Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
Оценка 5

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Оценка 5
Работа с родителями
docx
22.06.2024
Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
в статье рассматриваются формы работы классного руководителя с родителями детей с ОВЗ, обучающихся в школе-интернате
статья о родителях.docx

Патрушева Светлана Николаевна,

учитель КОГОБУ ШИ ОВЗ

п. Светлополянска

Верхнекамского района

(Кировская область)

 

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

 

Как подчёркивал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Она  может, как создать личность, так и разрушить её. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Учитель остаётся  одной  из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.

            Старый школьный афоризм гласит:   

         «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

В работе  классного руководителя с родителями решаются  следующие  задачи:

- стать помощником и хорошим советчиком для родителей;

- создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;

- помочь родителям приобрести опыт в воспитании  собственных детей.

 

Основными направлениями в организации работы с семьёй являются:

- изучение семьи;

- привлечение родителей к классным и  школьным мероприятиям;

- психолого – педагогическое   просвещение родителей;

- взаимодействие  со специалистами  заинтересованных ведомств

 

В основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы
 взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 

Всех  родителей можно поделить на три группы:

1)                    хотят и  умеют общаться со своими  детьми;

2)                    хотят, но не умеют воспитывать своих детей;

3)                    не могут   и не хотят заниматься своими детьми.

 

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования  и культуры.  Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки.

В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Для получения знаний особенностей и условий семейного воспитания ребёнка огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Проведя диагностические исследования важно понимать:

- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;

- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;

- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

 

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

 

Формы работы:

 

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т. д. Все посещения отражаются в актах обследований ЖБУ.

 

Переписка с родителями, общение по телефону — письменная, устная формы информирования родителей об успехах их детей. Главное условие — доброжелательный тон, радость общения. Организация  сообществ родителей в социальных сетях позволяет своевременно доносить до них необходимую информацию об организации мероприятий различного уровня, вести в  консультативную и профилактическую работу. 

 

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, всё негативное о ребёнке – в индивидуальном порядке);

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей (кроме основной темы по плану школы стараюсь обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для классного коллектива);

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в воспитании детей (на собраниях даю возможность родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и выходу из той или иной ситуации); (часто предварительно сама провожу своеобразное анкетирование по актуальной теме – результаты обсуждаем с родителями);

Собрание не должно заниматься обсуждение и осуждением личностей учащихся (на собрание приглашаю учителей предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с учителем).

 

Организация совместных досуговых мероприятий.
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта

Однако практика показывает, что наиболее действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы.

 

Индивидуальные тематические консультации.

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, классный руководитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями проявляю максимум тактичности. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

 

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.


 

Скачано с www.znanio.ru

Патрушева Светлана Николаевна, учитель

Патрушева Светлана Николаевна, учитель

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024