Мировая художественная культура
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для разработки рабочей программы использована программа Даниловой Г.И. для 10-11 классов. Данная программа переработана в соответствии с возрастными особенностями учащихся 8-9 классов. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, список рекомендуемой литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры представляет собой совокупное изучение различных видов искусств: литературы, музыки, живописи, театра, архитектуры, а так же взаимовлияние видов искусств и особенностей их развития в различные исторические эпохи. Курс мировой художественной культуры позволяет сопоставлять разные способы видения мира и мотивировать расцвет каждого из искусств в определенный исторический период, следить за взаимовлияниями искусств в период их развития. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра показать социо – культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
Программа мировой художественной культуры в 8-9 классах, учитывая возрастные особенности восприятия искусства школьниками, знакомит с «Первобытной культурой», «Культурой древнего Египта», «Культурой древней Греции», «Культурой древнего Рима» и «Культурой Востока», «Культурой Китая». Принимая во внимание специфику предмета, его выход на творчество, упор делается на формы обучения: лекции, дискуссии, ролевые игры, активный зритель, исполнитель.
Цели
Место предмета в базисном учебном плане
На этапе основного общего образования на базовом уровне учебным планом школы в 8,9 классах в 2010 году на предмет МХК отводится по 1 часу в неделю (общий объем 34 часа в год).
Общие умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения мировой художественной культуры формируются умения самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность; сопоставлять и оценивать культурные явления различных эпох; осуществлять поиск нужной информации; владеть основными формами публичных выступлений; определять собственное отношение к произведениям искусств.
Основное содержание (68 часов)
8 класс (34 часа)
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК (1 час)
Мировая художественная культура – единство в многообразии; расширение представлений о понятии «культура», «искусство»; рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте; развитие умения обосновать собственную эстетическую оценку; развитие умения терпимо относится к альтернативным суждениям.
2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА (11 часов)
Первобытные люди (физический облик; синантропы, неандертальцы; род деятельности). Религия и формы верований (ранние представления о мире; тотемизм, фетишизм, вера в магию, культ предков, анимизм). Роль мифа в культуре. Мегалитические сооружения (менгир, дольмен, кромлех). Пещерная роспись. Музыка первобытных людей.
Реферат по теме «Первобытная культура».
3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (11часов)
Географическое положение Египта, его климатические условия. Идея вечной жизни (обряд мумификации). Литература и письменность (мифы, погребальный сборник «Книга мертвых», развитие египетской письменности - иероглифы). Пирамиды в Гизе. Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц – магическая формула вечного бытия. Древнеегипетское искусство (расписной рельеф, росписи гробниц, усыпальниц). Музыка – народные песни, «страсти», культовая, литургическое пение.
Реферат по теме «Древний Египет».
4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (11часов)
Географическое положение (значительная роль в международных торговых сношениях того времени). Крито-микенское искусство (архитектура дворца-лабиринта в Кноссе; единство окружающей среды и живописной декорации – специфика минойской культуры). Эллинская культура (греческий алфавит). Философия и философы – Эпикур, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит. Театр - культ Диониса (комедия, трагедия, маски). Архитектура (ордер – дорический и ионический; Акрополь, Парфенон). Изобразительное искусство (формы сосудов; искусство вазописи – чернофигурные, краснофигурные). Искусство муз – музыка.
Реферат по теме «Древняя Греция».
