Работа над звуками Ц. Ч. Щ. (Постановка, закрепление, произнесение)

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Работа над звуками ЦЧЩ.doc

 

Б. Постановка звука ц.

В простейших случаях звук ц удаётся поставить через подражание." Слегка приоткрыв рот, учитель укладывает кончик языка за нижними резцами и прижимает переднюю часть спинки к альвеолам верхних резцов. Вслед за тем учитель произносит ц, выделяя фрикативный момент. Учащийся, подражая учителю, также старается произнести ц.

Если у учащегося наблюдается тенденция заменять ц звуком с (отсутствие смычного момента), можно указать ему, что ц = тс, но что при этом т произносится с кончиком за нижними зубами и после взрыва язык не отскакивает назад, а остаётся на том же месте, у зубов. Когда получится отдельное ц, можно перейти к обратному слогу (ац), затем через некоторое время к произношению ц (между гласными (аца) и, наконец, к прямому слогу (ца). Первое время учитель неизменно пользуется движениями своей руки (дирижированием) для управления артикуляцией учащегося.

При первых упражнениях нужно требовать несколько утрированного произношения звука, с ясным выделением обоих его моментов. Допуская некоторую задержку на СМЫЧНОМ моменте (затвор для т) и фрикативном (сужение при с), нужно следить, чтобы переход от первого ко второму был мгновенным.

В трудных случаях, если учащийся никак не может усвоить характер артикуляции слитного, полезно дать глухонемому понятие о способе его образования сначала на вспомогательном двугубном аффрикате, как более доступном для наблюдения. Для этой цели следует плотно сомкнуть губы, а затем напором воздуха взорвать губной затвор и перейти на дутьё (рис. 96), в результате чего получается звук, подобный пф — при двугубном ф. После этого следует взять руку учащегося в свою руку и одновременно с произнесением звука дирижировать. При этом до взрыва рука держится неподвижно, в момент его — резко направляется вниз, а при переходе к звуку ф (двугубному) продолжает свое движение уже плавно.

Вслед за этим учащемуся можно показывать, что раньше движения руки нельзя размыкать губ. Приучив таким образом учащеюся „слушаться руки", следует еще и еще раз фиксировать его внимание на составных моментах звука и, регулируя артикуляцию движением руки, выдерживать каждый из этих моментом и течение 1—3 секунд.

После этого можно взять обратный слог с гласным а. Теперь должно быть прибавлено новое движение руки: при а рука поднимается вверх, при замыкании губ — неподвижно замирает и далее — как в предыдущем упражнении.

Когда учащийся приучен к быстрому переходу от смычки к сужению, от взрывного к фрикативному, образуемому в том же месте, можно приступить к постановке ц.

Вначале можно рекомендовать произнесение ц при сохранении небольшой щели между резцами (лучше видна работа языка), но как только окажется возможным, следует перейти К нормальной установке (см. выше). Первое время следует требовать от детей несколько утрированного произнесения звука.

В. Недостатки произношения звука ц.

1. Кончик языка образует смычку у верхних альвеол, затем опускается к нижним резцам для с; совершается лишнее движение, мешающее тесной спайке тис, вследствие чего у глухонемых часто получается ц = тыс, что сильно искажает речь; этот дефект происходит в тех случаях, когда учитель только показывает учащимся, что ц равно тс; они и читают это сочетание так, как привыкли произносить отдельные звуки;

необходимо с самого начала постановки этого звука, прежде чем учащиеся успели его произнести, предупредить детей, что здесь т произносится по-иному; точно, чётко показан, им при несколько раскрытом рте особую артикуляцию этою т; заставлять их при помощи своего мизинца или зонда (рис. 97) удерживать копчик языка внизу и быстро соединять взрыв со звуком с, который произносится сначала длительнее обыкновенного; при этом надо также обратить внимание детей на то, что при этой двойной артикуляции нижняя челюсть не отдёргивается. Более длительное произношение с не представляет опасности для правильности звука в дальнейшем, если учитель соответственными упражнениями систематически доводит продолжительность до нормы; рядом писать, правильное и непраправильное произношение, зачёркивая неправильное.

2. Вместо ц произносится родственное ему ть (рис. 67); разница между этими звуками не всегда сразу улавливается ухом, но при длительном произнесении тс и ть   она обозначается достаточно ясно;

перед зеркалом показывать, что при ц стиснуты зубы, тогда как при ть между ними имеется щель, шириной в 2 мм и более;

заставить ребенка произносить сц (стс), причём момент свиста удли-

с___________ тс________ благодаря этому подходу язык}' легче

попасть в надлежащее артикуляционное положение; необходимо пользоваться и осязанием выдыхаемой струи и взрыва; рядом писать буквы ц и ть и дифференцировать звуки.

