Цели урока:
• проанализировать советско-германские отношения накануне войны,
• выяснить плюсы и минусы этих отношений,
• охарактеризовать советско-финскую войну и ее последствия,
• определить степень готовности СССР к войне с Германией.
Оборудование:
• рабочий лист,
• диск “История России ХХ век”,
• карта “Великая Отечественная война”,
• контрольные листы.
Знать термины: эскалация, линия Маннергейма, военная доктрина, бастион, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы.
Знать даты:
• подписание секретного протокола между СССР и Германией;
• присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины;
• присоединения Латвии, Литвы, Эстонии, Бесcарабии и Буковины;
• советско-финской войны.
Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой
Отечественной войны"
Цели урока:
проанализировать советскогерманские отношения накануне войны,
выяснить плюсы и минусы этих отношений,
охарактеризовать советскофинскую войну и ее последствия,
определить степень готовности СССР к войне с Германией.
Оборудование:
рабочий лист,
диск “История России ХХ век”,
карта “Великая Отечественная война”,
контрольные листы.
Знать термины: эскалация, линия Маннергейма, военная доктрина, бастион, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы.
Знать даты:
подписание секретного протокола между СССР и Германией;
присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины;
присоединения Латвии, Литвы, Эстонии, Бесcарабии и Буковины;
советскофинской войны.
План урока
1. Советскогерманские переговоры.
2. Реализация секретных переговоров.
3. Советскофинская война.
4. Укрепление обороноспособности страны.
5. Просчеты политического и военного руководства СССР.
6. Тестовый контроль.
Задания к лекции
Раздел 1. “Трудный выбор”. Советскогерманские переговоры
Задание 1. Внимательно выслушав раздел лекции ответить на вопросы:
А) Какие причины подтолкнули СССР подписать секретный протокол с Германией?
Б) В чем суть этого протокола?
Проблемное задание 2. До 80х г. ХХ века советскогерманский договор о ненападении трактовался историками
как правильный мудрый шаг советского правительства в сложившейся ситуации, т.к.:
удалось избежать союза всех империалистических стран (Германии, Англии, Франции, США) против СССР;
договор был необходим, т.к. Англия и Франция не пошли на союз с СССР;
договор позволил СССР отсрочить войну и укрепить обороноспособность, но о секретном протоколе о разграничении
сфер влияния в Европе умалчивалось.В 80е г. ХХ в. стали известны альтернативные точки зрения:
договор “аморальная преступная сделка Сталина с самым свирепым в человеческой истории агрессором, угрожавшим
закабалением или уничтожением всех без исключения народам Европы” (Дашичев)
Благодаря пакту Гитлеру удалось напасть на СССР внезапно (Джузеппе Боффе).
Вопрос: Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Аргументируйте свою точку зрения.
Раздел 2. “Секретные протоколы в действии”. Реализация секретных протоколов
Задание 1. Заполнить схему: “Территории, вошедшие в состав СССР в 19391940 гг.”
Задание 2. По материалам лекции и учебника (параграф 31) составить за 7 минут устную характеристику советско
финской войны по плану:
1. Причины, повод войны, хронологические рамки.
2. Страныучастницы войны.
3. Район основных военных действий.
4. Командующие армиями.
5. Военные и политические итоги.
6. Уроки войны.
Раздел 3 лекции “Укрепление обороноспособности страны”
Задание 1. Проанализируйте просчеты военного и политического руководства СССР и меры по укреплению
обороноспособности СССР
и ответьте на вопрос: Был ли готов СССР к лету 1941 года к войне с Германией? (Аргументируйте свой ответ)
Меры по укреплению обороноспособности СССР Просчеты военного и политического руководства
Рефлексия: тестовый контроль по вариантам.
СССР
Контрольный лист
1 вариант
Тестовые задания.
1. В чем суть секретного дополнительного протокола к договору от 23.08.1939 года:
а) стороны договорились о дате нападения на Польшу;
б) стороны договорились о дате нападения на Финляндию;
в) стороны договорились о разграничении сфер влияния в Восточной и ЮгоВосточной Европе.
2. Какие территории были присоединены к СССР в 1939 г.?
а) Западная Белоруссия;
б) Западная Украина;
в) Бессарабия;г) Варшавское воеводство.
3. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций:
а) ввод войск на территорию Польши;
б) нападение СССР на Финляндию;
в) заключение СССР 28.09.1939 г. договора о дружбе и границах с фашистской Германией.
4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники;
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
в) укрепление трудовой дисциплины;
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
Подберите термины к определениям
Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергейма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация
Определения:
постепенное увеличение, наращивание, расширение чеголибо.
система финских укреплений на карельском перешейке, созданная в 19271937 гг. и названная по имени финского
главнокомандующего.
2 вариант
1. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией? (несколько вариантов
ответов)
а) СССР укрепил свой международный авторитет;
б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороноспособности страны;
в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской
империи.
2. Как называлась линия укреплений Финляндии на Карельском перешейке?
а) “Линия Маннергейма”;
б) “Линия Мажино”;
в) “Восточный вал”.
3. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
а) Бессарабия и Северная Буковина;
б) Литва;
в) Латвия;
г) Финляндия;
д) Эстония.
4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники;
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
в) укрепление трудовой дисциплины;
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
Подберите термины к определениям
Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергейма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация
Определения:
план нападения Германии на СССР
нарастание напряженности в международных отношениях.