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урокаА |
раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Введение в предмет МХК |
Мировая художественная культура |
1 |
2 |
Первобытная культура |
Синантропы, неандертальцы |
1 |
3 |
Религия первобытных людей |
1 |
|
4 |
Формы верований |
1 |
|
5 |
Тотемизм, фетишизм, анимизм |
1 |
|
6 |
Мифология |
1 |
|
7 |
Категории мифов |
1 |
|
8 |
Категории мифических героев |
1 |
|
9 |
Архитектура первобытных людей |
1 |
|
10 |
Мегалитические сооружения |
1 |
|
11 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
12 |
Музыка |
1 |
|
13 |
Культура древнего Египта |
Географическое положение Египта |
1 |
14 |
Религия – идея вечной жизни |
1 |
|
15 |
Мумификация |
1 |
|
16 |
Литература и письменность |
1 |
|
17 |
Погребальный сборник «Книга мертвых» |
1 |
|
18 |
Развитие египетской письменности |
1 |
|
19 |
Архитектура |
1 |
|
20 |
Пирамиды |
1 |
|
21 |
Город и жилой дом |
1 |
|
22 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
23 |
Музыка |
1 |
|
24 |
Культура древней Греции |
Крито-микенское искусство |
|
25 |
Кносский дворец, дворцы в Микенах |
|
|
26 |
Эллинская культура |
|
|
27 |
Греческий алфавит |
|
|
28 |
Философия |
|
|
29 |
Философы |
|
|
30 |
Театр |
|
|
31 |
Архитектура |
|
|
32 |
Изобразительное искусство |
|
|
33 |
Вазопись |
|
|
34 |
Музыка |
|
9 класс (34 часа)
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА (13часов)
Географическое положение Рима, культура Этрусков, религия, литература, театральное и цирковое искусство. Архитектура древнего Рима (Римский Форум, Пантеон – «храм всех богов», Колизей – «чудо света», триумфальные арки и общественные сооружения). Изобразительное искусство (Римский скульптурный портрет, фресковые и мозаичные композиции). Музыка - сплав разностильной музыки (лирика, состязания кифаристов, гидравлосы).
Реферат по теме «Древний Рим».
2. КУЛЬТУРА ВОСТОКА (5 часов)
Индия – «страна чудес», шедевры индийского зодчества (Ступа в Санчи, Кайтья в Карли, храм Кайласанатха в Эллоре), искусство живописи – росписи. Музыкальное(рага, ситар,)
и театральное искусство – синтез литературы, музыки, мимики и танца.
Реферат по теме «Культура Востока.
3. ВЗИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ЛЕГКОЙ И СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКИ (5 часов)
Взаимпрникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
4. ВЕЛИКИЕ НАШИ «СОВРЕМЕННИКИ» (5 часов)
Музыка выдающихся представителей великого музыкального искусства.
5. КУЛЬТУРА КИТАЯ (3часов)
Яркая и самобытная культура Китая, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра.
6. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ (3 часа)
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урокаА |
раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Культура Древнего Рима |
Древний Рим |
1 |
2 |
Культура Этрусков |
1 |
|
3 |
Религия |
1 |
|
4 |
Литература |
1 |
|
5 |
Театральное и цирковое искусство |
1 |
|
6 |
Архитектура |
1 |
|
7 |
Римский Форум |
1 |
|
8 |
Пантеон – «храм всех богов» |
1 |
|
9 |
Колизей – «чудо света» |
1 |
|
10 |
Триумфальные арки и общественные сооружения |
1 |
|
11 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
12 |
Скульптура |
1 |
|
13 |
музыка |
1 |
|
14 |
Культура Востока |
Индия – «страна чудес» |
1 |
15 |
Шедевры индийского зодчества |
1 |
|
16 |
Искусство живописи |
1 |
|
17 |
Музыкальное искусство |
1 |
|
18 |
Театральное искусство |
1 |
|
19 |
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки |
Опера Д.Верди «Риголетто» |
1 |
20 |
Оперетта И.Дунаевского «Белая акация» |
1 |
|
21 |
Балет А.Хренникова «Любовь за любовь» |
1 |
|
22 |
Сюита А.Хачатуряна «Маскарад» |
1 |
|
23 |
Содержательная музыка |
1 |
|
24 |
Великие наши «современники» |
Л.Бетховен – творческий путь |
1 |
25 |
М.Мусоргский - творческий путь |
1 |
|
26 |
С.Прокофьев - творческий путь |
1 |
|
27 |
Музыкальное искусство |
2 |
|
28 |
|||
29 |
Культура Китая |
Шедевры китайской архитектуры |
1 |
30 |
Скульптура |
1 |
|
31 |
Жанры живописи |
1 |
|
32 |
Культура Японии |
Архитектура |
1 |
33 |
Искусство |
1 |
|
34 |
Театр |
1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать/понимать:
· понятия, при помощи которых раскрывается сущность предмета;
· уровни развития определенных культурно – исторических эпох, конкретных обществ, наций и народностей;
· основные виды и жанры искусства;
· изученные направления и стили мировой художественной культуры;
· преемственность культуры из века в век;
· шедевры мировой художественной культуры.
Уметь:
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.