Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива
Оценка 4.7

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации
2 кл
11.02.2017
Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива
Публикация является частью публикации:
рабочая программа по изобразительному искусству.docx
УТВЕРЖДЕНА приказом директора  МОБУ СОШ № 26 ____________ № ___ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству начальное общее образование (уровень общего образования) класс 2 «Б» специальный на 2016­2017 учебный год Рабочая программа разработана на основе программы по изобразительному искусству  Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой авторов       , учебно­методического комплекса «ПЕРСПЕКТИВА»  (Москва, «Просвещение», 2014)  (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии) Учитель Чернова Татьяна Валериевна Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся   2 «Б» специального   класса   составлена   на   основе   федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   примерной   основной образовательной   программы   начального   общего   образования,   программы   по изобразительному искусству авторов Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. Цели учебного курса:  воспитание   эстетических   чувств,   интереса   к   изобразительному   искусству; обогащение   нравственного   опыта,   представлений   о   добре   и   зле;   воспитание нравственных чувств, уважения культуре народов России;  развитие   воображения,   желания   и   умения   подходить   к   любой   своей деятельности творчески, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне;  овладение   элементарной   художественной   грамотой;   формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно­творческой   деятельности;   совершенствование   эстетического вкуса. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:  совершенствование   эмоционально­образного   восприятия   произведений искусства и окружающего мира;  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;  формирование навыков работы с различными художественными материалами. Нормативные акты и учебно­методические документы № п/п 1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2 Приказ   Минобрнауки   России   от   05.10.2009   №   373   «Об   утверждении   и введении   в   действие   федерального   государственного   образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643) 3 Приказ   Минобрнауки   России   от   31   марта   2014   №   253  «Об   утверждении федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего образования» 4 Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области   от   03.06.2010   №   472   «О   введении   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области» 5 Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области   от   25.08.2014   №   546   «Об   утверждении   учебных   планов   для общеобразовательных   организаций   Ростовской   области,   реализующих адаптированные   образовательные   программы   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   (специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений), работающих в режиме пилотных площадок» 6 Приказ    Министерства общего и профессионального образования Ростовской области   от   18.04.2016   №   271   «Об   утверждении   примерного   недельного учебного   плана   для   образовательных   организаций,   реализующих   программы общего   образования,   расположенных   на   территории   Ростовской   области   на 2016­2017 учебный год» 7 Примерная   основная   образовательная   программа   начального   общего образования   (одобрена   решением   федерального   учебно­методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) 8 Программа   по   изобразительному   искусству  Т.Я.Шпикаловой,   Л.В.Ершовой для 1­4 классов  (Москва, «Просвещение», 2014)  9 Основная   образовательная   программа   начального   общего   образования муниципального   общеобразовательного   бюджетного   учреждения   средней общеобразовательной школы № 26  Общая характеристика учебного предмета  Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального   и   осознанного   отношения   к   миру   ­   важнейшие   линии   развития личности   обучающегося   средствами   курса   изобразительного   искусства. Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно­ нравственное   воспитание   и   развитие   способностей   и   творческого   потенциала обучающихся, формирование ассоциативно­образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Учебный   материал   в   программе   представлен   блоками,   отражающий деятельностный   характер   и   коммуникативно­нравственную   сущность художественного   образования:   «Виды   художественной   деятельности»,   «Азбука искусства»,   «Значимые   темы   искусства»,   «Опыт   художественно­творческой деятельности».   Первый   блок   раскрывает   содержание   учебного   материала,   второй блок   даёт   инструментарий   для   его   практической   реализации,   третий   намечает духовно­нравственную эмоционально­ценностную направленность тематики  заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых обучающийся может получить художественно­творческий опыт. Все блоки раскрывают разные стороны искусства: ценностно­ориентированную, деятельностную.   