А. Нормальная установка.

Губы выдвинуты вперед немного меньше, чем при ш.

Углы рта сближены.

Резцы обнажены, сжаты.

Язык. Возможен „верхний" и „нижний" варианты артикуляции.-

а)       При верхнем ч:

кончик и весь передний край языка прижимается к альвеолам пли тотчас за. альвеолами к небу; боковые края примыкают к верхним коренным зубам; средняя спинка языка приближается к нёбу;

кончик языка „отскакивает" в положение, соответствующее верхнему ш, мягкий оттенок которого обусловливается более высоким и передним положением языка.

б)      При нижнем ч:

1)      кончик и весь передний край языка упирается в альвеолы нижних резцов; спинка смыкается с альвеолами верхних резцов или тотчас за ними с твёрдым нёбом; боковые края — как и при верхнем ч;

2)      спинка „отскакивает" в положение, соответствующее нижнему ш, мягкий оттенок которого обусловливается поднятой спинкой и более передним положением языка.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки раздвинуты.

7.       Напряжение тока воздуха сильное.

8. Глухонемой видит стиснутые зубы или маленькую щель между верхним и нижним рядами зубов, выдвинутые губы. Если приоткрыть рот, — видит положение и работу языка.

9. Глухонемой осязает на тыльной Поверхности руки толчок тёплого воздуха.

В. Постановки нижнего ч.

Если учащемуся поставлен звук ц, и он произносит его достаточно уверенно, можно с помощью пальца, шпателя или зонда (рис. 97) слегка отодвинуть кончик языка назад, в результате чего должно получиться ч. Отодвигать нужно опущенный вниз кончик языка не-тся много, так как иначе передняя часть спинки языка переместится слишком далеко назад, и получится не ч, в кш.

Чтобы ч получилось достаточно звучным, необходимо выдвинуть губы, что легко достигается нажимом с боков большим и указательным пальцами на щёки учащегося. Однако заботиться 0 лабиализации следует только тогда, когда получена правильная артикуляция языка, так как для образования ч положение губ имеет все же второстепенное значение.

Если ц ещё не поставлено, звук ч можно ставить, от ть, также с помощью зонда.

Нужно показать учащемуся при несколько раскрытом рте положение кончика языка и характер работы спинки языка. Нужно показать, что спинка не должна отдёргиваться от альвеол слишком далеко, как это бывает при простом ть, а должна лишь быстро перейти от смычки с альвеолами к образованию узкой щели на месте этой смычки.

После того как учащийся сможет правильно воспроизвести требуемую работу языка, можно получить звук ч механическим способом, описанным выше (при постановке ч ОТ ц). В трудных случаях, если затрудняется в усвоении слитого произнесения звука,

описанному выше вспомогательному аффрикату.

Постановка верхнего ч.

Верхнее ч также следует ставить от ть, так как это приучает глухонемого выгибать спинку языка, что необходимо для получения мягкого оттенка звука, характерного для русского ч.

Разница в постановке нижнего и верхнего ч состоит лишь в том, ЧТО и последнем случае кончик языка не просто отодвигается, а одновременно поднимается к альвеолам, причём это можно сделать как с помощью зонда, подкладывая его на этот раз под язык, так и без помощи механических средств, показав учащемуся при открытом рте артикуляцию звука.

Порядок отработки звука ч тот же, что и для ц: прежде всего берется отдельный звук, затем обратный слог и т. д. (см. выше).

Работая над звуком ч, следует использовать те движения руки, что были рекомендованы при постановке ц.

(пуки ц и ч первое время должны произноситься детьми утрированно, с небольшой задержкой на взрывном и фрикативном момента. Лишь после длительных упражнений можно требовать краткого произнесения этих звуков, не боясь, что дети произнесут их неправильно. Лишь немногие дети оказываются способными сразу же произнести краткие ц и ч правильно. Конечно, тех, кому это даётся, не следует искусственно задерживать на замедленном произношении.

В. Недостатки произношения звука ч.

Губы не выдвигаются, вследствие чего получается недостаток шипящей окраски звука ч и склонность заменять его звуком ть;

перед зеркалом делать упражнения в выдвигании губ, как при ш, или же с обоих боков нажимать на щёки так, чтобы губы выпячивались.

