Работа классного руководителя с семьями учащихся
Оценка 5

Работа классного руководителя с семьями учащихся

Оценка 5
doc
01.07.2020
Работа классного руководителя  с семьями учащихся
статья . Работа ткл. рук. с семьями.doc

Введение

 

Актуальность исследования. Классный руководитель в условиях ФГОС НОО второго поколения выступает как организатор внеурочной деятельности и воспитательной работы во вверенном ему классе [21].

При проведении внеурочной деятельности классный руководитель выполняет роль организатора, координатора и тьютора.

Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию школьников не будет эффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду, научить анализировать реальность, справляться с проблемами, страхами, развивать силу воли и т.д.

Перед началом деятельности, направленной на педагогическое руководство семейным воспитанием, необходимо ответить на вопросы.

Кого учить? Взрослых людей, имеющих собственное представление о воспитании ребенка в семье и отличающихся возрастом, уровнем образования, статутом в обществе, жизненным опытом и т.д.

Для чего учить? В общем смысле – для дальнейшего процветания страны, в узком – для повышения статуса и имиджа образовательного учреждения в глазах родительской общественности, в частном – для привлечения родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию детей.

Чему учить? Мыслить критически в вопросах воспитания своего ребенка, понимать его индивидуальные особенности, создавать условия для его нормального развития, помогать ему решать проблемные ситуации в учебной и внеучебной деятельности, принимать ответственные решения по жизненному самоопределению ребенка, основываясь на его интересах и способностях.

Как учить? Используя активные методы и формы обучения: групповые дискуссии, консультации, круглый стол, деловые и ролевые игры, разбор ситуаций и т.п.

Кто будет учить? Основная часть работы с родителями возлагается на классного руководителя.

Задача классного руководителя – стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка [7, с. 32].

Успех работы учителя с учениками во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.

Проблему взаимодействия классного руководителя и семьи поднимали такие ученые как Л.С. Антонова, З.П. Жукова, О.П. Журавлева, З.Т. Зиангирова, Ю.В. Нефедева, С.Е. Олешко, С.А. Цабыбин, А.В. Шарова, И.В.  Шатилина и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Профессиональные и личностные качества классного руководителя

 

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса [9, с. 12].

Классному руководителю XXI века предъявляются совершенно новые требования, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов в условиях педагогического колледжа или вуза, в том числе владение информационно-коммуникативными средствами (ИКТ) как в учебной, так и воспитательной работе.

Функциональные обязанности классного руководителя и их исполнение зависит от уровня его профессиональной подготовки и личностных качеств. Рассмотрим подробнее эти функции:

1) Организационно-координирующая: ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела учащихся, план работы классного руководителя (план воспитательной работы на учебный год); планирование своей деятельности по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию установленными нормативно-правовыми актами и администрацией; наличие портфолио классного руководителя включающий: социальный паспорт класса, картотека на каждого учащегося с указанием физического состояния здоровья, индивидуальных особенностей, способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе, отчеты по итогам воспитательной работы за учебный год; ведение педагогических наблюдений за динамикой развития учащихся и коллектива класса; организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом; организация дежурства по классу, школе, столовой; соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета; организация питания учащихся; забота о внешнем виде воспитанников; проведение классных часов 1 раз в неделю (классные собрания, «часы общения», организационные, игровые классные часы и т. п.); организация работы по профессиональной ориентации учащихся; начало формирования системы ученического самоуправления в классном коллективе; привлечение детей к деятельности в рамках детских общественных объединений; проведение плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний; содействие работе родительского комитета класса; установление связи общеобразовательного учреждения и семьи; учет и стимулирование разнообразной деятельности детей, особенно в системе дополнительного образования, обеспечение для этого необходимых условий; повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса; индивидуальная поддержка и стимулирование каждого учащегося и коллектива в целом как субъектов этой деятельности; взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками (если таковые есть в начальной школе) и другими субъектами образовательного процесса, а также обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.

2) Коммуникативная: содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик –  родитель», «учитель – родитель»; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

3) Аналитическо-прогностическая: изучение физического и психического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения; изучение индивидуальности учащегося; систематический анализ динамики личностного развития учащихся; анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика; определение состояния и перспектив развития классного коллектива; анализ и оценка воспитанности личности и коллектива обучающихся.

