МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 им. ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РОЗУМА»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
**********************************************************************************
Открытый урок
Тема урока: «Работа над двухгоолосием в старшем хоре»
Дата проведения: __________________
Класс: старший хор «Камертон»
Предмет: хоровой класс
Хормейстер: Мигашкина Марина Сергеевна, концертмейстер: Латыпова Ольга Николаевна.
Форма проведения: практическая работа, коллективная, по группам (партиям S и А).
Цель урока: формирование и закрепление вокально-хоровых навыков двухголосного пения.
Задачи:
Образовательные:
· выработка хорового унисона как основы развития гармонического слуха;
· развитие вокально-хоровых навыков двухголосного пения;
· выработка умения провести (слышать) свою партию при одновременном звучании другой.
Развивающие:
· совершенствование вокально-хоровых навыков и умений;
· развитие гармонического слуха;
· развитие музыкальной восприимчивости, умение слышать и слушать, анализировать, сопоставлять;
· развивать творческие способности обучающихся посредством образного и ассоциативного мышления.
Воспитательные:
· способствовать формированию эмоциональной отзывчивости обучающихся;
· способствовать воспитанию вокального слуха, как важного фактора пения в единой певческой манере;
· способствовать воспитанию эмоционально- ценностного отношения к музыке;
· продолжить работу по воспитанию организованности хористов;
· прививать любовь к хоровому искусству.
Методы и приёмы реализации поставленных задач: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партии хорового произведения Ф. Мендельсона «Воскресное утро»
Характеристика коллектива: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 4-7 классов музыкального отделения. Дети разные по возрасту (8-14 лет), своим физическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные трудности и проблемы. Так, например, девочки 4 класса в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора), не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
План урока:
I. Организационный этап:
- приветствие, настрой хористов на вокально-хоровую работу;
- дыхательная разминка, артикуляционная гимнастика;
- вокально-хоровые упражнения (распевание).
II. Основной этап.
- работа над двухголосием в произведении Ф. Мендельсона «Воскресное утро».
III. Заключительный этап.
- итог урока.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Ø Приветствие учителя. Приветствие хористов. Сообщение о поставленных задачах на данном уроке, создание мотивации.
Ø Подготовка голосового аппарата к активной работе через артикуляционную гимнастику и работой над дыханием. Подготовка к эмоциональному восприятию музыкального материала посредством проведения разминки для мышц лица.
Ø Вокально-хоровые упражнения начинаем со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по звукам диапазона. В обязательном порядке в распевание хора «включаются» двухголосные вокально-хоровые упражнения.
II. Основной этап.
Ø Работа над хоровым произведением Ф. Мендельсона «Воскресное утро»
Проигрывание произведения на инструменте |
Проигрывание произведения концертмейстером. Хористы следят по хоровым партиям. |
Работа с каждой партией отдельно (S и А) |
Работа проходит на слоги «ри» и «ку» - достижение в партии точной интонации, работа над мелодией; - достижение в партии единой позиции формирования звука, следить за качеством звука (мягким не форсированным); - достижение в партии единого дыхания, только в отмеченных цезурами местах; - достижение в партии чёткого ритма, строя, ансамбля. |
Работа над гармоническим строем во всём хоре |
Работа проходит на слоги «ри» и «ку» - достижение точной интонации и чистого унисона; - по руке в медленном темпе с остановками, слыша звучание интервалов, работа над гармоническим строем, одновременно воспринимать и слышать двухголосие; - в темпе без остановок слушая двухголосие, с твёрдой атакой звука; - обозначение сложных двухголосных мест, анализ, исполнение в медленном темпе; - достижение единой позиции в формировании звука; - достижение единого дыхания, только в отмеченных цезурами местах; - достижение чёткого ритма, строя, ансамбля; - исполнение на слог «ли» с максимальной кантиленой. |
Работа над динамикой и дикцией |
- прочтение текста в ритмическом рисунке, в темпе и с чёткой дикцией; - соединение слова и звука с контрастной нюансировкой, текст произносить с хорошей дикцией, активно произнося согласные; - детальная отработка сложных мест с текстом и распевами слога (по тексту); - исполнение 1 куплета: собранно и осмысленно, используя цепное дыхание, динамические штрихи (стоя, корпус подтянуть); - выразительное исполнение 1 куплета произведения от начала до конца. |
В период работы над двухголосием в произведении не следует допускать не точную интонацию, грязный унисон и не точное звучание гармонии. Перед хористами ставятся технические и музыкальные задачи (воспринимать и слышать одновременного звучание двух голосов, чистое интонирование, качество звука, петь выразительно с хорошей дикцией, ровным звуком с максимальной кантиленой и non legato, гибкая нюансировка, развитие от диминуэндо до крещендо, от полнозвучного звучания до лёгкого, но на хорошем дыхании и т.д.).
III. Заключительный этап.
Подводим итог сегодняшней работы. В исполнении произведения с наличием двух или более голосов важна каждая партия, т.к. каждый из голосов несёт свою неповторимую музыкальную окраску. Работа над двухголосием не лёгкий процесс, важно владеть своей партией, знать места в произведении где голоса сходятся в унисон, понимать какие интервалы и аккорды звучат. Цель нашего занятия успешно достигнута, партии разучены и соединены.
На следующем уроке мы продолжим вокально-хоровую работу над произведением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.