В   комплексе   блоки   направлены   на   решение   задач   начального художественного образования и воспитания. типологическую,     языковую, Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса рассчитана   на   34   часа     (из   расчета   1   учебный   час   в   неделю,   из   них   1   час   – обязательная часть учебного плана, 34 учебные недели) на основании учебного плана МОБУ СОШ № 26. В соответствии с календарным учебным графиком работы МОБУ СОШ № 26 и расписанием   уроков   на   2015­2016   учебный   год   предлагаемая   рабочая   программа составлена на 35 часов. Содержание программы      Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По  сравнению с остальными учебными предметами, развивающими  рационально­ логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на  формирование эмоционально­образного, художественного типа мышления, что  является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности  растущей личности.      Изобразительное искусство во 2 классе – это начало систематического  приобщения детей к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это   первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества.      Поэтому особое значение имеют знания и умения по изобразительному искусству,  которыми овладеют второклассники.      В  программе выделены три содержательные линии, реализующие  концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «В  гостях у осени»; «В гостях у чародейки­зимы»; «Весна –красна! Что ты нам  принесла?». В гостях у осени. (11ч) Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных  (пластических) искусств человеческих чувств,  отношений к природе, человеку  на  примере произведений отечественных  художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура,  архитектура,  декоративно­прикладное искусство (общее представление), их связь с  жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере  произведений А.К.Саврасова,  И.Э.Грабаря,  ); натюрморт и анималистический жанр  (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды  художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная).  Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры,  живописи, декоративно­прикладного народного искусства) и мира (образы  архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных  художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.). Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России:  Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем  изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. «В гостях у чародейки­зимы».(12ч) Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем,  пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение  черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные  цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры  (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно­прикладного искусства  (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и  зарубежных художников.  Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и  мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных  (пластических) искусств. Весна ­  красна! Что ты нам принесла?»  (11ч) Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства  в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно­ творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись,  графика, скульптура), декоративно­прикладной (орнаменты, росписи, эскизы  оформления изделий). Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт,  пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия,  аппликация,  гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш,  фломастеры.  Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре,  декоративно­прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции,  пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и  применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,  аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального  окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий,  планировка парков,  дизайн одежды,  посуды, игрушек). Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России  (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью  народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и  выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.  Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).   Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные) Личностные результаты. Обучающиеся научатся: ­ осознавать изобразительное искусство как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; ­ представлять  роль искусства в жизни человека; ­ воспринимать изобразительное искусство как части национальной культуры; ­   положительно   и   познавательно   относиться   к   изучению   классического   и современного   искусства;   к   знакомству   с   выдающимися   произведениями отечественной художественной культуры; ­   понимать   о   разнообразии   художественных   средств   для   выражения эмоционально­ценностного отношения к миру; ­   эмоционально­ценностно, эстетически относиться к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. Обучающиеся получат возможность для формирования: ­ устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; ­понимания   ценности   искусства   в   сотворении   гармонии   между   человеком   и окружающим миром; ­ понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; ­ потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; ­   эстетических   чувств   при   восприятии   произведений   искусства   и   в   процессе выполнения   творческих   работ   (графических,   живописных,   декоративных   и дизайнерских); ­   восприятия   и   оценки   произведений   изобразительного,   декоративного   и народного искусства, дизайна и архитектуры; ­ художественного вкуса, развития интеллектуальной  и эмоциональной  сферы, творческого   потенциала,   способности   оценивать   окружающий   мир   по   законам красоты; ­ способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; ­   понимания   причин   успеха   в   творческой   деятельности;   способности   к