Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» города Коряжмы.
Программа
элективного курса
«Моя фирма».
Учитель экономики:
Корепина Наталия Валериевна
Коряжма
2008 год.
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью, необходимых при создании своей фирмы.
Освоение осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
В настоящей программе реализуется традиционный подход к изучению курса «Моя фирма».
Цели:
· развитие экономического образа мышления; интереса к изучению экономических дисциплин;
· воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности;
· освоение системы знаний об экономической деятельности
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Задачи:
-показать большое практическое значение экономики;
-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации.
Настоящая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования.
Настоящая программа учитывает особенности 9 классов в котором будет осуществляться учебный процесс: (общеобразовательный).
Согласно действующему в школе учебному плану программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 9 классе предполагается обучение в объеме 34 часов.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков, спроектированы ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Учебники:
Автономов. Введение в экономику. 2002г
А так же дополнительных пособий:
Для учителя:
Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина Уроки экономики в школе: в 2-х кн. Пособие для учителя.- М.: Вита- Пресс, 1999.- 447с.: ил.
И.В Липсиц. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов). Учебник для средн. Спец. Учебн. Заведений -5-е изд.- М: Вита- Пресс, 2003- 208с.
Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева Основы экономических знаний М.: Вита- Пресс, 2004. – 496с.
Н.М. Розанова Моя фирма. Элективный курс. – М:Вита Пресс, 2006. – 96 с.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
· работу с источниками экономической информации,
· решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации при создании фирмы;
· освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
· применение полученных знаний для определения экономически правомерного и социально одобряемого поведения;
Содержание изучаемого материала.
Где начинается и где заканчивается фирма(4 час).
Что понимается под фирмой. Потребности. Ограниченность ресурсов. Специальные характеристики фирмы. Признаки фирмы. Горизонтальные границы фирмы. Вертикальные границы фирмы.
Как определить конечную цель фирмы (3 час).
Определение целей фирмы. Что такое экономические агенты. Кто такие акционеры. Акции- ценные бумаги. Виды акций. Плюсы и минусы единоличного владения фирмой. Кто такие менеджеры. Механизмы контроля деятельности управляющих. Совет директоров. Общее собрание акционеров. Слияние и поглощение.
Конкуренция или сотрудничество: выбор стратегии поведения на рынке (4 час)
Кто такие конкуренты. Определение эластичности спроса. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Схема анализа рынка.
Сколько работников нужно фирме (3 час)
Особенности спроса на труд. Предельный продукт труда. Факторы спроса на труд. Производительность труда. Цена ресурсозаменителей. Цена взаимодополняющего ресурса. Формирование предложения труда. Равновесие на рынке труда. Различное соотношение спроса и предложения труда на разных рынках. Особенности качества труда. Отличие видов работ по привлекательности. Влияние профсоюзов на рынок труда. Процесс социализации в фирме и карьера. Факторы успешной карьеры. Типы личности. Мотивация работников.
Откуда взять деньги(4 час).
Особенности финансового выбора фирмы. Финансовые ресурсы фирмы. Амортизация. Прибыль. Ценные бумаги. Кредиты.
Можно ли воздействовать на спрос: ценовые и неценовые методы (3 час).
Ценовая дискриминация. Реклама. Дифференциация. Цель и условия эффективности ценовой дискриминации. Степени дискриминации. Психологические особенности ценообразования. Как фирма переходит из отрасли в отрасль (2 час).
Отраслевые барьеры. Издержки. Нестратегические барьеры входа – выхода. Емкость рынка. Капитальные затраты. Абсолютное и относительное преимущество в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры рынка. Стратегические барьеры входа – выхода. Инвестиции в оборудование. Дифференциация товара. Долгосрочные контракты. Динамика рынка.
Государство и фирма: все ли может фирма, что захочет (2 час).
Цели регулирования государством поведения фирмы на рынке. Действия фирм, считающиеся незаконными. Слияние и поглощение. Регулирование отраслей с внешними эффектами. Трудности проведения государственной политики. Социальная ответственность бизнеса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое);
- следование этическим нормам.
