Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли) (занятие № 54 школьного кружка "Этнография").
Оценка 4.6

Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли) (занятие № 54 школьного кружка "Этнография").

Оценка 4.6
doc
11.04.2020
Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли) (занятие № 54 школьного кружка "Этнография").
Занятие № 54 кружка Этнография.doc

Образовательное

учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»

 

Учитель

Уразалеев Руслан Фаритович

 

Предмет

Исторический кружок «Этнография»

 

Классы

9-11

 

Дата проведения

 

07.04.2020

Форма проведения

 

Дистанционное занятие.

Номер занятия

 

54

Тема занятия

Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли).

 

Цели

 

Дать представление об этнографических вопросниках.

Познакомить обучающихся старших классов  с различными видами этнографических вопросников.

Научить обучающихся работать по этнографическим вопросникам; извлекать с их помощью максимум информации для этнографа-исследователя и на основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.

 

Создать ситуацию успеха на занятии кружка

Повысить мотивацию изучения истории родного края и народов населяющих его. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.

 

 

Оснащение

 

  Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК.

  Раздаточный материал: опросные электронные листы (в формате Word) по темам: «Средства     охоты», «Рыболовство», «Скотоводство», «Земледелие» и «Торговля».

Перечень электронных ресурсов: http://ethnography.omsu.ru

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

 

I. Изучение нового материала.

 

 

Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знания полученные на занятиях кружка по этнографии народов Омского Прииртышья.

Вопросы для беседы:

 

- С какими видами этнографических вопросников вы уже знакомы?

 

- Какую роль играют вопросники при изучения уклада жизни населения?

 

 

 

Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играют вопросники в этнографических исследованиях.

Раскрывает цели и задачи этнографической практики, проблемы, которые необходимо решить этнографу и принципы, на которые опирается в своей работе этнограф-практик.

 

Темы этнографических вопросников.

Учитель раскрывает значение каждой тематики этнографического опроса и приводит примеры.

Средства охоты  и рыболовства (средства и приемы лова, организация труда в рыболовстве, удельный вес продуктов рыболовств; промысел копытных, пушной промысел, промысел мелкого зверя и дичи, охота на медведя ).

Скотоводство (виды крупнорогатого и мелкого скота, выращивание, использование, забой, «запретные» животные).

Земледелие (зерновые, технические культуры, огород, бахча).

Торговля (обмен, товары повышенного спроса, формы торговли).

 

Физкультминутка

- учитель называет термины и просит обучающихся классифицировать их по вопросникам (в режиме ВК: микрофон).

 

II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах

 

1.Изучение вопросников в парах.

Средства охоты  

Средства рыболовства

2. Анализ тем опроса по отправленной презентации

 

3. Составление новых тем (работа в группах ВК):

Расспросные речи.

4. Каждая группа озвучивает свои результаты

 

 

III. Презентация творческого задания,

 

IV. Выводы.

Вопросники с их разнообразной тематикой играют большую роль в практике этнографа.

Главная задача этнографа – изучение жизни отдельного народа в современных условиях бытия с целью правильной интерпретации собранных знаний в этнографические тетради и карточки.

Если вы решили стать этнографом и хотите знать, что почитать, то с воспоминаний старшего поколения  (бабушки и дедушки это самые лучшие информанты). Они ведь тоже источник, и очень интересный источник.

 

Объявление оценок.

 

V. Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в ВК учителю.

1. Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов.

Допустил ошибки – 7–8 баллов.

Не справился – 4–6 баллов.

3. Как работала группа (пара)?

Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов.

Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов.

Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов.

4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.

 

 

VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия

 

VII. Домашнее задание:

 

Выбрать тему для опроса, поработать с представителями старшего поколения, проанализировать ее как этнограф – “добыть” этнографические  сведения об одной из сторон жизни людей в недавнем прошлом. Результаты можете отправить учителю ВК или WhatsApp.

 

 

Кто такой этнограф?

Задумывались ли вы когда-нибудь нал вопросом о том, кто такой этнограф?