4) Социальная: обеспечение индивидуального развития учащихся класса, создание условий для полного раскрытия их способностей; при поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними; организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения; создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; выявление и учет категорий детей социально незащищенных; обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся; систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы; систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН.

5) Проектно-организаторская: умение проектировать и организовывать с учащимися и их родителями разные виды деятельности воспитательного, социального и познавательного характера (экскурсии, походы, посещение театров, постановка спектаклей, праздников, досуга); разработка проектов совместно с учащимися и их родителями по принципу «ни для детей, а вместе с детьми», направленных на развитие креативных и когнитивных способностей, активности, овладение навыками совместной деятельности и ответственности; разработка совместно с учащимися правил жизнедеятельности класса; определение системы управления и самоуправления в классе; проектирование программ индивидуальной поддержки и сопровождения учащихся (слабоуспевающих, «трудных», закомплексованных и др.); обучение анализу и самоанализу результатов спроектированной и организованной воспитательной работы совместно с детьми.

6) Контрольная: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий [13, с. 99 – 107].

Эффективность  работы классного руководителя определяется положительной динамикой в: состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса; степени сформированности у учащихся понимания значимости здорового образа жизни; уровне воспитанности учащихся; проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий; проценте посещаемости родительских собраний родителями; уровне сформированности классного коллектива; проценте занятости учащихся в различных формах дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.); рейтинге активности классного коллектива и отдельных учащихся в школьных, окружных и городских мероприятиях; степени развития в классном коллективе органов ученического само­управления.

Творческий потенциал личности классного руководителя формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы её решения.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек [11, с. 82]. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия людей на их достижение. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Классному руководителю как педагогу-профессионалу присущи:

- интеллектуально-когнитивные свойства, компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция;

-        владение новыми технологиями обучения и воспитания, осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления;

-        направленность на саморазвитие, творческий потенциал, уникальность, неповторимость;

-        коммуникабельность, умение контактировать с людьми, тактичность;

-        морально-ценностные свойства: гуманность, рефлексивность, справедливость;

-        волевые свойства: работоспособность, настойчивость, самообладание [8, с. 44].

Одним из необходимых профессиональных качеств классного руководителя это наличие профессиональной успешности. В контексте профессиональной подготовки классного руководителя интерес представляет утверждение, что успех имеет прямое отношение к проблеме самоидентификации личности, ее самооценке. Он чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный. Успех – это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека.

Успешная реализация целевых аспектов обучения, воспитания и социализации младших школьников в полной мере зависит от уровня профессиональной подготовки классного руководителя, который должен обладать способностью эффективно осуществлять образовательную и воспитательную деятельность.

Показателем данной способности является профессиональное мастерство классного руководителя, складывающееся из совокупности профессиональных знаний и умений применять на практике эти знания, переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения и воспитания, а также положительное отношение к своей профессиональной деятельности [10, с. 24].

Классный руководитель должен обладать профессиональными знаниями:

-         особенностей классного коллектива (физическое здоровье своих детей, нравственное и духовное здоровье, особенности детско-родительских взаимоотношений; специфику межличностных отношений детей в классе и т.п.)

-               основных положений общеобразовательной концепции на определённом этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по проблемам воспитания подрастающего поколения;

-         основных требований, предъявляемых обществом и наукой к классному руководителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам.

Классному руководителю необходимо уметь на практике применять перечисленные выше знания [10, с. 25].

Таким образом, под профессионально значимыми умениями классного руководителя понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие личности младшего школьника, формирования его гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей, творческого потенциала, индивидуальности [10, с. 24].

Классный руководитель как специалист должен уметь решать в процессе своей профессиональной деятельности следующие задачи:

Социальные – включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Диагностические – правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.

Воспитательные – связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни.

Процессуальные – выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности [3, с. 12 – 14].

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Обращение к термину «мобильность» в контексте профессиональной подготовки классного руководителя отнюдь не случайно. Внимание к этому явлению продиктовано тем интересом, который сегодня проявляется к мобильности в разных сферах жизнедеятельности государства и общества у нас в стране и за рубежом.