2.       При верхнем ч часто получается отсутствие смягченности (не тыиь, а тш, вроде белорусского произношения ч); при этом глухонемой артикулирует кончиком языка у альвеол, затем оттягивает кончик языка назад и положение ш, оставляя его поднятым; во время перехода кончика языка из одного положения в другое очень часто глухонемой вставляет звук ы, так что вместо ч получается тыш (нередко ещё с отдёргиванием челюсти);

перед зеркалом показывать, что челюсть не отдёргивается и что зубы стиснуты; давать осязать руками (в области подъязычной кости) движение языка и выдох при правильном и неправильном произношении; на классной доске написать рядом тыиь и тыш и зачеркнуть, последнее.

3.       При верхнем ч еще встречается отсутствие шипения, так что вместо тыиь слышится только первый компонент — ть (вместо мальчик — малыпик, вместо чай — тяй); этот дефект получаете» в тех случаях, когда учитель с самого начала допускает короткое, отрывистое произнесение ч вместо того, чтобы на первое время выдерживать длительное произнесение второго компонента — шь; нужно сказать, что этот дефект очень распространён в школах глухонемых;

на тыльной поверхности руки давать ученику осязать выдох, утрируя силу и длительность. При нижнем ч случается, что язык оттянут слишком далеко к той границе на нёбе, где ть переходит к кь, и поэтому вместо тьшь выходит кьшь;

слегка открыв рот, показать ребёнку, что язык артикулирует ближе к альвеолам; или же, исходя от ть, снова ставить ч нажимом на кончик языка.

 

щ

А. Нормальная установка.

Как было указано в предварительных замечаниях, различаются московское и ленинградское произношения звука щ. Однако и то и другое состоят из элементов, составляющих звук ч. Для московского щ используется удлинённый 2-й момент звука ч, а для ленинградского— и 1-й и 2-й (в комбинации: 2-й момент - 1-й момент + 2-й момент, т е. шь+ть + шь Подобно звуку ч, щ может быть верхним и нижним, Таким образом необходимость подробного описания артикуляции щ отпишет. Укажем лишь, что при произнесении щ глухонемой видит выдвинутые губы, обнажённые стисну-гые или сближенные зубы. Он осязает (при ленинградском варианте) сначала теплый ток воздуха, затем толчок (взрыв), а за ним опять тёплый выдох; при московском варианте — просто тёплый протяжный выдох

В. Постановка звука щ.

При налчии хорошего ч постановка щ не вызывает особых затруднений. При нижнем ч сдвигается и нижнее щ, при верхнем—верхнее. Учитель предлагает глухонемому произнести звук ч, выделив

фрикативный его момент. Длительное произнесение этого фрикативного компонента ч и есть щ В московском его произношении (щ —шьшь.) Ленинградский вариант звука Щ получается путём присоединения фрикативного компонента к ч (щ-шьч). Если у ученика и ч и ш оба верхние или оба нижние, то ещё проще ставить ленинградский вариант звука щ присоединением к ч простого ш.

В. Недостатки произношения звука щ.

1.       Каково произношение ч, таково будет и произношение щ, следовательно, при всех дефектах щ надо искать причину в ч и применять способы исправления, указанные в предыдущем разделе.

2.       Там, где употребляется московское щ (щ — шъшь), мы часто слышим простое твёрдое удлинённое ш;

перед зеркалом показать, что язык ближе к альвеолам (у верхнего шь) или ближе к нижним резцам (у нижнего шь); между

 

Сводная

таблица артикуляционных установок при

звуках ц, ч, щ.

 

При ц

При ч

При щ

Губы

как при с приближены к зубам

выдвинуты вперёд , немного меньше, чем

как при ч

Углы рта

оттянуты назад,

при ш сближены, сжаты

то же

 

как при с

 

 

Резцы

видны, сжаты

то же

то же

Язык

1-Й момент: кончик упирается в зубы, как при с; спинка выгнута, касается альвеол

2-й момент: кончик в том же положении; спинка после взрыва отскакивает в положение с, оставляя УЗКИЙ канал в се

редине

1 -й вариант верхнее ч. 1-й момент: кончик прижимается к нёбу за альвеолами; боковые края прижаты к коренным зубам, спинка приближена к нёбу; 2-й момент: кончик отскакивает в положение верхнего ш, но спинка поднята выше и передвинута вперед, откуда его мягкость

2-й вариант (нижнее ч), 1-й момент: кончик у альвеол нижних резцов, спинка смыкается с нёбом за альвеолами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам;

2-й момент: спинка отскакивает в положение нижнего ш, но при более близком к резцам положении,

