Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • проанализировать советско-германские отношения накануне войны, • выяснить плюсы и минусы этих отношений, • охарактеризовать советско-финскую войну и ее последствия, • определить степень готовности СССР к войне с Германией. Оборудование: • рабочий лист, • диск “История России ХХ век”, • карта “Великая Отечественная война”, • контрольные листы. Знать термины: эскалация, линия Маннергейма, военная доктрина, бастион, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы. Знать даты: • подписание секретного протокола между СССР и Германией; • присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины; • присоединения Латвии, Литвы, Эстонии, Бесcарабии и Буковины; • советско-финской войны.
Иконка файла материала Рабочий лист для обучающихся.doc
Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны" Цели урока:     проанализировать советско­германские отношения накануне войны, выяснить плюсы и минусы этих отношений, охарактеризовать советско­финскую войну и ее последствия, определить степень готовности СССР к войне с Германией. Оборудование:     рабочий лист, диск “История России ХХ век”, карта “Великая Отечественная война”, контрольные листы. Знать термины: эскалация, линия Маннергейма, военная доктрина, бастион, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы. Знать даты:     подписание секретного протокола между СССР и Германией; присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины; присоединения Латвии, Литвы, Эстонии, Бесcарабии и Буковины; советско­финской войны. План урока 1. Советско­германские переговоры. 2. Реализация секретных переговоров. 3. Советско­финская война. 4. Укрепление обороноспособности страны. 5. Просчеты политического и военного руководства СССР. 6. Тестовый контроль. Задания к лекции Раздел 1. “Трудный выбор”. Советско­германские переговоры Задание 1. Внимательно выслушав раздел лекции ответить на вопросы: А) Какие причины подтолкнули СССР подписать секретный протокол с Германией? Б) В чем суть этого протокола? Проблемное задание 2. До 80­х г. ХХ века советско­германский договор о ненападении трактовался историками  как правильный мудрый шаг советского правительства в сложившейся ситуации, т.к.: ­ удалось избежать союза всех империалистических стран (Германии, Англии, Франции, США) против СССР; ­ договор был необходим, т.к. Англия и Франция не пошли на союз с СССР; ­ договор позволил СССР отсрочить войну и укрепить обороноспособность, но о секретном протоколе о разграничении  сфер влияния в Европе умалчивалось.В 80­е г. ХХ в. стали известны альтернативные точки зрения: ­ договор “аморальная преступная сделка Сталина с самым свирепым в человеческой истории агрессором, угрожавшим  закабалением или уничтожением всех без исключения народам Европы” (Дашичев) ­ Благодаря пакту Гитлеру удалось напасть на СССР внезапно (Джузеппе Боффе). Вопрос: Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Аргументируйте свою точку зрения. Раздел 2. “Секретные протоколы в действии”. Реализация секретных протоколов Задание 1. Заполнить схему: “Территории, вошедшие в состав СССР в 1939­1940 гг.”   Задание 2. По материалам лекции и учебника (параграф 31) составить за 7 минут устную характеристику советско­ финской войны по плану: 1. Причины, повод войны, хронологические рамки. 2. Страны­участницы войны. 3. Район основных военных действий. 4. Командующие армиями. 5. Военные и политические итоги. 6. Уроки войны. Раздел 3 лекции “Укрепление обороноспособности страны” Задание 1. Проанализируйте просчеты военного и политического руководства СССР и меры по укреплению  обороноспособности СССР и ответьте на вопрос: Был ли готов СССР к лету 1941 года к войне с Германией? (Аргументируйте свой ответ) Меры по укреплению обороноспособности СССР Просчеты военного и политического руководства    Рефлексия: тестовый контроль по вариантам. СССР   Контрольный лист 1 вариант Тестовые задания. 1. В чем суть секретного дополнительного протокола к договору от 23.08.1939 года: а) стороны договорились о дате нападения на Польшу; б) стороны договорились о дате нападения на Финляндию; в) стороны договорились о разграничении сфер влияния в Восточной и Юго­Восточной Европе. 2. Какие территории были присоединены к СССР в 1939 г.? а) Западная Белоруссия; б) Западная Украина; в) Бессарабия;г) Варшавское воеводство. 3. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций: а) ввод войск на территорию Польши; б) нападение СССР на Финляндию; в) заключение СССР 28.09.1939 г. договора о дружбе и границах с фашистской Германией. 4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией? а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники; б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону; в) укрепление трудовой дисциплины; г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени. Подберите термины к определениям Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергейма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация Определения:   постепенное увеличение, наращивание, расширение чего­либо. система финских укреплений на карельском перешейке, созданная в 1927­1937 гг. и названная по имени финского  главнокомандующего. 2 вариант 1. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией? (несколько вариантов  ответов) а) СССР укрепил свой международный авторитет; б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороноспособности страны; в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской  империи. 2. Как называлась линия укреплений Финляндии на Карельском перешейке? а) “Линия Маннергейма”; б) “Линия Мажино”; в) “Восточный вал”. 3. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.? а) Бессарабия и Северная Буковина; б) Литва; в) Латвия; г) Финляндия; д) Эстония. 4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией? а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники; б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону; в) укрепление трудовой дисциплины; г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени. Подберите термины к определениям Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергейма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация Определения:  план нападения Германии на СССР нарастание напряженности в международных отношениях.