Работа педагога с семьей
Оценка 5

Работа педагога с семьей

Оценка 5
docx
16.08.2023
Работа педагога с семьей
Часто работа с семьей, становится для учителя той ещё задачей. Вашему вниманию представлены материалы для работы с семьей, примерные темы родительских собраний в школах ЛНР
РАБОТА С СЕМЬЕЙ.docx

Методические рекомендации

для работы с родительской общественностью по оказанию содержательной квалифицированной помощи просветительского характера и равноправного, творческого взаимодействия семьи и школы.

Работа с семьей становится важнейшим компонентом образовательного и воспитательного процесса в образовательных организациях Луганской Народной Республики. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

Только вместе с родителями образовательная организация может результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию, что отражено в Государственных образовательных стандартах Луганской Народной Республики (далее - ГОС ЛНР).

В основе ГОС ЛНР лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных структурах обучения и воспитания;

- построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся том числе семейных традиций).

Образовательные стандарты ориентированы на становление личностных качеств обучающегося,

- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;

осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;

умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

- уважающего своих родителей и других людей;

осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Важнейшими условиями реализации ГОС ЛНР являются:

участие родителей обучающихся или их          законных представителей в проектировании и развитии образовательной программы и условий ее реализации;

обновление методик и технологий, направленных на динамику развития системы образования, запросов обучающихся и           их родителей (законных представителей) с учетом региональных особенностей.

Психолого-педагогические условия направлены на реализацию и обеспечение формирования и развития психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования, полноценной и последовательной идентификации обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.

Для развития взаимодействия семьи и образовательной организации следует учитывать следующие принципы:

• системность выстраивание системы совместной деятельности участников образовательных отношений на основе упорядоченных и взаимосогласованных элементов в соответствии с общими целями и задачами семейного и школьного воспитания;

• ценностно-смысловое самоопределение развитие совместной детей и взрослых, отношение друг к другу на основе национальных, культурных, семейных и социальных ценностей;

• дифференцированность индивидуальный подход к взаимодействию с различными категориями семей обучающихся (проблемными, многодетными, семьями переселенцев, асоциальными семьями и т.д.) в соответствии с особенностями и способами решения их социально-педагогических проблем;

• социальное партнерство педагогическое сотрудничество субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся и родителей) на основе диалога с целью выработки единой стратегии совместных действий;

• технологичность использование педагогических технологий, включающих взаимосвязанные этапы деятельности в соответствии с целями взаимодействия педагогов, детей и родителей;

 единое информационное пространство формирование упорядоченной совокупности потоков социально-педагогической информации, способствующей результативному решению проблем взаимодействия семьи и школы.

Эти принципы реализуются через различные организационные формы, педагогические технологии и модели взаимодействия семьи и образовательной организации, которые существуют в опыте работы образовательных организаций Луганской Народной Республики.

Основной целью системы работы образовательной организации с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Можно выделить следующие основные направления организации совместной работы образовательной организации и родителей (Приложение 1):

1) психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы и т.д.) (Приложение 2);

2) участие родителей в образовательном процессе одительские собрания, совместные творческие дела и т.д.);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты и т.д.).

Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям (законным представителям) одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

 

Формы взаимодействия образовательной организации и родителей

индивидуальные

групповые

коллективные

- беседа;

- переписка;

- посещение на  дому;

- индивидуальная

консультация;

елефонный разговор

- взаимодействие с родительским комитетом;

- взаимодействие с творческими группами;

- тематические консультации практические  занятия для родителей с привлечением специалистов;

- тренинги;

- родительский клуб

-родительский лекторий;

-родительская конференция; -практикум;

- диспут-размышление                           по вопросам воспитания;

-встреча родителей с администрацией школы, педагогами – предметниками, которые работают с  классом;

-дни открытых дверей; -родительские чтения; -дискуссия;

-родительский ринг; -открытый урок;

-родительское собрание

 

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями.

Индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей.

1. Беседы педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы

2. В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

3. Посещение обучающихся на дому помогают выяснить условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Особое внимание вызывают условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать обучающемуся необходимой поддержки.

4. Индивидуальная консультация – распространенная форма взаимодействия с родителями, которая может проводиться по инициативе педагога или по просьбе родителей.

Это так же одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения и т.д.).

Групповые формы взаимодействия с родителями.

Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам ктив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.

1. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Вырабатывается план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организуется обмен опытом отдельных родителей, решается целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решаются другие вопросы. Родительский комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

2. Взаимодействие педагогов с творческими группами. В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

3. Тематические консультации. Данную форму общения рекомендуется проводить раз в четверть для всех желающих родителей. Организацией тематической консультации занимается школа, а проведение ложится на плечи экспертов: социальных педагогов, практических психологов, медицинских работников, представителей государственных и общественных организаций и др.

Классные мероприятия проводят на протяжении целого учебного года в классе и по традиции приурочиваются к разным событиям: Дням Рождения, календарным и православным праздникам и. т.д..

4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов. Так, педагоги и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. После посещения ряда уроков педагоги и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.

5. Тренинг активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг для родителей проводится, как правило, практическим психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

6. Родительский клуб является наиболее эффективным способ вовлечения семьи в жизнь школы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

В каждом реальном случае педагог выбирает те формы взаимодействия с родителями (законными представителями), которые учитывают их потребности и предложения. Главное сделать родителей своими союзниками, а также создать равноправное, творческое заинтересованное взаимодействие семьи и школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основные направления организации совместной работы образовательной организации и родителей

 

Направления взаимодействия

Виды деятельности

Содержание деятельности

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

изучение семей обучающихся

- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке обучающихся;

- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях

повышение педагогической и психологической грамотности

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

- встречи, консультации специалистов (юрист, практический психолог, медицинские работники);

- работа с сайтом образовательной организации, изучение интернетесурсов;

- рассмотрение концептуальных основ построения ГОС ЛНР и учебноетодических материалов

изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике

- изучение Конституции ЛНР в части прав и обязанностей родителей и детей, Семейного кодекса ЛНР;

- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

- изучение Закона ЛНР «Об образовании», Устава образовательной организации,

Государственных образовательных стандартов и иных нормативно-правовых документов

Организация спортивноздоровительной работы в семье

пропаганда здорового образа жизни

- родительские практикумы по закаливанию;

- практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

- семинары по основам безопасности и жизнедеятельности ребенка в условиях семьи;

- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

- организация встреч с представителями здравоохранения и спорта

профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей

- развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение, веществ, вызывающих зависимость;

- изучение интернетесурсов, статистических данных по Республике

формирование положительного отношения к физической культуре и спорту

- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

-организация работы клуба любителей семейных путешествий, семейных занятий спортом

Привлечение родителей к управлению образовательной организацией, образовательным процессом:

участие в работе советов различного уровня

- участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов и в других формах);

- организация деятельности родительского комитета;

- организация деятельности клуба молодой семьи;

- участие родительского комитета в разработке Устава образовательной организации

обеспечение образовательного процесса

- обеспечение образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

- организация благоустройства и озеленения школьного двора;

- оформление классных кабинетов

Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

участие в профориентационной работе

- проведение мастерлассов по профессиональной направленности;

- участие в проведении тематических классных часов

организация массовых мероприятий, совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

- подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

- организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

- совместные выходы обучающихся и родителей в культурно-массовые учреждения

проведение открытых мероприятий для родителей

- проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей

участие в проектной деятельности

- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и  проектной деятельности;

- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерная

тематика родительских собраний в условиях реализации ГОС ЛНР:

Для родителей обучающихся 1-х классов:

-     «Адаптация первоклассников в условиях реализации ГОС НОО ЛНР»,

-   «Образовательная программа школы: реализуем вместе»,

-   «Что такое УУД?»,

-   «Как правильно дружить»,

-      «Родителям о безопасном образе жизни детей»,

-      «Что такое оценка и самооценка?»,

-          «Внеурочные занятия: как выбирать и развивать?» и др.

-  - для родителей обучающихся 2-х классов:

- «Как помочь второкласснику развивать УУД?»,

- «Что такое деятельность?»,

-          «Оценка и самостоятельность школьника»,

-          «О гражданском и патриотическом воспитании младших школьников» и др.

Для родителей обучающихся 3 классов:

-  «Как научить работать с информацией?»,

-  «Портфель достижений младшего школьника»,

-            «Сохранение здоровья один из результатов реализации ГОС НОО ЛНР»,

-                   «Проекты: взаимодействие детей и родителей» и др.

Для родителей обучающихся 4 классов:

-                   «Аттестация образовательных достижений за начальную школу»,

-       «Готовимся к «взрослой» школе»,

-                   «Одаренный ребенок», «Воспитание ценностей» и др.