самооценке. Метапредметные результаты. Личностные результаты  Обучающиеся научатся:   ­   эмоционально­ценностно   относиться   к   окружающему   миру   (семье,   Родине, природе,   людям);   толерантное   принятие   разнообразия   культурных   явлений, национальных   ценностей   и   духовных   традиций;   художественный   вкус   и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; ­     формировать   целостное,  социально   ориентированный   взгляд   на   мир   в   его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  ­   формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;  ­   овладевать   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире;  ­   принимать     и   осваивать     социальную   роль   обучающегося,   развитие   мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;   ­  формировать эстетические потребности, ценности чувств;  Обучающиеся получат возможность научиться:  ­   развивать   этические   чувства,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;   ­   развивать   навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  ­   формировать   установку   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям   –   использовать   различные   художественные   материалы   для   работы   в   разных техниках  (живопись,  графика,  скульптура,   декоративно­прикладное   искусство, художественное   конструирование);   стремление   использовать   художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. ­     применять   полученные   знания   в   собственной   художественно­творческой деятельности; Познавательные. Обучающиеся научатся: ­ Осваивать способы  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера. ­ использовать знаково­символические средства представления информации для создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебных   и практических задач. ­ использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными   и   познавательными   задачами   и   технологиями   учебного предмета; Обучающиеся получат возможность научиться: ­   Овладевать   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Регулятивные. Обучающиеся научатся: ­   Овладевать   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Обучающиеся получат возможность научиться:  ­   Формировать     умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.  Коммуникативные.    Обучающиеся научатся: ­     слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования   различных точек зрения и права каждого иметь свою; ­ излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий. ­ видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); ­ общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; ­ языку изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);  Обучающиеся получат возможность научиться:   –     организовывать самостоятельную художественно­творческую и предметно­ продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; –  оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты. Обучающиеся научатся: –   понимать   значение   искусства   в   жизни   человека   и   общества;   воспринимать характеристику   художественных   образов,   представленных   в   произведениях искусства;   уметь     различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств, характеризовать их специфику; сформировать  представление о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; –   различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональное   состояние   и   свое   отношений   к   природе,   человеку,   обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и   отражение   их   в   собственной   художественной   деятельности;     эмоционально оценивать   шедевры   русского   и   мирового   искусства   (в   пределах   изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;  Обучающиеся получат возможность научиться: –   высказывать   суждения   о   художественных   особенностях   произведений, изображающих   природу   и   человека   в   различных   эмоциональных   состояниях; умение   обсуждать   коллективные   результаты   художественно­творческой деятельности;   использовать   различные   материалы   и   средства   художественной –   выразительности   для   передачи   замысла   в   собственной   художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Контроль реализации программы во 2 «Б» классе Вид контроля Дата Количе ство часов 11 Раздел, тема Раздел 1. В гостях у  осени. Узнай, какого  цвета земля родная. Раздел 2. В гостях у  чародейки­зимы. № п/п 1. 2. 3. Выставка детских работ.   Защита проектов. 12 Выставка детских работ. Защита проектов. 29.09 03.11 15.12 16.02 30.03 18.05 20.05 Раздел 3. Весна­красна!  Что ты нам принесла? 12 Выставка детских работ. Защита проектов. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 2 «Б » класса Учитель Чернова Татьяна Валериевна Раздел, тема 3 Количе ство часов 4 Элементы содержания 5 Коррекционные  задачи 6 Раздел 1. В ГОСТЯХ У ОСЕНИ. УЗНАЙ, КАКОГО ЦВЕТА ЗЕМЛЯ РОДНАЯ (11 часов) Тема   лета   в   искусстве. композиция: Сюжетная композиционный центр, цвета тёплые и холодные.         Развитие внимания. моторики.     Развитие концентрированного   мелкой Дата  проведения факт. 8 план. 7 01.09 Формирование познавательного интереса. Развитие мелкой моторики.   08.09 Совершенствование психологических предпосылок   к   обучению.   Развитие мелкой моторики. 15.09 № п/п 1 1 № уро ка 2 1 2 2 Осеннее   многоцветье   земли в   живописи.   Пейзаж: пространство, линия   горизонта и цвет. 3 3 Самоцветы земли и  мастерство ювелиров.  Декоративная композиция:  ритм, симметрия, цвет,  нюансы. 1 1 1   З.Попова, изобразительного Восприятие   красоты   летней   поры   в   природе   и   в произведениях искусства (сюжетных   живописных   картинах   А.   