Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чойская средняя общеобразовательная школа»
Согласована с методическим советом Протокол от 26 августа 2016 г. № 1 |
Утверждена Директор школы __________ Г.Г. Колупаева Приказ от 29 августа 2016 г. № 155 |
Рабочая программа учебного предмета
«Английский язык»
3 класс
Составитель: Жиденко Данила Александрович,
учитель английского языка
Рассмотрена
на ШМО учителей
английского языка
Протокол
от 01 апреля 2015 г. № 4
Чоя 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» создана для 3 класса на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644);
- Устава МОУ «Чойская средняя общеобразовательная школа» от 15.12.2015 г.;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу МОУ «Чойская СОШ», утверждённого приказом от 02.09.2013 № 241;
- учебного плана МОУ «Чойская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год;
- авторской программы курса английского языка к УМК «Английский язык» серии «Rainbow English» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2012.
Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Основными целями реализации содержания данной программы согласно ФГОС начального общего образования являются:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Интегративной целью обучения английскому языку в учебных комплексах серии “Rainbow English” является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной компетенций. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях. Элементарное общение на английском языке в начальной школе возможно при условии достижения учащимися достаточного уровня владения:
- речевой компетенцией — готовностью и способностью осуществлять элементарное межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо);
- языковой компетенцией — готовностью и способностью применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в примерной программе по иностранному языку для начальной школы;
- социокультурной компетенцией — готовностью и способностью учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся начальной школы;
- компенсаторной компетенцией — готовностью и способностью выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств;
- учебно-познавательной компетенцией — готовностью и способностью осуществлять самостоятельное изучение иностранных языков, в том числе с использованием современных информационных технологий, владением элементарными универсальными учебными умениями.
Коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка на основе учебно-методических комплексов серии “Rainbow English”. Однако в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.
Воспитательная цель. В процессе соизучения языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей, представленных в содержании учебников, осуществляется духовно-нравственное воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок. Благодаря совместной деятельности, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.
Образовательная цель. Использование иностранного языка как средства получения информации способствует расширению общего кругозора младших школьников, достижению образовательной цели. Наряду с общим образованием (приобретением знаний об окружающей их действительности посредством иностранного языка) младшие школьники расширяют свой филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями.
Развивающая цель. Процесс изучения английского языка организован таким образом, что он способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые учатся воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию. В процессе участия в моделированных ситуациях общения, ролевых играх у младших школьников развиваются речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.
Изменения в авторскую программу не вносились, так как по данному УМК работа в школе ведется только второй год.
УМК «Rainbow English», авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.
1) Учебник Английский язык. 3 класс. В 2 частях. (М.: Дрофа, 2014).
2) Рабочая тетрадь О. В. Афанасьева, И. В. Михеева Английский язык. Rainbow English. 3 класс. ФГОС, Москва, Издательство «Дрофа». 2015 г.
3) Аудиоприложение к учебнику O. В Афанасьева, И. В. Михеева. Английский язык. Rainbow English 3 класс ФГОС, Москва, Издательство «ДРОФА», 2014 г.
График контрольных (самостоятельных, тестовых), практических (проектных) работ
|
Виды контроля |
Дата |
- |
Контрольная работа по теме "Что мы любим? ". |
|
- |
Контрольная работа по теме "С днём рождения ". |
|
- |
Контрольная работа по теме «Какая твоя работа?» |
|
- |
Контрольная работа по теме «Животные». |
|
- |
Итоговая контрольная работа. |
|
- |
Проект «Мои планы на лето». |
|
Виды и формы контроля.
Ведущими составляющими контроля выступают речевые умения в области говорения, аудирования, чтения и письма.
В процессе обучения в 3 классе проводятся следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
В ходе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных определенной теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае являются речевые умения. Формами промежуточного контроля являются тематические сообщения, тематические диалоги и ролевые игры, проекты, соответствующие этапу обучения. В конце частей 1,2,3,4 предлагается выполнить несколько заданий контролирующего характера на проверку
· лексических навыков;
· грамматических навыков;
· коммуникативных умений в аудировании, говорении, чтении, письме;
задания составлены с учетом формата заданий ГИА и международных тестов
- на нахождение соответствий,
- альтернативного и множественного выбора;
- на завершение/ окончание;
- на трансформацию;
- на восстановление пропущенных слов в тексте (клоуз-процедура).
Проверка умений в аудировании задания (с кратким ответом):
- заполнить таблицу;
- закончить утверждение в соответствии с прослушанным текстом;
- выбрать конкретную информацию.
Итоговый контроль выявляет конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности.
Характер контрольных работ для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале.
Личностные результаты.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность учащихся школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что представляется особенно важным в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств таких как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. На уроках иностранного языка, школьники имеют возможность поговорить о культуре и различных аспектах жизни своей страны и других стран, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
-общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям; учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. И, наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
-развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. Д.);
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять
основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
генерировать идеи; находить не одно, а несколько вариантов решения; выбирать наиболее рациональное решение; прогнозировать последствия того или иного решения; видеть новую проблему.
