Рабочая программа по курсу «Развитие устной и письменной речи младших школьников»

  • doc
  • 01.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коррекция нарушений устной и письменной речи.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сычёвская основная общеобразовательная школа имени заслуженного учителя РСФСР Притчиной Г.Г.»

 

 

Согласовано и

утверждено                                                                                                                           Введено в действие

на педсовете                                                                                                                          приказом директора школы             

пр.№ 1                                                                                                                                          Пр. № 336

от 28.08.2017 г.                                                                                                                     от 30. 08.2017 г.

                                                                                                                                      Директор школы ________________Т.Г.Наумова

 

 

 

 «Рабочая программа

по курсу

«Развитие  устной и письменной речи младших школьников»

1-4 кл.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 Разработчик программы:

                                                                                                                                            

Наумова Т.Г.


 

 

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа составлена на основе:

·         Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·         Приказа МОН РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

·         Приказа МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

·         Письма МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

В системе начального общего образования логопедические занятия - единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению. Необходимость разработки рабочей программы возникла в связи с внедрением ФГОС 2 поколения.

Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Цели коррекционной логопедической работы в начальной школе:

1.           Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.

2.           Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности - элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

3.           Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

4.          Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий - замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.

Содержание учебного предмета

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

«Коррекция нарушений устной и письменной речи» - курс, формирующий у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.

В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.

Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

-       овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией);

-       овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

-       овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

-       развитие чувства языка.

Линии, общие с курсом русского языка:

-   приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

-   овладение функциональной грамотностью;

-   овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

-   овладение родным языком;

-   овладение орфографией и пунктуацией.

Таким образом, курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи», имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно­-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Структура и содержание программы отражают существенную специфику логопедической работы с учащимися с ОНР, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.

Система логопедической работы по коррекции речи у учащихся с ОНР построена с учетом структуры речевого нарушения этой категории детей.

На первом и втором году коррекционного обучения  основное время отводится развитию звуковой стороны речи, параллельно осуществляется логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития и формированию  умений и навыков связной речи. Через полтора – два года исчезают ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (различение фонем), фонематического и слогового анализа и синтеза.

На третьем и четвертом годах обучения планируется коррекционная работа на лексическом и синтаксическом уровнях. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом школьной программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта.

На занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок  активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и  контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Продолжительность и структура занятий

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в две недели.  На индивидуальные занятия с учащимся отводится 30 минут.

По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Задачей основного этапа является работа над той или иной грамматической темой, активизацией словарного запаса, развитием связной речи. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия.

 

Рабочая программа рассчитана на учащихся ОВЗ 1–4 классов.

Значительные трудности в процессе школьного обучения, препятствующие овладению грамотой и другими учебными предметами у детей с общим речевым недоразвитием, обусловлены недостаточной сформированностью различных компонентов языковой системы – фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием, затруднениями в овладении связной монологической речью, нарушениями чтения и письма, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.

 

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать:

                      чувством патриотизма, гордости за свою Родину;

                      толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;

                      ответственным отношением к учёбе;

                      осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;

                      навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

                      обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;

                      коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;

Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

                     ставить учебную задачу под руководством учителя;

                      планировать свою деятельность под руководством учителя;

                      работать в соответствии с поставленной задачей;

                      составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

                      работать по плану и корректировать свою деятельность;

                      определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

                     искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

                      осуществлять анализ и синтез;

                      составлять описание объекта;

                      строить рассуждение.

                      работать с текстом;

                      устанавливать причинно-следственные связи;

                      составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

                     правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений. Коммуникативные УУД:

·        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

·        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·        сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;

Учитывая, что данный курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:

                      воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

                      самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;

                      осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;

                      подробно и выборочно пересказывать текст;

                      делить текст на части и озаглавливать их;

                      выполнять разбор слова по составу;

                      производить звуко-буквенный анализ слов;

                      правильно списывать тексты;

                      писать слова и предложения под диктовку;

                      находить и исправлять орфографические ошибки;

                      распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;

                      ставить пунктуационные знаки конца предложения;

                      определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение.