Дейнеки,   А. Мыльникова, живописном натюрморте Б. Шаманова, росписи народного мастера их Палеха И. Баканова).  Человек,   мир   природы   в   реальной   жизни:   образы человека,   природы   в   искусстве.   Выбор   средств художественной   выразительности   для   создания живописного   образа   в   соответствии   с поставленными   задачами.   Элементарные   приёмы композиции   на   плоскости   ив   пространстве.   Роль контраста   в   композиции.   Композиционный   центр. Главное и второстепенное в композиции. Тёплые и и холодные цвета. Восприятие красоты осенней природы в натуре, в пейзажах современных   живописцев   Ю.Земскова, М.Милютина,   поэтических   произведениях   К.Бальмонта, Н.Рубцова   и   особенностей   передачи   её   в   изображении природы разных географических широт России. Наблюдение   природы,   природных   явлений,   различение   их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Пейзажи родной   природы.   Элементарные   приёмы   композиции   на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе­больше, дальше­ меньше, загораживание. Роль контраста в композиции. Тёплые и холодные цвета. Средства художественного образного языка живописи   в   изображении   природы   родного   края,   родной земли. Колорит и линия горизонта в создании образа родных просторов Отечества на картинках художников. Восприятие   сказочно­фантастических   образов   герое фольклора   и   сокровищ   земли   в   произведениях В.Васнецова,   старинных   элементов традиционного  национального  костюма, украшенных самоцветами. Человек,   мир   природы   в   реальной   жизни:   образы человека,   Красота   и   природы   в   искусстве.   Н.Рериха, сказках, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных   средствами   живописи.   Представления народа о мужской и женской красоте, отражённых в изобразительном   искусстве,   песнях. Сказочные   образы   в   народной   культуре   и декоративно­прикладном   искусстве.   Композиция. Симметрия.   Силуэт.   Ритм.   Цвет.   Особенности передачи   блеска   цветовых   переливов   в   живописи; цвет как главное выразительное средство живописи и декоративной   композиции.   Гармонические   цвета   в живописи:     цвет,   его   оттенки,   нюансы.   Растяжение цвета. Тёмное и светлое. Восприятие   изделий   декоративно­прикладного   и   народного искусства   народов   мира   (Древней   Греции)   и   России. Знакомство   с   несколькими   яркими   культурами   мира, представляющими  разные народы  и эпохи.  Роль  природных условий   в   характере   культурных   традиций   разных   народов мира.   Представление   о   роли   изобразительных   искусств   в повседневной  жизни  человека.   Природные  формы.  Простые геометрические формы. Многообразие линий и их знаковых характер. Анализ формы сосуда (горловина, тулово, поддон) и расположение орнамента,  выявляющего  красоту формы и объёма   сосуда;   сохранение   древней   символики орнаментальных мотивов. Восприятие   живописного   (А.Коняшин)   и   графических (Д.Митрохин, Д.Рожкалин) натюрмортов. Жанр натюрморта. Приёмы   работы   с   различными   графическими   материалами. Красота и разнообразие природы и предметов,  выраженные средствами   рисунка   и   живописи.   Линия,   штрих,   пятно   и художественный   образ.   Форма.   Силуэт.   Разнообразие   форм предметного   мира   и   передача   их   на   плоскости   и   в пространстве. Выразительные средства графики и живописи в натюрморте;   особенности   выявления   объёмной   формы предметов и их расположение в пространстве (линия, пятно, штрих, светотень). Восприятие произведение выдающихся художников­графиков XX  века   В.Фаворского,   С.Никиреев,   Г.Кроллиса.   Пейзажи родной природы. Композиция. Роль контраста в композиции. Красота   и   разнообразие   природы,   выраженные   средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц: общие и характерные черты.  Форма.  Силуэт.  Натюрморт.  Линия,  штрих,  пятно  и художественный   образ.   о художественных   выразительных   средствах   графики   в изображении природы в пейзаже и натюрморте; линии, разные по виду и ритму, силуэт в передаче пространства и красоты   Диалог   об   искусстве, 1 1 1 4 4 В   мастерской   гончара. Орнамента   народов   мира: форма изделия и декор. 5 5 Природные   и   рукотворные формы   в   натюрморте.   композиция, Натюрморт: линия,   штрих, светотень. Выставка детских работ.   пятно, 6 6 Красота природных  форм в искусстве   графики.   Живая природа. Графическая композиция:   линии   разные по   виду   и   ритму,   пятно, силуэт.   Развитие внимания. моторики.     Развитие концентрированного   мелкой 22.09   Активизация эмоциональной деятельности. моторики.   образно   ­ речевой   Развитие   мелкой 29.09 Оречевление деятельности. Развитие мелкой моторики. 06.10 7 7 Разноцветные краски осени в сюжетной   композиции   и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.  8 8 В   мастерской   мастера­ игрушечника.   Декоративная композиция   с   вариациями филимоновских узоров. 9 9 Красный   цвет   в   природе   и искусстве.   Декоративная композиция   с   вариациями знаков­символов.   Защита проектов. 10 10   Найди   оттенки   красного цвета. Натюрморт: композиция,   расположение предметов   на   плоскости   и цвет. 1 1 1 1 родной природы, её эмоционального состояния. Восприятие   произведений   изобразительного   искусства, посвящённых   всенародному   празднику   День   урожая. Отражение   в   произведениях   пластических   искусств общечеловеческих   идей   о   нравственности   и   эстетике: отношение   к   природе,   человеку   и   обществу.   