Предметные результаты.
Основными предметными результатами освоения материала в соответствии с авторской рабочей программой для данной серии[1] является формирование и развитие у младших школьников иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи, а также навыков оперирования данными знаниями. Кроме того, согласно концепции, изложенной в программе, в УМК-2—4 предлагаются разнообразные сведения о странах изучаемого языка.
Говоря о предметном содержании речи, в целом можно отметить, что работа по данным УМК охватывает все темы, необходимые для изучения в начальной школе в соответствии с Примерными программами начального общего образования[2]. Основными учебными ситуациями, предлагаемыми для изучения в УМК для 2—4 классов серии “Rainbow English”, являются: Знакомство. Я и моя семья. Мои увлечения. Мои друзья. Моя школа. Мой день. Еда. Окружающий мир. Моя страна. Страна изучаемого языка. Весь материал для изучения группируется вокруг конкретных учебных ситуаций (Units), включающих в себя семь уроков, последний из которых является уроком подведения итогов и содержит элементы самопроверки и самооценки.
Предметное содержание речи для 3 класса включает в себя следующие учебные ситуации:
Unit 1. What We See and What We Have
Unit 2. What We Like
Unit 3. What Colour?
Unit 4. How Many?
Unit 5. Happy Birthday!
Unit 6. What’s Your Job?
Unit 7. Animals
Unit 8. Seasons and Months
Сведения о странах изучаемого языка школьники получают не только из текстов, но и из специально введенной в учебники рубрики, где на русском языке им сообщаются сведения лингвострановедческого и страноведческого характера.
В области речевой деятельности школьники постепенно приобретают базовые навыки говорения. Они продолжают учиться вести диалоги на бытовые темы, осваивают диалог-расспрос. (См., например, задания 4, 5, с. 39, часть 2.) В плане монологической речи, начиная с 3 класса, школьники учатся описывать картинки с опорой на предлагаемый образец. (См., например, задание 6, с. 23, часть 1, задание 3, с. 62, часть 2.) Они учатся называть время, говорить о том, что хорошо, а что плохо, оценивать выполняемую деятельность; уточняют цветовые характеристики предметов и животных, составляют их краткие описания, говорят о физическом состоянии человека, высказывают свое отношение к предметам, людям и животным, обсуждают времена года.
В области аудирования: начальный этап обучения требует большого объема воспринимаемой на слух иноязычной речи, поэтому каждое занятие включает в себя задание на аудирование. Учащиеся постепенно развивают умение воспринимать на слух отдельные звуки, слова, фразы, микро-ситуации и микродиалоги, а затем и более протяженные тексты различного характера с различной глубиной проникновения в их содержание. В 3 классе прослушиваемый материал имеет более общий характер по сравнению со 2 классом, и среди заданий встречаются, например, следующие: «Послушай три диалога и скажи...», «Послушай, как диктор рассказывает о ..., и скажи...». Так как на раннем этапе изучения английского языка школьникам важно научиться различать на слух звуки и слова, в учебнике в большом количестве присутствуют задания типа «Послушай и скажи, какое из двух предложений ты слышишь». Объем включенного в УМК материала для аудирования значительно увеличивается за счет многочисленных заданий «Послушай и проверь себя», рифмовок, песен и заданий на аудирование в рабочих тетрадях.
В области письма и письменной речи в 3 классе продолжается активная работа над графическими и орфографическими навыками. В то же время большее внимание начинает уделяться письменной речи. Так, третьеклассники учатся составлять краткие письменные высказывания на основе образца, а также отвечать на вопросы к текстам в письменной форме. Вся работа над письмом ведется в рабочей тетради, которая предназначена исключительно для этой цели.
Весьма типичными для рабочих тетрадей являются следующие задания:
— Напиши строчку новой буквы/нового слова.
— Заполни пропуски в предложениях.
— Напиши ответы на вопросы/вопросы к ответам.
— Составь из данных слов предложения.
— Напиши о себе (например, что ты можешь или не можешь делать на улице зимой).
Важным умением, которое приобретают учащиеся, является письменная фиксация запрашиваемой информации из текстов для аудирования.
На протяжении всего процесса обучения в начальной школе языковые знания и навыки также усложняются и увеличиваются в объеме. Шаг за шагом (не случайно 45-минутный урок именуется в серии данных учебников английским словом Stеp) школьники осваивают произношение английских звуков, слов и больших или меньших отрезков речи преимущественно с помощью подражания образцу на основе принципа аппроксимации, учатся правильно оформлять их интонационно.
Постепенно изменяется в сторону усложнения и увеличивается в объеме состав лексических единиц, обслуживающих различные ситуации общения. На протяжении второго года обучения лексикон школьников вырастает минимум на 250 единиц. В том числе они овладевают простыми словосочетаниями устойчивого характера (tо go to school, to go to the cinema at the weekend etc), репликами-клише (Thanks for..., You are welcome etc), и оценочной лексикой (nice, wonderful, very well, not very well etc). Они получают начальное представление о таком способе словообразования в современном английском языке, как аффиксация (образование существительных при помощи суффикса -еr для обозначения лиц определенной профессии или занятости (play—player, teach — teacher).
