой.    Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и  использование.     Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого  человека. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс (68 ч) Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас  природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками  людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное   небо.   Созвездия:   Кассиопея,   Орион,   Лебедь.   Представление   о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие   бывают   животные:   насекомые,   рыбы,   птицы,   звери;   их   существенные признаки.   Дикие   и   домашние   животные.   Животные   живого   уголка.   Кошки   и   собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные  изменения  в  природе:  осенние  явления. Экологические     связи   между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­ зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды.   Распознавание   деревьев,   кустарников   и   трав.   Знакомство   с   представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш   дом   (городской,   сельский).   Соблюдение   чистоты   и   порядка   на   лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство, транспорт,   торговля   –   составные   части   экономики,   их   взаимосвязь.   Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные   предприятия   своего   города   (изучается   по   усмотрению   учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и     т. д. (по выбору учителя). Профессии   людей,   занятых   на   производстве.   Труд   писателя,   ученого,   артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные   изменения   в   природе:   зимние   явления.   Экологические   связи   в   зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность (9ч) Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение;   поликлиника,   больница   и   другие   учреждения   здравоохранения;   специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила   безопасного   поведения   на   улицах   и   дорогах.   Правила   и   безопасность дорожного  движения  (в  частности,  касающейся  пешеходов   и  пассажиров  транспортных средств). Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные   и   несъедобные   ягоды   и   грибы.   Жалящие   насекомые.   Ориентация   в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (7 ч) Труд   и   отдых   в   семье.   Внимательные   и   заботливые   отношения   между   членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные   товарищи,   друзья,   совместные   учеба,   игры,   отдых.   Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила   вежливости   (дома,   в   школе,   на   улице).   Этикет   телефонного   разговора. Прием гостей и поведение  в гостях. Как вести  себя за столом. Культура  поведения  в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Горизонт.   Линия   горизонта.   Основные   стороны   горизонта,   их   определение   по Путешествия (18 ч) компасу. Формы   земной   поверхности:   равнины   и   горы,   холмы,   овраги.   Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:  Весенние   изменения   в   природе.   Формы   земной   поверхности   родного   края. Водоемы родного края. Практические работы:  Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов  работ 2 класс Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Знакомство   с   устройством   термометра,   измерение   температуры   воздуха,   воды,   тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР (2 часа в неделю, всего 68 часов.) Учитель: Волынкина Елена Александровна. Программа: Плешакое А.А. Зеленый дом (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). Издательство: Просвещение, 2010.) Учебник: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс. М.: Просвещение, 2011. ФГОС 2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 2 класс. М.: Просвещение.  № п/п Тема урока Практические работы Стр. Час ы Дата 1 четверть – 18 часов Где мы живём? (3 часа) 1 2 3 Твой адрес в мире.  Край, в котором мы  живём. Россия – священная  наша держава. Что нас окружает?  Наше отношение к  Уч.: 3­5 РТ: 3 1ч Уч.: 6­7 РТ: 3­4 Уч.: 8­11 РТ: 5­6 1ч 1ч окружающему. Природа (21 час) 4 Живая и неживая  природа. 5 6 7 8 9 Явления природы. Как измеряют  температуру? Практическая работа  № 1 «Измерение  температуры» Что такое погода? В гости к осени. Экскурсия № 1 Неживая природа  осенью. 10 Живая природа  осенью. Перелётные  птицы. 11 Звёздное небо. 12 Заглянем в кладовые  Земли. Практическая работа  № 2 «Знакомство с  горными породами и  минералами» Уч.: 12­15 РТ: 7­8 Уч.: 16­17 РТ: 9 ПТ: 3 Уч.: 18­19 РТ: 9­11 ПТ: 4 Уч.: 20­23 РТ: 12 ПТ: 5 Уч.: 24­25 РТ: 13 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Уч.: 26­27 1ч Уч.: 28­29 РТ: 13­14 ПТ: 6 Уч.: 30­33 РТ: 15 ПТ: 7 Уч.: 34­37 РТ: 16 ПТ: 8 1ч 1ч 1ч 13 Про воздух 14 Вода в жизни человека 15 Какие бывают  растения? Практическая работа  № 3 «Распознавание  деревьев, кустарников и трав» 16 Какие бывают  животные? 17 Невидимые нити в  природе: взаимосвязь  растительного и  животного мира. 18 Дикорастущие и  культурные растения 2 четверть – 14 часов 19 Дикие и домашние  животные. 20 Комнатные растения Практическая работа  № 4 «Знакомство с  представителями  дикорастущих и  культурных растений» Практическая работа  № 5 «Отработка  приёмов ухода за  комнатными  растениями» Уч.: 38­41 РТ: 17 Уч.: 42­45 РТ: 18 Уч.: 46­49 РТ: 19­20 ПТ: 9 Уч.: 50­53 РТ: 21­22 ПТ: 10­11 Уч.: 54­61 РТ: 23­24 Уч.: 62­65 РТ: 25 ПТ: 12 Уч.: 66­69 РТ: 26­27 ПТ: 13 Уч.: 70­73 РТ: 28­29 ПТ: 14 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 21 Животные живого  уголка. Про кошек и  собак. Практическая № 6  «Отработка приёмов  ухода за животными  живого уголка» 22 Красная книга.  23 Будь природе другом. 24 Обобщающий урок по  теме «Природа». Тест  № 1  Жизнь города и села (10 часов) 25 Город и село. Наш  дом. 26 Что такое экономика? 27 Из чего что сделано? 28 Строительство и  транспорт. Виды  транспорта. 29 За покупками. Уч.: 74­81 РТ: 30­32 ПТ: 15 Уч.: 82­85 РТ: 33­34 ПТ: 16­17 Уч.: 86­91 РТ: 34­35 ПТ: 18 1ч 1ч 1ч Уч.: 92­93 1ч Уч.: 94­99 РТ: 36 Уч.: 100­ 103 РТ: 37­38 ПТ: 19 Уч.: 104­ 109 РТ: 39­40 ПТ: 20 Уч.:110­ 117 РТ: 41­45 ПТ: 21 Уч.: 118­ 122 РТ: 4547 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 30 Культура и  образование. Все  профессии важны. 31 В гости к зиме.  Сезонные изменения в  природе. Экскурсия № 2 32 Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. 3 четверть – 20 часов 33 Невидимые нити в  лесу 34 Обобщающий урок по  теме «Жизнь города и  села». Тест № 2 Здоровье и безопасность (10 часов) 35 Строение тела  человека. 36 Если хочешь быть  здоров 37 Поговорим о болезнях. Уч.: 122­ 129 РТ: 48­50 ПТ: 22­24 Уч.: 130­ 133 РТ: 51­52 ПТ: 25 Уч.: 134­ 137 РТ: 52­53 Уч.: 138­ 139 РТ: 54 ПТ: 26 Уч.: 140­ 141 Уч.: 3­9 РТ: 3­5 ПТ: 27 Уч.10­13 РТ: 5­7 ПТ6 28 Уч.: 14­17 РТ6 8­9 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 38 Правила дорожного  движения. Берегись  автомобиля! Практическая работа  № 7 «Отработка  правил перехода  улиц» 39 Домашние опасности 40 Пожар  41 Лесные опасности 42 Как нужно купаться? 43 Очень  подозрительный тип 44 Обобщающий урок по  теме «Здоровье и  безопасность». Тест №  3 Общение (6 часов) 45 Наша дружная семья 46 В школе 47 Правила вежливости Уч.: 18­25 РТ: 9­11 ПТ: 29 Уч.: 26­28 РТ: 12­13 Уч.: 29­31 РТ: 13­14 ПТ: 30 Уч.: 32­33 РТ: 15­18 ПТ: 31 Уч.: 34­35 РТ: 18­20 ПТ6 32 Уч.: 36­41 РТ: 20 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Уч.: 42­43 1ч Уч.: 44­49 РТ: 21 Уч.: 50­54 РТ: 22­23 Уч.: 54­57 РТ: 23­24 ПТ: 33 1ч 1ч 1ч 48 День рождения Практическая работа  № 8 «Отработка  основных правил  этикета» 49 Мы – зрители и  пассажиры. 