- программа призвана помочь осуществлению осознанного выбора профиля в 10 классе.
В результате изучения курса ученик должен
понимать
· что такое фирма, причины различий в уровне оплаты труда, что такое акция, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг.
Уметь
· приводить примеры: типов рыночных структур; видов акций.
· описывать: основные формы заработной платы и стимулирования труда, ценовые и неценовые методы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания в будущем собственной фирмы, умения ориентироваться на рынке труда, выборе будущей профессии.
Тематическое планирование по экономике в 9 классе. 34 часа в год.
Месяц |
Дата |
№ урока |
Тема |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май |
|
1 2 3
4 5 6 7 8 9
10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21
22 23 24 25 26 27
28 29
30
31
32
33 34 |
Глава 1. Где начинается и где заканчивается фирма. (3 часа). Признаки фирмы. Горизонтальные границы фирмы. Вертикальные границы фирмы. Глава 2. Как определить конечную цель фирмы. (6 часов). Почему у фирмы могут быть различные цели? Зачем нам акционеры? Плюсы и минусы единоличного владения фирмой. Менеджеры: друзья или враги. Механизмы контроля деятельности управляющих. Если работники становятся собственниками. Глава 3. Конкуренция или сотрудничество: выбор стратегии поведения на рынке. (3 часа). Кто наши конкуренты. На каком рынке мы действуем? Схема анализа рынка. Глава 4. Сколько работников нужно фирме. (7 часов). Особенности спроса на труд. Факторы спроса на труд. Формирование предложения труда. Равновесие на рынке труда. Процесс социализации в фирме и карьера. Факторы успешной карьеры. Мотивация работников. Глава 5. Откуда взять деньги. (2 часа). Особенности финансового выбора фирмы. Финансовые ресурсы фирмы. Глава 6. Можно ли воздействовать на спрос: ценовые и неценовые методы. (6 часов). Цель и условия эффективности ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени. Ценовая дискриминация второй степени. Ценовая дискриминация третьей степени. Психологические особенности ценообразования. Реклама в жизни фирмы. Глава 7. Как фирма переходит из отрасли в отрасль. (3 часа). Отраслевые барьеры. Нестратегические барьеры входа – выхода. Стратегические барьеры входа – выхода. Динамика рынка. Глава 8. Государство и фирма: все ли может фирма, что хочет. (4 часа). Цели регулирования государством поведения фирмы на рынке. Действия фирм, считающиеся незаконными. Регулирование слияний и поглощений. Регулирование отраслей с внешними эффектами. Трудности проведения государственной политики. Социальная ответственность бизнеса. |
Задания к зачету.
1. Баба Яга наняла Змея Горыныча для оценки имеющихся у нее ресурсов. Ресурсы Бабы Яги составляют: -постоянный капитал (избушка на курьих ножках) – 200р., срок службы -10 лет., -акции- 100 р., - облигации – 100р., выручка от продажи приворотного зелья- 500р., - кредит в 50 р., который может дать банк «Добрый молодец» под 10% годовых. Змей Горыныч подсчитал, что Баба Яга располагает свободной денежной суммой в размере 1000р. Прав ли он?
2. Определить вид ценовой дискриминации.
Компания «Карандаш» собирается выйти на рынок фломастеров. Она рассматривает следующие варианты ценовой политики: а) напечатать купоны в газетах, которые представляют потребителям 15%-ную скидку при покупке более 10 фломастеров одновременно; б) предложить пенсионерам 20% скидку; в) предложить крупные распродажи раз в неделю, когда магазин будет работать не только днем, но и в ночные часы; г) предложить товар по более низкой цене за единицу при покупке более 3 наименований; д) предложить потребителям вступить в клуб любителей фломастеров: вступительный взнос составит 100р., но члены клуба смогут в течении месяца покупать фломастеры по цене в 2 раза ниже рыночной.
3. В чем различие между фирмой и предприятием.
4. Почему фирма может преследовать разные цели?
5. Какие типы структур рынка выделяют?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.