Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли) (занятие № 54 школьного кружка "Этнография").

  • doc
  • 11.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие № 54 кружка Этнография.doc

Образовательное

учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»

 

Учитель

Уразалеев Руслан Фаритович

 

Предмет

Исторический кружок «Этнография»

 

Классы

9-11

 

Дата проведения

 

07.04.2020

Форма проведения

 

Дистанционное занятие.

Номер занятия

 

54

Тема занятия

Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли).

 

Цели

 

Дать представление об этнографических вопросниках.

Познакомить обучающихся старших классов  с различными видами этнографических вопросников.

Научить обучающихся работать по этнографическим вопросникам; извлекать с их помощью максимум информации для этнографа-исследователя и на основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.

 

Создать ситуацию успеха на занятии кружка

Повысить мотивацию изучения истории родного края и народов населяющих его. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.

 

 

Оснащение

 

  Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК.

  Раздаточный материал: опросные электронные листы (в формате Word) по темам: «Средства     охоты», «Рыболовство», «Скотоводство», «Земледелие» и «Торговля».

Перечень электронных ресурсов: http://ethnography.omsu.ru

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

 

I. Изучение нового материала.

 

 

Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знания полученные на занятиях кружка по этнографии народов Омского Прииртышья.

Вопросы для беседы:

 

- С какими видами этнографических вопросников вы уже знакомы?

 

- Какую роль играют вопросники при изучения уклада жизни населения?

 

 

 

Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играют вопросники в этнографических исследованиях.

Раскрывает цели и задачи этнографической практики, проблемы, которые необходимо решить этнографу и принципы, на которые опирается в своей работе этнограф-практик.

 

Темы этнографических вопросников.

Учитель раскрывает значение каждой тематики этнографического опроса и приводит примеры.

Средства охоты  и рыболовства (средства и приемы лова, организация труда в рыболовстве, удельный вес продуктов рыболовств; промысел копытных, пушной промысел, промысел мелкого зверя и дичи, охота на медведя ).

Скотоводство (виды крупнорогатого и мелкого скота, выращивание, использование, забой, «запретные» животные).

Земледелие (зерновые, технические культуры, огород, бахча).

Торговля (обмен, товары повышенного спроса, формы торговли).

 

Физкультминутка

- учитель называет термины и просит обучающихся классифицировать их по вопросникам (в режиме ВК: микрофон).

 

II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах

 

1.Изучение вопросников в парах.

Средства охоты  

Средства рыболовства

2. Анализ тем опроса по отправленной презентации

 

3. Составление новых тем (работа в группах ВК):

Расспросные речи.

4. Каждая группа озвучивает свои результаты

 

 

III. Презентация творческого задания,

 

IV. Выводы.

Вопросники с их разнообразной тематикой играют большую роль в практике этнографа.

Главная задача этнографа – изучение жизни отдельного народа в современных условиях бытия с целью правильной интерпретации собранных знаний в этнографические тетради и карточки.

Если вы решили стать этнографом и хотите знать, что почитать, то с воспоминаний старшего поколения  (бабушки и дедушки это самые лучшие информанты). Они ведь тоже источник, и очень интересный источник.

 

Объявление оценок.

 

V. Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в ВК учителю.

1. Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов.

Допустил ошибки – 7–8 баллов.

Не справился – 4–6 баллов.

3. Как работала группа (пара)?

Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов.

Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов.

Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов.

4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.

 

 

VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия

 

VII. Домашнее задание:

 

Выбрать тему для опроса, поработать с представителями старшего поколения, проанализировать ее как этнограф – “добыть” этнографические  сведения об одной из сторон жизни людей в недавнем прошлом. Результаты можете отправить учителю ВК или WhatsApp.

 

 

Кто такой этнограф?

Задумывались ли вы когда-нибудь нал вопросом о том, кто такой этнограф?

Этнографом называется специалист по этнографии — исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи, политические, экономические, религиозно-философские, культурные и другие особенности. Как правило, этнографы специализируются на каком-либо конкретном этносе, а не на этнографии в целом. Этнограф. Виды деятельности: изучение документальных источников; поездки по местам жительства изучаемого этноса; взятие интервью у местных жителей, осмотр и наблюдения за особенностями их проживания; подготовка отчетов, заметок, репортажей, исследований, посвященных увиденному Места работы: историко-исследовательские учреждения; музеи; средства массовой информации; книжные издательства; туристические компании Профессиональные навыки: знание общей истории, а также действующих традиций, обычаев изучаемого этноса; владение языком (языками) исследуемого этноса; журналистские способности Дополнительные особенности: Тем, кто хочет посвятить свою профессиональную жизнь этнографии, целесообразнее всего будет получить высшее гуманитарное образование по следующим специальностям: культурология, журналистика, филология, история. В отдельных случаях возможно получить диплом географа. Профессия этнографа увлекательна, однако важно учесть обстоятельство ее низкой востребованности. Больше всего шансов устроиться на работу журналистам, специализирующимся на данной тематике[1].

Вспомогательные исторические дисциплины:

Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.

Генеалогия – наука о происхождении истории родов, династий и отдельных лиц.

Топонимика – наука о происхождении географических названий.

Эпиграфика – наука, изучающая надписи на камнях, плитах, пластинах, кости и т.д.

Хронология – наука об измерении времени, определяющая точные даты исторических событий.

Папирология – наука о древних папирусах.

Палеография – наука, изучающая внешнюю сторону памятников древней письменности (почерк, украшения, водные знаки).

Дендрохронология – метод определения возраста деревянных сооружений по годичным кольцам древесины.

Нумизматика – наука о монетах, изучающая историю денежного обращения по его материальным останкам.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, (предмет исследования: останки древних людей – антропоиды).

Сфрагистика – наука о печатях.

Бонистика – раздел нумизматики, изучающий бумажные деньги и боны.

Источниковедение – наука, изучающая содержание письменных источников.

Историография – отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие; “история исторической науки”.

Дипломатика – раздел источниковедения, занимающийся изучением государственных, дипломатических документов.

Историческая геология – изучает историю и закономерности развития Земли с момента образования земной коры до современности.

Метрология – наука о системах мер, денег, налогов у разных народов.

Лингвистика – наука о языках.

Ономастика – наука, изучающая собственные имена.

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий закономерности возникновения собственных имен, их развитие, структуру, географическое распространение, социальное функционирование.

Геральдика – наука о гербах.

Фалеристика – наука, изучающая истории орденов, медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов.

Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.

Другие источники: разработка занятия кружка «Историк-исследователь» по теме «Исторические источники» учителя С.А. Бирюковой[2].


Скачано с www.znanio.ru



[1] https://otvet.mail.ru/question/84454217: дата обращения: 06.04.2020.

[2] https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskogo-kruzhka-klass-3305229.html: дата обращения: 06.04.2020.

 

Посмотрите также