Патрушева Светлана Николаевна,
учитель КОГОБУ ШИ ОВЗ
п. Светлополянска
Верхнекамского района
(Кировская область)
Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
Как подчёркивал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Она может, как создать личность, так и разрушить её. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
Учитель остаётся одной из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.
Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
В работе классного руководителя с родителями решаются следующие задачи:
- стать помощником и хорошим советчиком для родителей;
- создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;
- помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственных детей.
Основными направлениями в организации работы с семьёй являются:
- изучение семьи;
- привлечение родителей к классным и школьным мероприятиям;
- психолого – педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие со специалистами заинтересованных ведомств
В
основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
Всех родителей можно поделить на три группы:
1) хотят и умеют общаться со своими детьми;
2) хотят, но не умеют воспитывать своих детей;
3) не могут и не хотят заниматься своими детьми.
В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки.
В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.
Для получения знаний особенностей и условий семейного воспитания ребёнка огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.
Проведя диагностические исследования важно понимать:
- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;
- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;
- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы работы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Все посещения отражаются в актах обследований ЖБУ.
Переписка с родителями, общение по телефону — письменная, устная формы информирования родителей об успехах их детей. Главное условие — доброжелательный тон, радость общения. Организация сообществ родителей в социальных сетях позволяет своевременно доносить до них необходимую информацию об организации мероприятий различного уровня, вести в консультативную и профилактическую работу.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, всё негативное о ребёнке – в индивидуальном порядке);
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей (кроме основной темы по плану школы стараюсь обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для классного коллектива);
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в воспитании детей (на собраниях даю возможность родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и выходу из той или иной ситуации); (часто предварительно сама провожу своеобразное анкетирование по актуальной теме – результаты обсуждаем с родителями);
Собрание не должно заниматься обсуждение и осуждением личностей учащихся (на собрание приглашаю учителей предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с учителем).
Организация совместных досуговых мероприятий.
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше
узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их
интересов, увлечений, таланта
Однако практика показывает, что наиболее действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы.
Индивидуальные тематические консультации.
Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, классный руководитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями проявляю максимум тактичности. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.