"Работа над двухголосием в старшем хоре"

  • doc
  • 18.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План открытого урока Работа над двухголосием.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 им. ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РОЗУМА»

САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

**********************************************************************************

 

Открытый урок

Тема урока: «Работа над двухгоолосием в старшем хоре»

Дата проведения: __________________

Класс: старший хор «Камертон»

Предмет: хоровой класс

Хормейстер: Мигашкина Марина Сергеевна, концертмейстер: Латыпова Ольга Николаевна.

Форма проведения: практическая работа, коллективная, по группам (партиям S и А).

Цель урока: формирование и закрепление вокально-хоровых навыков двухголосного пения.

Задачи:

Образовательные:

·         выработка хорового унисона как основы развития гармонического слуха;

·         развитие вокально-хоровых навыков двухголосного пения;

·         выработка умения провести (слышать) свою партию при одновременном звучании другой.

Развивающие:

·         совершенствование вокально-хоровых навыков и умений;

·         развитие гармонического слуха;

·         развитие музыкальной восприимчивости, умение слышать и слушать, анализировать, сопоставлять;

·         развивать творческие способности обучающихся посредством образного и ассоциативного мышления.

Воспитательные:

·         способствовать формированию эмоциональной отзывчивости обучающихся;

·         способствовать воспитанию вокального слуха, как важного фактора пения в единой певческой манере;

·         способствовать воспитанию эмоционально- ценностного отношения к музыке;

·         продолжить работу по воспитанию организованности хористов;

·         прививать любовь к хоровому искусству.

Методы и приёмы реализации поставленных задач: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партии хорового произведения Ф. Мендельсона «Воскресное утро»

 

Характеристика коллектива: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 4-7 классов музыкального отделения. Дети разные по возрасту (8-14 лет), своим физическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные трудности и проблемы. Так, например, девочки 4 класса в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора), не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

 

План урока:

I. Организационный этап:

- приветствие, настрой хористов на вокально-хоровую работу;

- дыхательная разминка, артикуляционная гимнастика;

- вокально-хоровые упражнения (распевание).

II. Основной этап.

- работа над двухголосием в произведении Ф. Мендельсона «Воскресное утро».

III. Заключительный этап.

- итог урока.

 

Ход урока.

I. Организационный этап.  

Ø  Приветствие учителя.  Приветствие хористов. Сообщение о поставленных задачах на данном уроке, создание мотивации.

Ø  Подготовка голосового аппарата к активной работе через артикуляционную гимнастику и работой над дыханием. Подготовка к эмоциональному восприятию музыкального материала посредством проведения разминки для мышц лица.

Ø  Вокально-хоровые упражнения начинаем со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по звукам диапазона. В обязательном порядке в распевание хора «включаются» двухголосные вокально-хоровые упражнения.

II. Основной этап.

Ø  Работа над хоровым произведением Ф. Мендельсона «Воскресное утро»

Проигрывание произведения на инструменте

Проигрывание произведения концертмейстером. Хористы следят по хоровым партиям.

Работа с каждой партией отдельно

(S и А)

Работа проходит на слоги «ри» и «ку»

- достижение в партии точной интонации, работа над мелодией;

- достижение в партии единой позиции формирования звука, следить за качеством звука (мягким не форсированным);

- достижение в партии единого дыхания, только в отмеченных цезурами местах;

- достижение в партии чёткого ритма, строя, ансамбля.

Работа над гармоническим строем во всём хоре

Работа проходит на слоги «ри» и «ку»

- достижение точной интонации и чистого унисона;

- по руке в медленном темпе с остановками, слыша звучание интервалов, работа над гармоническим строем, одновременно воспринимать и слышать двухголосие;

- в темпе без остановок слушая двухголосие, с твёрдой атакой звука;

- обозначение сложных двухголосных мест, анализ, исполнение в медленном темпе;

- достижение единой позиции в формировании звука;

- достижение единого дыхания, только в отмеченных цезурами местах;

- достижение чёткого ритма, строя, ансамбля;

- исполнение на слог «ли» с максимальной кантиленой.

Работа над динамикой и дикцией

- прочтение текста в ритмическом рисунке, в темпе и с чёткой дикцией;

- соединение слова и звука с контрастной нюансировкой, текст произносить с хорошей дикцией, активно произнося согласные;

- детальная отработка сложных мест с текстом и распевами слога (по тексту);

- исполнение 1 куплета: собранно и осмысленно, используя цепное дыхание, динамические штрихи (стоя, корпус подтянуть);

- выразительное исполнение 1 куплета произведения от начала до конца.

 

 

В период работы над двухголосием в произведении не следует допускать не точную интонацию, грязный унисон и не точное звучание гармонии. Перед хористами ставятся технические и музыкальные задачи (воспринимать и слышать одновременного звучание двух голосов, чистое интонирование, качество звука, петь выразительно с хорошей дикцией, ровным звуком с максимальной кантиленой и non legato, гибкая нюансировка, развитие от диминуэндо до крещендо, от полнозвучного звучания до лёгкого, но на хорошем дыхании и т.д.).

 

III. Заключительный этап.

Подводим итог сегодняшней работы. В исполнении произведения с наличием двух или более голосов важна каждая партия, т.к. каждый из голосов несёт свою неповторимую музыкальную окраску. Работа над двухголосием не лёгкий процесс, важно владеть своей партией, знать места в произведении где голоса сходятся в унисон, понимать какие интервалы и аккорды звучат. Цель нашего занятия успешно достигнута, партии разучены и соединены.

На следующем уроке мы продолжим вокально-хоровую работу над произведением.