Этнографом называется специалист по этнографии — исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи, политические, экономические, религиозно-философские, культурные и другие особенности. Как правило, этнографы специализируются на каком-либо конкретном этносе, а не на этнографии в целом. Этнограф. Виды деятельности: изучение документальных источников; поездки по местам жительства изучаемого этноса; взятие интервью у местных жителей, осмотр и наблюдения за особенностями их проживания; подготовка отчетов, заметок, репортажей, исследований, посвященных увиденному Места работы: историко-исследовательские учреждения; музеи; средства массовой информации; книжные издательства; туристические компании Профессиональные навыки: знание общей истории, а также действующих традиций, обычаев изучаемого этноса; владение языком (языками) исследуемого этноса; журналистские способности Дополнительные особенности: Тем, кто хочет посвятить свою профессиональную жизнь этнографии, целесообразнее всего будет получить высшее гуманитарное образование по следующим специальностям: культурология, журналистика, филология, история. В отдельных случаях возможно получить диплом географа. Профессия этнографа увлекательна, однако важно учесть обстоятельство ее низкой востребованности. Больше всего шансов устроиться на работу журналистам, специализирующимся на данной тематике[1].

Вспомогательные исторические дисциплины:

Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.

Генеалогия – наука о происхождении истории родов, династий и отдельных лиц.

Топонимика – наука о происхождении географических названий.

Эпиграфика – наука, изучающая надписи на камнях, плитах, пластинах, кости и т.д.

Хронология – наука об измерении времени, определяющая точные даты исторических событий.

Папирология – наука о древних папирусах.

Палеография – наука, изучающая внешнюю сторону памятников древней письменности (почерк, украшения, водные знаки).

Дендрохронология – метод определения возраста деревянных сооружений по годичным кольцам древесины.

Нумизматика – наука о монетах, изучающая историю денежного обращения по его материальным останкам.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, (предмет исследования: останки древних людей – антропоиды).

Сфрагистика – наука о печатях.

Бонистика – раздел нумизматики, изучающий бумажные деньги и боны.

Источниковедение – наука, изучающая содержание письменных источников.

Историография – отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие; “история исторической науки”.

Дипломатика – раздел источниковедения, занимающийся изучением государственных, дипломатических документов.

Историческая геология – изучает историю и закономерности развития Земли с момента образования земной коры до современности.

Метрология – наука о системах мер, денег, налогов у разных народов.

Лингвистика – наука о языках.

Ономастика – наука, изучающая собственные имена.

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий закономерности возникновения собственных имен, их развитие, структуру, географическое распространение, социальное функционирование.

Геральдика – наука о гербах.

Фалеристика – наука, изучающая истории орденов, медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов.

Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.

Другие источники: разработка занятия кружка «Историк-исследователь» по теме «Исторические источники» учителя С.А. Бирюковой[2].


Скачано с www.znanio.ru



[1] https://otvet.mail.ru/question/84454217: дата обращения: 06.04.2020.

[2] https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskogo-kruzhka-klass-3305229.html: дата обращения: 06.04.2020.

 

Образовательное учреждениеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа

Образовательное учреждениеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа

Оснащение Компьютер, скайп,

Оснащение Компьютер, скайп,

Земледелие (зерновые, технические культуры, огород, бахча)

Земледелие (зерновые, технические культуры, огород, бахча)

V. Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в

V. Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в

Как правило, этнографы специализируются на каком-либо конкретном этносе, а не на этнографии в целом

Как правило, этнографы специализируются на каком-либо конкретном этносе, а не на этнографии в целом

Палеография – наука, изучающая внешнюю сторону памятников древней письменности (почерк, украшения, водные знаки)

Палеография – наука, изучающая внешнюю сторону памятников древней письменности (почерк, украшения, водные знаки)

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий закономерности возникновения собственных имен, их развитие, структуру, географическое распространение, социальное функционирование

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий закономерности возникновения собственных имен, их развитие, структуру, географическое распространение, социальное функционирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020