В работе С.Л. Новолодской профессиональная мобильность рассматривается как качество личности. По ее мнению, пространство, окружающее человека, постоянно меняется, что не может не оказывать влияния и на самого человека. Личности присущ динамизм, гибкость, адаптивность, готовность к планируемому и непредвиденному самоизменению [22, с. 37].

Таким образом, классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

 

1.2. Основы взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

 

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, – всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание» [20, с. 122].  

Так вот, правильно организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. А в этом классному руководителю помогают:

1. Заместитель директора по воспитательной работе составляет школьный план, помогает в составлении планов работы классных руководителей по конкретному направлению, осуществляет контроль за их выполнением; проводит тематические педагогические советы, целью которых является повышение педагогического мастерства и культуры классных руководителей.

2. Психолог помогает в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, даёт рекомендации в составлении плана работы с каждой семьёй индивидуально; осуществляет профориентационную работу.

3. Социальный педагог берёт на контроль и осуществляет коррекционную работу с неблагополучными семьями; взаимодействует с районными организациями, работающими в этом направлении: органами опёки и попечительства УО, комитетом по делам семьи при районной администрации, инспекцией по делам несовершеннолетних при РОВД.

4. Школьный библиотекарь подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по конкретному направлению в помощь классному руководителю [1, с. 146].

В педагогической литературе выделяют четыре основных этапа работы классного руководителя с родителями:

1. Работа с родителями учащихся начальной школы.

2. Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).

3. Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).

4. Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

При этом взаимодействии выполняется ряд функций:

- информационная (своевременное информирование родителей и учащихся по вопросам обучения и воспитания);

- воспитательно-развивающая (позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей, защита не ученика, а человека в нём, подход к каждому ребёнку «с оптимистической позиции» [9, с. 23], развитие способностей и интересов воспитанников, активное включение родителей в воспитательный процесс);

- формирующая (общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, человеку, культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей);

- охранно-оздоровительная (поддержка физического здоровья учащихся);

- контролирующая (контроль воспитательного потенциала семьи, изменения уровня воспитанности учащегося, освоения им учебной программы);

- бытовая (обеспечение необходимых условий для нормальной жизнедеятельности ребёнка) [1, с. 146].

К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:

- формирование активной педагогической позиции родителей;

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

- активное участие родителей в воспитании детей [1, с. 147].

Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает:

1) Изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

2) Группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребёнка и детей класса;

3) Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности [5, с. 22].

 

2.1. Формы информирования родителей об особенностях

образовательного процесса

 

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся занимает информирование родителей об особенностях образовательного процесса. Умело организованное, оно способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах [6, с. 107].

Основные формы связи школы и семьи: индивидуальные; групповые; коллективные.

К индивидуальным формам работы принадлежат: посещение семьи, приглашение в школу, индивидуальные консультации, переписка.

К групповым формам работы относятся: родительский лекторий, тематические консультации, классные мероприятия, родительские вечера.

К коллективным формам работы относятся классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки, творческие отчеты.

Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание, тематика которого определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса:

- Синдром «понедельника» и как его избежать.

- Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».

- Плохие отметки и их причины.

- Дороги, которые мы выбираем и т д.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- тематическими;

- итоговыми;

- общешкольными (проводятся 2 раза в год; основная цель – знакомство родителей с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса, итогами работы за определённый промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы);

- классными (проводятся 4 – 5 раз в учебном году).

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным жанром, чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, классные руководители и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Этапы родительского собрания:

1. Организация родительского собрания.

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи – персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребёнка, именно поэтому разумна подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребёнку отдельно. При всей трудоёмкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник не даёт целостной картины развития ученика в учебном процессе.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Конечно же, нужно разослать приглашения. Форма написания приглашения на родительское собрание может быть такова:

1) Родительское собрание: «Мудрые заповеди народной педагогики»

состоится………………………………….

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям.

Классный руководитель___________________________

2) Приглашение

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к диалогу………………числа.

У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути их решения на родительском собрании.

С уважением классный руководитель_______________ [12, с. 51].

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания.

2. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания – предмет творчества классного руководителя, тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала следует предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, где ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

- Психолого-педагогическое просвещение – одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из 2 составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

3. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания проводится на самом собрании: делаются выводы, формулируются необходимые решения, даётся информация о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы [4, с. 78 – 80].

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей. Наиболее эффективными являются родительские университеты, проводимые в параллели классов. Это даёт возможность пригласить наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция – очередная форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции проводятся не более 1 раза в год, так как требует серьёзной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. Специально готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе. Темы конференций должны носить конкретный и практический характер:

- Игра в жизни ребёнка;

- Права и обязанности ребёнка в семье, школе, социуме;

- Книга и её роль в жизни семьи;

- Вредные привычки и как с ними бороться и т д. [15, с. 223]

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. А могут быть проведены с инициативы классного руководителя, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребёнком, его ближайшим окружением, педагогами, причём делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению.

Если тематические консультации классный руководитель проводит со всеми родителями, разрешая конфликтные ситуации в классе или же проблемы, связанные с возрастными изменениями в поведении учеников, то индивидуальное консультирование классный руководитель проводит лишь с родителями одного из учеников. На самом деле, всё не так уж просто. Индивидуальные консультации эффективны лишь тогда, когда классному руководителю удалось найти с родителями индивидуальный стиль взаимоотношении. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с классным руководителем своими мыслями, сомнениями, переживаниями. Разговор по душам, обычно, оказывает сильное воздействие на родителей, заставляя их изменить отношение к педагогам, своему ребёнку, к заботам и делам класса в лучшую сторону.

Требования к проведению консультации:

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребёнка и классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днём.

8. Консультация специалистов, педагогов, классного руководителя должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме.

9. Консультация должна быть перспективной, способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей [16, с. 32 – 34].

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога, который даёт возможность родителям на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально ещё раз детские впечатления. Лучше, если в тренингах принимают участие оба родителя. От этого их эффективность возрастает, а результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12 – 15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5 – 8 занятий. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «фильм о моей семье». Подобные тренинги способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности [23, с. 82].

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интереснейших для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринуждённой обстановке, позволяет всем включиться в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута, разбившись по группам, сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них самые важные, с которых можно начать обсуждение. Предметом обсуждения на диспутах могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы. Результаты диспутов воспринимаются с большим доверием.

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая даёт возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2 – 3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребёнка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребёнок. Темы могут быть самыми разнообразными: первые книжки ребёнка, друзья моего ребёнка, праздники нашей семьи, песни, которые пели и поют наши детки и т д. Главное, родители учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное [25, с. 142 – 146].

 

2.2. Формы вовлечения родителей в образовательный процесс

 

Одной из главных задач классных руководителей и образовательного учреждения является активное сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В школах – социальных институтах, через которые проходят практически все дети, – сложились разнообразные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Условно их можно разделить на три большие группы: формы совместной познавательной деятельности, формы совместной трудовой деятельности и формы досуга с участием родителей.

К формам совместной познавательной деятельности детей и родителей относятся:

1. Общественные форумы знаний (предмет, тему, методику проведения классные руководители, родители и дети определяют совместно). Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов);

2. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

3. Праздники знаний и творчества, турниры знатоков (проводятся либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами);

4. Совместные олимпиады;

5. Выпуск предметных газет;

6. Заседания, отчёты научных обществ учащихся;

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, поддерживая своих детей, становясь ближе к ним в процессе совместной деятельности.

7. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Они могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся;

8. Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители – профессиональные врачи, журналисты и представители других профессий;

9. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

К формам совместной трудовой деятельности относятся:

Оформление кабинетов;

Благоустройство и озеленение школьного двора;

Посадка аллей;

Создание классной библиотеки;

Сбор макулатуры;

Ярмарки-распродажи семейных поделок.

И, наконец, к формам досуга относятся:

1) Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов;

2) Соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слёты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья» и др. [24, с. 32 – 33]

Примером форм совместной деятельности родителей, детей и классных руководителей могут служить следующие мероприятия:

1. Вечер «Мир наших увлечений»

Цель: познакомиться с увлечениями родителей и детей, лучше узнать друг друга, помочь учащимся найти любимое занятие.