1-й вариант (верхнее Щ) 1-й момент — см. 2-й момент звука ч; 2-й и 3-й моменты те же, что 1-й и 2-й моменты при ч

2-й вариант (нижнее Щ), 1-й момент — см. 2-й момент нижнего ч; 2-й и 3-й моменты — те же, что 1-й и 2-й моменты ч

в московском произношении и верхнее и нижнее щ = долгому 2-му моменту верхнего или нижнего ч

 

 

откуда его мягкость

 

Мягкое нёбо

поднято

поднято

поднято

Голосовые связки

раздвинуты

раздвинуты

раздвинуты

Напряжение выдыхаемого воздуха

 

умеренное

умеренное

более сильное

 

 

При ц

При ч

При щ

Глухонемой видит

стиснутые резцы или маленькую щель между верхним и нижним рядом резцов

то же и слегка выдвинутые губы

то же

Глухонемой осязает

взрыв и следующую за ним холодную струю выдоха

 

то же

при ленинградском

варианте: сначала тёплый выдох, затем взрыв и следующий за ним тёплый выдох; в московском произношении: длительный тёплый выдох

подбородком и гортанью дать ученику осязать напряжённое и поднятое состояние середины и корня языка.

3. Если при упражнениях ленинградского варианта щ ребёнок пропускает первый первый (шь), гак что выходит ч, то следует заставить его произносить тыиыпьшыпьшь (т. е. ч         ч        )

несколько раз беспрерывно со значительным удлинением момента шь, давая одной рукой чувствовать длительный выдох, а другой — напряжение средней и корневой части языка; этим достигается чёткое кинэстетическое ощущение напряжённости языка и выдоха при шь, так что после мою ребёнку уже нетрудно начинать щ со звука шь, прибавляя к нему ч; при лих упражнениях необходим контроль и

глазом (зеркалом), и рукой.

Г. Упражнения на звук щ и на дифференциацию звуков

 

 

 

Дефекты

 

 

Звуки

1

2

3

4

5

Ц ч

с

ш

тыс тыш

к' с' к'ш'

т т

сон. сон.

1. Замена слитных ц и ч фрикативными с и ш. В этом случае слова палец, двена(д)цать, цыпленок звучат как палее, двена(д)сать, сыпленок, а слова ключ, ручка, чай звучат как клюш, рушка, тай.

Такое произношение свидетельствует о том, что ученик не владеет навыком воспроизведения слитных звуков (из артикуляции выпадает один элемент — смычка, которая предшествует фрикативному элементу).

Подобная замена звуков ц и ч звуками с и ш допустима на определенном этапе обучения или коррекции; однако она считается (начиная со второго класса) ошибкой, которую со временем надо исправить.

При устранении указанного дефекта следует попытаться получить необходимую артикуляцию по подражанию на слух. Этого удается добиться применительно к некоторым глухим учащимся. Если на основе подражания на слух вызвать ц или ч не удается, следует прибегнуть к описанным выше приемам постановки аффрикат.

2. Вместо ц слышится тыс, в вместо ч — тыш (иногда с шепотным ы). В этом случае слоил палец, цыпленок звучат как палетыс, тысыпленок, а слова ключ, чай звучат как клютышл гпышай. Это происходит потому, что нет тесного слияния смычного и фрикативного моментов.

При устранении указанного недостатка нужно обратить внимание ученика на то, что голоса при произнесении ц и ч нет.

Если между т и с или т и ш вклинивается шепотное ы, надо показать, что переход от смычного к фрикативному элементу артикуляции происходит мгновенно, без отдергивания языка назад или нижней челюсти вниз.

В том случае, если таким путем исправить недостаток произношения ц, ч не удается, следует прибегнуть к демонстрации особенностей артикуляции слитных согласных на примере вспомогательной] . двугубной аффрикаты (см. с. 87).

3. Вместо ц слышится нечто вроде к'с', а вместо ч — к'ш! или кш. В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палекьсь, кьсыпленок, а слова ключ, чай звучат как клюк'ш, к'шяй.

Причиной указанного дефекта является то, что смычка спинки языка с нёбом образуется слишком далеко.

Устранение описанного недостатка следует начинать с коррекции ц. Ученику нужно показать перед зеркалом, что надо смыкать переднюю часть спинки языка непосредственно с верхними резцами или их деснами. При этом боковые края языка, перемещенного всей; массой вперед, могут находиться даже между зубами. После того как получено правильное (более переднее) положение языка при ц, нужно добиться передвижения языка к резцам при ч.

