Цель урока:
создать условия для нахождения слов речевого этикета;
организовать деятельность учащихся, направленную на применение этикетных слов в соответствующей речевой ситуации
Планируемые результаты:
Предметные:
дает определение понятиям «речевой этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация»;
соотносит этикетные слова с речевыми ситуациями.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
выделяет и формулирует главную проблему;
извлекает необходимую информацию из различных источников;
создает графическую схему речевых ситуаций;
уточняет происхождение этикетных слов
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
определяет цель урока совместно с учителем;
принимает план действий
Коммуникативные УУД:
соотносит этикетные слова с речевой ситуацией;
формулирует собственное мнение, аргументирует свою позицию;
убеждает своих одноклассников;
демонстрирует навыки бесконфликтного общения
Личностные УУД:
оформляет мысли в виде устного высказывания;
оценивает свою речь.
Этапы:
1. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
3. Первичное усвоение новых знаний.
4. Реализация построенного проекта
5. Физминутка.
6. Задание «Составь диалог» с оцениваем по критериям
7. Рефлексия
8. Организация домашнего задания
1.Эвристическая беседа
2. Создание проблемной ситуации и её решение
3. Приём перекодирования текста (создание кластера, схемы)
4. Диалог с текстом
5. Создание собственного текста, инсценирование, взаимооценивание
6. Незаконченное предложение
Приемы:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
А.Барто
Задания (работа в паре):
1)Найдите слова речевого этикета и запишите их в тетрадь
2)Сгруппируйте этикетные слова по речевым ситуациям:
Речевые ситуации | Этикетные слова |
Благодарность |
Задания к тексту:
3) К какой речевой ситуации вам не удалось подобрать этикетные слова? Почему?
4) Пользуясь этимологическим словарем, объясните происхождение слов «спасибо», «извините».
5) Когда мы говорим слово «извините», а когда - «простите»?
6) Почему слова «здорово» и «пока» не являются этикетными?
Работа в паре
Составьте и продемонстрируйте диалог на предложенные речевые ситуации (в автобусе, в магазине, в библиотеке, в столовой, на дне рождения), используя слова из упражнений 342, 343
Критерии оценивания:
1.Соответствие речевой ситуации (1б.)
2.Наличие 2-3 этикетных слов (1б.)
3.Выразительность речи (1 б.)
4.Богатство речи (1 б.)
5.Артистизм (1 б.)
Литература:
Русский язык.5 кл./М.М.Разумовская, С.И.Львова и др., М., «Дрофа», 2011
Школьный этимологический словарь русского языка/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва – М.: Дрофа, 2004
Интернет-ресурсы:
http://etymological.academic.ru/4855/%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE;
http://etymological.academic.ru/1522/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C;
Картинки взяты из сети Интернет, на авторство не претендуем
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.