При работе над лексикой внимание обращается на вариативность средств выражения, синонимию. При этом особо подчеркивается то, чем слова, близкие по значению, отличаются друг от друга (tall/high, fat/thick). Большое место в учебнике отводится развитию языковой догадки на уровне слова: школьники учатся вычислять значение незнакомого слова по его составляющим или на основе знания словообразовательной модели. Они также учатся соединять слова по смыслу, образуя словосочетания. Кроме того, в 3 классе младшие школьники постоянно учатся употреблению предлогов. Они знакомятся с предлогами времени at, in etc. случаи существенных различий употребления предлогов в однотипных конструкциях изучаемого и родного языков специально тренируются (в понедельник, ... — on Monday, ...; в 3, ... часа — at 3, ... o’clock).
С точки зрения освоения нового грамматического материала учащиеся знакомятся с некоторыми явлениями морфологического и синтаксического характера. В рамках изучения морфологии английского языка продолжается изучение таких частей речи, как имя существительное и имя прилагательное. Расширяется представление о формах имен существительных. Так, учащиеся знакомятся с особыми способами образования множественного числа таких существительных, как mouse, goose, child. Сведения об имени прилагательном концентрируются вокруг способности единиц этой частеречной принадлежности образовывать степени сравнения. Внимание уделяется регулярным случаям образования сравнительной и превосходной степеней. Особо подчеркивается возможность ряда двусложных прилагательных образовывать степени сравнения разными способами (clever — cleverer — cleverest/clever — more clever — most clever). В 3 классе продолжается также изучение таких частей речи, как имя числительное (количественные числительные от 13 до 20) и местоимение (притяжательные и указательные местоимения).
Изучая английский глагол, учащиеся, занимающиеся по УМК серии “Rainbow Еnglish”, в 3 классе начальной школы знакомятся с глагольными формами и их использованием в грамматическом времени present simple. Они также знакомятся с модальным глаголом can, его отрицательной формой и используют его в речи. Особое внимание уделяется порядку слов в предложении в зависимости от того, каким членом предложения является то или иное слово, в какой функции оно использовано.
Учащимся также объясняется, что такое инфинитив (неопределенная форма глагола), уточняются случаи его использования с частицей to (I’d like to go there.) и без нее (I can’t go there.). Основной акцент в 3 классе делается на формирование четкого представления о порядке слов в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях в present simple. Очень важным на этом этапе является также многократное возвращение к пройденному ранее, что стало одним из принципов, заложенных в данный УМК.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание обучения включает следующие компоненты:
1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);
2) навыки и умения коммуникативной компетенции:
— речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи на начальном уровне);
— языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими на начальном уровне);
— социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения на начальном уровне);
— учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);
— компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Предметное
содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные
особенности и включает в себя следующие темы:
Предметное содержание |
3 класс |
1. Знакомство, основные элементы речевого этикета. 8 часов |
Политкорректность при характеристике людей, предметов или явлений. |
2.Я и моя Семья. 8 часов |
Семейные увлечения. Возраст членов семьи. Что мы делаем хорошо, плохо, не умеем делать. День рождения и подарки. Выходные дни. |
3. Мир вокруг нас. 15 часов |
Время. Местоположение предметов в пространстве. Физические характеристики предметов. Цветовая палитра мира. Дикие животные разных континентов. Времена года и погода, их описание. Названия месяцев. Красота окружающего мира |
4. Мир увлечений, досуг. 8 часов |
Спортивные и другие игры. Занятия в разные дни недели и времена года. То, что мы любим и не любим. Времяпрепровождение сказочных персонажей. Пикник. Любимые занятия на отдыхе. Любимые фильмы. Планы на выходные |
5. Городские здания, дом, Жилище. 5 часов |
Моя комната. Предметы сервировки стола. |
6. Школа и каникулы. 5 часов |
Школьный день. Школьные друзья. Настоящий друг. Предметы школьного обихода |
7. Человек и его мир. 10 часов |
Возраст человека. Физические характеристики человека. Адрес, телефон. Профессиональная деятельность |
8. Здоровье и еда. 5 часов |
Самочувствие человека. Фрукты |
9. Города и страны. Страны изучаемого языка. Родная страна. 4 часа |
Континенты. Названия некоторых европейских языков. Названия государств, их флаги. Отдельные досто- примечательности России, Британии, Франции. Символы стран. |
Формы организации учебных занятий: урок, проектная работа, проверочная работа, контрольная работа.
Основные виды деятельности на уроке: опрос, аудирование, чтение, письмо, ответы на вопросы, рассказ, работа со словарём.
Скачано с www.znanio.ru
[1] См.: Рабочие программы. Иностранный язык. 2—4 классы. М.: Дрофа, 2012.
[2] Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.