Основы потребительских знаний.
Программа элективного курса
для 9 класса общеобразовательных школ.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для организации предпрофильного обучения, для того, чтобы создать непрерывную систему экономического образования, охватывающую несколько классов.
В настоящее время нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителей, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении, о месте и роли потребителей в рыночной экономике.
Данная программа рассчитана на усвоение курса в течение 8 часов учебного времени. Она может быть реализована и в профильных классах.
Программа ставит следующие цели обучения:
Задачи курса:
1. Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей;
2. Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике;
3. В доступной игровой форме выработать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров;
4. Познакомить учащихся с основными законодательными актами, в области прав потребителей.
По окончании курса учащиеся должны знать:
1. Основные экономические понятия, относящиеся к данному курсу;
2. Основные денежные инструменты, доступные потребителю;
3. Основные права, которыми пользуются потребители по российскому законодательству.
Учащиеся должны уметь:
1. Разумно обосновывать свою точку зрения;
2. Анализировать текущую информацию, статистические данные, работать с дополнительной литературой;
3. Выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии и т.д.);
4. Уметь грамотно вести себя в типичных экономических ситуациях.
Учебно-тематический план.
Тема: «Основы потребительских знаний».
8 часов в год.
Составлено на основе программы по курсу «Основы потребительских знаний» Мишина Б.И., Симоненко В.Д. /Программно-методических материалы «Экономика 8-11 классы».- Москва. Дрофа. 2001 год. Составитель Б. И. Мишин. Стр. 111-119.
Дата |
№ урока |
Тема |
|
1
2
3-4
5-6
7
8 |
Раздел 1. Потребитель и его потребности. Деловая игра: «Рынок». Раздел 2. Источники информации для потребителей. Игра: «Испорченный телефон». Реклама: доверяй, но проверяй. Виды рекламы. Творческое задание: «Помоги продать». Раздел 3. Поведение потребителей при покупке товаров. Практикум: «Потребительское тестирование». Раздел 4. Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг. Практикум: «Оплата коммунальных услуг». Раздел 5. Защита прав потребителей. Семинарское занятие: «Анализ конкретных жизненных ситуаций по защите прав потребителей».
|
Раздел 1. Потребитель и его потребности.
Опорные понятия: изготовитель, потребитель, обязанность, право, потребление, продавец.
Кто является потребителем? Общее представление о потребностях. Рациональное потребление.
Деловая игра «Рынок».
Раздел 2. Источники информации для потребителей.
Опорные понятия: реклама, сертификат, товарный знак, этикетка.
Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламы.
Игра: «Испорченный телефон».
Творческое задание: «Помоги продать».
Раздел 3. Поведение потребителей при покупке товаров.
Основные понятия: гарантийный срок, качество, недостатки, срок годности, срок службы.
Что должен знать потребитель о товаре? Как не ошибиться в выборе товара? Качество и недостатки товара.
Практикум: «Потребительское тестирование».
Раздел 4. Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг.
Опорные понятия: акция, банк, дивиденды, облигация, ценная бумага.
Предприятия службы быта. Договор. Куда наиболее выгодно вкладывать деньги? Операции с ценными бумагами. Закон «О защите прав потребителей».
Практикум: «Оплата коммунальных услуг». Беседа.
Раздел 5. Защита прав потребителей.
Опорные понятия: адвокат, исковое заявление, Государственный Антимонопольный Комитет, моральный вред, суд.
Государственный Антимонопольный Комитет России, органы по защите прав потребителей. Правила обращения в суд. Как обжаловать решение суда? Как возмещается моральный вред?
Семинарское занятие: «Анализ конкретных жизненных ситуаций по защите прав потребителей».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.