Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г.»
Согласовано и
утверждено Введено в действие
на педсовете приказом директора школы
пр.№ 1 Пр. № 336
от 28.08.2017 г. от 30. 08.2017 г.
Директор школы ________________Т.Г.Наумова
«Рабочая программа
по курсу
«Развитие устной и письменной речи младших школьников»
1-4 кл.
Разработчик программы:
Наумова Т.Г.
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа составлена на основе:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Приказа МОН РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
· Приказа МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
· Письма МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
В системе начального общего образования логопедические занятия - единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению. Необходимость разработки рабочей программы возникла в связи с внедрением ФГОС 2 поколения.
Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Цели коррекционной логопедической работы в начальной школе:
1. Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
2. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности - элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий - замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Содержание учебного предмета
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.
«Коррекция нарушений устной и письменной речи» - курс, формирующий у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.
В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.
Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
- развитие чувства языка.
Линии, общие с курсом русского языка:
- приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
- овладение родным языком;
- овладение орфографией и пунктуацией.
Таким образом, курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи», имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.
Структура и содержание программы отражают существенную специфику логопедической работы с учащимися с ОНР, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
Система логопедической работы по коррекции речи у учащихся с ОНР построена с учетом структуры речевого нарушения этой категории детей.
На первом и втором году коррекционного обучения основное время отводится развитию звуковой стороны речи, параллельно осуществляется логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития и формированию умений и навыков связной речи. Через полтора – два года исчезают ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (различение фонем), фонематического и слогового анализа и синтеза.
На третьем и четвертом годах обучения планируется коррекционная работа на лексическом и синтаксическом уровнях. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом школьной программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта.
На занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Продолжительность и структура занятий
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в две недели. На индивидуальные занятия с учащимся отводится 30 минут.
По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Задачей основного этапа является работа над той или иной грамматической темой, активизацией словарного запаса, развитием связной речи. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия.
Рабочая программа рассчитана на учащихся ОВЗ 1–4 классов.
Значительные трудности в процессе школьного обучения, препятствующие овладению грамотой и другими учебными предметами у детей с общим речевым недоразвитием, обусловлены недостаточной сформированностью различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием, затруднениями в овладении связной монологической речью, нарушениями чтения и письма, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать:
• чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
• толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;
• ответственным отношением к учёбе;
• осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
• навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
• коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;
Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• работать в соответствии с поставленной задачей;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану и корректировать свою деятельность;
• определять успешность своей работы и других детей.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
• искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
• осуществлять анализ и синтез;
• составлять описание объекта;
• строить рассуждение.
• работать с текстом;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
• правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений. Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
Учитывая, что данный курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
• осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• делить текст на части и озаглавливать их;
• выполнять разбор слова по составу;
• производить звуко-буквенный анализ слов;
• правильно списывать тексты;
• писать слова и предложения под диктовку;
• находить и исправлять орфографические ошибки;
• распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
• ставить пунктуационные знаки конца предложения;
• определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение.
• Учащиеся должны уметь:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• работать в соответствии с поставленной задачей;
• искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
• составлять описание объекта;
• работать с текстом;
• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя;
• оценивать свою работу;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
• правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;
Контроль планируемых результатов
1 класс
Учащиеся должны уметь:
· дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
· точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;
· правильно делать ударение в словах;
· делить 2-3 – сложные слова на слоги;
· анализировать звуковой состав слов, простых по структуре звуконаполняемости;
· выделять звуки из слов;
· составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;
· вычленять слово из предложения;
· правильно ставить вопрос к слову;
· различать одушевленные и неодушевленные существительные с опорой на вопросы;
· практически различать понятия «слово» и «предложение»;
· различать слова, обозначающие предметы единственного и множественного числа;
· различать понятия «речь», «предложение», «слово»;
· пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
· определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;
· понимать и употреблять в речи слова с обобщающим значением;
· грамматически правильно отвечать на вопросы со словами кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие? где? когда? куда? как? и на вопросы косвенных падежей;
· давать развернутые и краткие утвердительные и отрицательные ответы на заданные вопросы.
Учащиеся должны знать:
· понятия «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог»;
· понятия «устная и письменная речь»;
· отличие звука и буквы;
· понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» звуки;
· отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;
· термины «единственное и множественное число»;
· вопросы кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие?.
2 класс
Учащиеся должны уметь:
· дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
· точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;
· правильно делать ударение в словах;
· делить 2-3 – сложные слова на слоги;
· осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез слов простой слоговой структуры;
· составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;
· определять по вопросам слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета;
· понимать и использовать в речи наиболее употребительные слова (по изучаемой тематике), обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, возрасту, принадлежности, назначению;
· находить и различать слова, близкие и противоположные по значению;
· практически различать понятия «слово» и «предложение»;
· различать понятия «речь», «предложение», «слово»;
· выделять предложения из текста;
· пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;
· определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;
· уметь распространять простое двусоставное предложение дополнениями разных видов;
· грамматически правильно строить ответ в соответствии со структурой задаваемого вопроса;
· составлять диалог на материале прочитанного текста;
· читать и пересказывать диалог по ролям;
· правильно использовать просодические средства речи при ведении диалога (соблюдать паузы, темп, ритм, интонацию, модуляцию и силу голоса, логическое ударение во фразе).