Красота   и разнообразие   природы   и   человека,   выраженные   средствами живописи.   Композиция.   Практическое   овладение   основами цветоведения. Восприятие   народной   глиняной   игрушки,   изготовленной народными   мастерами   из   села   Филимоново   под   Тулой. Человек,   мир   природы   в   реальной   жизни:   образ   человека, природы   в   искусстве.   Представление   о   богатстве   и разнообразии   художественной   культуры.   Приёмы   работы   с пластическими   скульптурными   материалами   для   создания выразительного   образа.   Ознакомление   с   произведениями народных художественных промыслов в России. Цвет. Линия. Ритм.   Неразрывная   связь   природы   и   человека   в   образах­ символах народной глиняной игрушки (конь­символ солнца, птица – символ весны); секреты изготовления филимоновской игрушки, её темы. Восприятие произведений живописцев Ю.Кугача, К. Петрова­ Водкина,   произведений   народного   искусства   и   русских народных   пословиц   и   поговорок.   Образная   сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего   через   единичное.   Отражение   в   произведениях пластических   искусств   общечеловеческих   идей   о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Эмоциональные возможности цвета.   Художественные   особенности   красного   цвета   в живописи в народном искусстве; красный как основной цвет цветового   круга;   символическое   значение   красного   цвета   в произведениях   живописи;   эмоциональная   роль   цвета   в передаче цветового строя предметного мира. Восприятие   красоты   реальной   действительности   в произведениях живописи выдающихся художников   XVIII  в. (Д.   Левицкого)   и  XX  в.   (П.Кончаловского,   А.   Дейнеки, А.Лентулова)   и   её   воспроизведение   в   реалистической живописи. Жанр натюрморта, пейзаж. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ   –   в   построении   композиции.   Понятия:   линия горизонта,   ближе­больше,   дальше­меньше,   загораживание. Смешение цветов. Цвет как главное выразительное средство живописи;   эмоциональная   характеристика   цвета;   передача Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. Развитие мелкой моторики.   13.10 Активизация образно эмоциональной речевой   деятельности.   Развитие мелкой моторики. 20.10 представлений Расширение обучающихся об окружающем мире. Развитие мелкой моторики.   03.11 Активизация образно эмоциональной речевой   деятельности.   Развитие мелкой моторики. 10.11 11 11 Загадки   чёрного   и   белого. Графика:   линия,   штрих, силуэт, симметрии. 12 1 В   мастерской     художника Гжели.   Русская   керамика: форма   изделия   и   кистевой живописный мазок. 13 2   Фантазируй волшебным гжельским   мазком.   Пейзаж: композиция. Линия горизонта, планы, цвет.   14 3 Маска, ты кто? Учись видеть разные   выражения   лица. Декоративная   композиция: 1 1 1 1 Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. Развитие мелкой моторики.   17.11 пространства. Восприятие   произведений   графики   выдающихся   мастеров отечественного   искусства  ХХ   в.  В.Лебедева,   В.Фаворского, произведений декоративно­прикладного искусства,   русских народных   пословиц   и   поговорок.   Красота   и   многообразие природы,   предметов,   выраженные   средствами   рисунка. Изображение   предметов,   деревьев,   животных:   общие   и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ.   Симметрия.  Разнообразие  форм  предметного  мира и передача   их   на   плоскости   и   в   пространстве.   Силуэт.   Роль чёрной   и   белок   красок   в   эмоциональном   звучании   и выразительности   образа.   Роль   контраста   в   композиции. Использование   различных   художественных   материалов   и средств   для   создания   красивых,   удобных,   выразительных предмета быта. Искусство вокруг нас сегодня. Раздел 2. В ГОСТЯХ У ЧАРОДЕЙКИ­ЗИМЫ (12 часов) Восприятие произведений современных художников из Гжели А.Федотова, З. Окуловой, А.Азаровой, Н.Бивак, развивающих народные   традиции   керамического   искусства,   зимнего пейзажа в живописи Н.Ромадина и описания зимней природы в стихотворении   С.Есенина.ознакомление   с   произведениями народных   художественных   промыслов   России.   Основные составные   цвета.   Разнообразие   форм   предметного   мира   и передача их на плоскости и в пространстве. Синий цвет, как основной,   его   оттенки   в   живописи   изделиях   Гжели; выразительность цветных сочетаний и приёмы их созданиях в живописи и гжельской росписи. Восприятие зимней природы родной земли в произведениях выдающихся  живописцев отечественного искусства  XIV­XX вв.   А.Куинджи,   Т.Мавриной,   Н.Ромадина,   в   изделиях современного   художника   из   Гжели   Н.Бидак.   Наблюдение природы   и   природных   явлений,   различение   их   характера   и состояний.  Разница в изображении  природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Композиция. Цвет.   Пейзажи   родной   природы.   Отображение   состояний цветовой палитры в пейзажах белоснежной зимы; яркость и приглуш8ённость   цвета;   цветасближённые   и   контрастные, цвет и его оттенки; выделение главного в композиции пейзажа с помощью размеров, расположения на листе, цвета; передача пространства и смысловой связи между предметами. восприятие   книжной   иллюстрации   на   тему   японского праздника,   объёмной   маски   персонажа   монгольского театрального представления, глиняной игрушки современного   связной Развитие Формирование классифицировать   на доминантного признака.    24.11   речи. умения   основе Развитие   целостного   восприятия, зрительной и слуховой памяти. 01.12 Развитие сосредоточенности, моторики.    зрительной мелкой   08.12 импровизация   на   тему карнавальной маски. 