Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»
|
Учитель |
Уразалеев Руслан Фаритович
|
Предмет |
Исторический кружок «Этнография»
|
Классы |
9-11
|
Дата проведения
|
07.04.2020 |
Форма проведения
|
Дистанционное занятие. |
Номер занятия
|
54 |
Тема занятия |
Работа по этнографическим вопросникам (средства охоты, рыболовства, скотоводства, земледелия и торговли).
|
Цели
|
Дать представление об этнографических вопросниках. Познакомить обучающихся старших классов с различными видами этнографических вопросников. Научить обучающихся работать по этнографическим вопросникам; извлекать с их помощью максимум информации для этнографа-исследователя и на основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.
|
Создать ситуацию успеха на занятии кружка |
Повысить мотивацию изучения истории родного края и народов населяющих его. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.
|
Оснащение
|
Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК. Раздаточный материал: опросные электронные листы (в формате Word) по темам: «Средства охоты», «Рыболовство», «Скотоводство», «Земледелие» и «Торговля». Перечень электронных ресурсов: http://ethnography.omsu.ru
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
|
|
I. Изучение нового материала.
|
Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знания полученные на занятиях кружка по этнографии народов Омского Прииртышья. |
Вопросы для беседы:
|
- С какими видами этнографических вопросников вы уже знакомы?
- Какую роль играют вопросники при изучения уклада жизни населения?
|
|
Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играют вопросники в этнографических исследованиях. Раскрывает цели и задачи этнографической практики, проблемы, которые необходимо решить этнографу и принципы, на которые опирается в своей работе этнограф-практик.
|
Темы этнографических вопросников. |
Учитель раскрывает значение каждой тематики этнографического опроса и приводит примеры. Средства охоты и рыболовства (средства и приемы лова, организация труда в рыболовстве, удельный вес продуктов рыболовств; промысел копытных, пушной промысел, промысел мелкого зверя и дичи, охота на медведя ). Скотоводство (виды крупнорогатого и мелкого скота, выращивание, использование, забой, «запретные» животные). Земледелие (зерновые, технические культуры, огород, бахча). Торговля (обмен, товары повышенного спроса, формы торговли).
|
Физкультминутка |
- учитель называет термины и просит обучающихся классифицировать их по вопросникам (в режиме ВК: микрофон).
|
II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах
|
1.Изучение вопросников в парах. Средства охоты Средства рыболовства 2. Анализ тем опроса по отправленной презентации
3. Составление новых тем (работа в группах ВК): Расспросные речи. 4. Каждая группа озвучивает свои результаты
|
III. Презентация творческого задания, |
|
IV. Выводы. |
Вопросники с их разнообразной тематикой играют большую роль в практике этнографа. Главная задача этнографа – изучение жизни отдельного народа в современных условиях бытия с целью правильной интерпретации собранных знаний в этнографические тетради и карточки. Если вы решили стать этнографом и хотите знать, что почитать, то с воспоминаний старшего поколения (бабушки и дедушки это самые лучшие информанты). Они ведь тоже источник, и очень интересный источник.
|
Объявление оценок. |
|
V. Рефлексия. |
Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в ВК учителю. 1. Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов. Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов. 2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов. Допустил ошибки – 7–8 баллов. Не справился – 4–6 баллов. 3. Как работала группа (пара)? Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов. Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов. Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов. 4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.
|
VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия |
|
VII. Домашнее задание:
|
Выбрать тему для опроса, поработать с представителями старшего поколения, проанализировать ее как этнограф – “добыть” этнографические сведения об одной из сторон жизни людей в недавнем прошлом. Результаты можете отправить учителю ВК или WhatsApp.
|
Кто такой этнограф?
Задумывались ли вы когда-нибудь нал вопросом о том, кто такой этнограф?
Этнографом называется специалист по этнографии — исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи, политические, экономические, религиозно-философские, культурные и другие особенности. Как правило, этнографы специализируются на каком-либо конкретном этносе, а не на этнографии в целом. Этнограф. Виды деятельности: изучение документальных источников; поездки по местам жительства изучаемого этноса; взятие интервью у местных жителей, осмотр и наблюдения за особенностями их проживания; подготовка отчетов, заметок, репортажей, исследований, посвященных увиденному Места работы: историко-исследовательские учреждения; музеи; средства массовой информации; книжные издательства; туристические компании Профессиональные навыки: знание общей истории, а также действующих традиций, обычаев изучаемого этноса; владение языком (языками) исследуемого этноса; журналистские способности Дополнительные особенности: Тем, кто хочет посвятить свою профессиональную жизнь этнографии, целесообразнее всего будет получить высшее гуманитарное образование по следующим специальностям: культурология, журналистика, филология, история. В отдельных случаях возможно получить диплом географа. Профессия этнографа увлекательна, однако важно учесть обстоятельство ее низкой востребованности. Больше всего шансов устроиться на работу журналистам, специализирующимся на данной тематике[1].
Вспомогательные исторические дисциплины:
Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей.
Генеалогия – наука о происхождении истории родов, династий и отдельных лиц.
Топонимика – наука о происхождении географических названий.
Эпиграфика – наука, изучающая надписи на камнях, плитах, пластинах, кости и т.д.
Хронология – наука об измерении времени, определяющая точные даты исторических событий.
Папирология – наука о древних папирусах.
Палеография – наука, изучающая внешнюю сторону памятников древней письменности (почерк, украшения, водные знаки).
Дендрохронология – метод определения возраста деревянных сооружений по годичным кольцам древесины.
Нумизматика – наука о монетах, изучающая историю денежного обращения по его материальным останкам.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, (предмет исследования: останки древних людей – антропоиды).
Сфрагистика – наука о печатях.
Бонистика – раздел нумизматики, изучающий бумажные деньги и боны.
Источниковедение – наука, изучающая содержание письменных источников.
Историография – отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие; “история исторической науки”.
Дипломатика – раздел источниковедения, занимающийся изучением государственных, дипломатических документов.
Историческая геология – изучает историю и закономерности развития Земли с момента образования земной коры до современности.
Метрология – наука о системах мер, денег, налогов у разных народов.
Лингвистика – наука о языках.
Ономастика – наука, изучающая собственные имена.
Антропонимика – раздел ономастики, изучающий закономерности возникновения собственных имен, их развитие, структуру, географическое распространение, социальное функционирование.
Геральдика – наука о гербах.
Фалеристика – наука, изучающая истории орденов, медалей, знаков отличия, а также коллекционирование этих предметов.
Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.
Другие источники: разработка занятия кружка «Историк-исследователь» по теме «Исторические источники» учителя С.А. Бирюковой[2].
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://otvet.mail.ru/question/84454217: дата обращения: 06.04.2020.
[2] https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskogo-kruzhka-klass-3305229.html: дата обращения: 06.04.2020.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.