Для родителей обучающихся 5-х классов:    

-    «Трудности адаптации пятиклассников к школе»,

-        «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»,

-        «О детском одиночестве»,

-        «Как сохранить здоровье ребенка?»,

-        «Первые проблемы подросткового возраста» и др.

Для родителей обучающихся 6-х классов:

-                   «Роль домашнего задания в самообразовании школьника»,

-         «Физическое развитие школьников»,

-  «За страницами твоего учебника»,

-                   «Как стать хорошими родителями» и др.

Для родителей обучающихся 7-х классов:

-                   «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»,

- «Вредным привычкам скажем «нет»»,

-        «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика»,

-        «Воля и пути ее формирования у учащихся»,

-  «Деньги как средство поощрения и наказания»,

-       «Как научить ребенка защитить себя в ситуации насилия на улице» и др.

Для родителей обучающихся 8-х классов:

-   «Как уберечь подростка от насилия»,

-   «Как развивать чувство ответственности в детях»,

-«Компьютер в жизни подростка»,

-«Культура поведения в конфликте»,

-«Роль семьи в развитии работоспособности ученика»,

-«Учение с увлечением»,

-   «Психологические и возрастные особенности подростка»,

-       «Мотивация подростка к самовоспитанию» и др.

Для родителей обучающихся 9-х классов:

- «Жизненные цели подростков. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам»,

-  «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе», «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»,

- «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»,

-                   «Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм наркомания). Как обезопасить своего ребенка» и др.

Для родителей обучающихся 10 классов:

-       «Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение),

- «Что об этом нужно знать?»,

-       «Характер моего ребенка»,

-       «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения», «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста»,

-       «Роль самооценки в формировании личности» и др.

- - для родителей обучающихся 11-х классов:

-       «Закон и ответственность»,

-   «Профессии, которые выбирают наши дети»,

-       «Как подготовить себя и подростка к выпускным экзаменам»,

-       «Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций»,

-       «Жизненный путь счастливого человека» и др.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьями обеспечивают взаимодействие родителей со школой, увеличивая эффективность образовательного и воспитательного процессов.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации для работы с родительской общественностью по оказанию содержательной квалифицированной помощи просветительского характера и равноправного, творческого взаимодействия семьи и школы

Методические рекомендации для работы с родительской общественностью по оказанию содержательной квалифицированной помощи просветительского характера и равноправного, творческого взаимодействия семьи и школы

Важней ш и м и у словия м и р е а ли з а ц ии

Важней ш и м и у словия м и р е а ли з а ц ии

Эти принципы р е ализ у ются че р ез р азличные организац и о н ны е формы, педагогичес к ие техно л огии…

Эти принципы р е ализ у ются че р ез р азличные организац и о н ны е формы, педагогичес к ие техно л огии…

Индиви д уальные ф о р мы в за им о д е йс тви я с р о дит е ля м и

Индиви д уальные ф о р мы в за им о д е йс тви я с р о дит е ля м и

Эти фо р мы вз а и м о де й ствия о б у сло в л ены в ы дел е нием о…

Эти фо р мы вз а и м о де й ствия о б у сло в л ены в ы дел е нием о…

Тренинг для р о д и телей п ро во д и т ся, к а к пр а вило, практическим п с и х…

Тренинг для р о д и телей п ро во д и т ся, к а к пр а вило, практическим п с и х…

Приложение 1 Основные направления организации совместной работы образовательной организации и родителей

Приложение 1 Основные направления организации совместной работы образовательной организации и родителей

у ч а ст и е в п р о е к т н ой деятель н о сти - и з у че ние…

у ч а ст и е в п р о е к т н ой деятель н о сти - и з у че ние…

Приложение 2 Прим ер ная те м а т и к а р о д ите л ьс к их с о бран и й…

Приложение 2 Прим ер ная те м а т и к а р о д ите л ьс к их с о бран и й…

Физич е с к о е р аз в ит и е ш к ол ьни к о в », - «За с тр аница…

Физич е с к о е р аз в ит и е ш к ол ьни к о в », - «За с тр аница…

З а к о н и о т в етст в енн о сть», - «Проф е ссии, к о т ор ые выбира ю…

З а к о н и о т в етст в енн о сть», - «Проф е ссии, к о т ор ые выбира ю…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2023