Учащиеся должны знать:
· понятия «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква», «слог»;
· понятия «устная и письменная речь»;
· понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» звуки;
· отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;
· термины «единственное и множественное число»;
· слова близкие и противоположные по значению (по изучаемой тематике) без терминологии;
· вопросы косвенных падежей;
· понятие «логическое (смысловое) ударение во фразе.
3 класс
Учащиеся должны уметь:
· дифференцировать в устной и письменной речи гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
· точно воспроизводить слова разной звукослоговой структуры;
· правильно делать ударение в словах;
· делить слова сложной слоговой структуры на слоги;
· осуществлять фонематический анализ и синтез слов с оппозиционными звуками на письме;
· производить разбор слов по составу (выделять корень, суффикс, приставку, окончание);
· распознавать части речи и их грамматические признаки (род и число существительных, род и число прилагательных, время и число глаголов);
· устанавливать связь между словами в предложении, вычленять словосочетания из предложения;
· распространять предложения определениями;
· грамматические правильно строить предложения с однородными подлежащими или сказуемыми из двух простых предложений;
· употреблять в речи простые распространенные предложения с однородными членами;
· грамматически правильно отвечать на вопросы со словами что делал? что делала? что делало? что делали? и задавать их;
· свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамматически правильно задавать вопросы, точно отвечать на заданные вопросы;
· соблюдать нормы речевого этикета при ведении диалога;
· устанавливать причинно-следственные, временные, пространственные отношения, логическую последовательность событий рассказа;
· восстанавливать связный повествовательный рассказ по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности предложений;
· делить текст на смысловые части, составлять план связного рассказа, пересказывать рассказ по плану;
· самостоятельно составлять связный повествовательный рассказ по определенным правилам с опорой на готовый картинно-графический план;
· применять различные средства смысловой и лексико-синтаксической связи предложений в повествовательном рассказе.
Учащиеся должны знать:
· гласные и согласные звуки и буквы;
· гласные 1 и 2 ряда;
· последовательность проведения характеристики звуков;
· части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
· части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
· главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
· последовательность построения картинно-графического плана рассказа;
· отличие рассказа – повествования и рассказа – описания (на практическом уровне).
4 класс
Учащиеся должны уметь:
· правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными во всех падежах единственного и множественного числа с предлогами и без предлогов;
· производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
· устанавливать связь между словами в простом распространенном предложении, правильно выделять словосочетания из предложения;
· составлять сложносочиненные предложения и осуществлять элементарный синтаксический разбор предложения;
· составлять сложноподчиненные предложения и осуществлять элементарный синтаксический разбор предложения;
· употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, выражающие пространственные, временные, причинно-следственные отношения;
· подбирать к словам антонимы, использовать их с учетом смысла высказывания;
· находить и использовать нужное слово из синонимического ряда;
· находить в тексте, а также использовать в речи слова с прямым и переносным значением, однозначные и многозначные слова;
· опознавать фразеологизмы, понимать их смысл;
· самостоятельно составлять связные повествовательные рассказы по готовому картинно-графическому плану, по теме и неполному плану, по серии сюжетных картинок, сюжетной картинке, опорным словам, личным наблюдениям;
· самостоятельно составлять описательные рассказы разных предметов и явлений по определенному алгоритму;
· выделять существенные признаки описываемого предмета или явления;
· составлять простые высказывания по типу рассуждения, включать элементы рассуждения в повествовательный и описательный рассказы;
· записывать самостоятельно составленный рассказ в виде сочинения.
Учащиеся должны знать:
· изученные части речи и их признаки;
· части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова;
· термины «синонимы», «антонимы», «омонимы», «фразеологизмы»;
· члены предложения: главные и второстепенные (без деления второстепенных на виды);
· однородные члены предложения;
· алгоритм построения рассказа – описания знакомого предмета;
· типы речи: повествование, описание и рассуждение, их отличие.
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п |
Тема |
Сроки |
Содержание занятия |
|
|
|
|
1 |
Речь. Устная и письменная форма речи. Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Основные цвета, форма, величина предметов» Предложение. |
|
Введение понятий «речь», «устная речь», «письменная речь». Формирование представлений о цвете, форме, величине предметов. Уточнение и расширение словарного запаса. Предложение как единица речи. Составление предложений, запись предложений. |
2 |
Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Расположение предметов в пространстве» |
|
Формирование представлений о расположении предметов в пространстве. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. |
3 |
Звуки речи. Звук и буква. Звуки гласные и согласные. Дифференциация понятий «звук» - «буква» |
|
Уточнение знаний о строении артикуляционного аппарата. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Дифференциация понятий «звук» - «буква». |
4 |
Слова, обозначающие предметы. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных. Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного. Типы слогов. Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ, СГС, СГ-СГ-СГ |
|
Практическое усвоение слов, обозначающих предметы. Различение одушевленных и неодушевленных существительных. Обучение умению отвечать на вопросы кто? что? и умению задавать их. Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Анализ и синтез закрытых и открытых слогов, схем, определение количества звуков и слогов в словах |
5 |
Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Контрольный диктант. |
|
Различение слов, обозначающих действия предметов. Обучение умению отвечать на вопросы что делает? что делают? и умению задавать их. Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Обучение составлению диалога на материале выполняемых действий. Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Конева Л.Г.
________________
РАСПИСАНИЕ
Коррекционных занятий
на 2020 – 2021 учебный год
Время
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
8.10-8.40 |
|
|
|
2 класс (Ярков Владислав) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.