Публикация является частью публикации:
Носинский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алгасовской средней общеобразовательной школы Тамбовской области Моршанского района
СОГЛАСОВАНО на МО учителей русского языка и литературы Протокол № от августа 2016 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Алгасовской СОШ _________И.И.Степанникова Приказ № от августа 2016г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 класс
Срок реализации 1 год
Составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений
(авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.)
учителем Ванякиной И.К
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с Положением о структуре и порядке разработки рабочих программ МБОУ Алгасовской СОШ
( Пр. № 323 от 27.10.11) и на основе: .«Программы по литературе .5-11 классы .( базовый уровень). Авторы :В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина. ( «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации .М.: «Просвещение», 2011)
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи учебной деятельности
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
3. Основное содержание программы
Введение - 1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 3 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 11 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы.
Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление
понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В.
Соллогуб.
«Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь
на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В
этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством
словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения
человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение - 2 ч.
4. Учебно-тематическое планирование
9 класс (102 часа)
№ |
Тема |
Всего часов |
Внеклассное чтение (в том числе) |
Развитие речи (в том числе) |
1 |
Введение
|
1 |
6 |
6
|
2 |
Из древнерусской литературы |
3 |
||
3 |
Из литературы XVIII века |
11 |
||
4 |
Из русской литературы XIX века |
52 |
||
5 |
Из русской литературы XX века |
26 |
||
6 |
Из зарубежной литературы |
7 |
||
7 |
Повторение |
2 |
||
Итого: |
102 |
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
· выделение характерных причинно-следственных связей;
· сравнение и сопоставление;
· умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
· самостоятельное выполнение различных творческих работ;
· способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
· осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
· владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
· составление плана, тезиса, конспекта;
· подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
· самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
6. Учебно-методический комплекс
· Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
· Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
· Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
· Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
· Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
· Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
Программы и учебники:
· Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
· Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
· Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008.
· Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия:
· Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
· Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
· Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
· Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
· Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
· http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
· http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
· http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
· http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
· http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
· http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Телевизор
DVD
Фильмотека
Альбом по литературе для 9 класса
Альбом «Пушкин»
Альбом «Лермонтов»
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
102 часа
№ урока
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Виды и формы контроля |
Дата по плану |
Дата фактическ |
|
||||
1 |
Литература как искусство слова
Вводный урок. И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
текущий |
2.09 |
|
|||||
2 |
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"
(с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы. |
1 |
текущий |
5.09 |
|
|||||
3 |
"Слово о полку Игореве"
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». |
1 |
текущий |
7.09 |
|
|||||
4 |
Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» |
1 |
текущий |
9.09
|
|
|||||
5 |
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Литература XVIII века (общий обзор). |
1 |
текущий |
12.09 |
|
|||||
6 |
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»
Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. |
1 |
текущий |
14.09 |
|
|||||
7 |
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Ода как жанр лирической поэзии |
1
|
текущий |
16.09 |
|
|||||
8 |
Г. Р. Державина «Властителям и судиям».
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
|
1
|
текущий |
19.09 |
|
|||||
9 |
«Памятник».
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. |
1
|
текущий |
21.09 |
|
|||||
10 |
А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. |
1
|
текущий |
23.09 |
|
|||||
11 |
"Путешествие из Петербурга в Москву"
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
1
|
текущий |
26.09 |
|
|||||
12 |
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. |
1
|
текущий |
28.09 |
|
|||||
13 |
«Бедная Лиза»
как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
1
|
текущий |
30.09 |
|
|
||||
14 |
Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). |
1
|
текущий |
3.10 |
|
|||||
15 |
Понятие о романтизме. (Лекция)
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. |
1
|
текущий |
5.10 |
|
|||||
16 |
В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. |
1
|
текущий |
7.10 |
|
|||||
17 |
В.А.Жуковский «Светлана».
Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы. |
1
|
текущий |
10.10 |
|
|||||
18 |
Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский. |
1
|
текущий |
12.10 |
|
|||||
19 |
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
История создания комедии. Особенность композиции. |
1
|
текущий |
14.10 |
|
|||||
20 |
"Горе от ума".
Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. |
1
|
текущий |
17.10 |
|
|||||
21 |
"Горе от ума".
2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. |
1
|
текущий |
19.10 |
|
|||||
22 |
"Горе от ума".
3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.
|
1
|
текущий |
21.10 |
|
|||||
23 |
"Горе от ума".
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
|
1
|
текущий |
24.10 |
|
|||||
24 |
Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".
Обучение конспектированию.
|
1
|
текущий |
26.10 |
|
|||||
25 |
Подготовка к доашнему сочинению по комедии "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший" в комедии. |
1
|
текущий |
28.10 |
|
|||||
26 |
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
|
1
|
текущий |
31.10 |
|
|||||
27 |
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
|
1
|
текущий |
2.11 |
|
|||||
28 |
Свободолюбивая лирика
|
1
|
текущий |
4.11 |
|
|||||
29 |
Любовная лирика
Адресаты любовной лирики Пушкина. |
1
|
текущий |
14.11 |
|
|||||
30 |
Тема поэта и поэзии
в лирике Пушкина. |
1
|
текущий |
16.11 |
|
|||||
31 |
«Цыганы»
как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. |
1
|
текущий |
18.11 |
|
|||||
32 |
«Евгений Онегин» История создания романа.
Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа. |
1
|
текущий |
21.11 |
|
|
||||
33 |
Трагические итоги жизненного пути.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. |
1
|
текущий |
23.11 |
|
|||||
34 |
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга. |
1
|
текущий |
25.11 |
|
|||||
35 |
Анализ двух писем.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина |
1
|
текущий |
28.11 |
|
|||||
36 |
Автор в романе.
как идейно-композиционный и лирический центр романа. |
1
|
текущий |
30.11 |
|
|||||
37 |
Пушкинская эпоха в романе.
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. |
1
|
текущий |
2.12 |
|
|||||
38 |
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев Р. Р. Подготовка к сочинению по роману. |
1
|
текущий |
5.12 |
|
|||||
39 |
Вн. чт. «Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. |
1
|
текущий |
7.12 |
|
|||||
40 |
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.
Мотивы вольности и одиночества в лирике. |
1
|
текущий |
9.12 |
|
|||||
41 |
Образ поэта-пророка |
1
|
текущий |
12.12 |
|
|||||
42 |
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
|
1
|
текущий |
14.12 |
|
|||||
43 |
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
Анализ «Думы». «Родина» |
1
|
текущий |
16.12 |
|
|||||
44 |
«Герой нашего времени» Композиция.
- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. |
1
|
текущий |
19.12 |
|
|||||
45 |
«Бэла»
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах |
1
|
текущий |
21.12 |
|
|||||
46 |
«Максим Максимыч».
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. |
1
|
текущий |
23.12 |
|
|||||
47 |
«Тамань»
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. |
1
|
текущий |
26.12 |
|
|||||
48 |
«Княжна Мери»
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. |
1
|
текущий |
28.12 |
|
|||||
49 |
«Фаталист».
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». |
1
|
текущий |
30.12 |
|
|||||
50 |
Тестирование по творчеству Лермонтова.
Домашнее сочинение. |
1
|
текущий |
16.01 |
|
|||||
51 |
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания. |
1
|
текущий |
18.01 |
|
|||||
52 |
Система образов поэмы «Мертвые души».
|
1
|
текущий |
20.01 |
|
|||||
53 |
Р. Р. Обучение анализу эпизода.
|
1
|
текущий |
23.01 |
|
|||||
54 |
Образ города в поэме «Мертвые души».
|
1
|
текущий |
25.01 |
|
|||||
55 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в замысле поэмы. |
1
|
текущий |
27.01 |
|
|||||
56 |
«Мертвые души» - поэма о величии России.
Мертвые и живые души. Эволюция образа автора |
1
|
текущий |
30.01 |
|
|||||
57 |
Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
|
1
|
текущий |
1.02. |
|
|||||
58 |
А.Н.Островский. «Бедность не порок».