Родители заполняют анкету:

- чем занимаетесь в свободное время;

- о каком увлечении могли бы рассказать;

- чему могли бы научить учащихся нашего класса.

Дети тоже заполняют анкету:

- твоё любимое занятие в свободное время;

- чему бы ты хотел научиться;

- в каких кружках хотел бы заниматься;

- о каком своём увлечении мог бы рассказать;

- чему мог бы научить своих товарищей.

На основе данных анкетирования совет дела выделяет несколько групп увлечений: музыка, живопись, животные, рукоделие, семейные праздники. Представители групп рассказывают о своих увлечениях и наглядно демонстрируют их, пытаясь научить других некоторым приёмам мастерства. Участники вечера активно поддерживают своих товарищей: поют песни, выполняют шуточные рисунки, мастерят, участвуют в конкурсах.

2. Соревнование команд отцов и мальчиков двух 5 классов «Мужчины на поверке»

Девочки и мамы придумывают конкурсы, готовят сюрпризы, творческие подарки для пап и мальчиков, сочиняют шуточные стихи и куплеты, оформляют праздничную газету, плакаты, украшают место соревнования [26, с. 44 – 46].

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае – предлагают материальную помощь. Однако, родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса на весь учебный год. В ряде классов, где большая часть родителей активна и заинтересована, функцию родительского комитета поочерёдно выполняют они все, распределившись в группы по желанию. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установление контактов с родителями или людьми, их заменяющими (т.е. помощь классному руководителю), привлечение родителей к организации и проведению в классе мероприятий учебного и внеучебного плана, а также финансовые сборы на подарки детям, нужды класса. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет – это опора классного руководителя, при умелом взаимодействии он становится проводником его идей.

По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.

Классный руководитель, привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, должен обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей. И эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и многое другое. Главное – поощрение должно быть. Это огромный стимул для дальнейшего продуктивного сотрудничества родителей и школы [18, с. 77 – 78].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 На основе изучения системы работы классного руководителя с семьями учащихся можно сделать определенные выводы.

Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;   организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации; помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников; создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе. Классный руководитель осуществляет аналитическую, прогностическую, организационно-координирующую, коммуникативную функции.

Координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Профессионально значимые качества классного руководителя: педагогический профессионализм; коммуникабельность; организаторские умения и навыки; высокая духовная культура. Личностные качества: доброта, требовательность, необходимая твердость, забота, внимание, понимание, отзывчивость, доброжелательность.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Классные руководители играют ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков, оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др., совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  

 1. Антонова Л.С. Работа классного руководителя с родителями // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № S1. С. 146 – 150.

2. Бондаревская Е.В., Газман О.С. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д.: РПУ, 2010. 351 с.

3. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя. М.: Просвещение, 2011. 256 c.

4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5 – 11 классы. М.: Вако, 2004. 272 с.

5. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. 2012. № 8. С. 21 – 22.

6. Журавлева О.П., Михалева Л.П. Семья и классный руководитель: проблемы партнерства и взаимодействия в современном воспитательном пространстве школы // В сборнике: Образование и социализация личности в современном обществе материалы XI Международной научной конференции. 2018. С. 107 – 109.

7. Зиангирова З.Т. Работа классного руководителя с семьей // Начальная школа. 2013. № 9. С. 32 – 34.

8. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. М.: ЦГЛ, 2015. 224 c.

9. Классное руководство / Под ред. В.П. Сергеевой. М.: Академия, 2014. 300 с.

10. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2011. 280 с.

11. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2006. 400 с.

12. Леонтьев А.М. Виды приглашений на родительские собрания //   Классный руководитель. 2003. № 3. 111 с.

13. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 2009. 523 с.

14. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Педагогическое общество России, 2010. 212 с.

15. Нефедова Ю.В., Шарова А.В. Социальное взаимодействие классного руководителя с семьей с целью создания единого образовательного пространства // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 2 (34). С. 223 – 224.

16. Олешко С.Е. Формы взаимодействия педагогов и родителей // Классный руководитель. 2011. № 6. 109 с.

17. Осмоловская И.М. И.Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 3 (39). С. 31 – 41.

18. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе; М.: ИКЦ «МарТ», 2015. 192 c.

19. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: ЦГЛ, 2013. 192 с.

20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 2004. 624 с.

21. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования / Под ред. Н.А. Сафроновой. М.: Просвещение, 2011. 96 с.

22. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку / С.Л. Новолодская; Сибирский ун-т потребительской кооп., Забайкальский ин-т предпринимательства. Чита: ЗИП СибУПК, 2006.142 с.

23. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Волгоград: Учитель, 2015. 91 с.

24. Шатилина И.В. Принципы организации сотрудничества семьи и школы в работе классного руководителя // Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 29 – 37.

25. Шепилова А.А. Система работы, основные направления работы классного руководителя // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 30-1. С. 141 – 146.

26. Шульгина В.П. 25 встреч с родителями, или Разговор на заданную тему. М.: Прометей, 2017. 416 c.

 

 


Введение Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования

Задача классного руководителя – стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести…

Задача классного руководителя – стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести…

Профессиональные и личностные качества классного руководителя

Профессиональные и личностные качества классного руководителя

Коммуникативная: содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик – ученик», «ученик –…

Коммуникативная: содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик – ученик», «ученик –…

Социальная: обеспечение индивидуального развития учащихся класса, создание условий для полного раскрытия их способностей; при поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности…

Социальная: обеспечение индивидуального развития учащихся класса, создание условий для полного раскрытия их способностей; при поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности…

Творческий потенциал личности классного руководителя формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять…

Творческий потенциал личности классного руководителя формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять…

Классному руководителю как педагогу-профессионалу присущи: - интеллектуально-когнитивные свойства, компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция; - владение новыми технологиями обучения и воспитания, осознание и принятие задач, установок…

Классному руководителю как педагогу-профессионалу присущи: - интеллектуально-когнитивные свойства, компетентность, профессионализм, общая культура, эрудиция; - владение новыми технологиями обучения и воспитания, осознание и принятие задач, установок…

Классный руководитель должен обладать профессиональными знаниями: - особенностей классного коллектива (физическое здоровье своих детей, нравственное и духовное здоровье, особенности детско-родительских взаимоотношений; специфику межличностных отношений детей…

Классный руководитель должен обладать профессиональными знаниями: - особенностей классного коллектива (физическое здоровье своих детей, нравственное и духовное здоровье, особенности детско-родительских взаимоотношений; специфику межличностных отношений детей…

Процессуальные – выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности [3, с

Процессуальные – выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности [3, с

Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе

Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе

УО, комитетом по делам семьи при районной администрации, инспекцией по делам несовершеннолетних при

УО, комитетом по делам семьи при районной администрации, инспекцией по делам несовершеннолетних при

Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает: 1)

Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает: 1)

Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание, тематика которого определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы…

Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание, тематика которого определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы…

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников

Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания

Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять,…

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять,…

К конференциям готовится вся школа и все классы

К конференциям готовится вся школа и все классы

Требования к проведению консультации: 1

Требования к проведению консультации: 1

Лучше, если в тренингах принимают участие оба родителя

Лучше, если в тренингах принимают участие оба родителя

Учитель собирает информацию и анализирует её

Учитель собирает информацию и анализирует её

Условно их можно разделить на три большие группы: формы совместной познавательной деятельности, формы совместной трудовой деятельности и формы досуга с участием родителей

Условно их можно разделить на три большие группы: формы совместной познавательной деятельности, формы совместной трудовой деятельности и формы досуга с участием родителей

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, поддерживая своих детей, становясь ближе к ним в процессе совместной деятельности

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, поддерживая своих детей, становясь ближе к ним в процессе совместной деятельности

Вечер «Мир наших увлечений»

Вечер «Мир наших увлечений»

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета

Главное – поощрение должно быть

Главное – поощрение должно быть

Заключение На основе изучения системы работы классного руководителя с семьями учащихся можно сделать определенные выводы

Заключение На основе изучения системы работы классного руководителя с семьями учащихся можно сделать определенные выводы

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости…

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Классный руководитель. 2003. № 3

Классный руководитель. 2003. № 3

Шепилова А.А. Система работы, основные направления работы классного руководителя //

Шепилова А.А. Система работы, основные направления работы классного руководителя //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2020