15 4 Цвета   радуги   в   новогодней ёлке. Сюжетная композиция. Выставка детских работ. 16 5 Храмы Древней Руси.  Архитектура: объёмы,  пропорция, симметрия,  ритм. 17 6 Измени яркий цвет  белилами. Пейзаж:  пространство, линия  горизонта, планы, цвет и  свет. 1 1 1 18 7 Зимняя прогулка. Сюжетная  1     связной   человека,   зданий,   речи. умения   основе Развитие   целостного   восприятия, зрительной и слуховой памяти. Развитие Формирование классифицировать   на доминантного признака.  мастера   декоратино­прикладного   искусства   ТИ.Абкиной «Ряженый».   Образная   сущность   искусства:   художественный образ,   его   условность,   передача   общего   через   един6ичное. Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы   в   искусстве.   Знакомство   с   некоторыми   наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи   (Древняя   Греция,   средневековая   Европа,   Япония, Индия).   Сказочные   образы   в   народной   культуре   и декоративно­ прикладном искусстве. Искусство вокруг нас. Восприятие   живописных   произведений   Л.Фроленкова, В.Смирнова  и  народного   мастера   Т.Рукиной   из  Городца   на тему   новогоднего   праздника.   Представление   о   роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации   его   материального   окружения.   Красота   и разнообразие   природы,   предметов, выраженные   средствами   живописи.   Композиция.   Цвет. Эмоциональные возможности цвета.  Восприятие   памятников,   деревянного   и   каменного русского   зодчества   в   натуре   и   в   произведениях живописи   выдающихся   художников   ХХ   в.   К.Юона, Т.Мавриной   и   современных   художников   А.Косова, И.Сандырева.   в   произведениях пластических   искусств   общечеловеческих   идей   о нравственности   и   эстетике:   отношение   к   природе, человеку,   Представление   о   роли изобразительных   искусств   в   повседневной   жизни человека.   В   организации   его   материального окружения.   Объём   в   пространстве   и   объём   на плоскости. объёма. Выразительность   объёмных   композиций.   Образы архитектуры   и   декоративно­прикладного   искусства. Характерные древнерусской архитектуры   и   художественные   выразительные средства передачи великолепия белокаменных храмов Древней Руси в живописи. Восприятие   красоты   зимней   родной   природы   в   пейзажной живописи   при   ознакомлении   с   творчеством   выдающихся отечественных   художников   А.Куинджи,  XIX­XX  И.Шишкина,   А.Рылова,   А.Остроумовой­Лебедевой, Н.Ромадиной,   В.Гаврилова   и   поэтическом   произведении А.Пушкина.пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.   Понятия:   линия   горизонта,   ближе­больше,   дальше­ меньше. Смешение цветов. Эмоциональное воздействие цвета. Восприятие   спортивных   сюжетов   в   произведениях Развитие   долговременной   памяти, Развитие сосредоточенности, моторики.    зрительной мелкой     отражение   Способы   передачи     обществу.   особенности   вв. 15.12 22.12 29.12 12.01 композиция: пейзаж с  фигурой человека в  движении. 19 8 Русский изразец в  архитектуре. Декоративная  композиция: импровизация  по мотивам русского  изразца. 20 9 Изразцовая русская печь.  Сюжетно­декоративная  композиция по мотивам  народных сказок. 21 10 Русское поле. Воины­ богатыри. Сюжетная  композиция: фигура воина  на коне. Прославление  богатырей – защитников  земли Русской в искусстве. 1 1 1 22 11 Народный календарный  1   Симметрия. выдающегося   живописца  XX  в.   А.Дейнеки.образы природы   и   человека   в   живописи.   Пейзажи   родной природы.   Композиция.   Пропорции   и   перспектива. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального   состояния.   Красота   и   гармония общения   человека   с   природой   в   сюжетной композиции на темы зимнего спорта. Восприятие   изразцов   в   древнерусской   архитектуре   как   в произведениях   пластических   искусств   общечеловеческих идей   о   нравственности   и   эстетике:   отношение   к   природе, человеку   и   обществу.   Разнообразие   форм   в   природе   как основа   декоративных   форм   в   прикладном   искусстве. Композиция.   Представление   о   роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации   его   материального   окружения.   Облицованные керамические плитки (изразцы) рельефные и гладкие, с синим и   зелёным,   многоцветным   рисунком;   единство   декора   с архитектурным   решением   храмов,   украшений   изразцовых печей с интерьером боярских палат. Восприятие   старинных   печных   изразцов   и   художественного образа   русской   печи   в   иллюстрациях   к   русским   народным сказкам. Человек, мир природы в искусстве. Представление о роли   изобразительных   искусств   в   повседневной   жизни человека,   в   организации   его   материального   окружения. Сказочные   образы   в   народной   культуре   и   декоративно­ прикладном искусстве. Понятие и синтетическом характере народной   культуры.   Сюжетные   и   декоративные   мотивы   в украшении   печных   изразцов,   фантастические   и   сказочные герои   в   их   декоре;   многосюжетные   композиции; эмоциональная роль цвета. Восприятие   произведений   живописи   В.Васнецова,   графики В.Фаворского и народных мастеров: А.Куландина из Ростова Великого   (финифть),   Т.Рукиной   из   Городца,   поэзии К.Бальмонта.   Отражение   в   произведениях   пластических искусств   общечеловеческих   идей   о  нравственности   и эстетике:   отношение   к   природе,   человеку   и   обществу. Представления   народа   о   мужской   и   женской   красоте, отражённые   в   изобразительном   искусстве,   сказках,   песнях. Образ   защитника   Отечества.   Жанр   портрета.   Композиция. Цвет.   Линия.   Изображение   воина   в   полном   боевом снаряжении,   на   боевых   конях;   особенности   композиции; выразительные   средства   создания   образа   воина­богатыря, прославления воинской доблести. Восприятие   произведений   искусства.   Изображающих   сцены народного календарного праздника – проводов зимы и встречи пространственного воображения.   связной Развитие Формирование классифицировать   на доминантного признака.    19.01   речи. умения   основе Развитие   долговременной   памяти, пространственного воображения. 26.01 Формирование социально­ нравственного   поведения.   Развитие связной речи.   02.02 Формирование социально­ нравственного   поведения.   Развитие   09.02 праздник Масленица в  искусстве. Народный  орнамент. Узоры­символы  весеннего возрождения  природы: импровизация. Натюрморт из предметов  старинного быта.  Композиция: расположение  предметов н6а плоскости.  Защита проектов. 23 12 24 1 «А   сама­то   величава, выступает   будто   пава…» Образ   русской   женщины. Русский   народный   костюм: импровизация. 25 2 Чудо   палехской   сказки. Сюжетная композиция: импровизация   на   тему литературной сказки.   1 1 1 связной речи. Развитие   целостного   восприятия, зрительной и слуховой памяти. 16.02   Отражение   в   произведениях весны   на   Масленицу. пластических   искусств   общечеловеческих   идей   о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека,   природы   в   искусстве.   Истоки   декоративно­ прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры. Восприятие   натюрмортов   из   предметов   старинного   быта   в произведениях   современных   живописцев   Б.Стожарова, В.Шумилова.   Красота   и   разнообразие   природы,   человека, зданий, предметов, выражение средствами живописи. Выбор средств   художественной   выразительности   для   создания живописного   образа   в   соответствии   с   поставленными задачами.   Жанр   натюрморта.   Композиция.   Пропорции   и перспектива.   Главное   и   второстепенное   в   композиции. Симметрия   и   асимметрия.   Выразительные   художественные средства   натюрморта   в   передаче   красоты   разнообразных форм   предметов,   цвет,   расположение   предметов   на плоскости. Раздел 3. ВЕСНА­КРАСНА! ЧТО ТЫ НАМ ПРИНЕСЛА? (12 часов) Восприятие праздничного женского традиционного костюма в произведениях   художника   И.Билибина,   народного   мастера А.Котухина   из   Палеха   и   на   фотографии.   Человек,   мир природы   в   реальной   жизни:   образы   человека,   природы   в искусстве.   Представление   о   богатстве   и   разнообразии художественной   культуры.   Образ   человека   в   традиционной культуре.   Представления   народа   о   мужской   и   женской красоте,  отражённые в изобразительном искусстве,  сказках, песнях.   Портрет.   Композиция.   Цвет.   Особая   роль   ритма   в декоративно­прикладном искусстве.   связной Развитие Формирование классифицировать   на доминантного признака.    02.03   речи. умения   основе Восприятие   лаковой   миниатюры   мастеров   И.Зубкова, Д.Буторина, А.Котухина из Палеха по мотивам сказок А.Пушкина.отражение   в   произведениях   пластических искусств   общечеловеческих   идей   о   нравственности   и эстетике: отношение  к природе,  человеку и обществу. Красота   и   разнообразие   природы,   человека.   Зданий. Формирование социально­ нравственного   поведения.   Развитие связной речи.   09.03 Штрих,   выраженные   средствами   живописи. Предметов, Сказочные образы в народной культуре и декоративно­ прикладном   искусстве.   Композиция.   Роль   контраста   в композиции.   Созвучность   поэтического   слова   А Пушкина с лирическим живописным строем искусства мастеров из Палеха. Восприятие   шедевров   русского   живописца   пейзажа И.Левитана «После дождя», А.Саврасова «Грачи прилетели»; произведений   лаковой   живописи   народных   мастеров В.Бочкова   из   Палеха,   У.Лапшина   из   Жостово.   Образы природы   и   человека   в  живописи.   Использование   различных художественных   материалов   и   средств   для   создания выразительных  образов природы.  Пейзажи  родной природы. Композиция.   Цвет.   Практическое   овладение   основами цветоведения. Восприятие произведений живописцев К.Юона, Н.Ромадина и народного мастера Е.Николаевой на тему космоса. Человек, мир   природы   в   искусстве.   Выбор   средств   художественной выразительности   для   создания   живописного   образа   в соотвествии   с   поставленными   задачи.   Композиция.   Цвет. Линия.   пятно   и   художественный   образ. Художественные   выразительные   средства   и   своеобразие композиции   фантастического   пейзажа,   роль   воображения художника и его наблюдений природы. Восприятие   красоты   и   разнообразия   весенней   природы   в эмоциональном   звучании   и   выразительности   её   образа   в произведениях   выдающихся   живописцев   ХХ   в.   В.Бакшеева, Т.Мавриной,   К.Юона,   Н.Ромадина   и   при   непосредственном наблюдением   за   переменами   в   природе   в   весеннюю   пору. Пейзажи   разных   географических   широт.   Использование различных   художественных   материалов   и   средств   для создания   выразительных   образов   природы.   Линия,   штрих, пятно и художественный образ. Монотипия как вид печатной графики,   разовый   оттиск   с   гладкой   пластины,   на   которую нанесена краска. Восприятие   народной   деревянной   точёной  игрушки  из   села ПолоховскийМйдан.   Ознакомление   с   произведениями народных художественных промыслов в России. Разнообразие в   природе   как   основа   декоративных   форм   в   прикладном искусстве.   Роль   рисунка   в   искусстве.   