Работа над изучением "Этикетных слов"

  • Презентации учебные
  • Работа с родителями
  • Рабочие тетради
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 04.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация предназначена для изучения этикетных слов в 5 классе и соответствует всем требованиям ФГОС
Иконка файла материала Волшебные слова.pptx

Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: «Волшебные слова»

Цель урока:

создать условия для нахождения слов речевого этикета;
организовать деятельность учащихся, направленную на применение этикетных слов в соответствующей речевой ситуации

Планируемые результаты:

Предметные:
дает определение понятиям «речевой этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация»;
соотносит этикетные слова с речевыми ситуациями.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
выделяет и формулирует главную проблему;
извлекает необходимую информацию из различных источников;
создает графическую схему речевых ситуаций;
уточняет происхождение этикетных слов

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:
определяет цель урока совместно с учителем;
принимает план действий
Коммуникативные УУД:
соотносит этикетные слова с речевой ситуацией;
формулирует собственное мнение, аргументирует свою позицию;
убеждает своих одноклассников;
демонстрирует навыки бесконфликтного общения
Личностные УУД:
оформляет мысли в виде устного высказывания;
оценивает свою речь.

Этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
3. Первичное усвоение новых знаний.
4. Реализация построенного проекта
5. Физминутка.
6. Задание «Составь диалог» с оцениваем по критериям
7. Рефлексия
8. Организация домашнего задания

1.Эвристическая беседа
2. Создание проблемной ситуации и её решение
3. Приём перекодирования текста (создание кластера, схемы)
4. Диалог с текстом

5. Создание собственного текста, инсценирование, взаимооценивание
6. Незаконченное предложение

Приемы:

Приветствие:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»-
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

-Посмотрите на слайд и скажите, какую ситуацию он иллюстрирует?
-Уместны ли данные слова приветствия? Объясните почему.

?

Работа в группах:

Представьте лингвистический текст учебника (стр. 123) в любом удобном для вашей группы виде (это может быть кластер, таблица, рисунок).
Представление результата каждой группы.

Критерии оценивания:

Полнота – 0-2б.
Доступность (понятность) – 1б.
Аккуратность – 1б.
Креативность (оригинальность) – 1б.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.


Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»

Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
А.Барто

Задания (работа в паре):

1)Найдите слова речевого этикета и запишите их в тетрадь
2)Сгруппируйте этикетные слова по речевым ситуациям:






Речевые ситуации

Этикетные слова

Благодарность
Прощание
Приветствие
Просьба
Извинение

Задания к тексту:

3) К какой речевой ситуации вам не удалось подобрать этикетные слова? Почему?
4) Пользуясь этимологическим словарем, объясните происхождение слов «спасибо», «извините».
5) Когда мы говорим слово «извините», а когда - «простите»?
6) Почему слова «здорово» и «пока» не являются этикетными?

Физминутка

На календаре последние дни осени. Звучит осенний вальс. Посмотрите на экран. Гимнастика для глаз. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и следите глазами за движущимися предметами

Спасибо!

Работа в паре

Составьте и продемонстрируйте диалог на предложенные речевые ситуации (в автобусе, в магазине, в библиотеке, в столовой, на дне рождения), используя слова из упражнений 342, 343

Критерии оценивания:
1.Соответствие речевой ситуации (1б.)
2.Наличие 2-3 этикетных слов (1б.)
3.Выразительность речи (1 б.)
4.Богатство речи (1 б.)
5.Артистизм (1 б.)

Закончи предложения:

Речевой этикет – это……
Речевая ситуация – это…..
Волшебные слова – это….
Теперь я могу….
Знания, полученные на уроке, пригодятся мне….

Организация домашнего задания:

1) Выполните упражнение 344
2) Напишите небольшое письмо (маме, другу, сказочному герою, автору любимого произведения - на выбор) с использованием этикетных слов

Литература:

Русский язык.5 кл./М.М.Разумовская, С.И.Львова и др., М., «Дрофа», 2011
Школьный этимологический словарь русского языка/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва – М.: Дрофа, 2004
Интернет-ресурсы:
http://etymological.academic.ru/4855/%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE;
http://etymological.academic.ru/1522/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C;
Картинки взяты из сети Интернет, на авторство не претендуем

Рефлексия:

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Договариваться в группе
Выбрать тему урока

Наполнить тему содержанием в соответствии с ФГОС
Выбирать нужное мнение в группе
Формулировать теоретическую часть

Информационный блок:

Алжибаева Л.Н. (КГБОУ «Красноярская школа №9 - отделение);
Ганеева Е.Н. (МБОУ «Лицей» г. Лесосибирск);
Самусева О.Л. (МБОУ Емельяновская СОШ №2);
Готовчикова Е.Ю. (МБОУ «СШ №21» г.Красноярск)

Желаем…