                      Учащиеся должны уметь:

                      ставить учебную задачу под руководством учителя;

                      планировать свою деятельность под руководством учителя;

                      работать в соответствии с поставленной задачей;

                      искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

                      составлять описание объекта;

                     работать с текстом;

                      сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя;

                      оценивать свою работу;

                      устанавливать причинно-следственные связи;

                      составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

                      правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Контроль планируемых результатов

1 класс

Учащиеся должны уметь:

·         дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;

·         точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;

·         правильно делать ударение в словах;

·         делить 2-3 – сложные слова на слоги;

·         анализировать звуковой состав слов, простых по структуре звуконаполняемости;

·         выделять звуки из слов;

·         составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;

·         вычленять слово из предложения;

·         правильно ставить вопрос к слову;

·         различать одушевленные и неодушевленные существительные с опорой на вопросы;

·         практически различать понятия «слово» и «предложение»;

·         различать слова, обозначающие предметы единственного и множественного числа;

·         различать понятия «речь», «предложение», «слово»;

·         пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;

·         определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;

·         понимать и употреблять в речи слова с  обобщающим значением;

·         грамматически правильно отвечать на вопросы со словами кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие? где? когда? куда? как? и на вопросы косвенных падежей;

·         давать развернутые и краткие утвердительные и отрицательные ответы на заданные вопросы.

Учащиеся должны знать:

·         понятия «речь», «предложение», «слово»,  «звук», «буква», «слог»;

·         понятия «устная и письменная речь»;

·         отличие звука и буквы;

·         понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой»,  «твердый», «мягкий» звуки;

·         отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;

·         термины «единственное и множественное число»;

·         вопросы  кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? какие?.

 

 

 

 

2 класс

Учащиеся должны уметь:

·         дифференцировать на слух и в произношении гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;

·         точно воспроизводить 2-3 – сложные слова со стечением согласных;

·         правильно делать ударение в словах;

·         делить 2-3 – сложные слова на слоги;

·         осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез слов простой слоговой структуры;

·         составлять характеристику изучаемых гласных и согласных звуков, данную в определенной последовательности;

·         определять по вопросам слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета;

·         понимать и использовать в речи наиболее употребительные слова (по изучаемой тематике), обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, возрасту, принадлежности, назначению;

·         находить и различать слова, близкие и противоположные по значению;

·         практически различать понятия «слово» и «предложение»;

·         различать понятия «речь», «предложение», «слово»;

·         выделять предложения из текста;

·         пользоваться в речи простыми распространенными предложениями;

·         определять количество и последовательность слов в 2-3 – сложных предложениях;

·         уметь распространять простое двусоставное предложение дополнениями разных видов;

·         грамматически правильно строить ответ в соответствии со структурой задаваемого вопроса;

·         составлять диалог на материале прочитанного текста;

·         читать и пересказывать диалог по ролям;

·         правильно использовать просодические средства речи при ведении диалога (соблюдать паузы, темп, ритм, интонацию, модуляцию и силу голоса, логическое ударение во фразе).

Учащиеся должны знать:

·         понятия «речь», «предложение», «слово»,  «звук», «буква», «слог»;

·         понятия «устная и письменная речь»;

·         понятия «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой»,  «твердый», «мягкий» звуки;

·         отличие гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуков;

·         термины «единственное и множественное число»;

·         слова близкие и противоположные по значению (по изучаемой тематике) без терминологии;

·         вопросы  косвенных падежей;

·         понятие «логическое (смысловое) ударение во фразе.

3 класс

Учащиеся должны уметь:

·         дифференцировать в устной и письменной речи гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;

·         точно воспроизводить слова разной звукослоговой структуры;

·         правильно делать ударение в словах;

·         делить слова сложной слоговой структуры на слоги;

·         осуществлять фонематический анализ и синтез слов с оппозиционными звуками на письме;

·         производить разбор слов по составу (выделять корень, суффикс, приставку, окончание);

·         распознавать части речи  и их грамматические признаки (род и число существительных, род и число прилагательных, время и число глаголов);

·         устанавливать связь между словами в предложении, вычленять словосочетания из предложения;

·         распространять предложения определениями;

·         грамматические правильно строить предложения с однородными подлежащими или сказуемыми из двух простых предложений;

·         употреблять в речи простые распространенные предложения с однородными членами;

·         грамматически правильно отвечать на вопросы со словами что  делал? что делала? что делало? что делали? и задавать их;

·         свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамматически правильно задавать вопросы, точно отвечать на заданные вопросы;

·         соблюдать нормы речевого этикета при ведении диалога;

·         устанавливать причинно-следственные, временные, пространственные отношения, логическую последовательность событий рассказа;

·         восстанавливать связный повествовательный рассказ по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности предложений;

·         делить текст на смысловые части, составлять план связного рассказа, пересказывать рассказ по плану;

·         самостоятельно составлять связный повествовательный рассказ по определенным правилам с опорой на готовый картинно-графический план;

·         применять различные средства смысловой и лексико-синтаксической связи предложений в повествовательном рассказе.