50 Обобщающий урок по  теме «Общение». Тест  № 4 Путешестви я (18 часов) 51 Посмотрите вокруг 52 Для чего нужен  компас? 4 четверть – 16 часов 53 Формы земной  поверхности.  54 Водоёмы  Практическая работа  № 9 «Определение  сторон горизонта по  компасу» 55 В гости к весне. Экскурсия № 3 Уч.: 58­61 РТ: 24­25 ПТ: 34 1ч Уч.: 62­65 РТ: 26 1ч Уч.: 66­67 1ч Уч.: 68­73 РТ6 27­29 Уч.: 74­75 РТ: 29­32 ПТ: 35 Уч.: 76­79 РТ: 32­33 Уч.: 80­84 РТ: 34­35 ПТ: 36 Уч.: 84­89 РТ: 36­39 ПТ: 37 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 56 Путешествие по  родной стране 57 Что такое карта и как  её читать? Практическая работа  № 10 «Освоение  основных приёмов  чтения карты» 58 Путешествие по  Москве 59 Московский Кремль 60 Город на Неве 61 Путешествие по Оке 62 Путешествие по  планете 63 Страны мира 64 Путешествие в космос 65 Впереди лето Экскурсия № 4 66 Обобщающий урок по  теме «Путешествия».  Тест № 5 Уч.: 90­93 РТ: 39­41 ПТ: 38 Уч.: 94­95 РТ: 41­43 Уч.: 96­99 РТ: 43­46 Уч.: 100­ 106 РТ: 46­49 Уч.: 106­ 111 РТ: 49­52 Уч.: 112­  115 РТ: 52­53 ПТ: 39 Уч.: 116­ 127 РТ: 53­58 Уч.: 126­ 131 РТ: 59­60 ПТ: 40 Уч.: 132­ 135 РТ: 60­61 Уч.: 136­  137 РТ: 62­64 ПТ: 41 Уч.: 138­ 139 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 67 Итоговый тест № 6 за  учебный год 68 Повторение и  обобщение изученного ПТ: 42­47 1ч 1ч КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ № урока Вид работы По теме 24 34 44 50 66 67 Тест № 1 Природа  Тест № 2 Жизнь города и села Тест № 3 Здоровье и безопасность Тест № 4 Общение  Тест № 5 Путешествия  Тест № 6 За учебный год МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие  программы. 1—4 классы. — М.:  Просвещение, 2011. Учебники 1.    Плешаков А. А.  Окружающий  мир.    Учебник.1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011. 2. Плешаков А. А.  Окружающий  мир.    Учебник.2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011. Примечания В программе определены цели и задачи  курса «Окружающий мир»; рассмотрены  подходы к структурированию учебного  материала; представлены результаты  изучения предмета, основное содержание  курса, тематическое планирование с  характеристикой основных видов  деятельности учащихся; описано  материально­техническое обеспечение. В учебниках (1—4 классы) на шмуцтитулах  каждого раздела сформулированы основные  цели и задачи учебной деятельности. В на­ чале каждого урока представлены цели и  задачи учебной деятельности на данном  уроке. С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее  эффективные способы достижения  результата в учебники 1—4 классов  включены планы описания и изучения объ­ ектов окружающего мира, алгоритмы  практических действий, задания,  предусматривающие определение этапов  проведения опытов, способов  моделирования. Развитию умения планировать учебные  действия, работать на результат служит  осуществление проектной деятельности,  предусмотренной в рубрике «Наши  проекты» учебников 1—4 классов. В  учебниках 1—4 классов в методическом  аппарате каждой темы имеются задания для  осуществления контрольно­оценочной дея­ тельности. В конце каждого раздела  помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые  позволяют учащимся сделать вывод о  достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого  класса имеются «Странички для  самопроверки», помогающие осуществлять  самоконтроль. Учебные проекты также  предусматривают подготовку и проведение  презентаций и оценку результатов работы.  На освоение начальных форм  познавательной рефлексии направлены  практически все учебные темы учебников 1 —4 классов. Структура учебного материала  по каждой теме предусматривает осознание  учеником целей, процессов и результатов  деятельности. Каждая тема в учебниках Рабочие тетради 1. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс.  В 2 ч. — М.: Просвещение, 2016. Тесты 1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.  