Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового
восприятия и формированию произношения
Моисеева Раиса Ивановна
учитель индивидуальной работы по РСВ и ФПСР
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
rimoiseeva@list.ru
Г. Томск
От обычной речи человека стихотворная речь отличается рядом специфических особенностей. Если слово в стихотворении не выделено в качестве самостоятельной единицы, тем не менее, оно звучит отчётливо, продуктивно, самостоятельно, чем в свободной речи, в процессе обычного диалога, разговора, повествования.
Чем отличается стихотворная речь от обычной, каждодневной, повествовательной, рассудительной и т.п. речи? Стихотворная речь имеет отличительную особенность, базирующейся на ритмичности – упорядоченности повторения звуковых особенностей, придающих речи чёткость, ритмичность.
Данная особенность напрямую связана с другой направленностью – паузами, повышающими смысловое значение стихотворному тексту, как в количественном, так и в качественном отношении.
Слабослышащие обучающиеся весьма трудно понимают отличия стихотворной речи от прозы, относятся с безразличием к паузам, к ритму, рифме и строфической организации стихотворения. Поэтому, в процессе декламации читают стихотворение как прозу, монотонно, проглатывая начало или конец слов, заменяют одни звуки другими, иногда объединяют слова в одно целое или же отделяют предлоги от слов. Стихотворная речь ребёнка с нарушенными слуховыми возможностями произносится тускло, прерывается частым дыханием.
На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР) в работе над текстом стихотворения учителем-сурдопедагогом уделяется особое место. В обязательном порядке учитель-сурдопедагог использует остаточный слух слабослышащего учащегося в работе над ритмом стихотворений, выстраивает коррекционно-педагогическую деятельность в определенной последовательности:
1. Нотирование стихотворного текста, что предполагает:
а) расстановку словесного ударения;
б) пауз;
в) орфоэпических надстрочных знаков.
2. Работа над ритмом стихотворения (условное изображение ритма стихотворения, отработка темпа чтения).
3. Индивидуальная работа над чтением стихотворения.
Стихотворение педагог
записывает без надстрочных знаков. С помощью звукоусиливающей аппаратуры дает
учащимся правильный образец чтения. После этого начинается поэтапная работа над
текстом.
Педагог читает текст стихотворения вместе с ребенком вслух по фразам, объясняя
содержание каждой фразы и стараясь конкретизировать возникающие у ребенка при
чтении представления, максимально используя при этом наглядность (картинки,
таблички и т.п.). Затем вновь прочитывают стихотворение. Если при первичном
чтении ребенку ставятся вопросы, помогающие уточнить значение отдельных слов
(особенно местоимений), то повторное чтение текста стихотворения под
руководством педагога осуществляется без них.
После восприятия учеником
текста стихотворения для отработки берется одна строфа (четверостишие). Прикрыв
экраном лицо учитель зачитывает целую строчку, ученик на слух различают
ударение в словах.
Расстановка орфоэпических надстрочных знаков проводится также с использованием
остаточного слуха. Как известно, стихотворный ритм – это закономерное
повторение соизмеримых речевых единиц. Внешним признаком последних является
одинаковое число ударных и безударных слогов. Для удобства записи ритма мы
используем прежде всего слогоударный принцип выражения того или иного
стихотворения путем чередования ударных и безударных слогов.
После такой работы над
текстом стихотворения, оно дается ребенку для заучивания наизусть. Читая
наизусть отобранные стихотворения учащиеся демонстрируют свои достижения в
технике речи.
Работа над стихотворением имеет важное значение и для эстетического воспитания
детей, она прививает вкус к художественному слову.
На всех этапах работы учитель большое внимание уделяет контролю за правильным
дыханием детей.
Таким образом, стоит отметить, что данная работа предусматривает полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его смысл.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.