4. Вместо ц произносится т, а вместо ч — m'. В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палет, тыпленок, а слова ключ, чай — как клють, тяй.

Подобный дефект возникает оттого, что выпадает щелевой компонент артикуляции и соответственно звук с или ш.

В процессе устранения этого дефекта необходимо попытаться получить нужную артикуляцию по подражанию на слух, несколько подчеркнуто, протяжно произнося фрикативную часть аффрикаты: тс  или т'ш'     

Если результат не будет достигнут по подражанию на слух, нужно привлечь тактильный контроль, т. е. дать ученику возможность осязать выдыхаемую струю воздуха (поднеся руку ко рту).

В трудных случаях при постановке ц и ч нужно обратиться к вспомогательной двугубной аффрикаты.

5. Сонантность. Сущность дефекта состоит в замене согласных ц, ч средним между ы и и гласным. В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палей, йыпленок, а слова ключ, чай — как клюй, пай. Дефект очень грубый.

Не дожидаясь того момента, когда ученик усвоит артикуляцию аффрикат, следует ввести в словах замены звука ц звуком с, а ч — звуком ш. Ученик должен временно произносить включающие аффрикаты слова приближенно (в соответствии с концентрическим методом): палец как палес и т.п.

После этого надо приступать к постановке ц и ч заново с помощью описанных выше приемов.

Если учитель обнаружит, что сонантность охватывает не только аффрикаты, но также и свистящие и шипящие, коррекцию следует начинать со звука с, используя впоследствии с в качестве заменителя туков з и ц, а лабиализованное с — в качестве заменителя шипящих

ш, Ж, Ч, Щ.

Звук щ. В литературном произношении на равных правах употребляются два варианта звука ш, из которых один представляет собой сочетание мягкого ш и ч, а другой является просто долгим мягким ш.

Подобно звуку ч звук щ может быть как верхним, так и нижним, причем верхнему ч обычно соответствует верхнее ш, а нижнему — нижнее.

Из всего этого следует, что нет необходимости подробно описывать артикуляцию звука щ.

При наличии хорошего ч постановка щ не вызывает особых затруднений. При нижнем ч ставится и нижнее щ, при верхнем — верхнее.

Учитель произносит (при несколько открытом рте) звук ч, продлив его фрикативный (щелевой) компонент (т' ш     ), и побуждает

ученика сделать то же самое. Затем этот второй компонент звука ч. мягкое протяжное ш, произносится учителем без предшествующего т. Получается один из вариантов щ.

Другой способ постановки данного варианта звука щ носит механический характер. Звук щ ставится от с с помощью шпателя или зонда, которыми в момент произнесения звука с (са) прижимают или отодвигают кончик языка. В результате получается звук щ (ща). Во время последующих упражнений особое внимание должно быть уделено сопоставлению звука щ со звуками ч или ш в слогах и словах. Если избирается вариант произношения звука щ, при котором этот звук выступает как слитный согласный, аффрикат, то его постановка проще всего достигается путем присоединения того же фрикативного компонента к ч (ш' + ч). Если у ученика ч и ш оба верхние или оба нижние, ставить данный вариант звука щ еще проще. Речь идет о присоединении к ч простого ш (шч).

При наличии у детей значительных остатков слуха они могут быть с успехом использованы при постановке звука щ.

Многие недостатки произношения звука щ имеют в своей основе аналогичные причины или сходные дефекты произношения звуков ш или ч (боковое, щечное ш, твердое ч и т. п.). В этих случаях важной предпосылкой предупреждения и устранения дефектов звука щ является устранение аналогичных дефектов звуков ш и ч.

Остановимся на описании наиболее часто встречающихся специфических недостатков произношения звука щ.

1.       Вместо звука щ произносится звук ч. Чтобы получить аффрикатное щ, следует показать ученику на тыльной поверхности кисти, что смычке предшествует щелевой звук

(ш'     ч).

Можно написать буквы шч. Чтобы получить другой вариант звука щ, надо сопоставить ч и щ (щ     ) и дать ученику возможность ощутить тыльной поверхностью кисти руки разницу между плавной струей при щ и толчком воздуха при ч.

2.       Звук щ произносится твердо, т. е. как ш. Этот недостаток обычно возникает при верхнем щ и оказывается

сопряженным с аналогичным недостатком ч. На разборчивость речи он влияет мало.

После того как получен требуемый результат, его необходимо закрепить в процессе упражнений, обратив при этом особое внимание на сопоставление звуков щ и ш в слогах и словах Можно также заново ставить нижнее щ, исходя из звука с (см. выше).