рабочие учебные программы по русскому языку и литературе 8-9 кл

  • Образовательные программы
  • doc
  • 27.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая учебная программа
Иконка файла материала rabochaya_programmapo_literature_9_klass (1).doc

Носинский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алгасовской средней общеобразовательной школы Тамбовской области Моршанского района

 

СОГЛАСОВАНО

на МО учителей русского языка и литературы

Протокол №    от     августа 2016 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Алгасовской СОШ

_________И.И.Степанникова

Приказ №   от    августа 2016г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературе

9 класс

Срок реализации 1 год

Составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений

(авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.)

 

учителем  Ванякиной И.К

 

2016 г

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с Положением о структуре и порядке разработки рабочих программ МБОУ Алгасовской СОШ

( Пр. № 323 от 27.10.11)  и   на основе: .«Программы по литературе .5-11 классы .( базовый уровень). Авторы :В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина. ( «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под  редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации .М.: «Просвещение», 2011)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Общая характеристика учебного предмета.

 

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

           Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

         Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·               воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·               развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·               освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·               овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

 

 

Задачи учебной деятельности

Задачи изучения литературы в  9 классе:

- познакомиться с  такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о  программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основное содержание программы

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ -  3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА - 11 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА -  52 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА -  26 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нра­вится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение -  2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учебно-тематическое планирование

 

9 класс (102 часа)

Тема

Всего

часов

Внеклассное

чтение

(в том числе)

Развитие

речи

(в том числе)

1

Введение

 

1

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

6

 

2

Из древнерусской литературы

3

3

Из литературы XVIII века

11

4

Из русской литературы XIX века

52

5

Из русской литературы XX века

26

6

Из зарубежной литературы

7

7

Повторение

2

Итого:

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

·       образную природу словесного искусства;

·       содержание изученных литературных произведений;

·       основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

·       основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·       основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

·        выделение характерных причинно-следственных связей;

·        сравнение и сопоставление;

·        умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

·        самостоятельное выполнение различных творческих работ;

·        способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

·        осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·        владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

·        составление плана, тезиса, конспекта;

·        подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

·        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

·        самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

6. Учебно-методический комплекс

·         Аристова М. А. Справочник по русской  литературе  для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

·         Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

·          Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2011.

·          Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2009.

·         Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

·         Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Для учителя:

 Программы  и  учебники:

·          Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

·          Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

·          Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2008.

·         Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

 

Методические пособия:

·          Литература . 5-11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

·         Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

·         Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

·         Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.

·         Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

 

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

·         http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

·         http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная  литература:

·         http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

·         http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 

·         http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 

·         http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Телевизор

DVD

Фильмотека

Альбом по литературе для 9 класса

Альбом «Пушкин»

Альбом «Лермонтов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературе

 9 класс

102 часа

 

№ урока

 

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля

Дата

по плану

Дата фактическ

 

1

Литература как искусство слова 

 

Вводный урокИ ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

текущий

2.09

 

2

Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"

 

 (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы. 

1

текущий

5.09

 

3

"Слово о полку Игореве"

 

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

1

текущий

7.09

 

4

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

1

текущий

9.09

 

 

 

5

Классицизм в русском и мировом искусстве.

 

 Литература XVIII  века (общий обзор).

1

текущий

12.09

 

6

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»

 

 Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

текущий

14.09

 

7

 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

 

Ода как жанр лирической поэзии

1

 

 

 

 

 

 

 

текущий

16.09

 

8

Г. Р. Державина  «Властителям и судиям».

 

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

 

1

 

текущий

19.09

 

9

«Памятник».

 

 Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1

 

текущий

21.09

 

10

А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

 

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

 

текущий

23.09

 

11

"Путешествие из Петербурга в Москву"

 

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

 

текущий

26.09

 

12

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".

 

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

 

текущий

28.09

 

13

«Бедная Лиза»

 

 как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

 

текущий

30.09

 

 

14

Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

1

 

текущий

3.10

 

15

Понятие о романтизме. (Лекция)

 

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

 

текущий

5.10

 

16

В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое». 

 

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море».  Обучение анализу лирического стихотворения.

1

 

текущий

7.10

 

17

В.А.Жуковский «Светлана».

 

Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы.

1

 

текущий

10.10

 

18

Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.

1

 

текущий

12.10

 

19

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

 

 

История создания комедии. Особенность композиции.

1

 

текущий

14.10

 

20

"Горе от ума".

 

 Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

 

текущий

17.10

 

21

"Горе от ума".

 

 

2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1

 

текущий

19.10

 

22

"Горе от ума".

 

 

3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

 

1

 

текущий

21.10

 

23

"Горе от ума".

 

 

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

 

1

 

текущий

24.10

 

24

Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон  терзаний ".

 

 Обучение конспектированию.

 

1

 

текущий

26.10

 

25

Подготовка к доашнему сочинению

 по комедии       "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

1

 

текущий

28.10

 

26

Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

 

1

 

текущий

31.10

 

27

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

 

1

 

текущий

2.11

 

28

Свободолюбивая  лирика

 

1

 

текущий

4.11

 

29   

Любовная лирика

 

 Адресаты любовной лирики Пушкина.

1

 

текущий

14.11

 

30    

Тема поэта и поэзии

 

 в лирике Пушкина.

1

 

текущий

16.11

 

31      

 «Цыганы»

 

как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

1

 

текущий

18.11

 

32     

«Евгений Онегин» История создания романа.

 

Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах.  Система образов романа.

1

 

текущий

21.11

 

 

33

Трагические итоги жизненного пути.

 

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

 

текущий

23.11

 

34

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

 

 Татьяна и Ольга.

1

 

текущий

25.11

 

35

Анализ двух писем.