Эмоциональные возможности цвета. Восприятие искусства мастеров­резчиков пряничных досок – оного   из   видов   художественной   традиционной   обработки дерева   в   России.   Представление   о   роли   изобразительных 1 1 1 1 1 Развитие   долговременной   памяти, пространственного воображения. 16.03   связной Развитие Формирование классифицировать   на доминантного признака.    30.03   речи. умения   основе Развитие моторики.   мышления,   мелкой 06.04 Развитие сосредоточенности, моторики.    зрительной мелкой   13.04 Развитие   долговременной   памяти, пространственного воображения. 20.04 26 3 Цвет   и   настроение   в   Декоративная искусстве. композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.   27 4   Космические   фантазии. Пейзаж:   пространство   и цвет, и символическое изображение. детских работ.   Выставка реальное   28 5 Весна разноцветная. Пейзаж и графике: монотипия. 29 6     из села Таратушки Полховский   Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации. 30 7 Печатный пряник с ярмарки. Декоративная   композиция: с прорезные   рисунки печатных досок. 31 8 Русское   поле. доблестному Скульптура: круглая скульптура.     Памятник воину.   рельеф, 32 9 Братья   наши   меньшие. Графика,   набросок,   линии разные по виду и ритму. 33 10 Цветы   в   природе   и Орнамент искусстве. народов   мира:   форма изделия и декор.   34 11 35 12 Наши   достижения.   Я   умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. Наши   достижения.   Я   умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. 1 1 1 1 1 войне       1941­1945гг.,   Роль   рисунка   в   искусстве: искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и рахнообразие природы, человека,   знаний,   предметов,   выраженные   средствами рисунка.   основная   и вспомогательная.   Истоки   пряничного   дела­выпечка обрядового   печенья   как   народный   обычай   календарных праздников у многих народов. Образы­символы в прорезном рисунке   на   странных   пряничных   досках,   сохраняемые   в памяти   народной,   в   устном   народном   и   декоративно­ прикладном искусстве. Восприятие каменного рельефа Михайловского златоверхого храма в Киеве, деревянного рельефа «Георгий Пободоносец» неизвестного   мастера,   памятников,   посвящённых   Великой Отечественной выполненых современными скульпторами Д.Митлянским, М.Аникушиным. Отражение   в   произведениях   пластических   искусств общечеловеческих   идей   о   нравственности   и   эстетики: отношение к природе, человеку и обществу. Образ защитника Отечества.   Красота   человека,   выраженная   средствами скульптуры. Объём в пространстве и объём на плоскости. Восприятие  произведений   графиков  В.Ватагина,  Г.Захарова, народной   деревянной   скульптуры,   каменной   статую Ю.Александрова,   произведений   живописца   К.Петрова­ Водкина,   художника   декоративно­прикладного   искусства М.Примаченко, в которых воссозданы выразительные образы животных.  Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека и природы в искусстве. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение птиц и животных: общие и характерные черты. Восприятие  искусства орнамента  народов  мира  на примере декоративного   фарфора   из   Китая   и   вазы   из   Индокитая. Представление   о   роли   изобразительных   искусств   в организации   его   материального   окружения.   Знакомство   с несколькими   наиболее   яркими   культурами   мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая   Европа,   Япония  или Индия).роль  природных условий   в   характере   культурных   традиций   разных   народов мира.  Демонстрация достигнутых результатов и обсуждение, чему научились   в   течение   года   по   видам   изобразительного   Коллективная   форма   работы   с   учётом искусства. разнообразия   организационных   форм,   индивидуальных особенностей  каждого обучающегося,  обеспечивающих  рост творческого   потенциала,   познавательных   мотивов, обогащение   форм   взаимодействия   в   художественно­ Развитие   долговременной   памяти, пространственного воображения. 27.04 Формирование социально­ нравственного   поведения.   Развитие связной речи.   04.05 социально­ Формирование нравственного   поведения.   Развитие связной речи.   11.05 Развитие   целостного   восприятия, зрительной и слуховой памяти. 18.05 25.05 творческой деятельности. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение Учебно­методический комплекс «ПЕРСПЕКТИВА»  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Учебник. Изобразительное искусство. 2 класс. (Москва, «Просвещение», 2014).   Л.В.Ершова.  Т.Я.Шпикалова,   Творческая   тетрадь.   Изобразительное искусство. 2 класс. (Москва, «Просвещение», 2014).  А.Ю.Тамберг,   В.В.Новикова.   Технологические   карты   по   изобразительному искусству. (Москва, «Просвещение», 2014). Печатные пособия  Большая иллюстрированная  энциклопедия истории искусств (Москва    Махаон, 2007).  Н.Платонова Искусство (Москва , 2003).  В.Александров История русского искусства (Москва Харвест, 2004).  Энциклопедия для детей. Искусство (Москва Аванта,1999). Материально­техническое обеспечение  Компьютер.  Проектор.  Экран.  Звуковые колонки. Цифровые образовательные ресурсы  CD – диск Энциклопедия изобразительного искусства.  CD – диск Вивальди «Времена года». Наглядные пособия   Репродукции  художников на тему «Пейзажи русской природы». Репродукции И. Билибина «Герои любимых сказок». РЕКОМЕНДОВАНА методическим советом СОГЛАСОВАНА зам.директора по УВР МОБУ СОШ № 26 протокол от ___________№ ____  __________Г.Н.Андрианова

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива

Рабочие программы 2 класс УМК Перспектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017