Слово о драматурге. |
1
|
текущий |
3.02. |
|
|||||
59 |
Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. |
1
|
текущий |
6.02. |
|
|||||
60 |
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
Основные этапы жизни и творчества. |
1
|
текущий |
8.02 |
|
|||||
61 |
Тип «петербургского мечтателя»
в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. |
1
|
текущий |
10.02. |
|
|||||
62 |
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
Содержание и смысл «сентиментальности» в .12понимании Достоевского. Развитие понятия о повести |
1
|
текущий |
13.02. |
|
|||||
63 |
Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)
Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни |
1
|
текущий |
15.02. |
|
|||||
64 |
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. |
1
|
текущий |
17.02. |
|
|
||||
65 |
А.П.Чехов «Тоска».
Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. |
1
|
текущий |
20.02. |
|
|||||
66 |
Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»
(на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) |
1
|
текущий |
22.02. |
|
|||||
67 |
Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. |
1
|
текущий |
24.02. |
|
|||||
68 |
Русская литература XX века.
Многообразие жанров и направлений. |
1
|
текущий |
27.02. |
|
|
||||
69 |
И. Бунин. «Темные аллеи».
Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. |
1
|
текущий |
1.03 |
|
|||||
70 |
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования. |
1
|
текущий |
3.03 |
|
|||||
71 |
М.Булгаков. «Собачье сердце»
как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба. |
1
|
текущий |
6.03 |
|
|||||
72 |
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».
Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. |
1
|
текущий |
8.03 |
|
|||||
73 |
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. |
1
|
текущий |
10.03 |
|
|||||
74 |
Особенности авторского повествования
в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. |
1
|
текущий |
13.03 |
|
|||||
75 |
А.И. Солженицын. «Матренин двор»
Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. |
1
|
текущий |
15.03 |
|
|||||
76 |
Образ праведницы
в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. |
1
|
текущий |
17.03 |
|
|||||
77 |
Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков. |
1
|
текущий |
20.03 |
|
|||||
78 |
«Серебряный век» русской поэзии.
|
1
|
текущий |
22.03 |
|
|||||
79 |
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др. |
1
|
текущий |
24.03 |
|
|||||
80 |
«О доблестях…»
|
1
|
текущий |
7.04. |
|
|
||||
81 |
С.А.Есенин. Своеобразие лирики.
Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. |
1
|
текущий |
10.04. |
|
|||||
82 |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека
в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». |
1
|
текущий |
12.04. |
|
|||||
83 |
Слово о В.В. Маяковском.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. |
1
|
текущий |
14.04. |
|
|||||
84 |
М.И.Цветаева. Биография поэтессы.
Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. |
1
|
текущий |
17.04. |
|
|||||
85 |
Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой
«Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. |
1
|
текущий |
19.04. |
|
|||||
86 |
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.
Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. |
1
|
текущий |
21.04. |
|
|||||
87 |
«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова.
Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. |
1
|
текущий |
24.04. |
|
|||||
88 |
Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.
Особенности поэтики. |
1
|
текущий |
26.04. |
|
|||||
89 |
Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики.
Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. |
1
|
текущий |
28.04. |
|
|||||
90 |
А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.
Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». |
1
|
текущий |
1.05 |
|
|||||
91 |
«Я убит подо Ржевом».
Проблемы и интонации стихов о войне. |
1
|
текущий |
3.05 |
|
|
||||
92 |
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
|
1
|
текущий |
5.05 |
|
|||||
93 |
Тестирование по изученному материалу.
|
1
|
текущий |
8.05 |
|
|||||
94 |
Вн. чт. Античная лирика.
Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. |
1
|
текущий |
10.05 |
|
|||||
95 |
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).
Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. |
1
|
текущий |
12.05 |
|
|||||
96 |
У. Шекспир. «Гамлет».
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте. |
1
|
текущий |
15.05 |
|
|||||
97 |
Одиночество Гамлета
в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». |
1
|
текущий |
17.05 |
|
|||||
98 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
1
|
текущий |
19.05 |
|
|||||
99 |
И.-В. Гете. «Фауст».
Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. |
1
|
текущий |
22.05 |
|
|||||
100 |
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. |
1
|
текущий |
24.05 |
|
|||||
101 |
Повторение. Итоговое тестирование.
Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1
|
текущий |
24.05 |
|
|||||
102 |
Итоги года и задание на лето.
|
1
|
текущий |
24.05 |
|
|||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.