 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

1

 

текущий

28.11

 

36

Автор в романе.

 

как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

 

текущий

30.11

 

37

Пушкинская эпоха в романе.

 

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

 

текущий

2.12

 

38

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев

Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.

1

 

текущий

5.12

 

39

Вн. чт.  «Моцарт и Сальери».

 

 Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

1

 

текущий

7.12

 

40

М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха.

 

Мотивы вольности и одиночества в лирике.

1

 

текущий

9.12

 

41

Образ поэта-пророка

1

 

текущий

12.12

 

42

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

 

1

 

текущий

14.12

 

43    

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

 

 Анализ «Думы». «Родина»

1

 

текущий

16.12

 

44     

«Герой нашего времени» Композиция.

 

 - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.

1

 

текущий

19.12

 

45    

«Бэла»

 

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах

1

 

текущий

21.12

 

46     

«Максим Максимыч».

 

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

 

текущий

23.12

 

47

«Тамань»

 

 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

 

текущий

26.12

 

48

 «Княжна Мери»

 

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

 

текущий

28.12

 

49

«Фаталист».

 

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

1

 

текущий

30.12

 

50

Тестирование по творчеству Лермонтова.

 

Домашнее сочинение.

1

 

текущий

16.01

 

51

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

 

 Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.

1

 

текущий

18.01

 

52

Система образов поэмы «Мертвые души».

 

1

 

текущий

20.01

 

53

Р. Р. Обучение анализу эпизода.

 

1

 

текущий

23.01

 

54

Образ города в поэме «Мертвые души».

 

1

 

текущий

25.01

 

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

 

 Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

 

текущий

27.01

 

56

«Мертвые души» - поэма о величии России.

 

 Мертвые и живые души. Эволюция образа автора

1

 

текущий

30.01

 

57

Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

 

1

 

текущий

1.02.

 

58

А.Н.Островский.  «Бедность не порок».

 

 Слово о драматурге.

1

 

текущий

3.02.

 

59

Особенности сюжета.

 

 Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

 

текущий

6.02.

 

60

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».

 

Основные этапы жизни и творчества.

1

 

текущий

8.02

 

61

Тип «петербургского мечтателя»

 

 в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

 

текущий

10.02.

 

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». 

 

Содержание и смысл «сентиментальности» в .12понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

 

текущий

13.02.

 

63

Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)

 

Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни

1

 

текущий

15.02.

 

64

Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».

 

 

 Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

1

 

текущий

17.02.

 

 

65

А.П.Чехов «Тоска».

 

 Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

 

текущий

20.02.

 

66

Р. Р. Подготовка к сочинению  «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

 

 (на примере произведений А.Н. Островского,  Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

1

 

текущий

22.02.

 

67

Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова,  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

 

 Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

1

 

текущий

24.02.

 

68

Русская литература XX века.

 

 Многообразие жанров и направлений.

1

 

текущий

27.02.

 

 

69

И. Бунин. «Темные аллеи».

 

Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

 

текущий

1.03

 

70

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи».

 

 Лиризм повествования.

1

 

текущий

3.03

 

71

М.Булгаков. «Собачье сердце»

 

как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба.

1

 

текущий

6.03

 

72

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».

 

Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

1

 

текущий

8.03

 

73

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

 

 Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

 

текущий

10.03

 

74

Особенности авторского повествования

 

в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

1

 

текущий

13.03

 

75

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

 

  Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

 

текущий

15.03

 

76

Образ праведницы

 

 в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

 

текущий

17.03

 

77

Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

 

текущий

20.03

 

78

«Серебряный век» русской поэзии.

 

1

 

текущий

22.03

 

79

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.

 

 Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...»,  «О, весна без конца и без краю…» и др.

1

 

текущий

24.03

 

80

«О доблестях…»

 

1

 

текущий

7.04.

 

 

81

С.А.Есенин. Своеобразие лирики.

 

 Тема Родины. «Вот уж вечер...»,  «Разбуди меня завтра рано…» и др.

1

 

текущий

10.04.

 

82

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека

 

 в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

1

 

текущий

12.04.

 

83

Слово о В.В. Маяковском.

 

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

1

 

текущий

14.04.

 

84

М.И.Цветаева. Биография поэтессы.

 

Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1

 

текущий

17.04.

 

85

Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой

 

«Стихи о Москве». «Родина».  Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

 

текущий

19.04.

 

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.

 

 Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

1

 

текущий

21.04.

 

87

«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова.

 

 Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

1

 

текущий

24.04.

 

88

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.

 

Особенности поэтики.

1

 

текущий

26.04.

 

89

Б.Л. Пастернак.  Философская глубина лирики.

 

Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

 

текущий

28.04.

 

90

А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.

 

 Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1

 

текущий

1.05

 

91      

 «Я убит подо Ржевом».

 

 Проблемы и интонации стихов о войне.

1

 

текущий

3.05

 

 

92 

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

 

1

 

текущий

5.05

 

93 

Тестирование по изученному материалу.

 

1

 

текущий

8.05

 

94

Вн. чт. Античная лирика.

 

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

1

 

текущий

10.05

 

95

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

 

Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

1

 

 

текущий

12.05

 

96

У. Шекспир. «Гамлет».

 

 Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте.

1

 

текущий

15.05

 

97   

Одиночество Гамлета

 

в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1

 

текущий

17.05

 

98

Трагизм  любви Гамлета и Офелии.

 

Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

 

текущий

19.05

 

99

И.-В. Гете. «Фауст».

 

 Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

1

 

текущий

22.05

 

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.

 

 Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

1

 

текущий

24.05

 

101

Повторение. Итоговое тестирование.

 

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

 

текущий

24.05

 

102  

Итоги года и задание на лето.

 

1

 

текущий

24.05

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru