Основные правила комбинаторики.
Формулы для подсчета числа перестановок сочетаний и размещений.
Часть 2.
Правило суммы (правило сложения).
Если элемент А может быть выбран к1 способами, а объект В другими к2 способами, причем выборы А и В являются взаимно исключающими, то выбор «либо А, либо В» может быть осуществлен к1+к2 способами.
Задача 1:
В одной семье было много детей.
7 из них любили капусту, 6 – морковь, 5 - горох, 4 - капусту и морковь,а 3 -капусту и горох, 2 - морковь и горох, 1 любил все.
Сколько детей в семье.
Задача 2:
Сколько существует натуральных чисел от 1 до 100, которые не делятся ни на 2, ни на 3, ни на 5.
Задача 3 (Соросовская олимпиада 1996-1997гг.):
Три колокола начинают бить одновременно. Интервалы м/у ударами первого колокола 4/3 секунды, второго – 5/3 секунды, третьего – 1 секунда. Совпавшие во времени ударами воспринимаются как один. Сколько ударов за одну минуту?
Правило произведения (правило умножения).
Если элемент А может быть выбран к1 способами, и после каждого из таких выборов элемент В может быть выбран к2 способами, то выбор «А и В» может быть осуществлен к1*к2 способами.
Задача 4:
Сколько 3х значных четных чисел можно составить из цифр 0,1,2,3,4,5,6, если цифры могут повторяться?
Задача 5:
Сколько всего 4х значных чисел можно составить из цифр 1,5,6,7?
Задача 6:
Из 33 букв русского алфавита составляются слова из 4 букв так, что соседние буквы в слове различны. Сколько таких слов можно составить?
Размещение без повторения.
Сколькими способами можно выбрать и разместить по к различным местам к из n различных предметов.
Задача 7:
Сколько всего 7 значных телефонных номеров, в каждом из которых ни одна цифра не повторяется?
Задача 8:
Сколько существует 2х значных чисел, в которых цифра десятков и цифра едениц различны и нечетны 1,3,5,7,9.
Задача 9:
В классе 20 мальчиков, 20 девочек. Для участия в концерте нужно выделить танцевальный дуэт, дуэт певцов и гимнастический дуэт (1м+1д). Сколькими способами это можно сделать?
Перестановки.
Сколькими способами можно переставить n различных предметов расположенных на n различных местах?
Задача 10:
Сколько всего 6 значных четных чисел можно составить из цифр 1,3,4,5,7,9, если каждая из них не повторяется?
Задача 11:
Сколькими способами 7 книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?
Задача 12:
30 книг (27 различных авторов и 3х томник одного автора) помещены на одной книжной полке. Сколькими способами можно расставить книги на полке так, чтобы книги одного автора стояли рядом?
Сочетания.
Сколькими способами можно выбрать к из n различных предметов?
Задача 13:
Сколькими способами читатель может выбрать 2 книги из 5 имеющихся?
Задача 14:
12 человек играют в городки. Сколькими способами они могут набрать команду на соревнование?
Задача 15:
Дано 5 различных чисел А,В,С, D. Сколько можно составить различных произведений из этих чисел, состоящих из:
a) 2х различных сомножителей;
b) 3х;
с) 4х;
d) 5и.
Задача16:
Хоккейная команда состоит из 2 вратарей, 7 защитников и 10 нападающих. Сколькими способами тренер может образовать стартовую шестерку, состоящую из вратаря, 2 защитников и 3 нападающих?
Задача 17:
Для проведения письменного экзамена по комбинаторике надо составить 4 варианта по 7 задач в каждом. Сколькими способами можно разбить 28 задач на 4 варианта?
Основные понятия теории вероятности.
Задачи математического боя.
Задача 1:
Бросают игральную кость. Найти вероятность того, что:
a) выпадает четное число очков, кратное 3 (событие A);
b) выпадает число очков, кратное 3 ( событие В);
с) выпадает любое число очков, кроме 5 ( событие С).
Задача 2:
В партии 100 деталей имеется 5 бракованных. Определите вероятность того, что взятая на удачу деталь окажется стандартной.
Задача 3:
Выбирают наугад число от 1 до 100. Определите вероятность того, что в том числе не окажется цифры 3.
Задача 4:
Найдите вероятность того, что наугад выбранное число от 1 до 60 делится на 60.
Задача 5:
Даны 5 точек, никакие 3 из которых не лежат на одной прямой. Найти вероятность того, что, выбрав наугад 2 точки, учащийся получит нужную прямую.
Задача 6:
В классе 17 девочек и 14 мальчиков. Определить вероятность того, что оба вызванных ученика окажутся:
a) мальчиками;
b) девочками.
Задача 7:
В 7ми значном телефонном номере забыта последняя цифра. Определите вероятность того, что наугад выбранная цифра (от 0 до 9) окажется верной.
Задача 8:
Из коробки, содержащей n пронумерованных шаров, наугад вынимают один за другим все находящиеся в ней шары. Определите вероятность того, что номера шаров расположатся по порядку.
Задача 9:
Из букв составлено слово «книга». Это слово рассыпали и произвольно собрали снова. Какова вероятность того, что снова получится слово «книга»?
.
Задача 10:
Класс, в котором учится 12 девочек и 12 мальчиков, случайным образом делят на 2 равные группы для занятий на компьютерах. Какова вероятность того, что мальчиков и девочек в них окажется поровну?
Методические рекомендации:
Задачи разбиты на 5 групп по темам. Каждой теме полезно посвящать от двух до четырех занятий, дополнив новыми задачами. При этом необходимо возвращаться постоянно к пройденному материалу. Знакомство с определениями и понятиями комбинаторики полезно начинать с 7-8 класса.
Составитель Пантелеева Н.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.