Окружающий мир: Тесты: 2 класс. – М.:  Просвещение, 2016. Плешаков А.А. Окружающий мир:  Поурочные разработки: 2 класс. всех классов заканчивается рубрикой  «Проверь себя» и кратким резюме по  содержанию учебного материала,  предоставляющим эталон, с которым дети  сравнивают собственные выводы. Каждый  раздел учебников для всех классов за­ канчивается заданиями под рубрикой  «Проверим себя и оценим свои  достижения». Специальные условные знаки  в виде «смайликов» помогают  осуществлению действия самооценивания,  после которого ученику предоставляется  возможность повторить или заново изучить  тот или иной учебный материал. Знаково­символические средства активно  используются для создания моделей  изучаемых объектов и процессов.  Деятельность моделирования широко  представлена в учебниках для всех классов.  Задания такого рода отмечены специальным условным знаком. Немаловажное значение  для достижения указанных результатов  имеет освоение учащимися системы  навигации учебников, выстроенной в едином ключе с 1 по 4 класс. Основным её  элементом являются условные знаки и  символы, нацеливающие на определённые  виды деятельности и способы её  организации. Первоначальное знакомство с  системой навигации осуществляется в 1  классе в теме «Наши помощники —  условные знаки». Рабочие тетради сориентированы главным  образом на вычленение и тщательную  отработку наиболее существенных  элементов содержания учебников,  обеспечивают фиксацию результатов  наблюдений, опытов, практических работ, а  также творческую деятельность детей.  Специально для занятий в семье  предназначены вкладыши в рабочих  тетрадях 1 и 2 классов — «Мой научный  дневник». В нём содержатся задания,  которые ребёнок с помощью взрослых  должен выполнить в течение учебного года. Тетради тестовых заданий содержат тесты  по всем темам курса. В конце каждой  тетради имеются ответы на все тесты. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас­ определитель: пособие для учащихся  образовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2015 Компьютерные и информационно­ коммуникативные средства Электронное сопровождение к учебнику  «Окружающий мир», 2 класс. Учебно­практическое и учебно­ лабораторное оборудование В книгах представлены поурочные  разработки по курсу «Окружающий мир»,  подготовленные с учётом последних  изменений в содержании учебника и составе  учебно­методического комплекта (УМК).  Применительно к каждому уроку раскрыты  его задачи и планируемые достижения  учащихся, приведён перечень необходимого  оборудования подробно освещены  особенности содержания, методы и приемы  работы. Методические пособия построены  как своего рода навигатор в системе средств УМ К. В предлагаемой книге определены  место и функции каждого компонента УМК на уроке, детально освещены способы  взаимодействия и взаимного дополнения  составных частей комплекта,   особенности   работы   с   каждым   из   них.   При   этом  первостепенное внимание уделяется  развитию у учащихся умения работать с  различными источниками информации (для  её получения, преобразования, передачи)  как одного из важнейших общеучебных  умений. В предлагаемых поурочных разработках  определено оптимальное, сочетание  различных форм организации деятельности  учащихся на уроках: индивидуальной,  групповой, фронтальной, коллективной;  много внимания уделяется работе в парах,  которая во многих случаях оказывается  наиболее эффективной. В пособии даны  разъяснения к трудным темам курса,  приведены инструктивные карточки для  самостоятельной работы, примерные  вопросы для проведения бесед и т. д.  Определён объём домашней работы  учащихся с указанием конкретных заданий  по всем задействованным при этом ком­ понентам УМК.  В комплекте имеются универсальные  пособия, работа с которыми рассчитана на  все годы обучения. Это атлас­определитель  «От земли до неба», книги для учащихся  «Зелёные страницы» и «Великан на поляне,  или Первые уроки экологической этики». В  1 классе начинается активная работа с  атласом­определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из  приоритетных для курса видов Термометры для измерения температуры  воздуха, воды. Термометр медицинский.  Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками.  Микроскоп (по возможности цифровой). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с  содержанием обучения: для измерения веса  (весы рычажные, весы пружинные, наборы  разновесов и т.д.), изучения свойств звука  (камертоны, наушники и т.д.), проведения  наблюдений за погодой (флюгер, компас и  т.д.), по экологии (фильтры, красители  пищевые и т.д.), измерительные приборы (в  том числе цифровые) и т. п. Рельефные модели (равнина, холм, гора,  овраг). Модель ­Торс человека с  внутренними органами». Модели светофоров, дорожных знаков,  средств транспорта. Муляжи овощей,  фруктов, грибов с учётом содержания  обучения. Натуральные объекты Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии   культурных   и   дикорастущих    растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения,  животные) Экранно­звуковые пособия Видеофильмы (в том числе в цифровой  форме) по природоведению, истории,  обществоведению, этнографии народов  России и мира. Аудиозаписи в соответствии  с содержанием обучения (в том числе в  цифровой форме) деятельности учащихся — распознавание  природных объектов. В классе необходимо  иметь набор атласов­определителей,  достаточный хотя бы для работы в парах.  Желательно, чтобы каждый ребёнок имел  дома свой собственный атлас­определитель  и пользовался им (с помощью взрослых или  самостоятельно) как в домашних условиях,  так и во время прогулок, экскурсий, на  каникулах летом, внеклассных занятиях. Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную  совместную деятельность позволяет решать  воспитательные задачи в познании окружа­ ющего мира, избегая декларативности,  морализаторства, отчуждения учебного  материала от интересов ребенка. И в  адекватной для ребёнка форме решает  задачи формирования нравственных цен­ ностей. Таким образом реализуется идея курса —  формирование семейных ценностей через  организацию совместной деятельности  ребёнка и взрослых в семье. Комплект учебных таблиц включает 16  таблиц большого формата, разработанных  на основе курса А. А. Плешакова. Таблицы  представляют собой важный компонент  УМК, призванный обеспечить на уроке  разнообразную, прежде всего коллективную, деятельность школьников под руководством учителя по освоению всех разделов курса.  Таблицы позволяют выстроить эффектный  зрительный ряд, который поможет решению  целого ряда задач: развитию у школьников  интереса к познанию окружающего мира,  формированию современных представлений  о природе и мире людей, развитию эмо­ ционально­ценностного отношения к  действительности, осмыслению личного  опыта общения с природным и социальным  окружением, освоению школьниками  предметных и метапредметньтх  универсальных учебных действий   В Федеральном государственном  образовательном стандарте общего  образования отмечено, что современная  ИОС представляет собой систему  разнообразных образовательных ресурсов и  инструментов, обеспечивающих высокую  эффективность учебно­воспитательного  процесса. Один из ключевых компонентов,  входящих в состав современной информационно­образовательной среды, —  учебные электронные издания. Электронные приложения дополняют и  обогащают материал учебников  мультимедийными объектами,  видеоматериалами, справочной  информацией, проверочными тестами  разного типа и уровня сложности

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"

Рабочие программы 2 класс "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017