Учащиеся должны знать:

·         гласные и согласные звуки и буквы;

·         гласные 1 и 2 ряда;

·         последовательность проведения характеристики звуков;

·         части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

·         части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

·         главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

·         последовательность построения картинно-графического плана рассказа;

·         отличие рассказа – повествования и рассказа – описания (на практическом уровне).

4 класс

Учащиеся должны уметь:

·         правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными во всех падежах единственного и множественного числа с предлогами и без предлогов;

·         производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;

·         устанавливать связь между словами в простом распространенном предложении, правильно выделять словосочетания из предложения;

·         составлять сложносочиненные предложения и осуществлять элементарный синтаксический разбор предложения;

·         составлять сложноподчиненные предложения и осуществлять элементарный синтаксический разбор предложения;

·         употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, выражающие пространственные, временные, причинно-следственные отношения;

·         подбирать к словам антонимы, использовать их с учетом смысла высказывания;

·         находить и использовать нужное слово из синонимического ряда;

·         находить в тексте, а также  использовать в речи слова с прямым и переносным значением, однозначные и многозначные слова;

·         опознавать фразеологизмы, понимать их смысл;

·         самостоятельно составлять связные повествовательные рассказы по готовому картинно-графическому плану, по теме и неполному плану, по серии сюжетных картинок, сюжетной картинке, опорным словам, личным наблюдениям;

·         самостоятельно составлять описательные рассказы разных предметов и явлений по определенному алгоритму;

·         выделять существенные признаки описываемого предмета или явления;

·         составлять простые высказывания по типу рассуждения, включать элементы рассуждения в повествовательный и описательный рассказы;

·         записывать самостоятельно составленный рассказ в виде сочинения.

Учащиеся должны знать:

·         изученные части речи и их признаки;

·         части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова;

·         термины «синонимы», «антонимы», «омонимы», «фразеологизмы»;

·         члены предложения: главные и второстепенные (без деления второстепенных на виды);

·         однородные члены предложения;

·         алгоритм построения рассказа – описания знакомого предмета;

·         типы речи: повествование, описание и рассуждение, их отличие.

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

№ п/п

Тема

Сроки

Содержание занятия

 

 

 

 

1

Речь. Устная и письменная форма речи. Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Основные цвета, форма, величина предметов» Предложение.

 

Введение понятий «речь», «устная речь», «письменная речь». Формирование представлений о цвете, форме, величине предметов. Уточнение и расширение словарного запаса. Предложение как единица речи. Составление предложений, запись предложений.

2

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Расположение предметов в пространстве»

 

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.

3

Звуки речи. Звук и буква. Звуки гласные и согласные. Дифференциация понятий «звук» - «буква»

 

Уточнение знаний о строении артикуляционного аппарата.  Дифференциация речевых и неречевых звуков. Уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Дифференциация понятий «звук» - «буква».

4

Слова, обозначающие предметы. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных. Слог. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного. Типы слогов. Фонематический анализ и синтез слов типа: СГ-СГ, СГС, СГ-СГ-СГ

 

Практическое усвоение слов, обозначающих предметы. Различение одушевленных и неодушевленных существительных. Обучение умению отвечать на вопросы кто? что? и умению задавать их. Практическое усвоение навыка деления слов на слоги. Анализ и синтез закрытых и открытых слогов, схем, определение количества звуков и слогов в словах

5

Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце. Контрольный диктант.

 

Различение слов, обозначающих действия предметов. Обучение умению отвечать на вопросы что делает? что делают? и умению задавать их. Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения.  Обучение составлению диалога на материале выполняемых действий.  Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания.

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор школы

Конева Л.Г.

________________

 

 

 

 

РАСПИСАНИЕ

Коррекционных занятий

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

Время

 

 

Понедельник

 

Вторник

 

Среда

 

Четверг

 

Пятница

8.10-8.40

 

 

 

2 класс (Ярков Владислав)