Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования по русскому языку, на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку,
с учетом Примерной авторской программы Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской Ю.А.
Агаркова, «Русский язык «(образовательная программа «Перспективная начальная
школа»). 2015г. , включенной в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно
методическому комплекту:
для учителя
1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
2. Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.:
Академкнига/Учебник.
3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык: 1 класс: Методическое пособие. — М.:
Академкнига/Учебник.
4. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы:
Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник
для учащихся
1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
2. Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.:
Академкнига/Учебник.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация
проводится в форме тестов, самостоятельных работ, списываний, диктантов. Входной
контроль в начале учебного года в форме тестов; текущий – в форме тестов, проверочных
работ; рубежный контроль в конце первого полугодия в форме диктантов; итоговый
контроль – итоговая комплексная контрольная работа. Итоговый контроль предусмотрен в
виде административной комплексной контрольной работы.
В программе предусмотрена одна итоговая комплексная контрольная работа
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
№ п/п Разделы
Количество часов
Примерная
авторская программа
или
Рабочая программа
1
2
3
4
5
Алфавит
Построение звуковой схемы
слова.
Речь письменная и устная.
Звуки речи
«Азбука вежливости»
Всего
3 ч
4 ч
5 ч
33 ч
5 ч
50 ч
2 ч
2 ч
3 ч
20 ч
3 ч
30 ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСАМатериал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными
• система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
линиями:
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и
структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а
также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и
письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует
навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Гигиенические правила письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее
разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных
(вправо) линейках.
Линииэлементы как структурные единицы графической системы письменных букв
русского алфавита. Письмо девяти элементовлиний по алгоритму и под счет. Знакомство
с формами шаблонов элементов письменных букв.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «верх»,
«вниз». Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров
бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение
элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма
Русский язык 1 класс (50 часов по программе и по рабочей программе)
1
2
3
Алфавит
Построение
звуковой схемы
слова.
Речь письменная
и устная.
Правильное название букв. Практическое использо
вание последовательности букв алфавита: алфавитный
принцип расстановки книг на библиотечных полках и в
словарях.
предметов,
Слованазвания
действий.
Словапомощники словназваний предметов (предлоги).
Прописная буква в именах собственных. Предложение.
Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце
предложения. Построение схемы предложения.
признаков,
ударение).
Первое знакомство с особенностями устной речи,
которые не подтверждаются письменно (выделение слова
голосом,
Знакомство с особенностями
письменной речи, которые не подтверждаются устно
(письменная форма слова, которая не подтверждается на
слух; прописная бува в начале предложения и в именах
собственных).
которые
дублируются письменно (разница предложений по цели
высказывания и по интонации, выражение этой разницы
знаками препинания).
Особенности устной речи,
4
Звуки речи
гласные и согласные; ударные и безударные гласные;
звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые имягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение.
Буквы гласных как показатель твердостимягкости
согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы
гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением:
жиши, чаща, чущу). Буквы и, е после ц в сильной
позиции. Парные по звонкостиглухости согласные на конце
слова.
несколько формул речевого этикета (ситуации встречи,
расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного
проступка), их использование в устной речи при общении со
сверстниками и взрослыми.
5
«Азбука
вежливости»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу
первого года обучения.
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• различать буквы и их основные звуковые значения;
• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые
согласные; парные звонкиеглухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
• делить слова на слоги, определять ударный слог;
• пользоваться способом обозначения твердых согласныхс помощью гласных первого ряда
(а, о, у, э, ы) и способамиобозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда
(я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
• пользоваться способом обозначения звука [й’] в началеслова (с помощью букв е, ё, ю, я);
• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную буквув алфавитном столбике;
использовать последовательность буквв русском алфавите для расположения заданных
слов и фамилий в алфавитном порядке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками ивзрослыми с соблюдением норм
речевого этикета.
Обучающиеся научатся:
• различать слованазвания предметов, признаков, действий;
• различать главные и неглавные слованазвания предметов;
• определять в тексте словапомощники.
• различать предложение и слово;
• определять характер предложения по цели высказываниякак в устной, так и в письменной
речи (без применения терминологии).
• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно
обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце
предложения);
• писать прописную букву в именах собственных;
• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с
одной строчки на другую;
• писать слова с сочетаниями жиши, чаща, чущу, цицепод ударением;
• выбирать написание буквы парного согласного на концеслова; написание Ь и Ъ.• писать словарные слова, определенные программой;
• писать под диктовку текст объемом 18—20 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
• списывать небольшой текст по правилам списывания;
• читать и составлять простейшую графическую схему словаи предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условныхобозначений; находить
выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте;
находитьнужную дидактическую иллюстрацию;
• первоначальным навыкам инструментального освоенияалфавита: представлять, какие
знаки и группы знаков (буквы)находятся в его начале, конце, середине;
• работать с двумя источниками информации (учебнойкнигой и тетрадью для
самостоятельной работы): сопоставлятьусловные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и
соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную
соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,двумя позициями и понимать
необходимость присоединитьсятолько к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
• понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
• выполнять работу над ошибками при помощи взрослого
свою точку зрения;
умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Колво
часов по
теме
Дата проведения
По
По плану
факту
Примечан
ия
Алфавит 2 часа
Упражнение в расположении
слов в алфавитном порядке.
Закрепление знаний об
алфавите.
1
1
Построение звуковой схемы слова(2часа)
Словапредметы. Слова
действия. Словапризнаки
Словапредметы, слова
1
1
№
№
пп/п
1
2
3
4действия, словапризнаки.
Словапомощники.
Речь письменная и устная(3 часа)
Устная и письменная речь.
Упражнения в распознавании
устной и письменной речи
Смыслоразличительная роль
ударения Правила
списывания текста.
Большая буква в именах,
отчествах, кличках
животных, названиях
городов, рек.
1
1
1
Звуки речи (20часа)
Маша и Миша знакомятся со
звуковым столбиком.
Звонкие и глухие парные
согласные.
Звук и буква Й.
Двойная роль (работа) букв
у, а, ю, я.
Упражнение в распознавании
гласных звуков, определение
роли букв гласных.
Упражнение в различении
мягких и твердых согласных
звуков
Написание слов с мягкими и
твердыми согласными.
Повторение правил переноса
слов
Распознавание мягких и
твердых согласных на слух,
обозначение их с помощью
гласных букв
Слова с сочетаниями жи
ши, же – ше ци, це, цы чу
щу, ча ща
Разделительные твёрдый и
мягкий знаки Закрепление
изученного
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21Звонкие и глухие согласные
на конце слов
22
1
1
2
1
1
23
24
25
Способы проверки слов с
парными согласными на
конце слов
Обобщение знаний о
предложении. Итоговый
диктант
Схемы предложений.
26
Словарный диктант
27 Оформление писем и
заполнение анкет
Азбука вежливости (3 часов)
28
30
Азбука вежливости.
Приветствие при встрече со
знакомыми. Встреча со
знакомыми и приём
приглашения зайти в гости. В
гостях. Общение хозяйки с
гостями. Прощание.
3